Байкало-Ангарский бассейн: Судоходные трассы Байкала - Морские вести России

Байкало-Ангарский бассейн: Судоходные трассы Байкала

26.06.2014

Речной транспорт

В навигацию 2013 года ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» обслуживала 5883 км водных путей, судоходные трассы которых расположены на территориях Иркутской области и Республики Бурятии. В соответствии с утвержденной Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2013-2015 годов гарантированные габариты пути поддерживались на 3474 км. Из них: с освещаемой обстановкой – 2861 км;  с неосвещаемой обстановкой – 613 км. Протяженность путей без навигационного ограждения и гарантированных габаритов составила 2409 км.

Путевые работы

Валерий Савинов, руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна»

Распределение судовых ходов по территориям и водным объектам, их протяженность и границы участков приняты в соответствии с Перечнем внутренних водных путей, утвержденным Правительством РФ. В Иркутской области содержится 3993 км водных путей, в Республике Бурятии – 1890 км.

Поддержание судоходных условий и гарантированных габаритов судовых ходов на водных путях бассейна обеспечивалось проведением комплекса путевых работ, включающих в себя: русловые изыскания, установку и содержание средств навигационного оборудования, траление, дноуглубление. Работы проводились с использованием имеющихся технических средств.

Гидрологическая обстановка на озере Байкал, Иркутском водохранилище в целом была благоприятной в течение всей навигации. Уровни воды к началу навигации были в пределах проектного.

На реке Ангаре в результате малых попусков воды через Иркутскую ГЭС (1400-1600 м3/с) из 176 дней навигации 150 дней уровни стояли ниже проектных значений (обеспеченность проектного уровня составила 14,2%).

На реке Селенге гидрологические условия были более благоприятными. Стояние уровней ниже проектного происходило в отдельные дни июня и июля. Обеспеченность проектного уровня составила 86,4%.

Раннее вскрытие основных водных путей и очищение ото льда озера Байкал, Иркутского водохранилища, Ангарской, Окской и Ийской трасс Братского водохранилища позволило открыть навигацию в запланированные программой сроки. Значительных паводков в навигационный период на реках Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин и притоках Ангары не отмечено.

Обеспеченность проектных уровней в навигацию составила: по в/п Байкал – 100,0%; по в/п Исток – 100,0%; по в/п Улан-Удэ – 86,4%; по в/п Иркутск – 14,2%; по в/п Усолье – 94,3 %; по в/п Падун В.Б. – 100%; в/п Падун Н.Б. – 99,2%; Усть-Илим В.Б. – 100%.

На обслуживании знаков судоходной обстановки на водных путях бассейна были задействованы 10 обстановочных бригад с одним постом, численность работников на них составила 80 человек. В распоряжении обстановочных бригад находилось 9 теплоходов и 2 мотокатера.

Схемы расстановки СНО по всем участкам ВП согласованы с Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора. Средняя продолжительность действия освещаемой обстановки составила 161 сутки.

В межнавигационный период 2012/2013 года производился ремонт и заготовка навигационного оборудования.

В навигацию 2013 года на водных путях бассейна содержалось 633 знака.

Для выполнения поставленных задач по содержанию и обслуживанию судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне введено в эксплуатацию 24 единицы самоходного флота, 4 земснаряда и 12 единиц несамоходного флота.

В навигацию 2013 года на производстве дноуглубительных и землечерпательных работ были задействованы 4 земснаряда общей производительностью 565 м3/ч. Объем дноуглубительных работ для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов составил 231,75 тыс. м3 против установленных госзаданием 213,0 тыс. м3. Выполнение составило 108,8%.

После выполнения основных дноуглубительных работ на транзите многочерпаковый земснаряд «ВС-202» был поставлен на капитальный ремонт.

Объем перевозок грузов предприятиями внутреннего водного транспорта, зарегистрированных в зоне ответственности Администрации Байкало-Ангарского бассейна, за 2013 год составил 2,6 млн тонн, что на 4% меньше, чем в навигацию 2012 года, тогда объем грузовых перевозок составлял 2,7 млн тонн. Объем перевозок пассажиров составил 141,5 тыс. чел. Здесь наблюдается рост 5,9% по отношению к навигации 2012 года, тогда объем перевозок пассажиров составлял 133,6 тыс. чел.

В части обеспечения транспортной безопасности в 2013 году ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» реализовало этап разработки проектов оснащения объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и в 2014 году планирует приступить к их полноценной реализации.

Подводя итоги работы за 2013 год, следует отметить, что ФБУ обеспечило выполнение задач по своевременной подготовке судоходных трасс, их открытию и содержанию, поддержанию гарантированных габаритов. По вине пути не допущено аварий и эксплуатационных происшествий с транспортными судами и собственным флотом.

  

На флоте нет мелочей

Александр Шантуев, заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Прошло полтора года с момента образования государственного портового контроля на ВВП. И сегодня можно подвести итоги деятельности ИГПК в Байкало-Ангарском бассейне.

За навигацию 2013 года инспекцией проведено 404 проверки судов. В 282 случаях выявлены нарушения обязательных требований. Всего за навигацию было выявлено 920 нарушений, 69 судов временно задержано. Основными причинами, служащими основанием для задержания судна, в соответствии с приказом Минтранса РФ № 113 от 10.04.2013 являются:

• истечение срока действия судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ;

• несоответствие дипломов командного состава занимаемой должности;

• отсутствие квалификационных свидетельств рядового состава;

• нарушения правил пожарной безопасности.

По результатам проверок к судоводителям и судовладельцам задержанных судов применялись меры административного воздействия. Так, инспекцией государственного портового контроля Байкало-Ангарского бассейна было составлено и передано в ВС УГРН Ространснадзора для вынесения постановления об административном правонарушении 65 протоколов. Во время навигации проводились совместные проверки судов с транспортной, природоохранной прокуратурой и инспекторами ВС УГРН Ространснадзора.

В структурной схеме Администрации Байкало-Ангарского бассейна в ведении капитана бассейна находятся отдел диспетчерского регулирования движения судов (ОДРДС), отдел государственной регистрации судов и отдел дипломирования и аттестации.

Отделом государственной регистрации судов Байкало-Ангарского бассейна зарегистрировано 1143 судна, самоходных – 822, несамоходных – 321, 166 маломерных судов, используемых в коммерческой деятельности.

Отделом дипломирования и аттестации в 2013 г. было выдано:

• дипломов командного состава – 194;

• подтверждения к дипломам – 144;

• квалификационных свидетельств – 86;

• внесены изменения района плавания – 4;

• проведена аттестация лиц, ответственных за безопасность судоходства, по 21 кандидату.

Отдел диспетчерского регулирования движения судов: проблемным вопросом, который мешает реализации в полном объёме приказа Минтранса № 47, является отсутствие технологической связи в бассейне. Программой развития на 2014 год предусмотрена разработка проекта технологической связи, на 2015 год – реализация проекта.

При назначении проверок приоритет отдавался пассажирским судам. Результаты проверок показали, что пассажирский флот находится в удовлетворительном состоянии. Крупнейшим судовладельцем в нашем бассейне является Восточно-Сибирское речное пароходство. Одно из старейших пароходств в России, в 2013 году ему исполнилось 128 лет. Но, к сожалению, лица, отвечающие за безопасность судоходства в ВСРП, допускают непозволительные огрехи в своей работе.

К примеру, в начале навигации инспекцией портконтроля был проверен пассажирский теплоход «А. Великий», в прошлом «А. Вампилов», замечательное судно, опытные капитан и экипаж, но при проверке выяснилось, что разрешение на судовую радиостанцию на борту старое. Оказывается, просто забыли поменять, что является нарушением ст. 24 Правил плавания и ст. 14 КВВТ.

Казалось бы, пустяк, как название теплохода в документе может повлиять на безопасность судоходства? Вот и по мнению пароходства, у инспектора было предвзятое отношение, начались звонки с настойчивыми просьбами закрыть на этот «пустяк» глаза. Убеждён, нельзя закрывать глаза на мелочи и пустяки, именно с них начинаются более серьёзные нарушения и ставится под сомнение профессионализм инспектора.

В межнавигационный период службой портового контроля совместно с представителями ВС УГРН, ВС филиала РРР запланированы встречи с судовладельцами и судоводителями для решения проблемных вопросов.

С введением термина «маломерное судно» (ст. 3 ФЗ-36 от 23.04.2012 маломерное судно – судно, длина которого не должна превышать двадцати метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцати) возникла следующая ситуация: суда, обретшие статус маломерного судна, ушли из-под действия ч. 1 ст. 11.7 (Нарушение правил плавания. Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном (за исключением маломерного) на морском, внутреннем водном транспорте, правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода из порта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, буксировки составов и плотов, подачи звуковых и световых сигналов, несения судовых огней и знаков, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или лишения права управления судном на срок до одного года) Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).

При выявлении нарушений правил плавания данными судами инспектор ГПК сегодня не в силах привлечь нарушителя к административной ответственности. Поэтому необходимо предусмотреть административную ответственность для маломерных судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре. Данные суда в основном заняты буксировкой на буксире и методом толкания, при этом общая длина состава составляет более 20 метров. Пунктом 9 ФЗ-36 от 23.04.2012 введен перечень судовых документов, которые должны находиться на борту маломерного судна (п. 9 ст. 14 КВВТ):

1. Судовой билет.

2. Список членов экипажа судна (судовая роль).

Необходимо внести в этот перечень документов еще и судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал формы СД-1), заверенный в установленном порядке. Так как нет возможности установить факт эксплуатации судна.

Хотелось бы отметить, что благодаря деятельности инспекторов государственного портового контроля в Байкало-Ангарском бассейне судовладельцы и судоводители постепенно привыкают к самому факту участия инспекторов портконтроля в организации и поддержании духа и буквы безопасных условий судоходства, а к предъявляемым ими требованиям относятся с пониманием, как и к неизбежной строгости проверок.


Морские вести России №3, 2014

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт