Печорский бассейн: Главное – гарантировать глубины - Морские вести России

Печорский бассейн: Главное – гарантировать глубины

14.06.2014

Речной транспорт

Печорский речной бассейн, расположенный на территории Республики Коми и Ненецкого автономного округа, является важной частью транспортной системы этих регионов, которая сыграла решающую роль в разведке и освоении природных богатств Европейского Севера нашей страны.

Александр Круссер,  руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Разведка и освоение Вуктыльского газоконденсатного, Усинского, Колвинского, Шапкинского и многих других крупных нефтяных и газовых месторождений, входящих в Тимано-Печорский производственный комплекс, строительство автодорог и автодорожных мостов через р. Колва, строительство железных дорог Котлас – Воркута, Сыня – Усинск и железнодорожных мостов через реки Печора и Уса – вот только краткий перечень объектов, грузы для строительства и обустройства которых доставлялись водным транспортом по реке Печоре и её притокам. Дорогу этим грузам открывали путейцы, осваивая и обставляя судоходной обстановкой малые реки, увеличивая гарантированные глубины на р. Печоре и её притоках, разрабатывая при этом десятки траншей для прокладки нефте- и газопроводов.

В настоящее время ФБУ «Печорское ГБУ» обслуживает 2594 км водных путей, из них 1013 км с гарантированными габаритами пути и 779 км со светоотражающей судоходной обстановкой. Объём дноуглубительных работ в навигацию 2012 г. составил 1,4 млн м3, а объём перевозок грузов – 0,9 млн т.

Железные дороги подходят к п. Троицко-Печорск, пересекают р. Печору в районе г. Печоры и р. Уса в районе п. Сынянырд с конечным пунктом г. Усинск.

Доставка грузов между этими пунктами может быть осуществлена железнодорожным транспортом, однако прямая механизированная перевалка навалочных грузов с железнодорожной дороги на воду может быть осуществлена только в г. Печоре в Печорском речном порту, так же как и нефтеналив в суда на Печорской нефтебазе.

Прочие населенные пункты, находящиеся на р. Печоре, частично связаны между собой грунтовыми дорогами. Транзитной автодороги вдоль р. Печоры, которая могла бы принять на себя перевозки, осуществляемые водным транспортом, нет. В связи с изложенным важные для районов навалочные грузы перевозятся в основном в весенний период и в период осеннего паводка, поскольку судоходство по р. Печоре в период низких меженных уровней затруднительно для судов с осадкой более 50 см.

Таким образом, альтернативы водному транспорту по завозу навалочных грузов в населённые пункты, расположенные по р. Печоре выше и ниже г. Печоры, в настоящее время нет.

Пассажирские перевозки водным транспортом между населенными пунктами, расположенными на р. Печоре, имеют характер местных перевозок.

Состояние водных путей

Установленные программой гарантированные габариты пути по р. Печоре от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мара обеспечивают нормальное движение транспортного флота только до проектных уровней, поэтому судоходства на участке р. Печоры от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мара зависит прежде всего от их среднемноголетней обеспеченности. Обеспеченность проектного уровня для участка г. Вуктыл – г. Печора составляет 67%.

Наиболее важным для судоходства является участок р. Печоры от г. Печоры до с. Усть-Уса, так как порт Печора является единственным в бассейне пунктом прямой перевалки грузов с железнодорожного на водный транспорт, а Печорская нефтебаза осуществляет залив нефтепродуктов непосредственно в суда.

В то же время это и наиболее затруднительный участок для обеспечения гарантированных габаритов пути в связи с его разветвленностью, большой шириной русла и нахождением нижнего участка в подпоре от впадения мощного притока р. Уса в период весеннего паводка. Среднемноголетняя обеспеченность проектного уровня составляет здесь 62%, а поддержание гарантированных габаритов пути возможно только при производстве дноуглубительных работ.

С точки зрения судоходных условий наиболее благоприятным является участок р. Печоры от с. Усть-Уса до г. Нарьян-Мара, где обеспеченность проектного уровня составляет 80%.

Таким образом, для участка р. Печоры г. Печора – г. Нарьян-Мар, где перевозится 96,4% общего объёма транзитных грузов, участок г. Печора – с. Усть-Уса является лимитирующим.

В целях обеспечения судоходных условий принимаются следующие мероприятия:

Эксплуатация землесосов-катамаранов, состоящих их двух землесосов пр. 324, работающих на один рефулёр, оборудованных гидромониторными приставками, обеспечивает возможность их работы в период мелководья без рефулёра.

Для увеличения производительности земснарядов по разрабатываемой площади, с целью ускорения разработки перекатов, все землесосы оборудованы трёхсосуновыми наконечниками с гидроразрыхлителями, обеспечивающими технологический запас при разработке прорезей менее 0,3 м.

Земснаряды оснащены системами ориентирования, позволяющими производить разработку прорезей без установки береговых створов.

На русловых партиях используются спутниковые программные комплексы.

На обстановочных судах внедряются судовые обстановочные комплексы.

В целях улучшения условий судоходства на наиболее лимитирующих перекатах производятся работы по их коренному улучшению.

Принимаемые меры по повышению эффективности работы управления позволили в навигацию 2012 года обеспечить выполнение государственного задания, которое предусматривало, в частности, увеличение длительности содержания судоходной обстановки в бассейне на 12 суток.

Гарантированные и дифференцированные габариты пути были выдержаны на всех плесах бассейна, а на наиболее лимитирующем участке р. Печоры г. Печора – с. Усть-Уса они поддерживались и при снижении уровней ниже проектных значений.

Программа улучшения судоходных условий

Стратегическим направлением программы улучшения судоходных условий в Печорском бассейне является доведение обеспеченности проектных уровней на всех участках с гарантированными габаритами пути до 80%, т.е. до минимального нормативного значения проектного уровня, что позволит увеличить длительность поддержания гарантированных глубин и сокращение простоев флота на участке р. Печоры г. Вуктыл – с. Усть-Уса, а следовательно, и на всем участке г. Вуктыл – г. Нарьян-Мар на 27 суток.

Для осуществления этой программы необходимо довести объем дноуглубительных работ в Печорском бассейне с 1,4 млн м3 в 2012 году до 3,65 млн м3, что потребует ввода в эксплуатацию дополнительно трех землесосов, одного многочерпакового земснаряда и одного буксирного теплохода.

Главным и определяющим фактором для реализации проекта должна быть общественная эффективность проекта, особенно актуальная в условиях Крайнего Севера, где транспортная инфраструктура развита слабо и водный транспорт является в большинстве случаев единственным видом транспорта.

Указанная программа была обсуждена и одобрена на заседании Общественного совета Печорского бассейна с участием министра развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми, представителей муниципальных образований Печорского бассейна и судовладельцев 6 июля 2012 года.

 

Мобильный портовый контроль


Андрей Проурзин, заместитель руководителя – капитан Печорского бассейна ВВП

Служба государственного портового контроля включает инспекцию с дислокацией в пос. Путеец Печорского района Республики Коми. При выборе места расположения и определения численности инспекции учитывались интенсивность движения флота на участках ВВП бассейна, количество судов, их классы и типы, расположение управления администрации бассейна и нахождение пунктов отстоя и ремонтных баз судовладельцев, принималось в расчет исключение непроизводственных простоев судов при выполнении осмотров. Навигацию 2012 года завершили два инспектора. Учитывая дефицит в регионе квалифицированных кадров, высокие требования к претендентам на должность инспекторов, решить кадровую задачу нам будет непросто. От знаний, опыта и профессиональных навыков инспекторов зависит уровень безопасности в бассейне. Штатная численность всей службы составит 8 человек. Все инспекторы службы прошли двухнедельное дополнительное обучение на специальных курсах и стажировку. Однако, как показывает опыт Печорского и других бассейнов, передвижные группы работают более эффективно. Выезды инспекторов в район города Вуктыл, сел Усть-Цильма и Щельяюр это и подтвердили. Службой государственного портового контроля организовано оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов, службой регистрации судов, службой дипломирования, другими службами администрации бассейна.

Опыт накапливается, осталось доукомплектовать инспекторов передвижных групп всем необходимым, обеспечить транспортом, отладить процедуру инспектирования судна и организацию взаимосвязи с капитаном бассейна из мест проверки.

Основные причины задержаний судов

Подведены итоги навигации 2012 года. В Печорском бассейне деятельность службы государственного портового контроля началась с 30 августа 2012 года. Навигационная обстановка закрыта 14 октября, последняя проверка судна проведена 30 октября 2012 года. Службой ГПК Печорского бассейна ВВП в 2012 году всего проведено 122 инспекции, из них с замечаниями – 52, выявленных замечаний – 158, задержанных судов – 13. Минимальное количество проверенных службой ГПК Печорского бассейна в день – 1 судно, максимальное – 9 судов.

Осмотр судна в среднем занимает около 3 часов, в зависимости от вида осмотра. В Печорском бассейне распространено ведение погрузочно-разгрузочных работ на необорудованном берегу. В связи с этим значительное время у инспектора занимает проезд к месту проведения инспекции и обратно. Однако, несмотря на все трудности, по итогам навигации практически вышли на показатель – осмотр одного судна на одного инспектора в день.

Основные причины задержаний типичны с другими бассейнами: отсутствие судовых документов и документов РРР (ст. 14 КВВТ), наличие и состояние аварийно-спасательного, противопожарного оборудования и снабжения, судовой документации, укомплектованность экипажей согласно свидетельствам о минимальном составе. Обратили внимание, что в сентябре-октябре срабатывает фактор – конец навигации. Судовладельцы откладывают устранение ряд несоответствий, требующих больших затрат, на зимний период. Поэтому именно с осмотром таких судов и начнем работу СГПК в навигацию 2013 г.

Межнавигационный период

Продолжаем заниматься укомплектованием службы необходимыми специалистами. Решаются в процессе приема вопросы по обеспечению инспекторов всем необходимым для работы – оргтехникой с подключением к сети Интернет, спецодеждой и экипировкой, включая средства передвижения. Инспекторы дополнительно прошли стажировку в морском порту Архангельск. Они остались довольны полученным опытом, радушием и пониманием со стороны коллег-моряков. С учетом заполнения штата службы в зимний период служба государственного портового контроля Печорского бассейна должна быть полностью готова к инспектированию судов.

С конца января начали проводить локальные встречи с судовладельцами. Доводим положения действующего законодательства в области судоходства. 14 февраля 2013 года проведена встреча с судовладельцами бассейна. Несмотря на зимнее время, более 80% всех судовладельцев бассейна прибыли или направили своих представителей на данное совещание. Капитан Печорского бассейна ВВП, должностные лица ФБУ «Печорское ГБУ», представители Северного управления Госморречнадзора, Северного филиала Российского речного регистра довели до судовладельцев изменения положений законодательства в области внутреннего водного транспорта по судоходству, инспектированию судов, раскрыли алгоритм при регистрации и освидетельствовании классификационным обществом маломерных судов, по разработке и внедрению системы управления безопасностью, затронули вопросы диспетчерского регулирования. Совещание прошло в живой, конструктивной обстановке, обсуждены вопросы по организации безопасных перевозок грузов и пассажиров, погрузо-разгрузочной деятельности, соблюдению требований экологии, дипломирования экипажей маломерных судов. Судовладельцам понятно уже сейчас, на что следует обращать внимание в первую очередь, как готовить флот к навигации.

Упреждение профилактикой

С 1 января 2013 года начала действовать статья 34.1 КВВТ. Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) является важной ступенью, призванной повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях, усилить контроль за состоянием флота внутри предприятий со стороны собственников и судовладельцев, изменить отношение экипажа к судну, его техническому состоянию и документации.

Печора – закрытый бассейн. Судовладельцы других бассейнов редко заходят в «наши» воды. Отсюда своя специфика и организация работы портового контроля. Существуют определенные трудности проверок судов в паводковый и в меженный период.

Основная задача службы портового контроля – совместно с судовладельцами в максимально короткие сроки тщательно проверить весь флот, работающий в бассейне, подготовить его и экипажи к безаварийной эксплуатации. Упреждающие профилактические меры должны исключить возможные аварийные ситуации и повысить уровень безопасности судоходства. Создание на реке службы портового контроля востребовано временем, и наша цель в том, чтобы весь отечественный речной флот находился на должном уровне, работал безаварийно и приносил славу гордому имени – речник!


Морские вести России №5, 2013 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт