Камский бассейн: Камводпуть: из прошлого в будущее - Морские вести России

Камский бассейн: Камводпуть: из прошлого в будущее

11.06.2014

Речной транспорт

Бассейн Камы с ее 20 судоходными притоками и четырьмя водохранилищами не самый большой на российских просторах, но малодеятельным его не назовешь.

Магистральные участки Камы и Белой, входящие в состав Единой глубоководной системы европейской части РФ, имеющих прямой выход к морским портам, играют важную роль в системе международных транспортных коридоров.

Ответвление № SWЗ МТК «Север – Юг» Казань – Пермь – Соликамск на участке Камского бассейна имеет протяженность 912 км с габаритами водного пути, обеспечивающими проход крупнотоннажных судов, в том числе смешанного «река-море» плавания, и связывает крупные порты Прикамья с Транссибирской железнодорожной магистралью.

 

Сергей Костарев, руководитель ФБУ «Камводпуть»

Наличие на Урале богатых природных ресурсов: калийных солей, составляющих треть мировых запасов; древесины (в советскую эпоху Керчевский рейд по формированию плотов занимал второе место в мире после Канады), а также месторождений нефти, нерудных строительных материалов придали Камскому бассейну статус грузообразующего. Объем вывозимых грузов составляет 90-95% от общего объема межбассейновых перевозок. Груз, отправляемый из портов рек Камы и Белой, движется по течению, что сокращает сроки доставки грузов и снижает себестоимость перевозок.

Камводпуть сегодня – это 3369 км водных путей Камы и ее притоков в границах четырех регионов Приволжского федерального округа: Пермского края, Удмуртской Республики, республик Башкортостан и Татарстан.

В шести филиалах учреждения работает более 1200 человек, 148 единиц технического и обслуживающего флота. Путевые работы обеспечивают проверку и расчистку судовых ходов от наносов и подводных препятствий, строительство русловыправительных сооружений, выполнение гидрографических работ для мониторинга судоходных условий, корректуры и переиздания карт водных путей.

Приоритеты

Обеспечение безопасных условий судоходства всегда было приоритетом деятельности камских путейцев.

Однако в 90-х годах прошлого столетия обвальное сокращение бюджетного финансирования привело к уменьшению объемов путевых работ в десятки раз. В измученное перестройкой и кризисами время встал вопрос: как в изменившихся не в лучшую сторону социально-экономических условиях обеспечить безопасность судоходства на реках бассейна?

Выбор был сделан в пользу повышения информированности судоводителей и судовладельцев о состоянии водных путей. Смысл фразы: кто владеет информацией, тот владеет миром, как никогда стал актуальным.

Именно навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания, включающее в себя гидрографические работы, картографическое и информационное обеспечение, а также содержание навигационного оборудования судовых ходов, приняло на себя всю тяжесть обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях.

Гидрография

В то время в Камском бассейне сложилось критическое положение с обновлением навигационных карт. Одной из причин возникшей ситуации стала низкая производительность труда на оставшихся после сокращения русловых изыскательских партиях. Поэтому была поставлена задача по техническому переоснащению гидрографии современными высокопроизводительными комплексами со спутниковым позиционированием съемки промеров и компьютерной обработкой данных. Применение инновационных технологий позволило не только улучшить условия и повысить производительность труда на русловых изысканиях, но и значительно поднять качество гидрографических работ.

Применение высокоточной спутниковой геодезической аппаратуры позволило полностью отказаться от создания плановой опорной съемочной сети, особенно на временно эксплуатируемых участков боковых рек.

Оснащение всех русловых изыскательских партий бассейна автоматизированными промерно-съемочными комплексами дало возможность без ущерба гидрографии еще сократить количество эксплуатируемых партий с шести до четырех, одновременно повысив привлекательность профессии гидрографа для молодых специалистов.

Перспективы развития гидрографии в Камском бассейне мы связываем с оснащением русловых партий быстроходными промерными судами, заменой устаревших брандвахт судами-гидробазами и привлечением специалистов с высшим образованием с более высоким уровнем оплаты труда.

Картография

Коллекция карт внутренних водных путей на зону ответственности Камводпути составляет 12 томов, в том числе два тома Атласа Единой глубоководной системы европейской части РФ. В связи с тем, что в 1998 году средний возраст карт бассейна составил 15 лет, а некоторые карты из-за множества изменений стали просто опасными для судовождения, была принята и успешно реализована долгосрочная программа картографической деятельности.

В результате ее выполнения только за 2000-2004 гг. было переиздано пять томов карт, из которых два тома Атласа ЕГС. Средний возраст карт снизился до 12 лет, в том числе по основным водным путям – до 6 лет. Переиздавая ежегодно по 1-2 тома карт, нам удалось в 2011 году завершить обновление коллекции, за исключением карт боковых рек Колва, Весляна и Коса, которые включены в Перечень внутренних водных путей РФ, но в течение 20 последних лет не используются для судоходства.

Необходимость и порядок поддержания на уровне современности карт участков водных путей, фактически не используемых для судоходства, требует решения, а пока минимально необходимая корректура таких карт ведется на основе маршрутно-глазомерной съемки, эпизодически проводимой специалистами Камводпути.

Из-за больших расходов на гидрографические и издательские работы себестоимость картографической продукции в расчете на один том составляет от 2 до 10 млн рублей. Приемлемые для судовладельцев цены (до 10 тыс. рублей за один том) можно обеспечить при тиражах более 2000 экземпляров. Только типографские работы для издания малотиражных карт боковых рек стоят более 100 тыс. рублей (300-500 рублей за один экземпляр). Напрашивается решение о печати таких карт по мере необходимости (по требованию) средствами обычной офисной полиграфии.

На основе внедрения цифровых технологий удалось повысить точность и информативность карт. С помощью компьютерной программы, разработанной специалистами главной редакции карт ВВП ГБУ «Волго-Балт», нами освоена векторизация карт на стадии составительского оригинала, что не только повысило качество работ, но и позволило сократить сроки допечатной подготовки и редактирования. Сделан первый шаг к внедрению безбумажной технологии создания карт.

С навигации 2002 года в Камском бассейне за счет внебюджетных средств начаты работы по созданию электронных навигационных карт. В 2007 году ЭНК были созданы на магистральный участок Камы (Воткинское, Нижнекамское и верхняя часть Куйбышевского водохранилища) общей протяженностью судовых ходов 886 км.

С 2008 года, после выделения бюджетных средств на изготовление ЭНК и централизованной поставки автоматизированных промерных комплексов, выполнение картографических работ получило дополнительное ускорение.

В 2009-2010 гг. при экспериментальном использовании ЭНК на обстановочных судах отрабатывались вопросы сбора корректурных данных, создания и доведения до судов и специалистов районов водных путей файлов корректуры ячеек ЭНК.

В навигацию 2012 года покрытие участков водных путей Камского бассейна электронными навигационными картами составило 2459 км (72,7% общей протяженности). Оставшиеся 924 км – участки рек, не используемые для судоходства или эксплуатируемые только в период половодья (северный завоз).

В рамках госконтракта 2012 года нами подготовлены и переданы исполнителям данные для создания ЭНК на участки боковых рек протяженностью 100 км и для обновления (корректуры) ЭНК магистральных участков водных путей общей протяженностью 1513 км.

К сожалению, централизованная поставка бортовых навигационных систем (СОЭНКИ) для оснащения обстановочных судов прекращена и до сих пор нет ясности со статусом существующих ЭНК ВВП и порядком поддержания их на уровне современности.

Содержание навигационного оборудования судовых ходов

Из общей протяженности 3383 км в Камском бассейне обслуживается 2065 км водных путей, в том числе 1553 км за счет средств федерального бюджета и доходов от платных работ, 321 км – по договорам с заинтересованными предприятиями и 191 км – самостоятельно владельцами русловых карьеров и причалов.

На водных путях федерального значения поддерживаются гарантированные габариты и содержатся светящие навигационные знаки для круглосуточного движения судов. Общее количество выставляемых навигационных знаков составляет 2882 единицы (1,4 знака на км пути). Несмотря на вынужденное сокращение, насыщенность знаков остается одной из самых высоких на водных путях России.

В последние 15-20 лет существенно изменились условия функционирования навигационного оборудования судовых ходов:

– прекращено обслуживание большинства участков боковых и малых рек;

– меняется структура водных перевозок: почти исчезла буксировка плотов, значительно сократились пассажирские перевозки, особенно скоростными судами;

– растут перевозки экспортно-импортных грузов, в том числе судами смешанного «река-море» плавания;

– сокращается число малых транспортных судов, но появляются яхты и прогулочные суда, оснащенные новейшей навигационной аппаратурой;

– в связи с интенсивной застройкой прибрежных участков и увеличением частоты повреждений береговых знаков возрастает роль плавучих навигационных знаков, указывающих и границы судовых ходов.

Сокращение бюджетного финансирования и внебюджетных источников содержания внутренних водных путей бассейна в сочетании с изменившимися условиями работы и необходимостью сохранения основных характеристик магистральных участков пути потребовали разработки и реализации мероприятий по сокращению эксплуатационных расходов, внедрению энергосберегающих технологий на сигнальных огнях, оптимизации схем навигационного ограждения судовых ходов, повышению устойчивости и надежности действия навигационных знаков.

За 50 лет эксплуатации большинство капитальных береговых навигационных знаков на Камском и Воткинском водохранилищах пришло в негодность. Для понимания, что собой представляют такие знаки, приведу некоторые характеристики одного щелевого створа: в створе три знака; высота задней опоры 32 метра; двух передних по 25 метров; площадь щитов 144 кв. метров, общая длина тросов-растяжек 540 метров, расстояние от уреза воды до заднего знака 7 км по труднопроходимой лесной тропе в условиях весенне-осеннего бездорожья с общим весом светосигнального оборудования, покрасочных материалов и инструментов до 250 килограммов.

В связи с расположением знаков в труднодоступных районах, значительно удорожающих строительство, ремонт и обслуживание, необходимостью оформления документов на землепользование, уплаты земельного налога, налога на имущество, регулярной вырубкой и чисткой просек и другими дополнительными расходами было принято решение о совершенствовании схемы навигационного ограждения с учетом изменившихся условий.

Предельно изношенные и опасные для обслуживания береговые металлические створные знаки были списаны и демонтированы. Часть створов была упразднена, 7 пар створных знаков вынесено за затопленную пойму на специально построенные свайные основания, 17 створов были перенесены по линии действия ближе к судовому ходу с размещением передних знаков на сваях на прибрежном мелководье, а задних знаков – на береговой полосе ВВП.

Для сохранения и улучшения ориентировки судоводителей на мелководных участках затопленной поймы вблизи от судовых ходов было построено 7 русловых маяков-ориентиров. Кроме того, 55 отдельных береговых навигационных знаков было вынесено с берега на прибрежные акватории.

Все работы были выполнены хозяйственным способом без привлечения инвестиций. Вынос береговых знаков на акватории позволил не только значительно сократить эксплуатационные расходы, но и облегчить работы обстановочных бригад, а также улучшить условия видимости навигационных знаков, особенно в позднеосенний период при наличии снежного покрова на берегу, и возможность их обнаружения на экранах радиолокационных станций в условиях ограниченной видимости.

По проекту транспортного освоения Нижнекамского водохранилища при промежуточной отметке его наполнения в озерной части протяженностью 93 км была установлена смешанная система навигационного ограждения судового хода в составе 33 осевых и 54 кромочных буев, а также 40 береговых знаков (преимущественно знаки «Ориентир»).

Высокая насыщенность навигационного оборудования (1,5 знака на 1 км пути), расположенного, как правило, в отдалении от кромок судового хода, проходящего в средней части русла, не обеспечивала надежной ориентировки. После консультаций с опытными судоводителями и специалистами все осевые буи были заменены кромочными, выставляемыми, как правило, парами с интервалом 2-3 км, образуя судоходную полосу шириной около 400 м. Большинство неудачно расположенных береговых знаков было упразднено. К наиболее ответственным кромочным буям дополнительно установлено 45 зимних сигарообразных буев, позволяющих надежно ориентироваться при плавании в ледовых условиях.

Несмотря на значительное уменьшение насыщенности навигационных знаков (до 0,8 знака на км пути), хорошо зарекомендовавший себя опыт парной расстановки кромочных буев по просьбам судоводителей перенесен на речной участок Нижнекамского водохранилища и постепенно внедряется на других речных участках водных путей Камского бассейна. Кромочная расстановка плавучих знаков обеспечивает движение судов «со знака на знак», при этом соблюдается один из основных принципов Правил плавания по ВВП РФ – судно на участке с двухсторонним движением следует правой по ходу полосе движения.

Энергосбережение

В числе первых Камский бассейн перешел на массовую замену ламп накаливания источников света навигационных знаков на энергосберегающие полупроводниковые светодиодные лампы. В отличие от других бассейнов применяем не светодиодные модули, а созданные в содружестве с предприятием «Снарк» (г. Томск) лампы типа ЛПР, которые эффективно используются совместно с недорогими источниками питания пониженной емкости, в том числе с массовыми бытовыми пальчиковыми батареями типа R-20. Годовая экономия в расчете на один навигационный огонь составляет в среднем 1200 рублей или около 2 млн рублей за навигацию.

С целью сокращения эксплуатационных расходов в филиалах Камводпути налажено производство для собственных нужд буев, цепей и якорей, оптимизируются графики объезда участков, структура службы судоходной обстановки, внедряются современные спутниковые и информационные технологии.

Немедленно после создания электронных навигационных карт с 2007 года за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования было начато оснащение обстановочных судов навигационным оборудованием (СОЭНКИ). Одновременный переход на расстановку плавучих навигационных знаков по постановочным ведомостям, содержащим путевые и географические координаты, позволил повысить качество навигационного ограждения судовых ходов, создал условия для оптимизации схем расстановки знаков, организации оперативной корректуры карт и качественной оперативной навигационной информации.

В настоящее время сертифицированным спутниковым навигационным оборудованием оснащено большинство обстановочных и вспомогательных судов, обслуживающих магистральные участки водных путей, за исключением шести участков реки Белая.

Сохранение должного уровня навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания, в том числе благодаря действующей в учреждении с 1995 года системе управления безопасностью плавания, позволило не допускать происшествий с транспортным флотом по причине неисправного содержания водных путей в течение последних 7 лет, а случаев аварийности – более 15 лет.

75 лет истории

Формат газетной статьи ограничивает возможность осветить всю деятельность камских путейцев в вопросах обеспечения безопасности судоходства по внутренним водным путям бассейна, по которым в навигацию 2012 года 269 судовладельцами перевезено 20 564 тыс. тонн грузов. Начат первый этап реконструкции Чайковского шлюза, ведется капитальный ремонт на Пермском, Нижнекамском и Павловском шлюзах.

Навигация 2012 года – юбилейная: 75-летний период истории, исчисляемый с образования в 1937 году Управления речных путей Камского бассейна, освещен в изданной в прошлом году книге «Река жизни». К знаменательной дате был утвержден нагрудный знак «Почетный речник Камы» – вручается тем, кто внес значительный вклад в развитие безаварийного судоходства на реках Камского бассейна.

 

Без права на ошибку

 

Валерий Михеев, заместитель руководителя ФБУ «Камводпуть», капитан Камского бассейна ВВП

В предисловии к статье хочу поблагодарить коллег за опубликованные в федеральной газете водного транспорта «Морские вести России» статьи по становлению государственного портового контроля в различных бассейнах внутренних водных путей Российской Федерации.

Задержаны за несоответствие

В 2012 году в Камском бассейне создана служба государственного портового контроля, в составе которой действуют четыре инспекции. Места дислокации инспекций выбраны в грузообразующих регионах Камского бассейна – это города Березняки, Пермь, Уфа, Набережные Челны. Инспекции ГПК начали свою деятельность по проверке судов на внутренних водных путях Камского бассейна с 30 августа 2012 года.

Назначение проверок проводилось согласно данным информационной системы государственного портового контроля с учетом назначения судна и района плавания. Проверка судов, как правило, осуществлялась на стоянках в портах.

Инспекторским составом при проведении осмотров в целях контроля за обеспечением безопасности судоходства проверялось выполнение экипажами судов требований нормативно-распорядительных документов, готовность членов экипажей судов к действиям по судовым тревогам, организация и несение общесудовой и вахтенной службы, наличие и ведение судовой документации, исправность действия технических средств, выполнение требований Правил пожарной безопасности на судах ВВТ РФ, общее техническое состояние судна.

К сожалению, несоответствия, выявленные на 12 судах, привели к временному задержанию этих судов. Причинами задержаний явились:

– отсутствие судовых документов – 3 судна;

– недостаточное количество спасательных средств, неудовлетворительное техническое состояние судна – 6 судов;

– несоответствие численности членов экипажей судов свидетельству о минимальном составе экипажа – 3 судна.

Следует отметить, что по причине неподготовленности к плаванию в Камском бассейне судов из смежных бассейнов (отсутствие откорректированных карт и навигационных пособий) 10 судам выставлены требования по устранению несоответствий с формулировкой: «До выхода в рейс».

Инспекторы ГПК Камского бассейна активно привлекались к совместным мероприятиям, проводимым надзорными и правоохранительными органами, в том числе к проверкам судов и расследованию транспортных происшествий.

Слабое звено

Как показала практика работы инспекций государственного портового контроля, основной причиной нарушений является недостаточная профессиональная подготовка персонала судовладельца и членов экипажа судна. На каждом судне, посещенном инспектором ГПК, как в зеркале отражалось отношение владельца и экипажа к своему судну, поэтому в межнавигационный период организованы встречи инспекторского состава с командным составом судов, судовладельцами. На встречах рассматривались цели и задачи, поставленные перед государственным портовым контролем, характерные случаи выявленных несоответствий, причины допущенных транспортных происшествий в Камском бассейне, поднимались острые вопросы, волнующие камских речников.

Самым больным вопросом является укомплектование судов квалифицированным экипажем. Всегда отмечается, что специалисты, работающие на судах, уже в возрасте, молодых специалистов недостаточно, выпускники речных училищ в результате реформы образования получают документы на право занятия должности в середине навигации и только по одной специальности, хотя речной флот работает по совмещению профессий (судоводитель-судомеханик). На всех встречах высказывалось мнение, что подготовку специалистов со средним профессиональным образованием необходимо проводить по дореформенной схеме, всячески обеспечивать привлекательность и престиж профессии речника.

Хотелось бы, пользуясь предоставленной возможностью, предложить на страницах газеты всем желающим высказаться о проблемах нашего среднего профессионального образования, обсудить необходимые шаги, чтобы наши мальчишки стремились на речной флот.

В заключение хочу отметить, что деятельность государственного портового контроля речниками Камы оценивается как необходимая, позволяющая эффективно достигнуть главной цели – исключения движения по внутренним водным путям субстандартных судов, уменьшения количества недобросовестных судовладельцев и предпринимателей.


Морские вести России, №2, 2013 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021