СКФ: взгляд изнутри - Морские вести России

СКФ: взгляд изнутри

22.08.2022

Морской транспорт

СКФ: взгляд изнутри

Фото: ПАО «Совкомфлот»

В журнале «Морской флот» № 1 за 2022 год опубликовано интервью «Совкомфлот»: рождение лидера» с бывшим генеральным директором компании Вадимом Дмитриевичем Корниловым, где журнал также приглашает к воспоминаниям о становлении и работе компании в начальный период.

Николай Цах, министр транспорта РФ в период 1996–1998 годов

На мой взгляд, в интервью В.Д. Корнилов хорошо осветил свою работу в компании с 1991 по 1999 год, действительно, сделано было немало в этот трудный период – от начала до 1990-х годов. Мне хотелось бы в свою очередь изложить более подробно историю рождения этой уникальной судоходной компании.

Итак, к тому времени торговый морской флот СССР был четвертым в мире по размеру тоннажа, включая суда всех специализаций: от контейнеровозов, танкеров, балкеров и до морских пассажирских судов премиум-класса. При этом объемы перевозок требовали фрахтования дополнительных иностранных судов, особенно когда увеличились закупки по импорту зерна и других продовольственных грузов. На эти цели Госплан СССР по обоснованным заявкам Минморфлота выделял валютные средства, в 1987–1990 годах уже свыше 400 млн долларов США. Фрахтовые операции велись Совфрахтом – структурным подразделением Министерства морского флота.

В 1973 году руководители Совфрахта Николай Иванович Зуев, ВО «Севзапфлот» Вениамин Исаевич Факторович и первый заместитель министра морского флота СССР Владимир Иванович Тихонов внесли предложение – фрахтовать иностранные суда в бербоут-чартер без иностранных экипажей, чтобы флаг и моряки на судне были советские, а за счет их работы окупать стоимость судов, которые затем переходили бы в собственность нашей страны.

Министр морского флота Тимофей Борисович Гуженко поддержал эту идею, и Министерство обратилось в Правительство с просьбой разрешить эти операции.

Правительство СССР одобрило решение Минморфлота, и коммерческие операции начали проводиться на внешнем рынке по этому методу на принципах полной самоокупаемости, в том числе валютной. Первые два зафрахтованных судна получили названия «Совфрахт» и «Совинфлот» – тоже компании Минморфлота. С этого момента и в дальнейшем бербоут-чартерным судам предоставлялся приоритет при обработке в советских морпортах, а суда передавались в оперативное управление морским пароходствам, в которых были созданы отдельные подразделения исключительно для работы с данной группой судов.

В Министерстве в Главном управлении эксплуатации флота и портов (Главфлоте) также имелся отдел бербоут-чартерного флота. Общий контроль за работой этого флота и финансами осуществлял первый заместитель министра Владимир Иванович Тихонов.

За счет доходов от коммерческих операций в 1976 году был создан Валютный оборотный фонд коммерческих операций Минморфлота СССР (ВОФКО), в котором находились средства, заработанные арендованными судами. Все операции по этим судам проводились на принципах полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости без получения каких-либо государственных централизованных ресурсов.

В 1987 году меня назначили начальником Главфлота, а затем и заместителем министра, и мне пришлось вплотную заниматься этим флотом. Несколько позже В.И. Тихонов передал мне и все дела по организации работы указанного флота и ВОФКО.

На итоговой Коллегии Минморфлота СССР за 1987 год было внесено предложение на базе бербоут-чартерных судов, а их уже было 132, создать судоходную компанию «Советский коммерческий флот», и оно было реализовано – юридически оформлено Постановлением Совмина СССР от 16 апреля 1988 года № 474. Уставной капитал АКП «Совкомфлот» был определен в 250 млн рублей.

Первый наблюдательный совет возглавил заместитель министра по экономике Г.Д. Герасимчук, а суда акционерного предприятия в соответствии с операторскими соглашениями находились в оперативном управлении пароходств.

Услуги пароходств по оперированию флотом оплачивались АКП «Сов­комфлот» из своих доходов, в том числе и в валюте, а соответствующие отделы в пароходствах содержались АКП «Совкомфлот». Первым руководителем компании был назначен Игорь Сергеевич Осминин – заместитель председателя «Совфрахта».

Министерство при создании АКП «Совкомфлот» исходило не только из необходимости покрытия объемов перевозок, грузовой базы в целом и тарифной политики, но, главное, вследствие наступления серьезной проблемы – поставок нового тоннажа для пароходств.

Новые суда для них строились на заводах стран СЭВ по долгосрочным Программам поставок энергоносителей. Однако заинтересованные силы – противники СССР повели активную работу на понижение рыночных цен на нефть, нефтепродукты, уголь и другие товары нашего экспорта, в результате чего началось резкое сокращение поставок флота, так как баланс взаимных платежей был не в нашу пользу. Бюджетных средств на строительство флота в нужном количестве не предоставлялось.

В связи с этим, по решению Коллегии Министерства морского флота, министр Ю.М. Вольмер обратился в Совет министров СССР и ЦК КПСС с просьбой разрешить вывести суда АКП «Совкомфлот» (132 судна) в офшорные зоны, заложить их иностранным банкам под кредиты (а они были либор +1–1,5%, т.е. 6,5–7,0%) и начать на этой основе строить суда для пароходств отрасли.

В июле 1989 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, разрешающее Минморфлоту брать кредиты в иностранных банках под залог судов, открыть на Кипре управляющую компанию, в Швейцарии – компанию по собственности, в Англии (Лондон) – по фрахтовым операциям. С учетом предложений морских пароходств – акционеров компании была подготовлена Программа по заказу судов по типам, грузовместимости и грузоподъемности, предназначению и количеству, а также странам по размещению заказа.

После утверждения ее на Коллегии группа специалистов по судостроению и эксплуатации судов во главе с министром (в составе был и В.Д. Корнилов – начальник отдела внешних сношений Министерства) посетила судостроительные верфи и банки Германии, Турции, Южной Кореи и Японии, где были заключены контракты на сумму $3,5 млрд.

Все суда перешли в залоги иностранных банков, где были открыты кредитные и эксплуатационные счета. Далее Министерством предусматривалось, что после окупаемости каждого судна оно будет передаваться соответствующему пароходству.

В начале 1991 года министр назначил В.Д. Корнилова руководителем АКП «Советский коммерческий флот» с учетом его опыта работы за рубежом и начальником управления внешних связей Министерства и поручил вести активную работу в новом формате компании.

Но в том же 1991 году в СССР произошли известные события, имею в виду попытку государственного переворота ГКЧП и т.д., которые внесли серьезные изменения в структуру транспортного комплекса: было создано Министерство транспорта РФ, а Минморфлот СССР упразднен.

С 1992 года началась приватизация государственных морских пароходств и портов с преобразованием в акционерные общества – очень непростые процедуры при условии быстроменяющихся законов и положений.

По решению министра транспорта В.Б. Ефимова вопросы приватизации пароходств и портов находились в моем ведении. Начались серьезные попытки различных структур приватизировать и АКП «Совкомфлот».

Были оформлены все необходимые материалы и даже представлены в Комитет имущественных отношений – владельцами акций должны были стать 23 физических лица. Заместитель руководителя Комитета П.П. Мостовой позвонил министру В.Б. Ефимову и доложил, что материалы оформлены правильно, нужна виза министра или ответственного лица по его поручению.

По решению министра я посетил Комитет имущественных отношений (П.П. Мостового), и после обсуждения ситуации с их подготовкой документы были возвращены.

Началась активная работа структур Министерства транспорта – Службы морского флота с депутатским корпусом Государственной Думы, юридическими службами Правительства и Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратурой РФ, МВД, чтобы найти юридические основы приватизировать компанию со 100% акций государства для сохранения флота и компании.

В результате проделанной работы 18 августа 1995 года заместителем председателя Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом О.Ю. Качановым был утвержден Устав акционерного общества открытого типа «Современный коммерческий флот» (АО «Совкомфлот»).

По поручению министра В.Б. Ефимова я возглавил наблюдательный совет компании. Генеральному директору В.Д. Корнилову было поручено вести активную работу в созданных структурах компании по сохранению и обновлению флота.

Хотелось бы напомнить, что непростые времена были у руководства компании: только с апреля 1996 года по декабрь 1997 года финансово-хозяйственную деятельность АО «Совкомфлот» проверяли 14 комиссий, в проверках участвовали 58 представителей 10 федеральных ведомств.

Деятельность АО «Совкомфлот» в 1997 году проверила Счетная палата РФ, которая свои замечания направила Президенту РФ, Правительству и в Государственную Думу. Несмотря на ряд серьезных замечаний Счетной палаты к работе АО «Совкомфлот», Государственная Дума издала Постановление № 1427-11 ГД от 16 мая 1997 года за подписью председателя Г.Н. Селезнева, в котором в п. 3 указала: «считать целесообразным сохранить АО «Сов­комфлот» в качестве акционерного общества со 100% государственным капиталом», а в п. 5 – «рекомендовать Правительству РФ укрепить и расширить состав совета директоров АО «Совкомфлот».

Правительство РФ Распоряжением от 31 декабря 1997 года № 1869-р назначило членами совета:

1) А.Ю. Петрова – заместителя министра финансов РФ;

2) С.В. Маленко – представителя Мингосимущества РФ;

3) В.Д. Левого – статс-секретаря – заместителя министра транспорта РФ;

4) К.Л. Угольникова – заместителя руководителя Госналогслужбы РФ;

5) И.И. Шувалова – представителя Мингосимущества РФ;

6) А.Н. Чилингарова – заместителя председателя Государственной Думы (по согласованию);

7) Н.П. Цаха – министра транспорта РФ.

Председателя совета директоров, генерального директора компании назначает Правительство РФ. Таково было внимание Правительства РФ к сохранению устойчивого функционирования АО «Совкомфлот».

За время моего председательства в совете директоров финансовые обязательства компании перед иностранными банками сократились до $1,4 млрд.

Остальное изложено в интервью В.Д. Корнилова и В.А. Медникова. Конечно, очень непростыми были первые годы становления и работы «Совкомфлота». С приходом к руководству компанией экс-министра транспорта РФ С.О. Франка СКФ стал динамично развиваться с основным направлением транспортировки арктического сжиженного газа и других грузов на международном рынке перевозок. Хотелось бы усилить государственную политику по более активной реализации перевода судов под российский флаг, которая должна стать базой возрождения морского флота страны.

Морской флот №3(2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты

22.08.2022

Морской транспорт

28.07.2022

Морской транспорт

09.06.2022

Морской транспорт

18.05.2022

Морской транспорт