Дипломирование членов экипажей морских судов (Начало) - Морские вести России

Дипломирование членов экипажей морских судов (Начало)

14.03.2022

Морской транспорт

Дипломирование членов экипажей морских судов (Начало)

Фото: Сергей Дмитриев

По данным Конференции ООН по торговле, развитию и анализу рынка труда на мировом торговом флоте, в 2021 году Россия вышла на второе место в мире по количеству моряков .

С 1 марта 2022 г. в нашей стране вступает в силу новое Положение о дипломировании членов экипажей морских судов (далее – Положение) .

В связи с этим у плавсостава, а также у сотрудников портовых инспекций, транспортной прокуратуры, Ространснадзора, служб управления движением судов, круингов и других сфер обеспечения деятельности морского транспорта возникает множество вопросов, поиск правильного ответа на которые пока представляет весьма непростую задачу.

Сергей Дмитриев, д.ю.н.

Ближе к правилам

«Все познается в сравнении», – утверждал Рене Декарт. Но при наличии безусловных плюсов Положение сложно для компаративного анализа вследствие неоправданной громоздкости, наличия недостатков редакционного, логического, лексико-семантического порядка, а также из-за существенного структурного и содержательного «перемешивания» всех 129 пунктов данного документа, около 50% предписаний в которых изменились радикально, а остальные поменяли лишь форму изложения.

Однако «детские болезни» нового документа будут предметом обсуждения в отдельной статье. Сейчас же попытаемся сложить эти пазлы чисто в утилитарном плане – выделим важнейшие новации, которые ощутимо экранируются стереотипами, устоявшимися за десятилетие существования предшествующего Положения1. Итак:

1. Положение стало несравненно ближе к правилам Конвенции STCW, хотя, к сожалению, далеко не все резервы такого сближения были реализованы. Лиха беда начало! Тем не менее устранено немало дискриминационных моментов в отношении моряков – граждан РФ в сравнении с их зарубежными визави. Более того, данный документ буквально усыпан дополнительными и детальными ссылками на конкретные пункты и подпункты соответствующих международных нормативно-правовых актов, что существенно упрощает разрешение многих спорных вопросов.

2. Для дипломирования всех должностных категорий плавсостава морского торгового флота отменена необходимость иметь высшее образование и стаж работы на соответствующих вышестоящих должностях. Карьерный рост командного состава и специалистов теперь требует лишь прохождения подготовки в рамках дополнительного профессионального образования1.

3. Дипломы капитана и командного состава судов с ограничениями признаются годными для работы на соответствующих должностях с этими же ограничениями, включая все нижестоящие должности. При этом дипломы без ограничений также признаются годными для работы на соответствующих нижестоящих должностях с любыми ограничениями.

4. Для получения первичного квалификационного документа капитана или командного состава стаж плавания должен быть получен на судах определенной валовой вместимости или мощности главной двигательной установки (ГДУ), предусмотренной квалификационным документом (КД), на получение которого претендует моряк. Причем при продлении срока действия данного документа стаж плавания учитывается независимо от указанных технических параметров судов.

5. Кардинально изменена номенклатура должностей плавсостава. В частности, исключены следующие должностные категории:
– капитан;
– старший помощник капитана прибрежного плавания;
– вахтенный помощник капитана;
– старший механик;
– старший механик судов с ГДУ менее 3000 кВт;
– второй механик;
– второй механик судов с ГДУ менее 3000 кВт;
– механик судов с ГДУ менее 750 кВт;
– старший электромеханик;
– электромеханик;
– радиоэлектроники первого и второго классов;
– судовые рефрижераторные механики первой, второй и третьей категорий;
– судовой рефрижераторный машинист;
– квалифицированный матрос;
– квалифицированный моторист.
Взамен утверждены должности с более четкой градацией по их функциональному назначению, валовой вместимости и мощности ГДУ судов, а также изменены некоторые формулировки квалификационных требований. Приведу названия вновь принятых должностей:
– капитан морского судна валовой вместимостью менее 5003, занятого в прибрежном плавании;
– капитан морского судна валовой вместимостью от 500 до 3000;
– капитан морского судна валовой вместимостью 3000 и более;
– старший механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт;
– старший механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более;
– второй механик морского судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт;
– второй механик морского судна с ГДУ 3000 кВт и более;
– вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более;
– вахтенный помощник капитана морского судна валовой вместимостью менее 500, занятого в прибрежном плавании;
– электромеханик судна с ГДУ более 750 кВт;
– операторы радиоэлектронного оборудования первого и второго классов ГМССБ;
– матрос первого класса;
– моторист первого класса.
Квалификационные характеристики некоторых должностей моряков (вахтенный механик, электромеханик), по сути, остались прежними. Изменились лишь наименования данных должностей (вахтенный механик морского судна с ГДУ 750 кВт и более, электромеханик судна с ГДУ более 750 кВт).
Отметим, что все ранее выданные КД моряков остаются действительными до окончания срока их действия, а новые могут выдаваться и в электронной форме.

6. Исключены требования к стажу работы плавсостава на плавучих морских платформах и энергоблоках. Полагаю, что это произошло потому, что данные сооружения прежде всего представляют собой не что иное, как специализированные морские суда.

7. В экстраординарных случаях (болезнь, смерть или недееспособность капитана, старшего помощника капитана, старшего или второго механика) моряки могут получать льготное разрешение, позволяющее им занимать вышестоящую должность на срок до 6 мес. при условии, что это не создаст опасности для людей, судна или окружающей среды. Разрешение выдается капитаном морского порта на основании заявления судовладельца и действует до прибытия судна в порт, где возможна замена на члена экипажа, обладающего соответствующим дипломом.

8. В состав морских квалификационных комиссий (МКК) теперь могут включаться специалисты по эксплуатации паросиловых установок на судах с ядерными ГДУ.

9. При проведении в МКК компьютерного или письменного тестирования моряка, а также в ходе последующего устного собеседования оценка «сдал» ставится, если были получены правильные ответы на 70 и более процентов заданных вопросов.

10. Лица, имеющие документ о военно-морском образовании, могут обменивать и продлевать свои КД на общих основаниях.

11. Для того чтобы снять любое из ограничений, вносимых в КД при отсутствии соответствующего стажа работы на судах, морякам необходимо предварительно пройти курс обучения в форме восстановительной подготовки.

12. Для подачи документов, необходимых для дипломирования, а также при получении квалификационных документов моряки могут воспользоваться услугами доверенного лица.

13. Ликвидирована излишняя детализация раздела VII – Продление действия квалификационного документа, а также введен новый, весьма полезный для моряков раздел VIII – Порядок подачи заявления и выдачи квалификационных документов, предусматривающий процедуры выдачи расписки-уведомления за сданные документы, назначения даты и времени проведения квалификационных испытаний, переноса данных испытаний на другой срок по взаимной договоренности, оформления и выдачи соответствующего протокола МКК, своевременного информирования моряка по телефону или посредством электронной почты о неправильно оформленных документах и т.п.

Важные изменения

Говоря о новациях Положения, невозможно обойтись лишь представленными обобщениями. Как известно, дьявол прячется в деталях. Полагаю, что можно существенно упростить процесс их восприятия, если принять во внимание следующие предварительные условия:

1. Как было условлено раньше, рассмотрим лишь важнейшие изменения условий дипломирования.

2. Вместо многократно повторяющихся, громоздких и стереотипных констатаций в виде одинаковых перечней КД, необходимых всем должностным категориям плавсостава и т.п., введем для целей данной статьи соответствующие аббревиатуры, а также ссылки на наличие указанных перечней. Это условие представляется корректным, поскольку подобные наборы документов хорошо известны морякам и другим специалистам, занятым в сферах эксплуатации и кадрового обеспечения морского транспорта. Итак:

2.1. ДМОО – квалификационный документ (диплом), который выдается морякам российскими и иностранными морскими образовательными организациями, признанными в установленном порядке, имеющими соответствующие лицензии и систему стандартов качества подготовки плавсостава морского флота по специальным программам в соответствии с требованиями STCW, Положением и освидетельствованные классификационным обществом – членом IACS4.

2.2. ДДПО – квалификационный документ (диплом, свидетельство), подтверждающий прохождение подготовки в морской образовательной организации по программе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела А-II/2 STCW. Отметим, что понятие «краткосрочные курсы для продления диплома» отныне кануло в Лету.

2.3. Учтем, что всем категориям судоводителей (кроме занимающих рядовые должности и работающих на маломерных судах) предписано иметь ДМОО, а также диплом оператора ограниченного района ГМССБ либо диплом оператора ГМССБ и другие КД, подтверждающие прохождение подготовки по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными; по борьбе с пожаром по расширенной программе; по оказанию первой помощи5; использованию РЛС, САРП и ЭКНИС. В новом Положении из данного перечня исключены начальная подготовка по безопасности и подготовка по охране судна, поскольку они являются неотъемлемой частью профессионального обучения моряков.

2.4. Аналогично поступим в отношении всех механиков и электромехаников, которым для получения и продления диплома необходим ДМОО, а также КД, подтверждающие прохождение подготовки по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными, по борьбе с пожаром по расширенной программе и по оказанию первой помощи. Для них, так же как и для судоводителей, исключены свидетельства о начальной подготовке по безопасности и охране судов.

2.5. Новое Положение не предполагает использования такого документа, как «Справка о плавании». Поэтому термином «стаж» обозначим продолжительность работы на судах, учтенную на основании информации, указанной в мореходной книжке или в другом документе как в электронной, так и в бумажной форме (судовой роли, письменном подтверждении судовладельца, круинга, в ДМОО и т.п.), содержащей сведения о работе моряка в качестве члена экипажа судна, включая:
– прохождение учебной практики и стажировки;
– прибрежное плавание (выпускникам морских образовательных организаций для получения диплома вахтенного помощника капитана морского судна валовой вместимостью 500 и более);
– плавание в полярных водах, а также во льдах в период ледокольной проводки в замерзающие морские порты;
– плавание на судах, подпадающих под действие IGF Code6, с указанием количества бункеровочных операций с сжиженным природным газом;
– стоянки судна в порту в процессе непрерывного плавания;
– нахождение судна в ремонте;
– плавание на несамоходных судах в совокупности не более одного месяца;
– плавание на несамоходных судах во время их морской буксировки (судоводителям и рулевым);
– обслуживание судовых механизмов на ходу, при буксировке и в стационарном положении на несамоходных судах в совокупности не более одного месяца (для механиков, электромехаников и рядового состава, занятого на ходовой вахте);
– работы на стоечных судах (при получении и продлении ДМОО для стоечных судов).
На рыбопромысловых судах с валовой вместимостью менее 500 и длиной 20 м и более стаж учитывается при получении и продлении КД судоводителя более высокого уровня для работы на рыбопромысловых судах валовой вместимостью от 500 до 3000.

8. Поскольку речь идет только об экипажах морских судов, вместо термина «морское судно» в дальнейшем будем использовать термин «судно», а вместо термина «обслуживаемое или периодически не обслуживаемое машинное отделение» – аббревиатуру «МО».

Особенности дипломирования

Теперь можем перейти к освещению особенностей дипломирования отдельных категорий плавсостава.

Вахтенный помощник капитана (ВПК)

1. На судне менее 500, занятый в прибрежном плавании, должен иметь:
– ДМОО ВПК.
Стаж не менее 6 мес. (было: не менее 12 мес.) как части учебной практики по несению вахты под руководством КМС либо дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики, в том числе пройти стажировку по исполнению функций ВПК (было: вахтенного помощника-стажера или практиканта на самоходных судах).
После прохождения соответствующих квалификационных испытаний в МКК всем судоводителям прибрежного плавания вместо вкладыша к диплому может выдаваться подтверждение о праве эксплуатации ГДУ без несения машинной вахты с соответствующим классом автоматизации.

2. На судне 500 и более:
– ДМОО ВПК.
Стаж не менее 12 мес. как части учебной программы, включая не менее 6 мес. с выполнением обязанностей ВПК (было: вахтенного помощника-стажера или практиканта на самоходных судах 500 и более) под непосредственным руководством капитана судна, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики, в том числе стажировки по исполнению всех функций ВПК.

Старший помощник капитана (СПК)
1.
На судне от 500 до 3000:
– ДМОО ВПК 500 и более;
– ДДПО для СПК судна от 500 до 3000.
Стаж не менее 12 мес. (было: 18 мес.) работы на судне за последние 5 лет в должности ВПК судна 500 и более7.
2. На судне 3000 и более:
– ДМОО ВПК 500 и более и/или ДМОО КМС либо СПК судна от 500 до 3000;
– ДДПО для СПК судна 3000 и более.
Стаж не менее 12 мес. (было: 18 мес.) за последние 5 лет в должности ВПК судна 500 и более.

Капитан морского судна (КМС)
1.
На судне менее 500, занятый в прибрежном плавании, должен иметь:
– ДМОО ВПК и/или СПК (было: или диплом ВПК, или СПК прибрежного плавания, или диплом ВПК прибрежного плавания судов менее 500);
– ДДПО для КМС судна менее 500, занятого в прибрежном плавании.
Стаж за последние 5 лет в должности ВПК и/или СПК не менее 12 мес. (было: прибрежного плавания или ВПК прибрежного плавания судна менее 500 не менее 18 мес., в том числе не менее 12 мес. за предшествующие 5 лет).
2. На судне от 500 до 3000:
– ДМОО ВПК 500 и более и/или СПК (было только СПК);
– ДДПО для КМС от 500 до 3000.
Стаж не менее 36 мес. за последние 5 лет в должности ВПК судна 500 и более или стаж за последние 5 лет не менее 24 мес., не менее 12 мес. из которых – в должности СПК (было: 18 не менее 12 мес. за предшествующие 5 лет).
3. На судне 3000 и более:
– ДМОО ВПК судна 500 и более и/или СПК судна 3000 и более (было только СПК);

– ДДПО для КМС судна 3000 и более.

Стаж не менее 36 мес. за последние 5 лет в должности ВПК судна 500 и более или стаж за последние 5 лет не менее 24 мес., не менее 12 мес. из которых – в должности СПК (было только СПК).

Судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях
1.
ДМОО по программе судоводителя маломерного судна, используемого в коммерческих целях, либо диплом судоводителя, выданный в соответствии с правилами STCW.
В новом Положении теперь отсутствует отдельный раздел по дипломированию судоводителей коммерческих маломерных и прогулочных судов, который заменен двумя пунктами общего характера, в которых правовой статус этих судоводителей по процедурам дипломирования приравняли к плавсоставу морских судов (ранее срок действия свидетельства судоводителя маломерного судна составлял 10 лет).
2. Для судоводителя маломерного коммерческого судна, использующего в качестве основной движущей силы силу ветра, необходимо получить соответствующий ДДПО (при необходимости).

Судоводитель прогулочного судна
1.
ДМОО по программе профессионального обучения судоводителя прогулочного судна либо диплом судоводителя, выданный в соответствии с правилами STCW;
ДДПО для судоводителя прогулочного судна;
ДМОО для судоводителя прогулочного судна, использующего в качестве основной движущей силы силу ветра (при необходимости).

Вахтенный механик (ВМХ)
На судне с ГДУ мощностью 750 кВт и более.
Стаж не менее 12 мес. как часть учебной программы с выполнением обязанностей по несению вахты в МО не менее 6 мес. под непосредственным руководством СМХ, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики, включая стажировку по исполнению всех функций ВМХ (было: с выполнением обязанностей вахтенного механика-стажера или практиканта на судах с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более).

Второй механик (2МХ)
1.
На судне с ГДУ от 750 до 3000 кВт (было: менее 3000 кВт):
– ДМОО ВМХ с ГДУ мощностью 750 кВт и более;
– ДДПО для второго механика с ГДУ от 750 до 3000 кВт.
Стаж в должности ВМХ с ГДУ мощностью 750 кВт и более и/или в должности механика-стажера судна не менее 12 мес. за последние 5 лет (было: не менее 18 мес. на судах с ГДУ 750 кВт и более в должности ВМХ, включая не менее 6 мес. на судах с ГДУ 3000 кВт и более).
2. На судне с ГДУ 3000 кВт и более:
– ДМОО ВМХ с ГДУ мощностью 750 кВт и более и/или ДДПО 2МХ с ГДУ от 750 до 3000 кВт;
– ДДПО для 2МХ с ГДУ 3000 кВт и более.
Стаж за последние 5 лет в должности ВМХ МО и с ГДУ мощностью 750 кВт и более и/или в должности 2МХ с ГДУ от 750 до 3000 кВт не менее 12 мес.

Старший механик (СМХ)
1.
На судне с ГДУ от 750 до 3000 кВт:
– ДМОО ВМХ и с ГДУ мощностью 750 кВт и более и/или 2МХ (было: мощностью менее 3000 кВт);
– ДДПО для старшего механика с ГДУ от 750 до 3000 кВт;
Стаж за последние 5 лет не менее 24 мес. (было 18 мес.), не менее 12 мес. из которых в должности 2МХ (было: не менее 6 мес. в должности 2МХ на судне с ГДУ мощностью 750 кВт и более за предшествующие 5 лет);
2. На судне с ГДУ 3000 кВт и более:
– ДМОО ВМХ с ГДУ мощностью 750 кВт и более, и/или 2МХ, и/или СМХ судна с ГДУ от 750 до 3000 кВт (было: не менее 18 мес. в должности 2МХ с ГДУ мощностью 750 кВт и более, в том числе не менее 12 мес. с ГДУ мощностью 3000 кВт и более за предшествующие 5 лет (с дипломом 2МХ), или стаж в должности 2МХ не менее 12 мес. с ГДУ мощностью более 3000 кВт за предшествующие 5 лет (с дипломом СМХ с ГДУ мощностью более 3000 кВт за последние 5 лет);
– ДДПО для СМХ с ГДУ 3000 кВт и более.
Стаж не менее 36 мес. за последние 5 лет в должности ВМХ с ГДУ мощностью 750 кВт и более или стаж за последние 5 лет не менее 24 мес., не менее 12 из которых – в должности 2МХ с ГДУ 3000 кВт и более и/или в должности СМХ с ГДУ от 750 до 3000 кВт.

Электромеханик
ДМОО электромеханика судна с ГДУ более 750 кВт.
Стаж работы на судне не менее 12 мес. как часть учебной программы с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования и автоматики под непосредственным руководством электромеханика или квалифицированного руководителя практики не менее 6 мес., включая стажировку по исполнению всех функций электромеханика.
Отметим, что, как и ранее, для всех категорий механиков и электромехаников учет стажа осуществляется независимо от района плавания.

Вахтенный матрос
ДМОО вахтенного матроса.
Стаж работы на судне не менее 2 месяцев как часть учебной программы с выполнением обязанностей по несению вахты на ходовом мостике под непосредственным руководством капитана, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики.

Матрос первого класса
Для получения квалификационного свидетельства матроса первого класса (было: квалифицированного матроса):
– ДМОО вахтенного матроса.
Стаж за последние 5 лет в должности вахтенного матроса не менее 18 мес. или стаж за последние 5 лет в должности вахтенного матроса не менее 12 мес. и наличие ДМОО матроса первого класса.

Вахтенный моторист
ДМОО вахтенного моториста (было: или документ о получении высшего или среднего профессионального образования в области эксплуатации ГДУ).
Стаж работы на судне не менее двух месяцев как часть учебной программы с выполнением обязанностей по несению вахты в МО под непосредственным руководством механика, дипломированного специалиста или квалифицированного руководителя практики.

Моторист первого класса

Для получения квалификационного свидетельства моториста первого класса:
ДДПО моториста первого класса.

Судовой электрик
ДМОО по программе подготовки судового электрика.
Стаж не менее 6 мес. как часть учебной программы с выполнением обязанностей по обслуживанию судового электрооборудования и автоматики под непосредственным руководством электромеханика или квалифицированного руководителя практики.
Напомню, что в перечне документов, необходимых для получения квалификационных свидетельств матросов, мотористов, электриков и судовых поваров, сейчас отсутствуют требования о наличии свидетельств о начальной подготовке по безопасности и охране, а также свидетельства специалиста по шлюпкам и плотам для матросов первого класса, поскольку эти сферы являются составной частью общей программы подготовки рядового состава.

Судовой повар
ДМОО по программе подготовки судового повара или подготовки по особенностям работы судовым поваром для лиц, имеющих документ о квалификации, подтверждающий прохождение подготовки повара.
Стаж не менее одного месяца как части учебной программы с выполнением обязанностей по приготовлению пищи (было: в должности помощника (дублера, практиканта) судового повара в течение одного месяца за последние три года) под непосредственным руководством судового повара или квалифицированного руководителя практики.

Оператор ограниченного района ГМССБ
ДДПО оператора ограниченного района ГМССБ.
Стаж за последние 5 лет с выполнением обязанностей по радиосвязи не менее 6 мес.

Оператор радиоэлектронного оборудования первого класса ГМССБ
ДДПО оператора радиоэлектронного оборудования второго класса ГМССБ.
Стаж за последние 5 лет в должности оператора радиоэлектронного оборудования второго класса не менее 12 мес. (было: не менее 24 мес. в должности радиоэлектроника второго класса).

Квалификационные свидетельства специалистов

Отныне квалификационные свидетельства специалистов (ДС) выдаются как командному, так и рядовому составу. В частности:

1. Вместо свидетельства о начальной подготовке для работы на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах теперь выдается документ специалиста с начальной подготовкой по проведению грузовых операций на соответствующих судах.

Для получения ДС с расширенной подготовкой данного направления требуется предъявить свидетельство о наличии начальной подготовки по проведению соответствующих грузовых операций и иметь стаж за последние 5 лет (было 3 года) не менее трех месяцев или не менее одного месяца как части учебной программы с выполнением не менее трех операций по погрузке и трех операций по выгрузке.

2. ДС с начальной подготовкой по безопасности, относящейся к работе с топливом на судах, подпадающих под действие IGF Code, выдается морякам, представившим соответствующий ДДПО или документ специалиста с начальной либо расширенной подготовкой по проведению грузовых операций на танкерах-химовозах, либо подтверждение для работы на танкерах-газовозах, выдававшееся до вступления в силу нового Положения.

Для получения ДС с расширенной подготовкой данного вида требуется предъявить соответствующий ДДПО, относящейся к работе с топливом на судах, подпадающих под действие IGF Code, а также:

– ДС с начальной подготовкой по безопасности, относящейся к работе с топливом на таких судах;

– или ДС с начальной подготовкой либо с расширенной подготовкой по проведению грузовых операций на танкерах-химовозах;

– или подтверждение для работы на танкерах-газовозах, выданное до вступления в силу настоящего Положения.

Кроме того, необходим стаж не менее трех месяцев за последние пять лет на судах, подпадающих под действие IGF Code, и танкерах, перевозящих в качестве груза виды топлива, охватываемые IGF Code, либо на судах, использующих в качестве топлива газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки. При наличии иного КД предъявляется ДС с начальной подготовкой по безопасности в соответствии с IGF Code.

3. Для получения ДС с начальной подготовкой по эксплуатации судов в полярных водах представляются:

– ДМОО судоводителя;

– ДДПО с начальной подготовкой для судов, эксплуатирующихся в полярных водах.

Для получения ДС с расширенной подготовкой данного направления необходимы:

– ДМОО судоводителя уровня управления;

– ДС с начальной подготовкой для судов, эксплуатирующихся в полярных водах.

Стаж не менее двух месяцев за последние 5 лет по выполнению функций, указанных в дипломе уровня управления в полярных водах либо во время выполнения обязанностей по несению вахты на уровне эксплуатации, включая плавание во льдах в периоды объявленной ледокольной проводки в замерзающие морские порты.

4. ДС по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам выдается при наличии стажа не менее 12 мес. за последние 5 лет либо стажа не менее 6 мес. при наличии ДДПО по указанным средствам спасения.

5. ДС по скоростным дежурным шлюпкам выдается при наличии ДМОО по данному виду судов и ДС специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам.

6. ДС с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром выдается лицам, имеющим соответствующий ДДПО.

7. Для получения ДС командного состава судна, ответственного за охрану (было: специалиста, ответственного за охрану судна), необходимо предъявить:

– ДМОО командного состава;

– ДДПО ответственного за охрану;

– подтверждение стажа не менее 12 мес. за последние 5 лет.

8. ДС члена экипажа судна, имеющего назначенные обязанности по вопросам охраны, выдается морякам, имеющим соответствующий ДДПО.

9. Для получения ДС на пассажирских судах с функциями непосредственной ответственности за посадку и высадку пассажиров, погрузку, выгрузку или крепление груза, а также закрытие отверстий в корпусе на судах типа «ро-ро» необходимо предъявление соответствующего ДДПО.

Записи и ограничения, вносимые в КД

Перечень и формулировка записей и ограничений, вносимых в КД, существенно изменились. В частности, в КД могут быть отражены:

– функции по должности в соответствии с требованиями Кодекса STCW;

– уровень ответственности и ограничения по каждой функции отдельно;

– должности, которые может занимать член экипажа судна, включая нижестоящие с указанием ограничений по каждой из них;

– «только прибрежное плавание» – судоводителям уровня управления при предъявлении ими КД, выданного в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, и/или при наличии стажа только в прибрежном плавании;

– «только не рыбопромысловое судно» – судоводителям уровня управления при отсутствии ДМОО, а также судоводителям при наличии стажа на рыбопромысловых судах менее 500 и длиной 20 м и более;

– «только не суда, использующие в качестве основной движущей силы силу ветра» – судоводителям маломерных и прогулочных судов при отсутствии соответствующей подготовки данного направления;

– «только не суда с паросиловой ГДУ» – судовым механикам уровня управления при отсутствии ДМОО, свидетельствующего о наличии подготовки для работы на судах с паросиловой ГДУ;

– «только не суда, перевозящие грузы» – судоводителям уровня управления при предъявлении ими подтверждений стажа на судах, не перевозивших грузы;

– «только несамоходные суда» – для судоводителей уровня управления при предъявлении заявителем стажа работы на несамоходных судах;

– «только стоечные суда» – для судоводителей уровня управления при предъявлении заявителем стажа на стоечных судах.

Полагаю, что теперь морякам будет несколько проще собрать этот кубик Рубика применительно к своим потребностям. Поскольку errare humanum est8, приму с благодарностью замечания за возможные неточности или ошибки в изложении данного материала.

Окончание в «МВР» №4

1. См.: Приказ Минтранса России от 15.03.2012 № 62 (ред. от 13.05.2015) «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

2. В соответствии с требованиями Конвенции STCW и п. 14 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Согласно Правилу 3 Приложения № 1 к International Convention on Tonnage Measurement of Ships 1969 г. валовая вместимость морских судов выражается в безразмерных единицах.

4. International Association of Classification Societies.

5. См.: STCW – Reg. VI/4 Mandatory minimum requirements relating to medical first aid and medical care.

6. International Code of Safety for Ships using Gases or other Low flashpoint Fuels.

7. Полагаю, что в тексте Положения, размещенном в ИПС «Консультант плюс», здесь пропущены слова «и более».

8. Человеку свойственно ошибаться.

Морские вести России №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

28.07.2022

Морской транспорт

09.06.2022

Морской транспорт

18.05.2022

Морской транспорт