Январский рейс на восток - Морские вести России

Январский рейс на восток

29.03.2021

Морской транспорт

Январский рейс на восток

Фото: пресс-служба СКФ

2021 год для группы компаний «Совкомфлот» начался с выхода в рейс по Северному морскому пути. Вечером 16 января газовоз «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева, завершив первый сверхпоздний переход по СМП на восток без сопровождения ледокола.

По материалам «Вестника СКФ»

Продолжительность перехода газовоза до мыса Дежнева от выхода из морского канала Обской губы составила 10 суток 21 час. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили. На всем протяжении трассы Северного морского пути «Кристоф де Маржери» осуществлял самостоятельное плавание без сопровождения ледокола, поддерживая при этом безопасную с учетом ледовой обстановки и ограниченной видимости скорость. Около 65% всего ходового времени судно осуществляло движение кормой вперед, реализуя заложенный в его конструкцию принцип двойного действия. Средняя скорость плавания составила 9,5 узлов.

Переход был осуществлен в рамках рейса по доставке партии сжиженного газа проекта «Ямал СПГ» из Сабетты в Азию. Результаты рейса подтвердили, что зимнее навигационное окно для коммерческой перевозки грузов в восточном секторе Арктики возможно расширить на один-два месяца. Это позволяет компании еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы Северного морского пути.

Ощущали поддержку

Капитан газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Гень сообщил, что переход был тщательно спланирован, судно было обеспечено ледовыми прогнозами, спутниковыми снимками и аналитическими данными.

«Мы представляли, что нас ожидает. Ледовая обстановка соответствовала прогнозам, основную сложность представляли участки с большим количеством ледяных торосов. Мы поддерживали безопасную скорость с учетом ледовой обстановки, весь переход осуществлялся в условиях полярной ночи и ограниченной видимости. В этих условиях мы использовали инфракрасные камеры для наблюдения за ледовой обстановкой – искали участки, где есть разломы, где есть так называемая слабина во льду, старые ледовые каналы, трещины. С применением современного оборудования нам удалось повысить безопасность плавания и увеличить среднюю скорость движения», – рассказал Сергей Гень.

«Экипаж чувствовал поддержку с берега, и это позволило нам выбрать наиболее безопасный маршрут. Рекомендованный маршрут сравнивался с текущей обстановкой, тактику корректировали по месту», – добавил капитан.

Колыбель белых медведей

Ну а какой рейс без встречи с местными обитателями? Когда судно проходило пролив Лонга, а вокруг начало ненадолго светать, экипаж заметил белых медведей.

Сергей Гень продолжает свой рассказ: «Когда мы преодолевали торосы, увидели большую группу белых медведей, насчитали 19 особей. Они охотились на нерпу. Два медведя оказались за торосами по ходу нашего движения. Пытались обойти их – мы вправо, и они вправо. Мы влево, и они влево. Нам пришлось сбавить ход и даже остановиться в 50 метрах от них, чтобы образуемые трещины не напугали зверей. Медведи некоторое время бежали впереди, потом все-таки свернули. Только после этого мы дали ход», – сказал капитан Гень.

По его словам, огромному газовозу пришлось даже наращивать мощность для преодоления тяжелого льда после остановки. Но ради спасения медведей экипаж предпринял эти действия, следуя процедурам по безопасности.

«Для того чтобы спасти медведей, нам пришлось на это пойти. Мы понимаем, что мы гости, остров Врангеля, как говорят, «колыбель» белых медведей, и мы как вежливые гости вели себя аккуратно», – заключил он.

Путь к круглогодичной навигации

«Многовековая мечта российских первопроходцев – открыть круглогодичную навигацию в восточном секторе Арктики – на наших глазах становится еще на один шаг ближе. Это позволяет повысить эффективность использования СМП в интересах национальной экономики и способствует успешной реализации масштабных промышленных проектов в устье реки Оби и на всем протяжении Арктической зоны РФ в целом.

При этом уменьшение продолжительности рейса при использовании СМП по сравнению с традиционным южным маршрутом через Суэцкий канал обеспечивает не только экономическую эффективность, но и существенное сокращение «углеродного следа» от грузоперевозок», – подчеркнул генеральный директор «Совкомфлота» Игорь Тонковидов.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев в свою очередь отметил, что накопленный «Совкомфлотом» опыт операций в Арктике позволит компании обеспечить безопасную и бесперебойную доставку на мировой рынок российских экспортных грузов, в частности СПГ, на который приходится существенная доля намеченного грузооборота Севморпути.

В 2010-2011 гг. «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» совместно с «Атомфлотом» организовали серию экспериментальных транзитных рейсов по Севморпути, которые доказали техническую возможность и экономическую целесообразность использования трассы для крупнотоннажных грузовых перевозок. Эти рейсы заложили основу для реализации масштабных газовых проектов в устье Оби.

В 2017 г. «Совкомфлот» ввел в эксплуатацию первый в мире арктический ледокольный газовоз СПГ – «Кристоф де Маржери». Это головное судно серии судов, спроектированных для круглогодичной транспортировки сжиженного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». Грузовместимость судна – 172,6 тыс. куб. м. Танкер отличается высокой ледопроходимостью (ледовый класс Агс7), маневренностью и мощностью, что позволяет ему безопасно работать в экстремальных климатических и ледовых условиях высоких широт.

В 2020 г. «Кристоф де Маржери» стал первым в истории крупнотоннажным грузовым судном, которое преодолело трассу Севморпути в восточном направлении в мае, на два месяца раньше традиционного начала навигации.

Морские ввести России №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ