Амурский бассейн: Амур в надежных руках - Морские вести России

Амурский бассейн: Амур в надежных руках

10.06.2014

Речной транспорт

Пограничные особенности

 

Александр Савин, руководитель ФБУ «Амурводпуть»

Общая протяженность внутренних водных путей Амурского бассейна составляет 7285 км, и проходят они в границах пяти субъектов РФ: Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской и Еврейской автономной областях. Из них 5111 километров с гарантированными габаритами судовых ходов. Эксплуатация остальных водных путей определяется их гидрологическим режимом.

При этом 2744 км водных путей расположены в пограничных с КНР участках рек бассейна и обслуживаются совместно с китайскими путейцами. Каждая из сторон за свой счёт содержит береговые и плавучие навигационные знаки, расположенные от оси судового хода к своему берегу. Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, содержание водных путей и средств навигационного оборудования на пограничных участках регулируется Смешанной российско-китайской комиссией по судоходству (СРКК).

Водные пути Амурского бассейна, средства навигационного оборудования закреплены за восемью прорабскими участками, в состав которых входит 32 обстановочные бригады, базирующиеся на самоходных судах. Всего на обслуживаемых водных путях выставлено 5595 навигационных знаков, из них 5296 береговых, 299 плавучих, в том числе 2133 знака оснащены светосигнальным оборудованием навигационных огней.

Обстановочными бригадами систематически выполняются промерные и тральные работы для определения габаритов и чистоты судовых ходов. Так в навигацию 2012 года работы проведены на участке 195,65 км2. Информация о начале действия СНО, расстановке и перестановке знаков, габаритах судовых ходов передаётся через районы водных путей и судоходства в управление для учёта, проверки, оформления, корректуры навигационных карт, передачи на суда и судовладельцам.

Для определения переформирований русла и обеспечения перестановок на лимитирующих перекатах в Амурском бассейне работают три русловые изыскательские партии РВПиС с составлением отчетных планов, за период навигации выполнены изыскательные работы на 79 участках. Обеспечение гарантированных габаритов на транзитных судовых ходах осуществляется пятью земснарядами общей технической производительностью 5850 м3/час. В навигацию 2012 года дноуглубительные работы производились на внетранзитных объектах по договорам, извлечено 628 131 м3 грунта.

Электронные карты пути

Основная работа Управления водных путей и судоходства направлена на обеспечение безопасности судоходства и предупреждение аварийности в Амурском бассейне. Одним из значимых событий для ФБУ «Амурводпуть» в период с 2007 года по настоящее время было выполнение государственного контракта и утверждение акта приёмки законченного строительства объекта «Мероприятия по обеспечению судоходства на реке Амур в условиях эксплуатации Бурейской ГЭС» (2007-2009 гг.).

Производству дноуглубительных работ на реке Амур предшествовала серьёзная работа проектно-изыскательского института ЗАО «Ленгипроречтранс». В рамках этого госконтракта на Амурском судостроительном заводе Комсомольска-на-Амуре построено судно экологического мониторинга и производства гидрографических работ «Механик Овчинников». Теплоход носит имя лучшего работника Амурского бассейнового управления пути Якова Ильича Овчинникова, проработавшего в управлении с 1939 по 1979 год. Судно оснащено современным радионавигационным оборудованием, комплексом экологического контроля водной среды «Акватория Амур» и автоматизированным промерным комплексом для выполнения изыскательских и картографических работ с использованием спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS. На основании полученных материалов создаются электронные карты водных путей Амурского бассейна.

К открытию навигации 2012 года и в навигационный период в управлении и филиалах (районах водных путей и судоходства) были выполнены следующие работы организационно-технического характера:

– подготовлена «Программа проведения путевых работ ФБУ «Амурводпуть» в 2012 году»;

– подготовлен, направлен на согласование и согласован в компетентных органах проект плана путевых работ на 2012 год российской части СРКК по судоходству на пограничных участках рек Амурского бассейна;

– в соответствии с Кодексом ВВТ РФ и уставными функциями по запросам различных организаций выполнялись и выполняются согласования проектов строительства и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях, согласование отвода земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, выделение участков акватории ВВП и согласование добычи нерудно-строительных материалов в руслах рек;

– в объемах отпущенного финансирования организованы и проведены заготовка и ремонт обстановочного инвентаря и материалов на обстановочных базах и ремонтно-отстойных пунктах (РОП);

– получены разрешения пограничных управлений ФСБ субъектов РФ на выпол­нение путевых работ судами-подразделениями управления и филиалов в пограничных частях рек;

– подготовлены и заключены договоры на навигационное обслуживание и корректуру карт для судовладельцев и других организаций. На основании договоров выполнена и выполняется корректура навигационных карт, подготовка путевой информации и обеспечение ею судов и судовладельцев.

Держим гарантированные габариты

В соответствии с государственным заданием – «Программой категорий средств навигационного оборудования (СНО) и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2012-2014 годов по ФБУ «Амурводпуть» – за счет бюджетных средств открыто 5111 км, в том числе 2918 км с освещаемой категорией, 1070 км с отражательной, 1123 км с неосвещаемой.

Остальные водные пути без гарантированных габаритов протяженностью 2174 км обслуживались управлением по договорам с судоходными компаниями и грузовладельцами. В навигацию 2012 года за счет внебюджетных средств обслуживалось 186 км водных путей.

В акваториях портов Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и международных пунктах пропуска Поярково, Пашково, Амурзет, Нижнеленинское, Покровка Уссурийская оборудованы и обслуживаются рейды для стоянки и обработки российских и иностранных судов. Рейды в пунктах пропуска, за исключением нижнеленинских, обслуживаются за счет внебюджетных средств.

По линии СРКК по судоходству выполнено инспектирование пограничных участков рек от 245 км Верхнего Амура до 29 км Среднего Амура. Из запланированных комиссией работ по корректировке линий судовых ходов выполнены все перестановки на 15 участках. Проведены изыскательские работы на 44 участках, из них для изучения судоходных условий и создания электронных навигационных карт на 41 участке, для обеспечения плановыми материалами дноуглубительных работ на трех участках. Для содержания водных путей и СНО, поддержания гарантированных габаритов судовых ходов исполнены все необходимые путевые работы.

Выполнены запланированные перестановки береговых и плавучих знаков на пограничных и внутренних участках водных путей по наибольшим глубинам. По Среднему Амуру 17 перестановок, по Нижнему Амуру – 27, по остальным участкам 35 перестановок. На Нижнем Амуре от 930-го км до 100-го км проведено инспектирование.

 

Контроль не терпит компромиссов

 

Михаил Трегубов, капитан Амурского бассейна ВВП

В предисловии к рассказу о работе инспекции государственного портового контроля в Амурском бассейне хотелось бы поблагодарить коллег за выступления, опубликованные в федеральной газете водного транспорта «Морские вести России». Очевидно, что труднее всего было первому, а нам уже легче. В свою очередь постараюсь сосредоточить внимание на специфике работы в нашем бассейне.

Уникальный бассейн

Известно, что Амурский водный бассейн расположен на востоке нашей Родины и является не только самым отдаленным, но и самым уникальным бассейном внутренних водных путей РФ. Нигде нет такой продолжительной речной границы с другим государством, а именно, из 7285 км общей протяженности водных путей 2744 км (38%) проходят в пограничных с КНР частях рек бассейна. Поэтому в 1996 году на основании нормативной базы того периода был организован надзор за безопасностью судоходства службами капитанов портов Благовещенск, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Правда, вскоре Комсомольск-на-Амуре был исключен из «Перечня портов, в которых действуют капитаны портов речного транспорта».

Надзорные функции капитанов речных портов Благовещенск и Хабаровск распространились на пристани и причалы, в которых имеются пункты пропуска, и в настоящее время в Амурском бассейне функционируют девять пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Капитаны портового надзора, входящие в службы капитанов порта, участвовали в работе комиссий по оформлению приходов и отходов как российских, так и китайских грузовых и пассажирских судов. Выдавали разрешение на выход из порта, осуществляли надзор за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту, взимали портовые сборы с судов заграничного плавания обеих стран.

В качестве примера приведу данные за навигационный период 2011 года по международному порту Хабаровск и приписанным к нему четырем пунктам пропуска, расположенным на реках Средний Амур и Уссури: количество судозаходов из Китайской Народной Республики (из-за границы) – 5516, в том числе российских судов – 1633. Только в порту Хабаровск выполнено 2376 внутрипортовых лоцманских проводок с судами КНР, произведено 1804 оформления по взиманию портовых сборов с транзитных судов, работающих на внутренних линиях.

Диспетчерское регулирование

У нас служба государственного портового контроля и отдел регистрации судов находятся в одном здании с управлением. Четыре инспекции ГПК, входящие в состав службы, расположены в речных портах Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и в морском порту Николаевск-на-Амуре.

В службе речной деятельности ФБУ «Амурводпуть» создан отдел диспетчерского регулирования движения судов, специалисты которого несут вахту в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре и координируют движение флота. Диспетчерскому регулированию движения судов на ВВП подлежат все самоходные суда, буксируемые и толкаемые составы, установлен Порядок диспетчерского регулирования движения судов. Поскольку на реке Амур отсутствуют искусственные водоподпорные сооружения с судоходными шлюзами, по согласованию с Амурским управлением Госморречнадзора определён участок реки Амур длиной 930 км от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, подлежащий диспетчерскому регулированию.

Слаженная работа и взаимодействие служб и инспекций государственного портового контроля, диспетчерского аппарата управления с диспетчерами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспеченность судов судовыми комплексами СМС-РЕКА, создание системы мониторинга и связи позволяют решать ряд проблем, связанных с обеспечением безопасности судоходства, в том числе обеспечить устойчивые каналы связи для передачи на суда метеорологической, навигационной и другой информации, необходимой судоводителю.

Протяжённость водных путей Амурского бассейна с обслуживаемой судоходной обстановкой составляет 5301 км. Зона ответственности инспекций ГПК распределена следующим образом:

1. Инспекция ГПК порта Благовещенск – реки Шилка, Аргунь, Верхний Амур, Зея, Средний Амур до селения Пашково. Общая протяженность составляет 2793 км.

2. Инспекция ГПК порта Хабаровск – реки Средний Амур от селения Пашково до г. Хабаровска, Уссури, Тунгуска, Кур, Нижний Амур до селения Троицкое. Общая протяженность составляет 1346 км.

3. Инспекция ГПК порта Комсомольск-на-Амуре – река Нижний Амур от селения Троицкое до селения Софийск. Данный участок протяженностью 423 км характерен интенсивным движением флота.

4. Инспекция ГПК порта Николаевск-на-Амуре – река Нижний Амур от селения Софийск до г. Николаевска-на-Амуре, река Амгунь. Общая протяженность составляет 635 км.

Первые результаты

В Амурском бассейне сегодня работают 11 инспекторов ГПК. Они прошли обучение на курсах подготовки инспекторов при Но восибирской государственной академии водного транспорта и приобрели практические навыки, пройдя стажировку в морском порту Николаевск-на-Амуре. В качестве напутствия инспекторам были приведены запомнившиеся всем слова руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко: «Булгарию» никто ни разу не посетил: ни инспектор Ространснадзора, ни представитель Речного регистра. Все результаты проверок были только на бумаге, а бумагой дыру в борту не закроешь и неисправный механизм не заменишь».

Для выполнения мероприятий по обеспечению безопасности судоходства инспекция ГПК работает в тесном контакте с Амурским управлением Госморречнадзора, что даёт положительные результаты, особенно при выявлении «нерадивых» капитанов и судовладельцев. Считаю, что совместные действия инспекций ГПК, Госморречнадзора и Российского речного регистра дадут возможность систематизировать подход к управлению безопасностью судоходства на ВВП, особенно при активном использовании электронной базы данных КИИС «Мо-Ре» (комплексная интегрированная информационная система).

За два месяца с начала деятельности инспекции до закрытия действия средств навигационного оборудования инспекторами ГПК проведена 241 проверка судов. Особое внимание было уделено судам высокого риска с суммой баллов более 50, пассажирским и наливным, они проверялись в первую очередь.

Периодичность проверок плавучего объекта устанавливается на основании оценок рисков нарушения обязательных требований. Оценки рисков автоматически рассчитываются информационной системой государственного портового контроля, доступ к системе реализуется по сети Интернет. Каждый инспектор ГПК для доступа в систему имеет персональный логин и пароль. В результате двухмесячной работы на 17 судах обнаружены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для временного задержания, 45 капитанам судов выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Из практики инспектирования судов в Амурском бассейне, руководствуясь приказом Минтранса от 17.08.2012 № 315, из Перечня нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна, можно выделить пять позиций:

1. Отсутствие на судне судовых документов, предусмотренных статьёй 14 КВВТ РФ.

2. Нарушение численности минимального состава экипажа самоходного транспортного судна, установленного в соответствии с пунктом 4 статьи 26 КВВТ РФ.

3. Несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 статьи 27 КВВТ РФ.

4. Несоответствие сигнальных средств судна техническим требованиям.

5. Отсутствие на судне информации об остойчивости судна в соответствии с техническими требованиями.

Следует отметить, что вышеизложенные нарушения обязательных требований характерны для «мелких судовладельцев», имеющих 1-2 судна приличного возраста и где основной целью является извлечение максимальной прибыли при минимуме затрат на содержание флота, а обеспечение безопасности судоходства уходит на второй план. Зачастую такой флот не является конкурентоспособным и работает в нише грузовладельцев с грузовой базой от 200 до 1000 тонн за период навигации или довольствуется разовыми судовыми партиями.

Техническое состояние судов и квалификация экипажей судов во многом зависят от судовладельца и профессионализма должностного лица (исполнительного руководителя), отвечающего за обеспечение безопасности судоходства, прошедшего аттестацию в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.03.1994  № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта». Председателем аттестационной комиссии при ФБУ «Амурводпуть» является капитан Амурского бассейна ВВП.

Межнавигационный период

В межнавигационный период 2012-2013 гг. инспекторами ГПК проводится работа по созданию реестра судовладельцев и судов, территориально прилегающих к инспекциям ГПК и находящихся в зоне их ответственности. Выполнение этой работы даст возможность реально оценить наличие флота с просроченными (отсутствующими) судовыми документами, не охваченными проверками, и в первом приближении определить их техническое состояние.

Капитаном Амурского бассейна и службой персонала проводится работа по заполнению вакантных должностей инспекторов ГПК из числа работников транспортных предприятий с последующим обучением будущих инспекторов на курсах подготовки и организацией стажировки в межнавигационный период в морском порту Ванино.

Для повышения качества работы инспекторов ГПК управлением арендованы помещения в непосредственной близости от мест сосредоточения флота – это порты, затоны, речные вокзалы. Приобретена мебель, персональные компьютеры, офисная техника, а с началом навигации 2013 года инспекции портов Благовещенск и Хабаровск получат из нового судостроения три теплохода проекта  3050.

В заключение хочу пожелать коллегам терпения и напомнить, что становление любого дела требует полной отдачи и высокого профессионализма, и тогда всё получится.


Морские вести России, №18, 2012 г.

 

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт