Обь-Иртышский бассейн: Водный путь Западной Сибири - Морские вести России

Обь-Иртышский бассейн: Водный путь Западной Сибири

19.06.2014

Речной транспорт

Обь-Иртышский бассейн: Водный путь Западной  Сибири

Обь-Иртышский бассейн внутренних водных путей является одним из крупнейших в России, в его состав входят 14 627 км эксплуатируемых внутренних водных путей, из которых протяжённость водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составляет 6192 км. Речная магистраль Обь-Иртышского бассейна простирается от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России, включая полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский. Важное транспортное значение имеют притоки магистральных водных путей, позволяющие судам внутреннего водного транспорта доставлять грузы и пассажиров вглубь территорий четырех субъектов РФ, к населённым пунктам и месторождениям полезных ископаемых Западной Сибири.

В условиях рынка

Алексей Сажин, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

В 1938 году приказом Наркомвода в г. Омске было образовано Иртышское бассейновое управление пути (БУП), объединившее все путевое хозяйство, бывшее ранее в ведении двух пароходств – Верхне-Иртышского и Нижне-Иртышского.

Речники-путейцы прошли непростой путь. Они напряженно работали в годы Великой Отечественной войны, подготавливая к эксплуатации русла малых рек, по которым из глубинки вывозилось продовольствие для фронта. Эти малые реки спасали страну в годы восстановления разрушенного народного хозяйства.

В 50-е годы прошлого века путейцы осуществили электрификацию навигационной обстановки, в русловых партиях широко внедрялись эхолоты, на земснарядах – автоматика, программное обеспечение.

В годы интенсивного освоения нефтегазовых месторождений Тюменского Севера перед коллективом путейцев ставилась важная задача по углублению судовых ходов и обеспечению безопасности судоходства. Появилась необходимость в освоении новых рек в районах нефтедобычи (Надым, Казым, Северная Сосьва, Таз, Вах, Аган). Решению задач способствовало пополнение путейского флота современными теплоходами, а технического флота – мощными земснарядами.

При активном участии путейцев Обь-Иртышского бассейна на севере Тюменской области за короткий срок возник мощный нефтегазовый комплекс. По дну рек проложили тысячи километров труб, по топям и болотам тундры – прекрасные автострады, выросли города Урай, Когалым, Нижневартовск и др.

На смену бурным 80-м пришли сложные 90-е, реки бассейна практически опустели. Из-за низкого уровня финансирования сократились объемы дноуглубительных и изыскательских работ. Услуги путейцев оказались невостребованными.

Однако в новом тысячелетии путейцы сумели рассчитаться с долгами, привести в порядок ремонтно-отстойные базы во всех филиалах бассейна, восстановить путейский и технический флот после долгих лет отстоя на воде и начать работать в условиях рынка.

Водные пути

ФБУ «Обь-Иртышводпуть» осуществляет государственный портовый контроль на водных путях бассейна и проводит регистрацию судов, дипломирование членов экипажей судов с выдачей соответствующих документов, обеспечивает безопасные условия судоходства. Администрация выполняет на водных путях работы по договорным обязательствам, обслуживая навигационные знаки, разрабатывая дноуглубительной техникой траншеи для укладки дюкеров, подходы к населённым пунктам, причалам, затонам и прочим объектам, проводит траление и другие виды работ.

Работники учреждения вносят большой вклад в поддержание судоходных условий на реках Тюменской области, которые являются основными, а во многих случаях единственными транспортными магистралями к местам проживания населения и интенсивной разработки нефтегазовых месторождений. Разрабатывая устьевые участки северных рек Ямала, учреждение обеспечивает заход грузового транспортного флота к причалам портов бассейна, а также расположенным на территории Крайнего Севера – Нумги, Ямбург, Харасавэй и др. Путейцы Обь-Иртышского бассейна принимали участие в разработке подхода морских судов к Варандейскому месторождению в Баренцевом море, активно участвуют в строительстве серии газопроводов в Карском море, выполняют условия межправительственных соглашений, обеспечивая безопасные условия судоходства на трансграничном участке Иртыша между Республикой Казахстан и Омской областью.

Филиалы

В состав ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» входят 5 филиалов, управления которых расположены в городах Омске, Тобольске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Салехарде.

Безопасность судоходства

Инспекция государственного портового контроля имеет пять инспекций ГПК, расположенных в Омске, Тобольске, Сургуте, Ханты-Мансийске и Салехарде.

Отдел регистрации судов ведет государственную регистрацию судов, прав на них и сделок с ними в пределах Обь-Иртышского бассейна, расположенного на территории Омской, Тюменской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

В учреждении создана служба связи с целью организации технологической связи между предприятиями внутреннего водного транспорта. В 2010 году в ФБУ «Обь-Иртышводпуть» внедрена система мониторинга судов. Практически на всех судах учреждения установлено оборудование «СМС-РЕКА», осуществлены профилактические работы, персонал обучен правилам эксплуатации.

В г. Ханты-Мансийске и п. Артын Муромцевского района Омской области построены две контрольно-корректирующие станции (ККС), при помощи которых будет производиться более точное определение местоположения судна.

Юбилейная навигация

В начале июня коллектив ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» встречал гостей, которые вместе с путейцами приняли участие в юбилейных торжествах, посвященных 75-летию учреждения. Праздничная программа дня была насыщенной и разносторонней. Экскурсия на строящийся Красногорский гидроузел, посещение слипа и цехов Омского района водных путей и судоходства, деловые встречи, торжественное собрание путейцев – все эти мероприятия прошли на высоком эмоциональном подъеме.

В торжественных мероприятиях принял участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк, который зачитал поздравительный адрес от имени руководителя Росморречфлота Александра Давыденко, а также вручил отраслевые награды и почетные грамоты отличившимся сотрудникам учреждения: заместителю руководителя М.И. Дмитрачкову, капитану т/х «Лебедь» Г.К. Гизатулину, специалисту ССХ управления А.М. Савину, инженеру Омского РВПиС Г.П. Сапелиной, старшему помощнику капитана з/с «Ямал» Тобольского РВПиС П.Ф. Ларину, командиру з/с «Иртышская-205» Омского РВПиС М.В. Иванову и другим.

Министром экологии и природных ресурсов Омской области Н.А. Лебедевым было вручено благодарственное письмо губернатора А.А. Сажину. Кроме того, десять лучших работников учреждения получили грамоты Центрального административного округа и администрации г. Омска. Всего в юбилейный год более 150 путейцев были отмечены наградами различных уровней.

Слип ждет заказы

К сожалению, на флоте происходит неизбежное старение кадрового состава, командиры уходят на заслуженный отдых, а молодое пополнение наша заработная плата устраивает не всегда. И пусть мы в целом по флоту держим неплохой уровень средней заработной платы, но для молодежи он непривлекателен.

Остро стоит вопрос по комплектованию гидротехниками всех русловых изыскательских партий наших филиалов. Требуются судоводители. Серьезный дефицит кадров на земснарядах, куда поставить человека без опыта просто невозможно. Мы как госпредприятие не можем идти на уловки и компромиссы при подборе кадров.

В распоряжении учреждения 261 судно, в минувшем году произошло пополнение – на баланс принята баржа-площадка «Т-601» проекта ТСК.411 грузоподъемностью 600 тонн, построенная собственными силами за счет собственных средств.

В работе у путейцев 17 землесосов и многочерпаковых земснарядов, 175 единиц самоходного флота. Однако количество флота еще не является показателем успешной работы: большие проблемы создает высокий износ деталей и механизмов.


Инспекторами становятся

Валерий Сидло, капитан Обь-Иртышского бассейна  ВВП

Для функционирования системы госпортконтроля в Обь-Иртышском бассейне созданы инспекций ГПК в местах расположения районов водных путей и судоходства – Омске, Тобольске, Ханты-Мансийске, Сургуте и Салехарде. Общая численность инспекторского состава составляет 20 человек. Комплектование инспекций ГПК на сегодняшний день еще не завершено, имеются вакансии в Сургуте, Ханты-Мансийске. Для повышения эффективности работы портового контроля в навигационный период предусмотрено постоянное нахождение инспекторов ГПК в местах массовой дислокации флота – Тюмени, Нижневартовске, Игриме, Уренгое.

Протяженность внутренних водных путей бассейна более 14 000 км. И даже при таком рассредоточении инспекторского состава невозможно обеспечить постоянного нахождения инспекторов во всех местах массовой дислокации флота. Кроме того, в бассейне функционирует большое количество паромных переправ, которые расположены вдали от мест дислокации инспекторского состава (100-200 км). Для проведения осмотров такого флота в навигационный период планируется выезд инспекторского состава на линию.

В межнавигационный период инспекторы госпортконтроля принимали участие в проводимых учебными заведениями курсов повышения квалификации командного состава судов и лиц, связанных с безопасной эксплуатацией судов. В процессе проведения обучения инспекторский состав ГПК знакомил обучаемых с основными принципами работы государственного портового контроля: порядок и основания назначения проверок судов, порядок проведения данных проверок лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, перечень нарушений обязательных требований, служащих основанием для временного задержания судна, а также порядок и условия по снятию временного задержания судна или выдачи разрешения на переход судна к месту устранения выявленных нарушений.

За истекший календарный месяц (с 07.06 по 07.07) было осмотрено 535 единиц флота. На 227 судах выявлено 815 нарушений обязательных требований. По 64 теплоходам направлены материалы в Госморречнадзор для принятия мер административного воздействия, 7 дел направлено в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Временно задержано 22 единицы (с 01.07 по 08.07).

Становление новой службы, как и все новое, не может проходить без определенных трудностей, которые должны решаться в процессе работы. Но главное – это люди. Инспектором не рождаются, инспектором становятся, повышая свои теоретические знания и накапливая практический опыт работы.

Сложность и ответственность возложенных функций требуют от инспекторского состава принципиальности, высокого профессионализма, глубокого знания нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания.

Так, средний срок службы флота к нормативному на 01.01.2013 составлял: у земснарядов – 150,9%, у самоходного флота – 161,2%, прочих (несамоходных) – 168,5%, в том числе экологического флота – 183,3%.

Учреждением была проведена большая работа по возрождению судостроения – подготовлен слип, обучены специалисты, приобретено различное оборудование для строительства несамоходного флота грузоподъемностью до 1 тыс. тонн. Результатом всей этой подготовки явилось строительство несамоходной баржи грузоподъемностью 600 тонн, которая в настоящее время используется весной и осенью на установке и сборе плавучей навигационной обстановки, а в течение навигации – на доставке народнохозяйственных грузов. Последние суда этого класса были построены 22 года назад, суда грузоподъемностью 1 тыс. тонн – более 30 лет назад. Несмотря на проведенную рекламную кампанию с предложением о строительстве барж, заказчиков не нашлось, данное направление работы приостановлено.

Актуальным остается вопрос строительства базы по ремонту и обслуживанию судов в нашем филиале – Ямало-Ненецком ОУВПиС. Территория, на которой в настоящее время расположена база, затопляется в весенний период и превращается в недоступный остров, большая часть зданий относится к деревянным постройкам 50-х годов прошлого века, остро стоит проблема электроснабжения, которое осуществляется сегодня от дизель-генератора.  Несколько лет назад разработан и прошел экспертизу проект «Модернизация береговых производственных объектов и сооружений» (г. Салехард), однако финансовых средств для претворения в жизнь данного проекта нет.


Морские вести России №10, 2013 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021