Арктическое партнерство - Морские вести России

Арктическое партнерство

12.03.2021

Морской транспорт

Арктическое партнерство

Фото: «Вестника СКФ»

Группу компаний «Совкомфлот» и группу «НОВАТЭК» связывает многолетнее взаимовыгодное партнерство. Начало ему было положено 10 лет назад, в 2010-2011 годах, когда «Совкомфлот» и НОВАТЭК при поддержке «Атомфлота» организовали серию экспериментальных транзитных рейсов по Севморпути и тем самым доказали возможность и целесообразность использования СМП для крупнотоннажных грузовых перевозок. Эти рейсы заложили основу для реализации серии крупных СПГ-проектов в устье Оби. В 2020 году две компании вывели свое сотрудничество на новый уровень.

По материалам «Вестника СКФ»

Новое поколение арктического флота СКФ

К осени 2020 года группа СКФ заключила с группой «НОВАТЭК» тайм-чартерные контракты на отфрахтование 18 новых ледокольных газовозов для обслуживания проекта «Арктик СПГ-2». Каждое судно было отфрахтовано на 30 лет. Эта сделка стала самой крупной в истории СКФ: общий объем законтрактованной будущей выручки увеличился почти в 2,5 раза и достиг $24 млрд.

Укрепление позиций «Совкомфлота» в сегменте морской перевозки сжиженного газа является одной из приоритетных задач в рамках действующей стратегии компании. Эта стратегия призвана обеспечить «Совкомфлоту» стабильный рост выручки, которая зафиксирована на долгосрочной основе и не зависит от циклических колебаний конъюнктуры фрахтового рынка.

Успешное сотрудничество СКФ и «НОВАТЭКа» наглядно демонстрирует мультипликативный эффект сразу для нескольких отраслей национальной экономики. Оно обеспечит участие российского судовладельца в транспортировке стратегически важных для экономики РФ грузов, генерируемых крупными нефтегазовыми проектами в российской Арктике, будет способствовать активному развитию крупнотоннажного гражданского судостроения внутри страны за счет масштабного портфеля заказов, позволит сохранить и развить отечественные компетенции в области ледового плавания, а также создаст около 1000 новых рабочих мест для российских моряков.

Строительство основной части новых газовозов – 15 из 18 – будет вестись в России, на ССК «Звезда» (Приморский край).

Заказчиком пилотного судна этой серии выступает непосредственно группа СКФ, заказчиком остальных 14 газовозов – ООО «Сов­ременный морской транспорт СПГ» («СМАРТ СПГ»), совместное предприятие «Совкомфлота» и «НОВАТЭКа». Поставка всех судов серии запланирована на 2023-2025 годы.

«Никогда ранее столь сложные в инженерном отношении объекты морской техники не создавались на российских верфях. Мы гордимся тем, что сотрудничество «Совкомфлота» с компанией «НОВАТЭК», группой ВЭБ.РФ и ССК «Звезда» способствует локализации в России новых технологий гражданского судостроения», – отметил Игорь Тонковидов, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот».

Еще три газовоза были заказаны напрямую «Совкомфлотом» на верфи DSME (Республика Корея), срок поставки – 2023 год.

Все 18 судов будут зарегистрированы под государственным флагом Российской Федерации, наблюдение за их строительством будет осуществлять Российский морской регистр судоходства (PC). Все экипажи будут укомплектованы российскими моряками.

Всем новым газовозам будет присвоен ледовый класс Агс7. Суда спроектированы с учетом накопленного «Совкомфлотом» опыта безопасной эксплуатации танкера «Кристоф де Маржери». Выбранные для них инженерные решения обеспечат судам более высокую по сравнению с газовозами предыдущего поколения скорость движения и маневренность при плавании во льду.

В частности, каждый газовоз будет оснащен тремя винторулевыми колонками. Мощность пропульсивной установки газовозов, строящихся на ССК «Звезда», составит 45 МВт, а у заказанных на DSMЕ судов она достигнет 51 МВт. Для сравнения: мощность атомного ледокола типа «50 лет Победы» составляет 55 МВт, мощность первого в мире атомохода «Ленин» – 32,4 МВт.

Грузовместимость судов составит 172 тыс. кбм.

Символично, что фактическое начало строительству нового поколения арктического газового флота было положено тоже в 2020 году: 20 ноября на ССК «Звезда» состоялась церемония резки стали для пилотного судна.

Кроме того, в 2020 году в «Совкомфлоте» началась программа подготовки кадров плавсостава для комплектования экипажей растущего газового флота.

Ввод нового поколения ледокольных газовозов в эксплуатацию призван впервые в истории обес­печить круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики и тем самым ускорить реализацию национальных планов по увеличению грузопотока в акватории Северного морского пути. Тем временем в 2020 году «Совкомфлот» сделал еще один важный шаг к этой цели.

Исторический рейс

Вечером 18 мая 2020 года газовоз «Кристоф де Маржери» с грузом СПГ покинул порт Сабетта и взял курс в восточном направлении. 12,5 дней спустя, ранним утром 31 мая, газовоз миновал траверз мыса Дежнева и покинул акваторию Севморпути. Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно успешно преодолело всю трассу СМП в мае, когда ледовые условия в восточном секторе СМП остаются достаточно сложными. Напомним, что традиционно навигация в этом секторе открывается на два месяца позже – только в июле.

Успешный переход «Кристоф де Маржери» подтвердил, что период навигации в восточном секторе Арктики может быть значительно расширен при условии использования специализированных транспортных судов арктического ледового класса

Итоговая продолжительность рейса из Сабетты в порт Цзянсу (KHР) составила 21 день. Таким образом, использование СМП позволило сократить срок доставки груза более чем на треть – аналогичный рейс традиционным южным маршрутом через Суэцкий канал занимает 34 дня.

При этом движение газовоза по трассе СМП было всегда ограничено безопасной – с учетом наблюдаемых ледовых условий – скоростью. Судовая энергетическая установка работала на мощности, близкой к максимальной, не более 12% всего времени.

Проведение столь раннего рейса стало возможным благодаря детальной оценке всех потенциальных рисков на основе многолетней работы «Совкомфлота» в Арктике, а также за счет тщательной проработки различных сценариев плавания совместно с «НОВАТЭКом» и «Атомфлотом».

Ледовая обстановка на пути следования судна соответствовала прогнозам и сохранялась на уровне средних за последние годы значений. Самым сложным участком трассы, как и предполагалось, стали пролив Вилькицкого, где наблюдалось большое количество айсбергов и стамух, а также Восточно-Сибирское и Чукотское моря, где движение осложнялось сильным торошением и ледовым сжатием, при этом лед находился уже не в припайном состоянии, а в состоянии свободного движения.

В ходе рейса были собраны подробные данные о работе оборудования и узлов судна при плавании в предельно тяжелых ледовых условиях. Эта информация будет учтена при проектировании следующих поколений арктических судов.

В 2021 году «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» при поддержке «Атомфлота» планируют продолжить программу экспериментальных сверхранних рейсов по СМП. Ожидается, что следующим шагом для дальнейшего расширения навигационного окна станет транзитный переход в один из зимних месяцев, в период полярной ночи.

«Майский рейс танкера «Кристоф де Маржери» по СМП позволил сделать еще один шаг к раскрытию транзитного потенциала Севморпути и значительно расширить окно транспортных возможностей, что повышает эффективность арктических индустриальных проектов. Даже с учетом тяжелой ледовой обстановки в это время года использование СМП дает возможность существенно сократить сроки доставки партии газа в порты стран АТР по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Помимо оптимизации логистики более короткий переход обеспечивает снижение «углеродного следа» от эксплуатации флота. Успех рейса во многом обеспечили высокая выучка и профессионализм экипажа танкера и работников береговых подразделений компании, а также детальная оценка всех возможных рисков и тесное взаимодействие с другими участниками проекта, в первую очередь специалистами НОВАТЭКа и «Атомфлота», – отметил Игорь Тонковидов, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот».

Развиваем арктическую инфраструктуру вместе

В августе арктический газовоз СПГ «Кристоф де Маржери» успешно завершил тестовую швартовку к временному рейдовому перевалочному комплексу (ВРПК) «Кильдин Восточный» ПАО «НОВАТЭК» вблизи острова Кильдин (Баренцево море).

Успешное проведение швартовых операций в этом регионе – важный этап дальнейшего развития системы транспортного обеспечения проекта «Ямал СПГ», а также перспективных проектов ПАО «НОВАТЭК» в Российской Арктике.

Ожидается, что в дальнейшем ВРПК «Кильдин Восточный» будет использоваться для перевалки СПГ по технологии ship-to-ship с арктических газовозов на конвенциональные газовозы для последующей транспортировки газа в западном направлении. Это позволит сократить длительность круговых рейсов арктических газовозов и тем самым повысит эффективность их использования.

Генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Тонковидов отметил: «Компания «Совкомфлот» продолжает принимать активное участие в развитии инфраструктуры для эффективного и безопасного транспортного обеспечения крупных промышленных проектов, реализуемых в Арктической зоне РФ, что будет способствовать ускорению реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории СМП. Экипаж судна «Кристоф де Маржери» в очередной раз доказал способность успешно выполнять сложные морские операции.

Напомню, что именно «Кристоф де Маржери» осуществил первую швартовку к терминалу в порту Сабетта, транспортировку первой партии сжиженного газа, произведенного на заводе «Ямал СПГ». Выражаю капитану газовоза Сергею Николаевичу Зыбко и всему экипажу судна благодарность за высокий профессионализм при проведении тестовой швартовки. Хочу также выразить благодарность экипажам вспомогательных судов и сотрудникам береговых служб, которые были вовлечены в обеспечение тестовой швартовки, в первую очередь коллегам из «Атомфлота», «Морспасслужбы», «Росморпорта» и морской администрации порта Мурманск».

Морские вести России №1 (2021)

Баннер
Газпромбанк
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
Конференция ПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021