Плюс четыре газовоза для «Арктик СПГ-2» - Морские вести России

Плюс четыре газовоза для «Арктик СПГ-2»

27.07.2020

Морской транспорт

Плюс четыре газовоза для «Арктик СПГ-2»

Совместное предприятие ПАО «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» – ООО «Современный морской арктический транспорт СПГ» (ООО «СМАРТ СПГ») – заключило с группой ВЭБ РФ соглашения о лизинговом финансировании строительства четырех арктических танкеров-газовозов СПГ ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ-2».

Владислав Букин

Одновременно компания «СМАРТ СПГ» подписала долгосрочные тайм-чартерные договоры с ООО «Арктик СПГ-2». Строительство судов будет вестись на мощностях ССК «Звезда» в городе Большой Камень.

Ранее, в октябре 2019 года, группа «Совкомфлот» заключила договоры финансирования и отфрахтования пилотного газовоза этой серии.

По сообщению «Совкомфлота», эта серия была спроектирована с учетом опыта эксплуатации газовоза «Кристоф де Маржери» в рамках проекта «Ямал СПГ». Поэтому использованные при проектировании инженерные решения обеспечат новым судам более высокую ледовую проходимость и маневренность в сложных условиях Арктического бассейна по сравнению с судами проекта «Ямал СПГ».

Все газовозы будут зарегистрированы под флагом РФ, а наблюдение за строительством будет вести Российский морской регистр судоходства.

Совместный путь

Соглашение о создании совместного предприятия «СМАРТ СПГ» НОВАТЭК и «Совкомфлот» подписали в ходе Восточного экономического форума в сентябре 2019 года. Новая компания будет выполнять роль владельца и оператора флота танкеров-газовозов для обеспечения проекта «Арктик СПГ-2», а также других текущих и перспективных проектов НОВАТЭКа.

Суда будут ходить Северному морскому пути от Ямала до пунктов перевалки СПГ на Камчатке и в Мурманске. Стоимость 15 судов (на тот момент) оценивалась в $5,5 млрд. Финансировать строительство будет ВЭБ РФ. Для строительства еще двух газовозов «Звезде» необходимо дофинансирование в размере $0,5 млрд.

Техническим партнером при строительстве этой серии газовозов «Звезда» выбрала Samsung. Первые 15 арктических танкеров для вывоза СПГ с «Ямал СПГ» строила DSME.

Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, комментируя подписание соглашения на Восточном экономическом форуме, рассказал, что ранее созданная совместная компания МАРТ с участием «Совкомфлота», китайской Cosco Shipping и Фонда Шелкового пути будет работать на глобальных рынках, в том числе в Индии. В отличие от «СМАРТ СПГ», в ее активе будут СПГ-танкеры неледового класса.

После подписания соглашения на Восточном форуме врио генерального директора АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» Константин Лаптев рассказал, что закладка киля пилотного газовоза планируется в 2021 году. При этом все суда-газовозы проекта «Арктик СПГ-2» планируется строить с максимальной степенью локализации.

Уже начиная с головного судна, на территории России предполагается сборка и окраска корпуса судна, монтаж всего судового оборудования и систем, установка мембранной системы СПГ-танкеров, проведение пусконаладочных работ и испытаний.

В конце прошлого года НОВАТЭК сообщал, что до 2030 года планирует дополнительно разместить на «Звезде» еще от 15 до 17 крупных танкеров.

«Арктик СПГ-2»

«Арктик СПГ-2» – второй проект НОВАТЭКа, связанный с производством сжиженного природного газа (СПГ), после «Ямала СПГ». Его планируется реализовать на базе Утреннего месторождения на полуострове Гыдан в ЯНАО. Помимо НОВАТЭКа, которому принадлежит 60% акций, в проекте участвуют Total (10%), CNPC (10%), CNOOC Limited (10%), Japan Arctic LNG, СП Mitsui & Co и JOGMEC (10%).

В рамках проекта планируется построить три технологические линии мощностью 6,6 млн тонн каждая (19,8 млн тонн СПГ в год). Ожидаемый срок запуска первой линии – 2022–2023 гг., с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 годах.

«Арктик СПГ-2» будет состоять из 3 технологических линий по производству СПГ мощностью 6,6 млн т/год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т/год.

Сроки запуска первой линии – в 2023 году, второй – в 2024-м, третьей – в 2026 году.

Капитальные вложения, которые необходимы для запуска всего проекта «Арктик СПГ-2» на полную мощность, оцениваются в районе $21,3 млрд.

Основные технологические линии и модули для «Арктик СПГ-2» будут строиться на верфи НОВАТЭКа возле Мурманска (Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, ЦСКМС). Затем их на специальных платформах отбуксируют на Гыданский п-ов к месту установки в акватории Обской губы. В береговой зоне размещены преимущественно вспомогательные и инфраструктурные объекты. Как сообщает сам НОВАТЭК, такая схема позволит оптимизировать затраты на строительство.

Часть флота за границей

Для поддержания работы двух СПГ-проектов НОВАТЭКа необходимы большие транспортные мощности. В январе 2020 года глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что НОВАТЭК закажет 10 судов-газовозов за границей.

«Действительно, НОВАТЭК на правительственном уровне получил разрешение построить 10 дополнительных газовозов на зарубежных верфях со сроком сдачи в 2023–2024 годах. Такое решение было принято, исходя из того, что в этот период ССК «Звезда» уже будет загружен заказами по строительству 15 судов-газовозов в интересах проекта «Арктик СПГ-2», – рассказал тогда Денис Мантуров.

Глава ведомства подчеркнул, что такое разрешение было выдано компании в интересах развития отечественной СПГ-индустрии, чтобы искусственно не занижать производство и экспорт.

При этом сам НОВАТЭК не отказывается от перспективного строительства флота на ССК «Звезда» с прицелом на 2026–2030 годы.

Помимо «Арктик СПГ-2», в планах у компании ввод в эксплуатацию 4-й линии на «Ямал СПГ» мощностью 0,9 млн тонн и «Обского СПГ» мощностью 5 млн тонн в 2022–2023 годах.

После этого совокупная мощность проектов компании превысит 42 млн тонн СПГ.

Морской флоит №2 (2020)

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России