Волго-Балт – водный путь нового поколения - Морские вести России

Волго-Балт – водный путь нового поколения

12.06.2014

Речной транспорт

Транзитный путь пяти морей

 

Владимир Николаев, руководитель ГБУ «Волго-Балт»

Волго-Балт позволяет осуществлять бесперевалочную транспортировку грузов современными судами между портами Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного морей и используется очень интенсивно. Около 150 судоходных компаний пользуются услугами ГБУ «Волго-Балт». Крупнейшие судовладельцы, работавшие в 2012 году в границах нашей зоны ответственности, – ЗАО «Судоходная компания «Башволготанкер», ЗАО «ЛРС-Базовые», ООО «Рыбинское пароходство», ОАО «Череповецкий порт», ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ОАО «Северо-Западное пароходство». Объём перевозок в границах бассейна составил 22,4 млн тонн.

С 1991 года по Волго-Балту были начаты перевозки иностранных туристов. Без преувеличения можно сказать, что маршрут Санкт-Петербург – Москва с заходом на острова Валаам и Кижи стал наиболее популярен, учитывая исключительно живописные природные ландшафты, очарование озер и речных плесов, интересные гидротехнические сооружения на трассе следования. Вот почему практически весь пассажирский флот пароходств европейской части задействован на этом маршруте и его популярность продолжает расти. В 2012 году в границах бассейна выполнено 1549 круизных рейсов.

Вместе с тем на фоне реконструкции объектов Волго-Балта все очевиднее становится слабая туристская инфраструктура прибрежных городов и поселений. И если для большого круизного флота есть несколько оборудованных причалов, то для водного туризма на маломерном флоте нет практически ничего. Отсутствуют цивилизованные места стоянки катеров и яхт, нет заправок топливом и водой, слабо развита сеть питания и гостиниц. К сожалению, крайне недостаточно используются «боковые» водные пути, такие как река Волхов. А здесь имеются весьма интересные для туристов объекты, такие, например, как город Старая Ладога, который отметит в 2013 году 1260 лет.

В 2012 году под руководством диспетчеров ГБУ «Волго-Балт» в границах бассейна выполнено 15 189 рейсов грузовых судов. Общее число регулируемых рейсов составило 23 414. Число нерегулируемых рейсов прогулочных пассажирских судов на Неве не поддаётся подсчёту, особенно во время белых ночей. Основная задача коллектива ГБУ «Волго-Балт» – обеспечение безопасности судоходства. Четыре составляющие этой задачи:

– безопасность судовождения;

– безопасность водного пути;

– безопасность судоходных гидротехнических сооружений;

– транспортная безопасность.

Для обеспечения безопасности судовождения имеем и постоянно развиваем:

– технологическую связь;

– береговые радары;

– береговые станции АИС;

– диспетчерское регулирование;

– электронные карты;

– лоцманские услуги;

– проверку флота инспекцией государственного портового контроля.

Для обеспечения безопасности водных путей навигационную обстановку обслуживают 22 путейские бригады. В 2012 году с освещаемой обстановкой эксплуатировалось 2171 км, было выставлено 2269 плавучих знаков и 2068 береговых. Тогда же прошли испытания навигационные знаки РБ-4 из полимерных материалов, получены положительные отзывы судоводителей, и эти знаки рекомендованы к внедрению в других бассейнах.

Проведены испытания и внедрение судовых обстановочных комплексов (СОК) и «Путевой мастер», при этом точность расстановки знаков значительно повысилась. Эти комплексы также рекомендованы к внедрению в других бассейнах.

Проведены испытания системы дистанционного мониторинга средств навигационного ограждения. Эта система может дать ощутимую экономию по топливу после внесения изменений в Инструкцию по содержанию внутренних водных путей.

На базе Волго-Балта проведены испытания и внедрены для производства гидрографических работ автоматизированные промерные комплексы (АПК), что позволило значительно повысить точность работ и производительность труда.

Для поддержания габаритов пути и расширения судовых ходов в навигацию 2012 года земснарядами было извлечено 1,5 млн куб. м грунта. Прошла испытание и принята в эксплуатацию система контроля дноуглубительных работ, которая позволяет видеть процесс грунтозабора под водой и транслировать ход работ в режиме реального времени.

В ходе подготовки к навигации 2013 года проводится ремонт 189 единиц технического флота. Выполняются капитальные ремонты штангового земснаряда «СЗ-551», землесоса «СЗ-304» и буксирного теплохода «Айсберг».

Продолжаются работы по модернизации морально и физически устаревших систем управления электроприводов дноуглубительных земснарядов. Обстановочный флот пополнился новым теплоходом «Иволга» проекта 3050. В навигацию 2013 года планируется поставка двух речных обстановочных судов проекта 3050.1 постройки ОАО «Московский судостроительно-судоремонтный завод». Для обслуживания плавучей и береговой обстановки Ладожского озера в августе с.г. в ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» завершается строительство современного теплохода проекта BL02 с классом Российского речного регистра М-СП 3,5 (лед 40) А.

Реконструкция шлюзов

В 2012 году на шлюзах Волго-Балта выполнено 40 160 шлюзований, при этом прошлюзовано 69 900 единиц флота.

Одним из основных лимитирующих участков Волго-Балтийского канала была Новинкинская лестница шлюзов (шлюзы № 3, 4, 5): узкие, короткие межшлюзовые бьефы не позволяли расходиться крупнотоннажным судам. В рамках ФЦП были выполнены работы по строительству причально-направляющих сооружений и расширению канала между шлюзами № 3 и 4. В результате строительства общая длина причально-направляющих сооружений составила 1171 м, ширина канала увеличена с 50 до 86 м. Это позволило снять все существующие ранее ограничения на двустороннее движение для всех типов судов и составов и повысить пропускную способность северного склона Волго-Балта на 18% при существующей структуре флота.

В рамках ФЦП ежегодно проводится реконструкция шлюзов с заменой механизмов ворот и затворов, выполняется реконструкция причальных сооружений, реконструирована система управления механизмами и процессом шлюзования Нижне-Свирского и Верхне-Свирского шлюзов. Начаты работы по реконструкции старейшего гидросооружения – Волховского шлюза, построенного в рамках реализации плана ГОЭЛРО в 1926 году. Согласно ежегодно утверждаемому плану-графику ведётся текущий ремонт СГТС, но фактическое финансирование этих работ составляет только 65% от необходимых объемов. Только благодаря федеральной целевой программе, в рамках которой ведутся работы на 20 объектах, компенсируется недостаточное финансирование текущего ремонта.

В целях обеспечения безопасности СГТС выполнены расчёты вероятного вреда, возможного в результате аварий. Все объекты Волго-Балта, подлежащие страхованию, – застрахованы. Локальные системы оповещения восьми шлюзов основной трассы введены в эксплуатацию. В 2013 году планируется ввод ЛСО остальных трех шлюзов. Совместно с МЧС России регулярно проводятся комплексные учения по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций при авариях СГТС.

Береговая сеть АИС

Кроме традиционной УКВ-радиосвязи в 2012 году создано надежное перекрытие Ладожского озера береговой сетью АИС. С этой целью кроме станций на берегах установлена станция АИС на острове Валаам. В наиболее ответственных участках выхода судов на севере Ладожского озера планируем установить береговые радиолокаторы в г. Приозерске и пос. Мурсула.

В прошлом году установлена береговая станция АИС, перекрывающая район плавания пассажирских судов на реке Волхов в черте города Великий Новгород и озере Ильмень. На основной трассе водного пути установлено 15 береговых радиолокационных станций, в 2012 году проведена модернизация программы обеспечения этих станций, позволяющая объединить на одном экране данные радиолокаторов и АИС.

Для обеспечения безопасности судоходства в бассейне функционирует 13 диспетчерских пунктов, обеспечивающих регулирование движения судов.

Среднее количество судо, одновременно находящихся на трассе Волго-Балта, в навигацию 2012 года составило 275 единиц, в пиковые периоды навигации число судов превышает 400 единиц.

Для повышения уровня безопасности плавания изготавливаются и ежегодно корректируются электронные навигационные карты, в минувшем году принята в эксплуатацию система, позволяющая распространять и корректировать карты в навигационный период. Эта система планируется к внедрению в других бассейнах.

Лоцманская служба ГБУ «Волго-Балт» оказывает услуги при проводке судов и составов на всей трассе водного пути по заявкам судовладельцев.

Кадровый вопрос

Санкт-петербургские мосты – одно из «узких» мест на внутренних водных путях Волго-Балта. На главных судоходных маршрутах в черте города 8 низководных мостов с разводными пролетами на Большой Неве и 2 моста на Малой Неве. Время их открытия ночью незначительно. За последние годы судопоток через город постоянно возрастает, лоцманской службой ГБУ «Волго-Балт» в 2012 году через санкт-петербургские мосты было выполнено 7580 проводок. В течение трех пиковых месяцев навигации – июнь, июль, август – до 45 транзитных судов ежесуточно проходят в ночную разводку мостов.

Для выполнения всех задач по поддержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности плавания, разумеется, нужны специалисты. Кадровый вопрос решается крайне тяжело. На сегодняшний день 30% наших сотрудников – работающие пенсионеры, в 2000 году их было 14%. Продолжается потеря не только специалистов, способных выполнять производственные задачи и способных передавать свой опыт, но и тех, кто смог бы этот опыт перенять.

200 человек в возрасте до 30 лет мы принимаем ежегодно, но столько же в этом возрасте ежегодно и увольняется.

Кадровая статистика удручающая: из 10 человек, обучавшихся на дневном отделении по целевым программам в ГБУ «Волго-Балт», возвращается не более двух и то только на 2-3 года. Из тех наших сотрудников, кто обучался на заочном отделении, остаются работать 80%. В решении кадрового вопроса стараемся делать упор на заочное обучение, но, к сожалению, желающих и способных учиться все меньше и меньше. Основные причины кадровой проблемы – низкая заработная плата и отсутствие доступного жилья в местах работы.

При этом в нынешнем году субсидии на содержание внутренних водных путей и судоходных ГТС меньше, чем в прошлом. И если сохранить зарплату на уровне прошлого года, а также учесть те расходы, в т.ч. и новые, на которые ГБУ влиять не может (налоги на имущество и землю, охрану, портконтроль и т.п.), то в итоге затраты на содержание ВВП и ГТС сокращаются в 1,5 раза. Так что если и раньше финансирования не хватало на нормальное содержание водного пути, то сейчас ситуация становится критической.

Для сохранения работоспособности коллектива необходимо привлечение и обучение молодых специалистов. Необходимо во что бы то ни стало вернуть специальностям речной отрасли былой престиж в глазах молодежи. Но одним нам эту задачу не решить, необходимо общими усилиями в рамках Минтранса найти пути повышения зарплаты путейцев и возможности обеспечения молодых специалистов доступным жильем. Только при этом условии внутренние водные пути России будут служить нам, нашим детям и внукам.


Принципиальность инспектора – это охрана жизни

Александр Алексеев, заместитель руководителя ФГУ «Волго-Балт», капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

Волго-Балтийский водный путь является основной водной магистралью на северо-западе, входящей в Единую глубоководную систему России. С невских берегов можно добраться практически во все уголки России: по Волге – до Астрахани и Каспия; в Тверь, в Москву и далее по Волге на Каму; по Ладоге – в Карелию; по Волго-Дону, через Азовское море – в Черное; по Волхову – в Великий Новгород; по Беломорско-Балтийскому каналу – на Крайний Север и далее по Северному морскому пути – на Дальний Восток.

Стратегический путь

Работу этого стратегического пути от Петербурга до Череповца обеспечивает Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства. Он состоит из разных по своим судоходным характеристикам и условиям плавания участков:

– река Нева с разводными санкт-петербургскими мостами, с интенсивным движением пассажирского флота в черте города, c Ивановскими порогами, где скорость течения 14 км/час;

– Ладожское озеро, где условия плавания по характеристикам приближаются к морским;

– Свирь – река с двумя шлюзами, отличающаяся наличием поворотов и узкостей, ограничивающих обзор судового хода. Судовой ход проходит в непосредственной близости от каменистых берегов и отмелей при сильном течении, достигающем 15 км/час в районе Подпорожского моста;

– Онежское озеро – южная трасса Волго-Балта с близкими к морским условиями плавания, как и в Ладожском озере;

– участок от Онежского озера до Белого озера с 6 шлюзами, Белое озеро и река Шексна с расширенным и углубленным, но извилистым руслом.

С учетом условий плавания на разных участках Волго-Балта используются и различные суда: от класса Р в речных условиях плавания до класса М на Ладожском и Онежском озерах.

Движение флота в бассейне осуществляется в соответствии с утвержденным порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ. На отдельных участках – район санкт-петербургских мостов, Ивановские пороги, Кошкинский фарватер, отдельные участки реки Свирь – устьевой участок, Подпорожский мост, исток реки Свирь, а также на участках выхода в Белое озеро движение судов одностороннее и диспетчерское регулирование движения является обязательным.

Наиболее сложным в части организации движения флота является участок санкт-петербургских мостов. Разводка мостов осуществляется строго по расписанию. В условиях ограничения по времени и в стесненных обстоятельствах в этот период одновременно находится в движении до 40-45 единиц крупнотоннажного флота. В навигацию 2012 года проведено в разводку мостов 4896 судов и составов, без разводки – 2684 судна.

В это же время, в период белых ночей, малые пассажирские суда стремятся также активно заниматься перевозкой пассажиров, порой с грубейшими нарушениями правил плавания и особенностей движения судов в городских условиях. В результате в прошлом году произошло столкновение пассажирского судна «Росси» с судном, идущим в разводку мостов. По счастливой случайности обошлось без человеческих жертв. Несмотря на то что нами совместно с СЗУ ГМиРН предприняты определенные меры – создана зона для малых пассажирских судов по их размещению в период разводки и движения крупнотоннажного флота в разводные пролеты – подобные случаи нарушения правил плавания повторяются.

Другим участком, сложным в навигационном отношении по гидрологическим причинам, является Ладожское озеро. Ладожское и Онежское озера ранее полностью относились к разряду М, что требовало от судов иметь соответствующий класс. После деления озер на условные районы разрядов М и О изменились требования к судам, которые могут работать в данных районах, но навигационные и гидрологические условия плавания не изменились. И сейчас судоходные трассы для движения судов класса О проходят в непосредственной близости от районов разряда М в открытой части озер. Организация движения таких судов требует от диспетчерского состава большого внимания при их выпуске в озеро и осуществлении контроля за движением. И это стало возможным с введением в эксплуатацию береговых станций АИС и оснащения судов соответствующей аппаратурой.

Семь капитанов

В 2012 году в структуре Волго-Балта появились два новых подразделения: служба регистрации судов и инспекция портового контроля с выполнением функций, установленных требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта. Службой регистрации в 2012 году проведено 353 регистрационных действия.

В инспекции портового контроля в прошлом году работало 7 государственных инспекторов. Все имеют большой опыт работы в должности капитанов загранплавания на судах «река-море» и на морских судах, прошли соответствующую подготовку в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций, стажировку в Санкт-Петербургском морском порту.

В ходе внесения в единую информационную систему результатов проверок судов по замечаниям инспекторов совершенствовалась и сама информационная система, специалистами ФГУП «Морсвязьспутник» проведена большая работа по ее приведению в удобный для работы вид.

Всего с 30 августа прошлого года, времени начала работы инспекторов портового контроля, до конца навигации осуществлена проверка 392 плавсредств. Выявлено 145 судов с замечаниями, оформлено 4 задержания при обнаружении нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания.

Основные замечания:

– содержание спасательных средств – просрочен срок проверок, недостаточное количество спасательных средств, пиротехники, неисправность спасательных кругов и жилетов;

– отсутствие или просрочен срок действия судовых документов;

– содержание навигационных приборов и пособий – отсутствие карт, атласов ЕГС, отсутствие корректуры и извещений для корректуры, неисправность навигационных приборов, просрочены сроки действия девиации магнитных компасов;  – нарушение правил пожарной безопасности – просрочены сроки проверок противопожарного оборудования и инвентаря;

– замечания по содержанию корпуса судна: коррозия корпуса, надстройки, трещины привального бруса.

Как правило, судовладельцы и экипажи правильно воспринимали предъявляемые замечания, осознавая, что проверка направлена в первую очередь на обеспечение безопасности судов, и принимали немедленные меры по устранению замечаний. Но встречались и компании, где при задержании судов из-за окончания срока действия судовых регистровых документов обращались в надзирающие органы с протестом на якобы неправомерность задержания. Мы расцениваем такие случаи как один из примеров недобросовестных судовладельцев, стремящихся зарабатывать деньги, экономя на безопасности судоходства.

Три вопроса

К началу навигации 2013 года планируем укомплектовать штат инспекторов, провести обучение новичков и организовать для них стажировку в морском порту Санкт-Петербург. Но и те инспекторы, кто прошел уже обучение в прошлом году, также пройдут дополнительную стажировку в морском порту.

Хотелось бы обратить внимание на отдельные трудности и вопросы, с которыми пришлось столкнуться нам и, наверное, коллегам в других бассейнах в связи с принятием последних поправок в КВВТ и рассмотрением других подготавливаемых документов, которые влияют на безопасность судоходства.

1. Регистрация маломерных судов (длина до 20 м). Маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны регистрироваться в Государственном судовом реестре с выдачей судового билета. Необходимо ускорить принятие приказа Минтранса, упорядывающего регламент выдачи судового билета. Отсутствие порядка регистрации маломерных судов, занимающихся коммерческой деятельностью, может вызвать сложности для регистрирующих органов. 

2. В проекте новых правил плавания по ВВП РФ предусматривается уменьшение минимальных запасов на порогах шлюзов (минимальных запасов воды под днищем) с существующих сегодня 40 см до 30 см.

При соотношении ширины судна (состава) 16,8-17,0 м к ширине наших Вытегорских шлюзов 17,8 м такое уменьшение может привести к серьезным происшествиям при заходе-выходе из шлюзов. При этом время захода-выхода из шлюзов также увеличится. Отсутствуют сейчас и нет в новом проекте ограничений по длине судов и составов в зависимости от радиусов закруглений водного пути, отсутствуют условия плавания судов и составов, не отвечающих габаритам пути и требованиям правил.

3. Для выполнения функций по обеспечению безопасности судоходства мы ожидаем совершенствования нормативной базы, в т.ч. по правилам плавания, правилам плавания по бассейну, порядку диспетчерского регулирования, правилам регистрации маломерных судов, положению о лоцманской службе, аварийно-спасательному обеспечению на ВВП с особенностями на Ладожском и Онежском озерах, изменения приказа по аттестации специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства.

Заключение

При назначении на должность капитанов бассейнов ВВП руководитель Росморречфлота А.А. Давыденко обращал наше особое внимание на организацию проверок технической готовности судов и квалификации экипажа. Эта готовность определяется выполнением требований нормативных документов, организационными мерами и желанием судовладельца способствовать обеспечению безопасности плавания своих судов.

В связи с этим в ходе подготовки к предстоящей навигации инспекция портового контроля ФГУ «Волго-Балт» и инспекторы на местах будут рассматривать пути эффективного взаимодействия с инспекторами Ространснадзора с целью достижения безопасности судоходства в бассейне.


Морские вести России №3, 2013 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021