Ленский бассейн: Водный путь северо-востока России - Морские вести России

Ленский бассейн: Водный путь северо-востока России

22.06.2014

Речной транспорт

В 2013 году ФБУ «Администрация Ленского бассейна» отметило 75-летие. Лена – одна из крупнейших рек России. И невозможно представить ее без путейцев, которые, несмотря на трудности и сложности, успешно справляются с задачами по содержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности судоходства в Ленском бассейне.

 

Нестандартная навигация

Днем и ночью идут суда по Лене и ее притокам, где путейцами протрален каждый метр, выставлена судоходная береговая и плавучая обстановка, освещаемая в темное время суток. Они ограждают труднопроходимые участки реки – отмели, перекаты, пороги. Путейцы… Люди, без работы которых судоходство будет осложнено, а порой и невозможно.

О том, что волнует сегодня путейцев бассейна, как началась и проходит навигация на сложнейших северных реках, как идет северный завоз, без которого немыслима жизнь десятков поселков и городов крупнейшего региона России, какая сложилась в этом году гидрология на реках бассейна, как выполняются задания Росморречфлота, – в интервью руководителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» Павла Снытко.

Павел Владимирович, какие плановые показатели на этот год были установлены для Администрации и какие особенности навигации вы хотели бы отметить?

– 2013-й – это юбилейный для нас год. Администрация Ленского бассейна осуществляет деятельность на территории более 4 млн кв. км, в шести самостоятельных бассейнах рек, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областей, Хабаровского края, которые занимают одну четвертую часть территории РФ. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 21 724 км, а это почти 1/5 часть протяженности всех водных путей России.

В навигацию 2013 года содержалось 10 989 км водных путей, из которых 3700 км с освещаемой обстановкой, 2931 км со светоотражательной и 2556 км с неосвещаемой. Кроме того, обслуживается 1802 км водных путей без гарантированных габаритов. Плановый объем дноуглубительных работ составляет 3700 тыс. м3 грунта.

Ленский бассейн и река Лена практически главная водная дорога для всего северо-востока РФ. Особое значение она представляет для жизнедеятельности Республики Саха (Якутия). И от качественной работы путейцев Лены напрямую зависит работа речного транспорта и выполнение задач по северному завозу грузов. При подготовке к навигации 2013 года мы подготовили необходимое количество путейского, технического и вспомогательного флота, а это более 2010 единиц.

Если говорить о ходе навигации 2013 года, то в общем можно сказать, что одинаковых навигаций не бывает. Река Яна всегда отличалась неповторимым сочетанием различных и зачастую неповторяющихся во времени гидрологических и физических показателей. Навигация 2013 года начиналась при низких уровнях воды, ледоход прошел трудно, с задержками, а на устьевом участке и вовсе задержался до 10 суток.

Судоходные глубины установились во второй пятидневке июня и продержались с небольшими перерывами до конца месяца. В июле почти весь месяц глубины, с небольшими перерывами, были судоходными. Но уже после 27 августа началось интенсивное понижение уровней, и к 10 августа уровни достигли проектных значений, а глубина на участке Нижнеянск – Усть-Куйга приблизилась к минимальным гарантированным, 160 см. В связи с продолжающимся снижением уровней воды Администрация Ленского бассейна приняла решение ввести ограничение по осадке для транспортного флота, эксплуатируемого на реке Яне, которое действовало с 17 августа: на участке устье реки Адыча до п. Усть-Куйга – до 22 августа, а от Усть-Куйги до п. Нижнеянск – до 26 августа.

В настоящее время на Яне судоходные условия приемлемые, но как долго они будут сохраняться, в значительной степени зависит от погодных условий. Уже начались заморозки на почве и, как следствие, уменьшение стока воды.

В этом году своевременно выполненные дноуглубительные работы на баре реки Яны позволили уже к началу арктической навигации 20 июля обеспечить глубины на прорези не ниже гарантированных и с 15 августа, за исключением 2-3 дней, после штормов и сильных сгонных ветров, глубина на баровой прорези выдерживается более 300 см.

Очень непросто развивалась навигация и на Индигирке. Вскрытие реки ото льда произошло на 12 суток раньше средних многолетних значений. На наиболее трудном для судоходства участке от Крест-Майора до п. Хонуу установились высокие уровни воды и, конечно, очень большие, до 17 км/ч, скорости течения, при которых крайне трудно работать транспортному флоту.

Обстановка на баре Индигирки открыта 20 июля. Для разработки баровой прорези мы в 2012 году оставили здесь землесос «Индигирка». Плановый объем дноуглубительных работ определен в размере около 700 тыс. м3, но аномально длительное, более 60% времени, действие сильных сгонных ветров восточных направлений не позволяют выполнить дноуглубительные работы.

Из года в год с небольшими отличиями это повторяется. Для того чтобы снизить риски и зависимость от погоды, мы уже перегоняем землесос «Ленский-1021» на бар Индигирки, а это мелкосидящий землесос с механическим разрыхлителем, и надеемся, что его работа будет успешной.

На реке Колыме с весны, в связи с повышенной водностью, установились высокие уровни воды, благоприятные судоходные условия, и только в сентябре на участке выше п. Зырянка наступила меженная обстановка и близкие к проектным глубины судового хода.

Ледоход на Лене в этом году также проходил в более ранние сроки, на 1-5 суток. А вот гидрологические условия «верхней» (Верхней) Лены развивались по непредсказуемому сценарию. Сразу после весеннего паводка, который проходил при средних уровнях воды, наступило мелководье. И уже ко второй половине июля уровни воды приблизились к проектным значениям. Необходимый объем дноуглубительных работ мы выполняли, но низкая водность в этот период привела к тому, что уже с 4 августа глубины были на пределе гарантированных, и с 7 августа мы вынуждены были объявить ограничение по осадке транспортному флоту. Сегодня сохраняются крайне неудовлетворительные условия судоходства, глубина на участке от г. Усть-Кута до устья реки Витим ниже гарантированных на 15-40 см. Подобная ситуация наблюдалась на этом участке в 2003 году.

В этом году, как всегда, нестандартно развивалась навигация и на реке Вилюй. Уже в июле глубины на этой реке установились меньше 150 см, а в настоящее время составляют только 80-100 см. Своевременно принимаемые организационные решения, слаженная работа путейцев, гидрологов и транспортного флота позволили завести практически весь плановый объем генеральных жизнеобеспечивающих грузов, в полной мере использовав минимальный природный ресурс.

На остальных судоходных реках Ленского бассейна – Витиме, Олекме, Алдане сохраняются благоприятные навигационные условия.

 – Какие работы проделаны специалистами учреждения в качестве задела на будущие периоды?

– В период навигации 2013 года выполнены русловые исследования рек Лена, Марха и Яна, выполняется мониторинг состояния глубин по судовым ходам на барах рек Яна и Индигирка. На участке реки Лены протяженностью 1633 км от г. Олекминска до с. Джарджан произведено обновление электронных навигационных карт. Подготовлены рабочие материалы для создания электронных навигационных карт реки Яны на участке протяженностью 124 км от г. Верхоянска до п. Батагай и реки Мархи на участке протяженностью 160 км от с. Малыкай до устья реки Мархи.

Проблема слежения за уровнями воды на устьевых участках рек частично решена:

• Вторую навигацию работает автоматический водомерный пост (АВП) на баре реки Яны. В эту навигацию АВП перенесен ближе к морскому участку, что дает возможность отслеживать уровень моря, который оказывает большое влияние на глубину прорези.

• Установлен автоматический водомерный пост на баре реки Индигирки. По этому водомерному посту можно судить о глубинах на баре, что значительно улучшает информативность.

Необходим автоматический водомерный пост на баре реки Лены. Самый нижний по течению водпост. Столб отражает речной режим, а морской режим устья реки не контролируется.

Процессы, протекающие в устьевой области рек, очень сложны и зависят от изменчивых сочетаний множества разнообразных природных факторов, основными из которых являются: речной сток, наносы реки, сгонно-нагонные явления, ветровое волнение, ледовые процессы, соленость воды, вечная мерзлота и сезонная промерзаемость.

Уровневый режим акваторий устьевых баров рек Лена, Яна, Индигирка определяется главным образом морскими факторами: влияние колебаний водности реки менее значительно вследствие их сглаживания к гребню бара. Таким образом, уровневый режим устьевого бара определяется преимущественно сгонно-нагонными колебаниями уровня моря.

Потребность в информации об уровнях воды и глубинах в режиме on-line для функционирования электронных карт велика, и автоматические водомерные посты необходимы для получения такой информации.

– Как решаются в учреждении вопросы по обновлению, модернизации и ремонту флота?

– Ужесточение требований к техническому состоянию флота, а также эксплуатация в настоящее время морально устаревших судов с превышением нормативного срока службы обуславливают необходимость в модернизации и обновлении флота.

Средний возраст судов ФБУ «Администрация Ленского бассейна» составляет более 25 лет, в связи с чем остро стоит вопрос обновления судов технического флота (обстановочного, дноуглубительного, экологического).

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» имеет возможность строительства танкеров, буксиров, обстановочных и экологических судов на базе своего филиала – Верхне-Ленского района водных путей и судоходства, находящегося непосредственно на реке Лене.

Учреждение планирует в течение трех лет осуществить работы по выполнению требований технического регламента в части установки двойного дна и бортов 9 единиц танкерного флота, так как транспортные нефтеналивные суда, не удовлетворяющие данному требованию, не смогут эксплуатироваться после 31 декабря 2014 г. Кроме того, планируется проведение капитального ремонта и модернизации 4 единиц экологического флота. В перспективных планах учреждения до 2020 года стоит модернизация (капитальный ремонт) 7 единиц дноуглубительного и обстановочного флота. На осуществление этих мероприятий потребуются значительные финансовые ресурсы.

На 2014 год запланировано выполнение капитального ремонта буксировочного судна класса М-ПР Российского Речного Регистра 1968 года постройки для работы на баровых участках северных рек. Кроме того, назрела необходимость выполнения на данном судне полномасштабного обновления и модернизации, стоимость которых по предварительным оценкам может составить около 30 млн рублей.

Исходя из текущего технического состояния флота, для приведения его в годное состояние необходимо ежегодно проводить капитальный ремонт корпусов на 5-10 судах, производить замену выработавших свой моторесурс вспомогательных и главных двигателей на 10-15 судах. Для этих целей требуется ежегодное выделение средств не менее 150 млн рублей.

Следует отметить, что для проведения качественного ремонта корпусов судов, капитального ремонта дизелей, судовых механизмов и электрооборудования необходимо осуществить модернизацию ремонтных баз (пунктов) учреждения путем обновления станочного парка и оснастки.

Вместе с тем проведение капитального ремонта судов не может заменить необходимость постройки новых судов. В настоящее время наблюдаются позитивные сдвиги в обновлении флота, например:

– в навигацию 2013 года по целевой программе Федерального агентства морского и речного флота построены 3 теплохода класса Р1.2 Российского Речного Регистра. До конца этого года планируется сдача в эксплуатацию еще одного обстановочного судна. Всего по целевой программе запланировано 6 единиц флота (5 единиц с классом Р1,2 и 1 единица с классом О-ПР2,0);

– Федеральным агентством морского и речного флота подписан контракт на разработку технического проекта нового морского землесоса класса М-ПР2,5 Российского Речного Регистра, предназначенного для работы на барах арктических рек, обслуживаемых ФБУ «Администрация Ленского бассейна».

– А как решаются кадровые вопросы, ведь в настоящее время кадровая проблема – одна из наиболее актуальных для всех бассейновых управлений?

– Мы буквально со всей страны привлекаем работников в Ленский путейский флот. И в навигацию 2013 года практически все наши суда были укомплектованы. Уровень среднемесячной зарплаты плавсоставу с каждым годом возрастает в соответствии с нормативными документами, утвержденными постановлением правительства. Хочется отметить, что на судах нашего учреждения ежегодно проходят практику свыше 100 курсантов различных учебных заведений водного транспорта страны.

В стабильной работе учреждения играет роль каждый работник. Не забывая об этом, ФБУ «Администрация Ленского бассейна» постоянно ведет работу по увеличению социальных гарантий работникам по мере улучшения финансового положения организации. Так, в течение трех последних лет у работников учреждения появилась возможность получить компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения (до 70% от стоимости путевки), в том числе на детей, возмещение процентов по ипотечным кредитам, кредитам на недвижимость, беспроцентные займы до 500 тыс. рублей на приобретение и строительство жилья, материальную помощь в трудных жизненных ситуациях, а также приобрести продукцию собственного производства для личного пользования по цене 50% от себестоимости. Кроме того, ежеквартально выделяются средства на проведение культурно-массовых мероприятий (День речника, закрытие навигации, Новый год, спартакиада).

 – Спасибо.

 

Безопасность – это системный контроль

Сергей Киселев, первый заместитель руководителя, капитан Ленского бассейна ВВП

Время летит стремительно. Только-только успели поговорить на страницах газеты «Морские вести России» об изменениях, происшедших на внутреннем водном транспорте в связи с созданием института капитанов речных бассейнов ВВП и системы государственного портового контроля, а уже отмечаем, что за спиной год жизни и работы, и можно увидеть, что же за это время произошло в нашей с вами профессиональной жизни.

Итак, по порядку. Регион, который охватывает Ленский бассейн ВВП, весьма обширен и имеет своеобразную особенность – продолжительную зиму и весьма короткий навигационный период – с мая по октябрь, причем как начало, так и окончание – неполные месяцы. Тем жестче нагрузка на каждого участника транспортного процесса на ВВП – и путейцев, и судовладельцев, и всех, кто связан с эксплуатацией судов, в том числе и экспертов Российского Речного Регистра, и инспекторов ГПК администраций бассейнов ВВП и Росморречнадзора и других связанных с этим процессом структур. Поэтому после завершения навигации 2012 г. был проведен анализ работы ИГПК, учтены замечания и предложения, выявившиеся в процессе реализации приказов Минтранса. Был проведен анализ и системность нарушений, который прояснил картину отношения и реакции судовладельцев на изменения в КВВТ, компетентность персонала компаний, как судового, так и берегового.

В период подготовки к навигации 2013 г. эта информация была доведена до судовладельцев, и надо сказать, что работа не была бесполезной – проявили свое отношение к эксплуатации судов судовладельцы и их персонал. И стало понятно: в вопросах безопасности нет критерия по величине компании – есть ответственные судовладельцы и есть те, флот которых требует повышенного внимания со стороны контролирующих и надзорных органов, т.е. должен быть системный подход по соблюдению законных требований до осмысленного понимания этого управляющим персоналом таких компаний.

В марте 2013 г. ФГУ «Ленское ГБУВПиС» в силу положений КВВТ РФ было переименовано в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», а Федеральным агентством морского и речного транспорта были согласованы измененная редакция устава учреждения и структурная схема, которая практически не претерпела изменения, в которой капитан Ленского бассейна, являясь должностным лицом и возглавляя инспекцию государственного портового контроля, организует и контролирует деятельность следующих структур Администрации Ленского бассейна:

– службу государственного портового контроля;

– отдел регистрации судов;

– отдел паспорта моряка, дипломирования и аттестации;

– службу диспетчерского управления движением судов в бассейне.

Структурная схема ГПК Администрации Ленского бассейна не претерпела изменений и включает в себя территориальные инспекции в порту Осетрово (филиал в Киренске), порту Витим (филиал в Пеледуе), порту Якутск (от Олекминска до п. Быков Мыс, с организацией выездных инспекций на реках Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка и Колыма в навигационный период).

Службой ГПК, осуществляющей общее руководство инспекцией, организовано оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов, отделом регистрации судов, отделом паспорта моряка, дипломирования и аттестации, службой связи, радионавигации и информации. Навигацию 2013 г. начали 11 инспекторов (хотя штатная численность всей службы должна составлять 27 человек). Сказывается дефицит в регионе квалифицированных кадров, в первую очередь на флоте, и высокие требования к претендентам на должность инспекторов. Задача по их приему – весьма серьезная, ведь от знаний, опыта и профессиональных навыков инспекторов зависит результат – уровень безопасности в бассейне.

По состоянию на 30 августа 2013 г. (ровно год работы инспекции) инспекцией ГПК Ленского бассейна ВВП проведено 749 инспекций судов и иных плавучих объектов, выявлено 1919 замечаний, временно задержано 125 судов. По-прежнему основными причинами задержаний являются: отсутствие судовых документов на борту (ст. 14 КВВТ), аварийно-спасательное оборудование и снабжение, противопожарное оборудование и снабжение, укомплектованность экипажей согласно свидетельствам о минимальном составе, состояние и содержание судовых механизмов. Выездные инспекции на реки Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма показали, что такой подход к работе имеет полное право на жизнь, учитывая ограниченное количество флота на этих реках и ротацию инспекторов по направлениям.

В первую очередь инспектирование проводилось на пассажирских судах, на судах, перевозящих опасные грузы, на паромных переправах.

Механизм проведения проверок определен руководящими документами Минтранса РФ и проходит проверку жизнью. Думаю, оценку этому дадут инспекции руководителей и специалистов структурных подразделений Росморречфлота, которые проводятся по речным бассейнам.

Отмечается, что судовладельцы, капитаны судов с пониманием относятся к проводимым проверкам и прилагают всё от них зависящее к устранению выявленных замечаний, нарушений обязательных требований, обеспечивающих безопасность экипажей и судов речного флота.

В силу этого судовладельцы стали уделять больше внимания безопасной эксплуатации судов, требованиям ст. 34 п. 2 и ст. 34.1 КВВТ.

В преддверии окончания навигации 2013 года планируется проведение мероприятий, направленных на обсуждение деятельности СГПК по итогам работы в период навигации 2013 года, а также проведение семинаров с судовладельцами Ленского бассейна, направленных на улучшение их деятельности в обеспечении безопасной эксплуатации флота.

Выскажу личное мнение, что скорейшее внедрение системы управления безопасностью (СУБ) послужит следующим логическим шагом, призванным повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях. Указанные выше причины задержаний судов предстанут как нарушение эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – несоответствие СУБ. Сейчас есть положительная тенденция речного сообщества держать планку требований по безопасности судоходства на хорошем уровне, и этот добрый порыв надо удержать.


Морские вести России, №14, 2013 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт