Волго-Балтийский канал: без транспортных происшествий - Морские вести России

Волго-Балтийский канал: без транспортных происшествий

25.06.2014

Речной транспорт

Основные задачи коллектива Волго-Балта – содержание и развитие водных путей, судоходных гидротехнических сооружений, технологической связи и систем управления движением судов – в целом выполнены.

Транспортных происшествий по вине «пути» не было. По Волго-Балту перевезено 21,9 млн тонн грузов.

Гарантированные глубины увеличены

Владимир Николаев, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна ВВП»

Путевые работы

Обстановочные бригады обслуживали 4340 навигационных знаков, из них 2650 освещенных. Земснарядами Волго-Балта извлечено 1,7 млн кубометров грунта.

Для расширения судового хода и предотвращения размыва береговой полосы на водораздельном канале построено 12 километров берегоукрепительных сооружений.

В 2013 году кроме работ на основной трассе завершены дноуглубительные работы на протяжении 150 километров реки Волхов. Гарантированная глубина увеличена до 240 сантиметров. Создана судоходная трасса в Куршском заливе, что позволило обеспечить прямой проход российских судов из Калининграда на реку Неман, минуя литовские воды.

В устье Вытегорского канала построено 760 метров волнозащитных молов и причальная стенка длиной 170 метров для ускоренного и безопасного переформирования барже-буксирных составов.

В 2013 году служба капитального строительства Волго-Балта осуществляла проектирование, реконструкцию и капитальный ремонт 23 объектов.

На шлюзах Волго-Балта в 2013 году осуществлено 40 410 шлюзований.

В разгар навигации на контроле диспетчеров одновременно находилось до 500 судов и составов.

В условиях предельной загрузки канала регулирование движения флота с минимизацией простоев достигалось благодаря профессионализму диспетчерской службы.

Для обеспечения бесперебойной работы гидросооружений на шлюзах, водосбросах и переправах установлено 12 автономных источников энергоснабжения.

В рамках подготовки шлюзов к навигации 2013 года был проведён комплекс работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту электромеханического оборудования, металлоконструкций, опорно-ходовых устройств и уплотнений ворот и затворов. Устранялась фильтрация в температурно-осадочных швах, ремонтировались железобетонные конструкции, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования СГТС.

Реконструкция

Без остановки судопропуска проводились работы по реконструкции причала нижнего подходного канала шлюза № 6 – последнего пускового комплекса работ по реконструкции пришлюзовых причальных сооружений, особо важного проекта, направленного на увеличение пропускной способности и обеспечение безопасности судоходства на северном склоне Волго-Балтийского водного пути.

В 2013 году развёрнуты масштабные работы по реконструкции Волховского шлюза. Выполнена реконструкция стен камеры шлюза, построено батопортохранилище и новый батопорт (ремонтное заграждение судоходных отверстий шлюза). Выполнена разработка скального массива и начаты работы по реконструкции разделительной стенки нижнего подходного канала. В настоящее время ведутся работы по замене металлоконструкций, закладных частей и привода затворов наполнения, верхних и нижних основных ворот. Также идут работы по реконструкции железобетонных конструкций голов и водопроводных галерей.

Благодаря активной работе финансовой службы и бухгалтерии значительно повышена рентабельность договорных работ и сокращены удельные издержки бюджетных расходов.

В сложнейших условиях конкуренции на рынке труда специалисты кадровой службы смогли сохранить работоспособный коллектив. На курсах повышения квалификации прошли обучение 495 работников Волго-Балта.

Под руководством отдела организации торгов проведено более 500 конкурсных процедур.

В 2013 году выполнен текущий ремонт 190 судов технического флота, завершен капитальный ремонт трех судов – штангового земснаряда «СЗ-551», землесоса «СЗ-304» и буксирного теплохода «Айсберг»).

Получено из нового судостроения три обстановочных теплохода: «Евгений Додриков», «Беркут» и «Ладожский».

Новые технологии

Администрации Волго-Балта доверен региональный уровень внедренной Росморречфлотом автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации внутренних водных путей Российской Федерации. АСР ЦКИ.

Картографической службой разработана и совершенствовалась технология «печать по требованию» навигационных карт на основе официальных ЭНК ВВП с дальнейшим распространением указанной технологии в другие администрации бассейнов ВВП РФ.

Инновационно-техническим отделом Волго-Балта внедрялась новая технология мониторинга уровня рек (система «Дельта» СМ-У) при проведении гидрографических и путевых работ и осуществлялась техническая поддержка современных программно-аппаратных средств, таких как СОЭНКИ, СОК, АПК и др.

Заключение

К сожалению, не все задачи, которыми мы занимались в 2013 году, нашли положительное решение. На текущий ремонт многих объектов инфраструктуры не хватило финансирования, оформление земельных участков под проектируемые объекты развития технологической связи проводилось крайне сложно и долго, не удалось найти возможность завершения проектирования основного этапа строительства второй нитки Нижне-Свирского шлюза. Эти задачи предстоит решить нам в 2014 году.

 

Безопасности стало больше

Александр Алексеев, первый заместитель руководителя, капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

Инспекция государственного портового контроля в Волго-Балтийском бассейне приступила к работе с 30 августа 2012 года в составе 8 человек. В 2012 году было осуществлено 392 проверки, которые проводились в основных пунктах – Санкт-Петербург и Череповец, незначительное количество в Гвардейском районе судоходства в Калининграде. Проведение таких проверок для многих судовладельцев явилось неожиданностью, и поэтому на отдельных судах количество замечаний доходило до 10, а то и превышало это количество.

На основе взаимодействия

В межнавигационный период дополнительно было подготовлено 11 инспекторов по утвержденной программе, и в навигацию 2013 года инспекция начала работу в составе 19 человек, которые прошли обязательную стажировку в морских портах Санкт-Петербург и Калининград.

Все инспекторы являются высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работы как в морских, так и в речных условиях. Для работы инспекторов были подготовлены рабочие места, приобретена необходимая стационарная и мобильная оргтехника, средства связи. В Череповце и в Шлиссельбурге выделены из имеющегося состава обстановочного и вспомогательного флота катера, в Санкт-Петербурге привлечены для доставки инспекторов лоцманские катера и выделялся автомобильный транспорт.

Отделы инспекции созданы по территориальному принципу в каждом районе водных путей и судоходства. Основными по важности проверок являются Санкт-Петербургский, Невско-Ладожский и Череповецкий отделы, т.к. они являются «входными» со стороны смежных бассейнов. В своей работе инспекторы оперативно взаимодействуют с другими службами и отделами Администрации: службой регулирования движения судов, службой капитана рейдов, службой регистрации судов, отделом дипломирования.

Руководством инспекции налажено тесное сотрудничество с сотрудниками ФГУП «Морсвязьспутник» по вопросам функционирования системы инспектирования речных судов. Хотелось бы поблагодарить всех сотрудников службы поддержки ИЦ ГПК в лице начальника службы Н.Н. Харченко за помощь и оперативное решение возникающих проблем и вопросов.

В 2013 году проведено 1287 проверок, обнаружено 4177 нарушений обязательных требований, 25 серьезных нарушений обязательных требований повлекли задержания судов. Из проверенных судов 266 не имели замечаний. Сравнительно небольшой процент задержаний по отношению к общему числу проведенных инспекций можно объяснить тем, что многие капитаны судов, приходящих в бассейн, стали готовиться к предстоящей инспекции более тщательно и заблаговременно зная, что проверки судов проводятся нашими инспекторами объективно и довольно скрупулезно, а возможная непредвиденная задержка судна в рейсе по вине капитана может создать непростую ситуацию перед судовладельцем. Если в каком-либо порту задержка с устранением замечаний может занять какое-то время, то отмена движения в разводку мостов, связанных с нарушением обязательных требований, измеряется сутками.

Наиболее часто вынуждены делать замечания по судовым документам (в основном регистровым), состоянию аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, дипломам и квалификационным свидетельствам судового экипажа.

Что касается дипломов, хотелось бы отметить, что согласно Положению о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349) не понятно, какие конкретно документы (дипломы, свидетельства) должен иметь командный состав плавкранов, доков, нефтеперекачивающих и нефтебункеровочных станций, пневматических перегружателей, гидроперегружателей. Много экипажей судов укомплектовано рядовым составом со свидетельствами, выданными для лиц рядового состава морских судов.

В целом хотелось бы отметить, что результаты проверок пассажирских и грузовых судов, в том числе судов, перевозящих опасные грузы, на предмет наличия действующих судовых документов, дипломов командного состава, наличия аварийно-спасательного имущества, технического состояния судна показывают, что ситуация с безопасностью на судах начинает меняться в лучшую сторону, хуже обстоят дела с иными объектами – заправочными станциями, паромными переправами, дебаркадерами.

Результаты ощутимы

Другие службы и отделы, входящие в состав Администрации и замыкающиеся на капитана бассейна, в 2013 году также отработали успешно.

С момента перехода в структуру Администрации «Волго-Балт» службой регистрации совершено 1491 регистрационное действие, выдано 598 свидетельств, зарегистрировано 136 ипотечных сделок, снято с регистрации 50 судов.

Служба диспетчерского регулирования движения судов обеспечивала движение флота, находящегося в бассейне, и около 5000 транзитных рейсов судов, прибывших с Московского бассейна, в том числе свыше 400 рейсов пассажирских судов. Имевшие место простои флота в Белом озере связаны в основном с неравномерным подходом судов, и, как показывает предварительный анализ шлюзования судов по Вытегорским шлюзам, со снижением квалификации судоводителей заход судов в шлюзы становится более продолжительным, чем 10-15 лет назад.

Служба лоцманской проводки осуществила проводку 5000 судов, идущих в разводку мостов, свыше 2000 судов, идущих в разводные пролеты без разводки мостов, проводку транзитных судов и составов.

Служба капитанов рейда совместно с диспетчерской службой и лоцманами обеспечивала расстановку судов на рейдах, формирование караванов судов, идущих в разводку, посадку-высадку лоцманов, выезд инспекторов государственного портового контроля в Санкт-Петербурге на суда.

Паспортным отделом налажена работа пункта оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряков. Все обратившиеся российские моряки, работающие на российских судах заграничного плавания, судах под иностранным флагом, включая учащихся учебных заведений, направляемых для прохождения плавательной практики, своевременно получили необходимые документы.

Отделом дипломирования проведена большая работа по проведению квалификационных испытаний, оформлению и выдаче документов: дипломов комсоставу – 510 ед., подтверждений к дипломам – 497 ед., квалификационных свидетельств рядового состава судов внутреннего плавания – 714 ед. Проведена аттестация 117 специалистов водного транспорта, в том числе специалистов, ответственных за безопасность судоходства в соответствии с требованиями СУБ, – 66 человек.

Долгая навигация

Окончание навигации 2013 года в Волго-Балтийском бассейне проходит не совсем обычно. Специалисты Волго-Балта, призванные обеспечивать безопасность движения на участке Ладожского озера и реки Невы продолжают нести дежурство в обычном режиме. В связи с благоприятной погодой и отсутствием серьезной ледовой обстановки движение на основной трассе продолжалось до 20 ноября. В Ладожское озеро на ходовые испытания 2 декабря вышло построенное на Невском судостроительном заводе поисково-спасательное судно «Спасатель Заборщиков», ходовые испытания продолжились до 25 декабря.

7 декабря вышел в Ладожское озеро на ходовые испытания грузовой теплоход «Нева-Лидер-7». Испытания прошли успешно, судно вернулось и готовится к работе на Балтике. Руководство Санкт-Петербурга и Октябрьской железной дороги с пониманием отнеслось к просьбам судостроителей и нашло возможность обеспечить разводку санкт-петербургских мостов.

Хочется поблагодарить всех специалистов Администрации, обеспечивавших безопасность судоходства в бассейне, и пожелать успехов в предстоящую навигацию-2014.


Морские вести России №1, 2014 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021