Байкало-Ангарский бассейн: Байкальское притяжение - Морские вести России

Байкало-Ангарский бассейн: Байкальское притяжение

16.06.2014

Речной транспорт

ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» обслуживает  5883 км водных путей, в т.ч. 3474 км с гарантированными габаритами судового хода. Характерной особенностью бассейна является наличие большого количества крупных водохранилищ (Иркутское, Братское, Усть-Илимское) созданных в результате строительства на р. Ангаре каскада гидроэлектростанций. Возведенные ГЭС разделили реку на отдельные, изолированные друг от друга бьефы. В результате судоходные трассы используются только для местных перевозок грузов и пассажиров и в каждом бьефе необходимо строить и эксплуатировать суда различных классов и конструкций.

Валерий Савинов,  руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

Развитие туризма

Основная достопримечательность нашего бассейна –  озеро Байкал, которое является самым крупным хранилищем чистой пресной воды на земле и центром развития туристической отрасли Иркутской области. Протяженность водных путей на Байкале составляет 2356 км, из них с гарантированными габаритами 1397 км, что составляет 40% водных путей бассейна. В связи с реализацией региональных программ Республики Бурятия и Иркутской области по развитию туризма на озере Байкал ожидается увеличение интенсивности круизного судоходства  по Байкалу.

К сожалению, пока  ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» обладает лишь одним обстановочным теплоходом разряда «М», который не может полноценно обслуживать водные пути Байкала. Но в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» подпрограммы «Внутренний водный транспорт» мы надеемся в ближайшие пару лет построить еще один обстановочный теплоход.

ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» поставило перед собой цель добиться увеличения количества водных путей с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой на Байкале, что позволит не допустить ухудшения  уровня безопасности и удобства судоходства в связи с намечающейся тенденцией роста перевозок по Байкалу. Также помимо необходимости перевода водных путей Байкала в категорию гарантированных намечается потребность увеличения объема дноуглубительных работ на барах в устье реки, и судовых ходах, расположенных в руслах рек, впадающих в Байкал. Например, подходит к окончанию строительство большой и современной рекреационной зоны и зоны отдыха в устье р. Турка ОЭЗ «Байкальская гавань», в строительстве которой был задействован наш дноуглубительный флот. И учитывая положение данной зоны, при ее эксплуатации будет требоваться периодическое проведение дноуглубительных работ с целью поддержания проектных глубин в акватории причалов и судовых ходов, ведущих к данной базе. Плюс к этому к нам поступают просьбы от крупнейшей судоходной компании бассейна ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» по повышению категорийности водных путей на участке р. Баргузин для осуществления социально значимых пассажирских и грузовых перевозок. Последний раз подобные дноуглубительные работы в устье реки Баргузин проводились в 1992 году. В данный момент у нас на Байкале имеется дноуглубительный флот в составе двух грейферных земснарядов проекта Р-99, и с помощью него выполнять такую работу почти невозможно. Поэтому у нас в планах осуществить капитальный ремонт многочерпакового снаряда ВС-403, находящегося с 1993 года на холодном отстое, который сможет эффективно выполнять дноуглубительные работы на барах в устьях рек.

От нашей работоспособности зависит деятельность внутреннего водного транспорта двух регионов, поэтому мы большое внимание уделяем организации транспортной безопасности наших производственных объектов и технического флота. На сегодняшний день в ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» проведено категорирование всех объектов транспортной инфраструктуры, проведена оценка уязвимости ОТИ и ТС, назначены лица, ответственные за транспортной безопасности, разработана внутренняя организационно-распорядительная документация и определена организационно-штатная структура управления обеспечением транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры. Совместно со специализированными организациями разработаны и утверждены ФАМРТ планы обеспечения транспортной безопасности категорированных ОТИ и ТС. Сейчас ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», как субъект транспортной инфраструктуры, находится на этапе реализации планов обеспечения транспортной безопасности, проводится работа по созданию и проектированию оснащения пунктов управления транспортной безопасности необходимыми инженерно-техническими системами.

Технологическая связь

Большое влияние на работу администрации бассейна оказывают наличие эффективной системы технологической связи в бассейне и профессиональная организация диспетчерской службы. Так сложилось, что в нашем бассейне полноценная система технологической связи пока не создана, изначально в бассейне функционировала сеть связи, созданная на базе Восточно-Сибирского речного пароходства, но после приватизации пароходства ГБУ утратило доступ к данной сети. В настоящее время нам удалось создать базовую систему радиосвязи и организовать стабильную работу диспетчерской службы, но это начальные шаги, и предстоит сделать еще многое. Для нас создание полноценной высокоэффективной диспетчерской службы, оснащенной современной системой технологической связи, является приоритетным направлением деятельности. В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» подпрограммы «Внутренний водный транспорт» будет создана современная система технологической связи в бассейне, а также увеличена численность диспетчерской службы, повышаться профессиональный уровень диспетчеров и совершенствоваться организационные схемы работы.

Так же как и наши коллеги из других бассейнов, ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» испытывает трудности с привлечением молодых профессиональных кадров. Немногие молодые люди соглашаются работать за относительно скромную заработную плату, соответственно в регионе наблюдается нехватка специалистов внутреннего водного транспорта. В части повышения оплаты труда администрация в большой степени ограничена объемом выделяемой субсидии, который находится на уровне 65-70% от норматива. Но мы надеемся, что в скором времени ситуация изменится и уровень оплаты труда  работников будет повышен. В свою очередь мы также будем совершенствовать систему оплаты труда в части ее направленности на стимуляцию работников к повышению эффективности своей работы. В части создания профессиональных кадров мы развиваем взаимодействие с учебными заведениями. Так в 2012 году подписан договор о сотрудничестве в области профессиональной подготовки, повышения квалификации кадров специалистов внутреннего водного транспорта и обеспечения безопасности судоходства с  Иркутским техникумом речного и автомобильного транспорта.

В заключение я хочу  поддержать приглашение администрации Иркутской области и Республики Бурятия посетить наш бассейн и познакомиться со знаменитым озером Байкал, а также открыть для себя много других красивейших и интересных мест, которыми  богата Восточная Сибирь.

 

Контроль в помощь

Александр Шантуев, заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Учитывая особенность бассейна, связанную с его разделением на отдельные несвязанные бьефы, служба портового контроля также разделена на инспекции, которые контролируют соответствующие бьефы.

Расположены инспекции в г. Усть-Илимске (Усть-Илимское водохранилище), г. Братске (Братское водохранилище), г. Улан-Удэ (оз. Байкал, река Селенга), г. Иркутске (Иркутское водохранилище, река Ангара).

В 2012 году к работе приступило три инспектора. С 30 августа 2012 года инспекторами было проведено 135 проверок судов.

Выявлено судов с замечаниями – 33.

Всего нарушений обязательных требований – 55.

Временно задержано судов – 10.

В первом квартале 2013 года численность инспекторов составила 6 человек и постепенно будет увеличена до 15 человек. Инспекторы принимаются строго по квалификационным требованиям, обучаются на специализированных курсах и проходят стажировку. Так в начале 2013 года инспекторы прошли стажировку в морском порту Владивостока и познакомились с работой инспекторов портового контроля на море. Стажировка позволила перенять практические навыки проведения проверок от своих «старших» коллег.

Инспекция государственного портового контроля совместно с ВС УГРН Ространснадзора, ВС РРР, ГИМС на семинарах, организованных для судовладельцев и судоводителей, разъясняет изменения в законе, напрямую касающиеся их деятельности. По просьбам инспекторский состав участвует в семинарах судовладельцев, а также в учебном процессе речного техникума.

Стараемся донести до судоводителей и судовладельцев, что своим жестким контролем мы им помогаем. Судовладелец заинтересован в экономии, но экономия получается на безопасности. И то, что судоводитель не может добиться от судовладельца, может получить при выполнении предписания. А при халатном отношении экипажа к своим обязанностям инспекция дисциплинирует их, что, в свою очередь, благо для судовладельца.

К сожалению, в нашем бассейне, как и в других, остра проблема молодых, грамотных кадров. Поэтому полностью солидарен с коллегой, капитаном Камского бассейна ВВП, Валерием Михеевым в вопросе подготовки молодых специалистов-речников. Необходимо вернуть специальности речника престиж.

В заключение хочу пожелать коллегам успехов в нашем нелегком, но очень важном деле. Как можно меньше нарушений судоводителями и главное – безаварийности в бассейнах! 


Морские вести России №6, 2013

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ