Северо-Двинский бассейн: Северный торговый путь - Морские вести России

Северо-Двинский бассейн: Северный торговый путь

25.06.2014

Речной транспорт

Северо-Двинский бассейн: Северный торговый путь

Северные водные пути с древних времен использовались для внутренних и внешних торговых связей и освоения новых территорий. Во времена Ивана Грозного реки Сухона, Северная Двина входили в знаменитый Северный торговый путь, соединявший европейские страны с Московским государством. Реки использовались как пути сообщения для рыболовства, сплава леса, орошения полей и водоснабжения.

Да и в настоящее время сложно представить жизнь нашего региона без завоза грузов в глубинные районы, где нет альтернативных путей сообщения, без доставки леса в плотах и судах лесоперерабатывающим предприятиям Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми, без перевозок грузов и пассажиров речным транспортом.

Успех развития судоходства, его безопасность зависят от состояния водных путей и качества их обслуживания. Уже в середине XIX века с появлением первых пароходов в бассейне рек Европейского Севера сразу началась деятельность по улучшению судоходных условий. В 1858-1860 годах были проведены детальные исследования рек Сухоны и Северной Двины, с 1903 года начались дноочистительные и первые дноуглубительные работы. В 1885 г. в связи с переустройством Северо-Двинской системы впервые в бассейне появляются землечерпательные снаряды примерной производительностью 30-50 м3/ч, многочерпаковые, лонгкулуарные.

С 1888 г. начинается систематическое улучшение р. Сухоны путем расчистки её русла от камней-одинцов, разборки каменистых гряд и ручного дноуглубления перекатов, сложенных из известковых пород.

Регулярное землечерпание выполнялось в Северо-Двинском бассейне с 1913 года. Для ограждения судового хода на всех реках Северного бассейна вначале использовались только вехи, с 1901 года на Северной Двине начали использовать бакены с частичным освещением керосиновыми фонарями, а с 1924 года – створные знаки.

 

Габариты пути обеспечили

Владимир Шмыков, руководитель  ФБУ «Администрация «Севводпуть»

ФБУ «Администрация «Севводпуть» обслуживает водные пути Европейского Севера России протяжённостью 6705 км, из них 3175 км – участки с гарантированными габаритами судовых ходов.

Путевые работы

Для обеспечения путевых условий ФБУ «Администрация «Севводпуть» производит следующие виды путевых работ: содержание средств навигационного оборудования, дноуглубление, траление, водные изыскания, содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Навигация 2013 года характеризуется маловодностью, быстрым падением уровней, продолжительным стоянием низких уровней воды, значительно ниже проектных.

При уровнях выше и равных проектным на водных путях, обслуживаемых Администрацией, были обеспечены гарантированные габариты судовых ходов по ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» согласно программе «О категориях средств навигационного оборудования и сроках их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2013-2015 годов», утверждённой распоряжением Росморречфлота.

После наступления уровней ниже проектных все усилия были направлены на обеспечение безопасных условий работы флота и осуществление перевозок на обслуживаемых водных путях, поддержание максимально возможных габаритов, достаточных для судоходства.

Средства навигационного оборудования в навигацию 2013 года содержались на водных путях протяжённостью 3416 км, из них 3175 км – пути с гарантированными габаритами и 241 км – пути без гарантированных габаритов, содержавшиеся на основании заключённых договоров с заинтересованными организациями. В светоотражающем режиме обслуживалось в навигацию 2013 года 2930 км ВВП. В неосвещаемом режиме – 486 км.

Дополнительно содержались средства навигационного оборудования на 24,5 км участков пути дельты р. С. Двина, не входящих в Перечень внутренних водных путей по договорам с предприятиями Архангельской области.

На содержании средств навигационного оборудования работали 42 обстановочные бригады. Проверкой чистоты судовых ходов в 2013 году занимались 3 специализированные тральные бригады, также траление проводилось силами обстановочных бригад. Объем тральных работ составил 151,03 кв. км.

В навигацию 2013 года были введены в эксплуатацию 7 земснарядов с общей суммарной технической производительностью 4450 кубометров в час.

Объем дноуглубительных работ по содержанию внутренних водных путей составил 2,96 млн кубометров извлечённого грунта, из них на транзите 2,1 млн, что несколько выше уровня прошлого года.

Основные работы проводились на реке Северная Двина, где было извлечено 1,9 млн кубометров грунта. На реках Вычегда и Сысола объём землечерпательных работ составил 62,5 тыс. кубометров, на реках Сухона, Вологда и Северо-Двинской шлюзованной системе – 122,8 тыс. кубометров.

Для обеспечения путевых работ технической документацией, контроля состояния судовых ходов проводились русловые изыскания шестью изыскательскими отрядами. Были выполнены 464 съёмки затруднительных участков пути общей протяжённостью 1,9 тыс. км и проведена сплошная съемка верхнего участка реки Вычегды протяженностью 133 км для создания электронной навигационной карты.

В навигацию 2013 года ФБУ «Администрация «Севводпуть» обеспечило требования безопасных условий работы флота на обслуживаемых водных путях. Гарантированные габариты при уровнях выше и равных проектным были выдержаны, аварий и транспортных происшествий по вине работников пути не было, продолжительность работы средств навигационного ограждения выдержана согласно программе.

Навигация 2013 года закончена. В настоящее время на всех водных путях Северо-Двинского бассейна навигационное оборудование выведено из действия, суда находятся в пунктах зимнего отстоя флота, началось выполнение межнавигационного ремонта судов и подготовка флота к навигации 2014 г.

Анализ реорганизации филиала

В целях осуществления оптимизации расходования и использования бюджетных средств в 2012 году была проведена реорганизация филиала – Сыктывкарского района водных путей и передача части функциональных обязанностей управлению Администрации. Структуры, связанные с обеспечением безопасности судоходства, содержанием средств навигационного оборудования, не были затронуты. Средства, высвобожденные в результате этих преобразований, были направлены на дальнейшее развитие обслуживаемых водных путей, на увеличение заработной платы работникам учреждения, закрепление высококвалифицированных кадров, в том числе на увеличение в 2013 году протяжённости судовых ходов с гарантированными габаритами на 56 км в границах Республики Коми на реке Вычегде (участок оз. Подты – Небдино).

Анализ проведенной реорганизации показал, что в 2013 году на водных путях, обслуживаемых СРВП, повысилось качество и эффективность как предоставляемых услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, расположенных на территории Республики Коми, так и решения задач по вопросам обеспечения безопасности судоходства, а именно:

• повысилась эффективность и рациональность использования флота, занятого на содержании внутренних водных путей, т.к. исключились неоправданные пробеги флота;

• уменьшилось до нуля количество транспортных происшествий с судами, осуществляющими грузопассажирские перевозки на внутренних водных путях района, усилился контроль со стороны администраций района и управления;

• значительно повысилось качество ведения документооборота и качество планирования путевых работ;

  вследствие оптимального расположения прорезей, своевременной и качественной их разработки и хорошо организованной работы обстановочных бригад габариты пути при равных уровнях в 2013 году были выше, чем в предыдущие навигации;

• за счет использования мобильного изыскательского отряда головного подразделения в 2,5 раза увеличился километраж русловых изыскательских промеров. Русловые съемки были выполнены на всех затруднительных участках. Была проведена однодневная связка уровней воды;

• за счёт лучшей организации увеличилась производительность дноуглубительных работ.

Новая техника и технологии

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей» в навигацию 2013 года продолжило внедрение новых технологий и методов эффективного выполнения и организации путевых работ.

Для оперативного учета производительности землесосов в 2013 году нами введён в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс Nonius™ Slurrymeter разработки компании «Нониус Инжиниринг», который позволяет:

– следить за текущей производительностью землесоса при работе;

– удаленно контролировать в режиме реального времени работу земснаряда практически из любой точки земного шара, где есть доступ к сети Интернет;

– получать свежие объективные данные о выполненных объемах работ;

– оценивать динамику и сравнивать работу всех вахт, что даёт возможность при необходимости своевременно вносить коррективы в работу земснаряда.

По окончании работы земснаряда на объекте комплекс автоматически формирует отчет о выполненной работе с фактическим значением затраченного рабочего времени и полученным объемом извлеченного грунта как отдельно по вахтам, так и по работе в целом.

Формирование такого отчета позволяет проанализировать эффективность работы земснаряда и сопоставить указанные командиром отчетные данные при заполнении наряд-задания с данными, сформированными комплексом.

В течение последних двух лет ФБУ «Администрация «Севводпуть» применяет облегченный пульпопровод из композитных материалов. Данный пульпопровод имеет большую износостойкость по сравнению с металлическим, а простота конструкции и отсутствие на нем шаровых соединений практически полностью исключают аварийные ремонты напорного грунтопровода в навигационный период, а также зимние ремонты.

Применение данного вида пульпопровода за счет меньшего сопротивления и меньшей массы по сравнению с металлическим в 1,5-2 раза уменьшает время буксировки земснаряда, благодаря чему достигается значительная экономия ГСМ, а также увеличивается оперативность постановки земснаряда на лимитирующие участки пути.

Эксплуатация пульпопровода выявила существенный недостаток используемой конструкции – это слабая конструкция поплавков, состоящих из материала, намотанного на трубу, конструкция, не выдерживающая физических нагрузок. Конструкторское бюро Администрации разработало конструкцию съемных поплавков, которые могут быть использованы для замены поврежденных.

С учетом этого в 2013 году из внебюджетных средств приобретено еще 200 м пульпопровода из композитных материалов принципиально новой конструкции. Главное отличие его от уже применяемого пульпопровода – отсутствие поплавков как отдельных элементов трубы, т.е. стенки труб утолщенные и имеют полости, заполненные материалом, который держит трубу на плаву.

С целью снижения затрат на эксплуатацию и ремонт средств навигационного оборудования ФБУ «Администрация «Севводпуть» начало замену вышедших из строя металлических буев на буи, изготавливаемые методом ротационного формования. Эти буи имеют ряд преимуществ перед металлическими буями, т.к. основные элементы буя выполняются целиком из полиэтилена, что исключает коррозию в процессе эксплуатации в водной среде; цвет изделий практически не меняется на протяжении всего срока службы; бесшовная технология изготовления цельных корпусных деталей буя обеспечивает полную герметичность, непотопляемость буя в случае его повреждения; масса буя в среднем на 35-40% меньше металлического; разборная конструкция большинства буев дает удобную возможность производить ремонт или замену отдельных элементов в случае необходимости.

Также в навигацию 2013 года в ФБУ «Администрация «Севводпуть» началось экспериментальное применение нескольких видов лакокрасочного покрытия для навигационного оборудования с целью выявления оптимального, которое обеспечит более долгую сохранность как целостности покрытия, так и его цвета.

В 2013 году из внебюджетных средств для выполнения промерных работ был приобретен быстроходный водометный катер. Данный катер был приобретен взамен морально устаревшего промерного катера, используемого еще с начала 70-х годов. Приобретение такого судна позволит значительно улучшить условия выполнения полевых работ русловому изыскательскому отряду, повысит оперативность выполнения промеров и прибытие отряда к месту выполнения работ.

Северо-Двинская шлюзованная система

Гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы в навигацию 2013 года эксплуатировались без аварий, в том числе благодаря ежегодно проводимому капитальному и текущему ремонту. К настоящему времени разработана проектно-сметная документация по объектам: «Капитальный ремонт шлюза № 6 Северо-Двинской шлюзованной системы», «Капитальный ремонт верхней и нижней голов шлюза № 4 Северо-Двинской шлюзованной системы», «Капитальный ремонт плотин № 5, 6 Северо-Двинской шлюзованной системы», «Капитальный ремонт Ферапонтовской плотины Северо-Двинской шлюзованной системы». В настоящее время заключен контракт и проводятся работы по капитальному ремонту плотин № 5, 6 СДШС.

В рамках федеральной адресной инвестиционной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ведутся работы по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1-й этап».

В 2013 году в рамках ФАИП закончена реконструкция Кишемской заградительной плотины, завершено строительство нового административного здания Вологодского района водных путей – филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» в Вологде, в соответствии с графиком ведутся строительные работы по берегоукреплению Кишемского канала, реконструкции Топорнинской заградительной плотины. Лимит 2013 года по ФАИП освоен в полном объеме.

В сентябре 2013 года в рамках ФАИП заключен контракт на реконструкцию Кузьминского судоходного канала и Благовещенской переправы со сроком выполнения работ в 2013-2016 гг.

ФБУ «Администрация «Севводпуть» прилагает максимальные усилия по поддержанию шлюзов и плотин в работоспособном состоянии, что позволяет обеспечивать безаварийную эксплуатацию гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы в течение всей навигации.

Транспортная безопасность

В рамках реализации федерального закона «О транспортной безопасности» и в соответствии с «Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» проведён ряд мероприятий.

Проведены и утверждены в установленном порядке категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и транспортных средств (далее – ТС). Ограничен доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости и планам транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. Разработано «Положение об организации доступа…», утвержденное 29.02.2012. Разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС. Назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и ТС, которые прошли специальную профессиональную подготовку. В 2013 году такое обучение прошли 24 специалиста.

На охраняемом ограждении и в рабочих помещениях объектов установлены информационные стенды с целью информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, о требованиях законодательства по транспортной безопасности и принятых внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Контрольно-пропускные посты объектов оснащены металлоискателем, досмотровыми зеркалами и необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие с территориальными МВД, ФСБ и МЧС.

Установлены конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов. Образцы пропусков всех видов согласованы с компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Пределы зоны транспортной безопасности обозначены спецзнаками.

Объекты транспортной инфраструктуры оборудованы системами видеообнаружения и видеоидентификации, которые обеспечивают постоянное наблюдение за оперативной обстановкой на ОТИ, прилегающей акваторией и объектами (ТС и физическими лицами), а также одновременный вывод изображений от подключенных камер в окнах произвольного размера и расположения на экране монитора; отображение и автоматическую запись видеоинформации; создание архива видеозаписей; оперативный или постоянный просмотр текущей видеоинформации в режиме одной или нескольких телекамер; оперативный просмотр видеоархива системы охранного телевидения по критериям: дата, время, номер телекамеры, событие.

Проведена проверка эффективности работы инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности на гидроузлах Северо-Двинской шлюзованной системы. Гидроузлы Северо-Двинской шлюзованной системы оснащаются современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Заключены контракты (договора) об оказании охранных услуг с подразделениями вневедомственной охраны Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» и частными охранными предприятиями. На гидротехнических сооружениях Северо-Двинской шлюзованной системы (далее – СДШС) действует локальная система оповещения (далее – ЛСО). О действиях, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности судоходных гидротехнических сооружений при угрозе или совершении актов незаконного вмешательства, со службами охраны и персонала объектов проведены инструктажи.

Для работников ФБУ разработаны памятки «О поведении служащих ФБУ «Администрация «Севводпуть» при угрозе совершения акта незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Разработаны и утверждены планы взаимодействия с территориальными подразделениями силовых структур и МЧС России. Проводятся совместные тренировки служб охраны и персонала объектов.

Учитывая возможность совершения террористических актов на территории объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), должностными лицами ОТИ проводятся мероприятия предупредительного характера. При входе и въезде на территорию объектов ужесточился пропускной режим. Ежедневно совершаются обходы объектов и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов. Периодически проводится проверка всех помещений. Тщательно подбираются и проверяются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Для предотвращения несанкционированного доступа в компьютерные базы проводятся проверки организации учета и условий хранения эксплуатационной документации. Обеспечен контроль за состоянием резервного и дублирующего оборудования основных технологических процессов.

В рамках реализации комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте проводится проектирование оснащения инженерно-техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры. Это Вологодские ремонтно-механические мастерские, Сыктывкарские ремонтно-механические мастерские, ОП «Краснофлотский», здание инженерного корпуса ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Во исполнение распоряжения Министерства транспорта РФ организована работа по размещению и трансляции с использованием технических возможностей информационных роликов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Технический флот Администрации

Для выполнения задач по содержанию водных путей и обеспечения безопасности судоходства в Северо-Двинском бассейне в распоряжении ФБУ «Администрация «Севводпуть» имеется 219 единиц технического и вспомогательного флота. В основном это суда, средний возраст которых составляет более 35 лет и 90% флота уже выработали свой нормативный срок службы. Поэтому содержание в технически исправном состоянии этих судов на фоне ужесточения требований к техническому состоянию флота требует выполнения все более значительного объема ремонтных работ, необходимость проведения модернизации и, как следствие, значительного увеличения средств на содержание флота. С целью снижения этих затрат ФБУ «Администрация «Севводпуть» проводит политику увеличения объема ремонтных работ на судах своими силами. Для этого на находящихся в распоряжении Администрации ремонтных базах осуществляется модернизация мастерских, происходит замена станочного парка, оборудования и обслуживаемой спецавтотехники, внедряются новые технологии в судоремонте. Только за 2013 год для корпусного участка были приобретены установка для резки листового и профильного металла, гидравлический листогибочный пресс, листогибочные вальцы и трубогибочный станок. Всё это позволило резко сократить объемы размещения заказов на сторонних организациях, повысить производительность и улучшить качество ремонта. Кроме выполнения ремонта большое внимание уделяется модернизации флота. Это замена морально устаревших и физически изношенных главных и вспомогательных двигателей, технологического оборудования и судовых систем. Разработка и оформление всей проектной документации осуществляется собственным конструкторским бюро. Проводимая модернизация позволяет увеличить эффективность работы судов, снизить эксплуатационные расходы, улучшить быт и условия проживания судовых экипажей.

 Но проведение ремонтных работ и модернизации на судах не снимают острой необходимости в строительстве новых судов технического флота, построенных уже по современным требованиям, нормам и правилам. В соответствии с целевой программой, проводимой Росморречфлотом по обновлению технического флота, в навигацию 2014 года планируется введение двух новых обстановочных теплоходов проекта 3050, строительство которых заканчивается на ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод». Это дает уверенность, что в ближайшие годы будет происходить дальнейшая плановая замена судов.

Кадры

В ФБУ «Администрация «Севводпуть» существует проблема комплектации судов технического флота высококвалифицированными специалистами командного состава. Текучесть кадров остается высокой за счет оттока молодых специалистов из плавсостава, которые находят работу на берегу с более высокой оплатой труда. Постоянный контингент работников плавсостава составляют лица старше 50 лет, таких работников более 49% от общего количества плавсостава. Ежегодно учреждение принимает на производственную практику на штатные должности до 30 человек курсантов речного училища. После окончания училища на работу в учреждение устраиваются единицы.

В целях оптимизации и сокращения расходов в течение трех последних лет в учреждении проводятся мероприятия по совершенствованию структуры управления, повышению эффективности производства и увеличению производительности труда. Все это приводит к снижению текучести кадров, увеличению заработной платы работников за счет стимулирующих выплат. Но вместе с тем заработная плата работников все еще остается ниже средней заработной платы по регионам.

Для полного укомплектования штата в навигационный период приходится переводить работников командного состава флота из головного подразделения учреждения на суда технического флота в филиалы. Для выполнения ремонтных работ выезжают мобильные ремонтные бригады. Также и экипажи судов после выполнения работ в головном подразделении переводятся для выполнения определенного объема работ в филиалы. Эта мера на данном этапе вынужденная, но необходимая для своевременного выполнения запланированного объема путевых работ по обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов по программе.

 

Повысить ответственность судовладельцев

Владимир Есенеев, заместитель руководителя, капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

Завершена вторая навигация с тех пор, как начал действовать портовый контроль на внутренних водных путях. Можно подвести итоги деятельности инспекции. В составе инспекции государственного портового контроля на Северо-Двинском бассейне ВВП работает 6 инспекторов. Практика показывает, что при наличии двух специализированных судов и трех автомобилей, постоянно находящихся в распоряжении ИГПК, указанное количество инспекторов может эффективно осуществлять инспектирование на Северо-Двинском бассейне ВВП.

Причины задержаний

За навигацию 2013 года в период с 26 апреля по 14 ноября проведена 571 инспекторская проверка судов, при этом 565 инспекций судов выявили 2979 несоответствий, которые подлежали устранению в определенное время, и 56 судов были временно задержаны за серьезные нарушения. Основными причинами временного задержания судов, как и в навигацию 2012 года, стали:

– отсутствие на судне судовых документов, требуемых статьей 14 КВВТ;

– несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, установленным пунктом 1 статьи 27 КВВТ;

– несоответствие главной силовой установки требованиям положения о классификации и об освидетельствовании судов;

– неисправность главного или вспомогательного рулевого устройства;

– несоответствие корпуса и надстройки судна техническим требованиям;

– несоответствие оборудования по предотвращению загрязнения с судов техническим требованиям;

– отсутствие требуемого количества индивидуальных спасательных средств, их техническое состояние или невыполнение соответствующих проверок и испытаний этих средств на береговых специализированных станциях;

– отсутствие на судне информации об аварийной остойчивости;

– нарушение судном сезона плавания, установленного ему в соответствии с техническими требованиями.

После окончания навигации на бассейне были подведены итоги инспектирования, систематизированы выявленные несоответствия за время деятельности инспекции. На основании накопленного опыта инспектирования можно сделать вывод, что вменяемые и ответственные судовладельцы приняли новую систему портового контроля и видят в ней не карающий орган, а орган, призванный улучшить ситуацию с безопасностью на ВВП.

Однако есть судовладельцы, которые эксплуатируют суда только для получения максимальной прибыли, не уделяя достаточного внимания безопасности. Результаты такого бизнеса мы видим в трагических последствиях с т/х «Булгария» и т/х «Полесье-8».

28 августа 2013 г. в рамках рабочей поездки заместителя министра транспорта РФ В. Олерского в Омск было проведено совещание по вопросам выработки мер по усилению безопасности судоходства на внутренних водных путях России.

Существующие системы контроля на реке были признаны достаточными, и все участники совещания согласились, что уровень ответственности следует повышать в самих судоходных компаниях, а также совершенствовать в них систему управления в части обеспечения безопасности судоходства.

На совещании было отмечено, что вопросы кадрового обеспечения отрасли сегодня становятся все более актуальными для речного транспорта. Участниками совещания были представлены предложения в части изменения положений о минимальном составе экипажа судна внутреннего водного транспорта, о дипломировании членов экипажей судов; по разработке и совершенствованию программ подготовки и повышения квалификации экипажей скоростных судов, по выработке нового целевого фактора, основанного на данных о персонале, и созданию баз данных командного состава.

Дипломирование и аттестация

Анализ работы комиссий по дипломированию и аттестации на Северо-Двинском бассейне ВВП показывает качество подготовки специалистов, которое на текущий момент можно оценить как низкое. По статистике, примерно половина специалистов, пожелавших повысить свою квалификацию, успешно проходят испытания, остальных приходится отправлять для дополнительной подготовки из-за неудовлетворительных теоретических знаний и практических навыков по специальности, незнания требований устава на судах ВВТ, руководящих документов по обеспечению безопасности плавания, безопасности жизнедеятельности и охраны труда на судне. Зачастую даже капитаны судов не могут назвать судовые документы, которые должны быть на борту, подтвердить знание судовых тревог и действий по ним, огней, знаков, правил расхождения на внутренних водных путях.

Административная практика

По итогам навигации 2013 года выявлены несоответствия, связанные с исполнением капитаном бассейна ВВП полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Основной причиной всех несоответствий являются пробелы действующего законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 23.36 КоАП РФ установлены права капитана бассейна ВВП РФ по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Сами факты наличия или отсутствия административных правонарушений выявляются в ходе проверок судов инспекторами государственного портового контроля администрации речного бассейна. Однако в КоАП РФ права по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях инспекторами государственного портового контроля администрации речного бассейна не установлены.

Капитан бассейна ВВП физически не в состоянии одновременно находиться в разных местах бассейна ВВП и составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, по той же причине он не может провести административное расследование. Все другие действия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административном правонарушении идут в разрез с требованиями ст. 28.1 и ст. 28.5 КоАП РФ.

Для того чтобы административная практика стала действенным инструментом для повышения безопасности на речном транспорте необходимо сделать соответствующие изменения в КВВТ РФ и в КоАП РФ по установлению гарантий и прав инспекторов государственного портового контроля администрации речных бассейнов. Кроме того, необходимо проведение соответствующего обучения инспекторов и обеспечение их необходимыми методическими материалами по административной практике.

Регистрация судов

Регистрационным отделом за 2013 год произведено более 680 различных регистрационных действий. В отделе регистрации работают три сотрудника.

С января 2013 года начата регистрация и выдача судовых билетов на маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, как это требует положение статьи 17 КВВТ. Судовой билет, выданный на маломерное судно, удостоверяет право плавания судов под государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность его к плаванию после освидетельствования судна в соответствующем классификационном обществе.

На основании пункта 4 статьи 63 КВВТ, введенного федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ, с 1 января 2013 года установлен порядок вступления в силу договора аренды судна (без экипажа) после регистрации этого договора органом государственной регистрации судна. Регистрация договора аренды судна является обременением прав собственника судна и осуществляется в соответствии с п. 6 ст. 19 КВВТ внесением соответствующих записей в документы, отражающие содержание аренды.


Морские вести России №18, 2013

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт