Азово-Донской бассейн: 100 лет, и всё только начинается - Морские вести России

Азово-Донской бассейн: 100 лет, и всё только начинается

28.06.2014

Речной транспорт

В июле 2014 года водники Азово-Донского бассейна отметят 100-летие со дня ввода в эксплуатацию Северско-Донецкой шлюзованной системы. Река Северский Донец – самый крупный приток Дона, протекает по Харьковской, Донецкой и Луганской областям Украины, а также по Белгородской и Ростовской областям России.

 

Происхождение системы

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

Правый берег среднего и нижнего течения реки Северский Донец – высокий и крутой, изрезан глубокими оврагами, обнажающими коренные меловые породы. Левый берег – пологий, террасированный. Места редкой красоты.

Участок реки Северский Донец ниже села Большой Суходол до устья входит в границу Северско-Донецкой шлюзованной системы. Эта система введена в эксплуатацию в 1914 году, состоит из шести низконапорных (3,2-3,5 метра) гидроузлов. Важным звеном системы является также Кочетовский гидроузел, расположенный на реке Дон, подпор от которого распространяется до гидроузла № 2 на реке Северский Донец.

История повествует, что участвовал в обсуждении важности строительства не кто иной, как Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный мирового уровня, очень много сделавший в том числе для развития Донбасса. Так, 14 апреля 1888 года на заседании Ростовской городской думы Д.И. Менделеев сделал научно обоснованное сообщение по поводу полезности и целесообразности «расчистки» и шлюзования Северского Донца. С этого и начался интерес к самой идее уникального строительства. В 1890-е годы были попытки наладить судоходство по Северскому Донцу без шлюзований. Попытка не удалась из-за маловодности. Министерство путей сообщения санкционировало землечерпательные работы, от которых проку было мало по той же причине. В итоге было принято решение начать реальное проектирование шлюзованной системы, рассчитанной на проход судов с осадкой до 1,7 метра, длиной до 90 метров и шириной 13-14 метров. Было определено, что шлюзование Северского Донца должно быть разбито на три этапа.

В первую очередь следовало выполнить эти работы в нижнем течении, доведя шлюзованный водный путь до станицы Гундоровской (у расположенного в настоящее время г. Донецка на территории Ростовской области). Длина шлюзованного участка от устья составляла 207 вёрст. Второй участок – до Лисичанска (ныне территория Украины) – увеличивал протяжённость водного пути до 406 вёрст. Третий этап работ предусматривал продление судоходного пути до города Изюма (ныне Украина, 568 вёрст).

В 1903 году Министерство путей сообщения Российской империи одобрило осуществление проекта строительства Северско-Донецкой шлюзованной системы. 21 июня 1910 года императорским указом отпущены средства на строительство первой очереди шлюзованной системы реки Северский Донец. Проект строительства Северско-Донецкой шлюзованной системы выполнен в 1904 году инженером Р.Ф. Раевским и доработан опытнейшим гидротехником Н.П. Пузыревским. Строительные работы Северско-Донецкой шлюзованной системы начаты в мае 1911 и в основном завершены к осени 1913 года.

Строительство всех шести гидроузлов осуществлялось одновременно: г/у № 2 у х. Апаринский, г/у № 3 у х. Авилов, г/у № 4 вблизи станицы Екатерининской (ныне Краснодонецкой), г/у № 5 у х. Дядин, г/у № 6 у х. Богданов, г/у № 7 у х. Красный.

Северско-Донецкая шлюзованная система стала первым такого рода гидротехническим объектом в Донском крае, уникальной стройкой. Этот водный путь сулил массу преимуществ. Интересы развития угольных районов требовали малозатратных способов перевозки угля. В обратном направлении по Северскому Донцу была возможность доставлять в активно осваиваемые угольные районы Донецкой области необходимые строительные материалы.

5 июля 1914 года в 15 часов 30 минут пароход «Хопёр» прошёл первое торжественное шлюзование на гидроузле № 2 и открыл судоходство на Северско-Донецком водном пути. В идею поверили настолько, что ещё до окончания строительства деловые люди – предприниматели – арендовали более 30 угленосных участков, где собирались строить шахты и рудники, добывать уголь и руду, возить их по рекам. Документы подтвердили сумму затрат, превышающую пять миллионов полновесных царских рублей.

Расцвет советского периода

Северско-Донецкая шлюзованная система знавала периоды бурного расцвета в период развитого социализма. Порты Усть-Донецк, Краснодонецкий, Белая Калитва, причалы Кундрюченская, Синегорский давали жизнь городам с развитым народным хозяйством, промышленностью и сельскохозяйственной деятельностью. Метеоры и суда типа «Ракета» и «Заря» крылатого флота рассекали воды Северского Донца, доставляя людей к месту их работы и жительства в Белую Калитву, Каменск-Шахтинский, Усть-Донецк и другие прибрежные сельские населённые пункты, сухогрузы возили зерно и уголь, строительные и минеральные грузы. Река трудилась, «не покладая рук»: максимального уровня в 1970-е годы достигли перевозки угля – 2,5 млн тонн в год. Активно перевозились нерудные строительные материалы (щебень, камень, отсев), которые добывались и отгружались с карьеров: Потаповского, Пашеновского, Усть-Быстрянского, Коксового, Краснодонецкого (с трёх причалов), Есиновского, Белокалитвинского (два причала), Синегорского. Перевозки нерудных строительных материалов достигли уровня 4 млн тонн в навигацию.

На вопрос, каково современное состояние СДШС и водного пути Северского Донца, можно с уверенностью сказать: система находится в рабочем состоянии. Безусловно, проблемы есть, касаются они содержания и эксплуатации Северско-Донецкой шлюзованной системы, обновления кадрового состава эксплуатационников.

Для поддержания сооружений в технически исправном состоянии на объектах ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015годы)» подпрограмма «Внутренний водный транспорт России» проводится реконструкция, финансируемая за счёт средств государственных капитальных вложений. На основании утверждённых планов проводятся капитальные и текущие ремонты сооружений, направленные на улучшение технического состояния, повышение безопасности и надёжности гидротехнических сооружений.

В связи с большим сроком эксплуатации гидротехнических сооружений Северско-Донецкой шлюзованной системы и агрессивностью воды в реке Северский Донец уделяется больше внимания наблюдениям и исследованиям, проводимым на сооружениях по гидротехнической и механической частям, профилактическим осмотрам сооружений. По результатам наблюдений и исследований, осмотров корректируются годовые планы по капитальному и текущему ремонтам.

Старение персонала, недостаточно высокий уровень квалификации вновь прибывающих – основные кадровые проблемы. Плюс проблемы с жильём, школами, больницами. Спасают династии потомственных водников, сложившиеся на гидроузлах.

Габариты судового хода

В настоящее время река Северский Донец обслуживается двумя обстановочными бригадами ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация». Участок от устья реки до входа в канал Усть-Донецкого порта протяжённостью 5 км с гарантированными габаритами судового хода (глубина 340 см, ширина 50 м, радиус закругления 300 м) и освещаемой судоходной обстановкой, состоящей из плавучих знаков РБ-4, закреплён за бригадой № 2 теплохода «Ястреб».

Открытие участка начинается с 1 апреля, закрытие 1 декабря. Далее участок реки на протяжении 66 км, до переката Нижнекалиновский, обслуживается бригадой № 6 на теплоходе «Орлёнок». Гарантированные габариты судового хода составляют: глубина 190 см, ширина 50 м, радиус закругления 150 м. Судоходная обстановка состоит из светоотражающих плавучих знаков РБ-3. Плотины гидроузлов сверху и снизу обозначены освещающимися знаками. Участок открывается для судоходства 25 апреля и закрывается 20 ноября. Далее судоходство по реке осуществляется по бытовым глубинам и без СНО.

Обстановочные бригады располагаются на теплоходах проекта 391Б. Суда оборудованы эхолотами, УКВ-радиостанциями, АИС «Тритон».

В 2002 году был выполнен большой объём дноуглубительных работ с целью поддержания гарантированных габаритов судового хода на реке Северский Донец – 680,6 тыс. м3 грунта. Это позволило создать резерв габаритов пути на следующие годы. Ежегодно на реке Северский Донец проводятся дноуглубительные работы по поддержанию глубин в подходных каналах гидроузлов, камерах и шкафных частях. Работы выполняются дноочистительным снарядом «Донской-022», плавкранами и траншейными землесосами.

В 2013 году выполнены дноуглубительные работы в объёме 290,1 тыс. м3. Разрабатывались перекаты Усть-Донецкий, Костинский, Верхнеапаринский, Верхнеавиловский. Основную часть грузооборота по водному пути реки Северский Донец составляют нерудные строительные материалы, добываемые на Потаповском и Пашеновском карьерах силами ООО «Азово-Донская нерудная компания», которая, в свою очередь, входит в группу компаний ЗАО «Азово-Донское пароходство». Продукция транспортируется водным транспортом (баржебуксирными составами с малой осадкой) в Усть-Донецкий, Ростовский, Азовский порты, на пристани Дона и Волги.

В перспективе производительность Потаповского карьера оценивается в объёме более 700 тыс. тонн в год, Пашеновского – 1 млн тонн в год. Перевезти весь нерудный строительный материал водным путём возможно.

Люди – наше богатство

В дни празднования 100-летия Северско-Донецкой шлюзованной системы будут сказаны слова признательности лучшим людям, отдавшим жизнь добросовестному труду по обслуживанию важнейших участков СДШС: Владимиру Ивановичу Пичу, энергетику гидроузла № 2; Анатолию Валентиновичу Ковалёву, плотнику гидроузла № 2; Николаю Петровичу Смолякову, слесарю-ремонтнику гидроузла № 2; Владимиру Тимофеевичу Матвиенко, электрогазосварщику гидроузла № 2; Фёдору Алексеевичу Косолапкину, энергетику гидроузла № 3; Валентине Фёдоровне Мисяковой, начальнику вахты гидроузла № 3; Николаю Николаевичу Першикову, судопропускнику гидроузла № 3; Игорю Алексеевичу Игнатову, слесарю-ремонтнику гидроузла № 3; Наталье Фёдоровне Щебетиной, начальнику вахты гидроузла № 4; Олегу Александровичу Рыбникову, начальнику вахты гидроузла № 5; Валерию Николаевичу Чеботарёву, механику гидроузла № 6; Владимиру Николаевичу Медведеву, начальнику гидроузла № 7; Андрею Геннадьевичу Турченкову, главному специалисту по гидросооружениям службы ЭГТС; Владимиру Николаевичу Графову, командиру дноснаряда «Донской-022»; Юрию Николаевичу Калабину, капитану водолазного бота «ДТ-15».

Славны трудом династии Локтионовых, Синявцевых, Кожевниковых (на гидроузле № 2), Баскаковых (на гидроузле № 3), Жуковых, Щебетиных, Чекановых (на гидроузле № 4), Землиных (на гидроузле № 5), Немтырёвых (на гидроузле № 6), Филиппенковых (на гидроузле № 7).

Говорят, что юбилейные даты – это прежде всего прекрасный повод подумать о будущем юбиляра. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, будущее Северско-Донецкой шлюзованной системы видится стоящим на проверенных в цивилизованных странах основах – гостиничном и курортном бизнесе, организации мест отдыха, экотуризме, парусном и всех других водных видах путешествий. Река Северский Донец на всём своём протяжении своеобразна и живописна. Красивейшая река, по признанию бывалых людей, с длинными плёсами, с берегами, поросшими лиственным лесом, скальными выступами и крутыми поворотами.

Всё это величаво и торжественно – путешествовать в экологически чистых местах, в нетронутой цивилизацией местности, мечта людей, желающих обрести отдых от суеты современных городов. Водный путь по Северско-Донецкой шлюзованной системе подарит радость общения с первозданной природой уже сегодня. В свою очередь, развитие такого движения по реке оживит и трудоустроит жителей береговых поселений, мечтающих предложить продукцию своих садов и огородов, выращенных на земле, политой чистыми водами Северского Донца.

Нынешний 2014 год мы объявили годом 100-летия Северско-Донецкой шлюзованной системы. Принятый нами план работы, посвящённый славному юбилею, предусматривает не только праздничные мероприятия. Нам очень важно сохранить построенную нашими предками уникальную гидротехническую воднотранспортную систему и передать её работоспособной и полезной следующему поколению российских водников.

 

Безопасность как результат контроля

Александр Тараненко, заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП 

В состав инспекции входят два участка – Аксайский и Усть-Донецкий. Зона ответственности Усть-Донецкого участка – от устья 132-го канала до Кочетовского ГУ, Аксайского – от Кочетовского ГУ до 3121 км р. Дон.

Квалифицирован и оснащен

Перед началом работы был проведен комплекс мероприятий по подготовке структуры ГПК к работе в 2014 г. С принятием на работу еще одного инспектора в Усть-Донецкий участок формирование штатной численности инспекторского состава было завершено. Сегодня на Усть-Донецком участке работают три инспектора, на Аксайском – пять.

Учитывая мобильность инспекторских смен, их обеспеченность транспортными средствами, существует реальная возможность проведения проверок любыми сменами на любом участке бассейна. Руководство Администрации Азово-Донского бассейна внутренних водных путей придает огромное значение обеспечению безопасности судоходства в зоне своей ответственности, поэтому техническому обеспечению инспекции ГПК уделяется особое внимание. Так, в апреле 2014 г. для обеспечения работы инспекторского состава приобретается новый автомобиль повышенной проходимости, а в мае планируется завершение капитального ремонта помещения инспекции ГПК в порту Усть-Донецк. Два катера инспекции ГПК Администрации Азово-Донского бассейна ВВП введены в эксплуатацию в третьей декаде марта.

Кроме того, в качестве эксперимента в работе инспекции в навигацию 2014 г. будут задействованы два мобильных комплекса «Транзас АИС Т-603 RCV». Для работы с информационной системой госпортконтроля у каждого инспектора имеется универсальная компьютерная оргтехника, позволяющая фиксировать и вносить в информационную систему ГПК результаты проверок именно в определенные нормативными актами сроки, а в некоторых случаях и прямо на инспектируемом судне. В этой работе кроме наличия у инспекторов мобильной оргтехники важное значение имеет взаимодействие с работниками ФГУП «Морсвязьспутник», когда можно проконсультироваться в любой момент по решению возникающих проблем.

В связи с тем, что по действующему законодательству инспекция ГПК не наделена функциями патрулирования, эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с путейскими бригадами, экипажами судов технического флота. Так, 14 марта 2014 г. в Константиновске было проведено ежегодное расширенное совещание руководства Администрации Азово-Донского бассейна ВВП и командного состава флота администрации. Здесь еще раз была подчеркнута важность получения информации о нарушениях судами обязательных требований во время движения по бассейну, когда такие случаются, которую капитаны судов технического флота сообщают в инспекцию ГПК. Имея информацию о нарушениях, инспектор получает возможность провести инспектирование с учетом имеющихся данных, а в случае получения донесения о нарушении на бумажном носителе капитаном бассейна издается приказ о проведении внеплановой проверки судна нарушителя.

СУБ дисциплинирует

За навигацию 2013 г. в Азово-Донском бассейне было проведено 682 проверки, из них 643 с выявлением нарушений обязательных требований. Выявлено 4976 нарушений, 47 судов были временно задержаны. Процент временно задержанных судов к общему числу проверок в 2013 г. заметно снизился по отношению к аналогичному показателю 2012 года. Инспекция ГПК не стала работать хуже, а состояние судов, как минимум на момент проверок, заметно улучшилось. В навигацию 2013 г. инспекцией ГПК применялась административная практика, было составлено 36 протоколов об административных правонарушениях.

В межнавигационный период инспекторы портового контроля приказом по учреждению были введены в состав комиссии по систематическому наблюдению за обеспечением безопасности зимнего отстоя судов. Инспекторы отслеживали ситуацию в пунктах зимнего отстоя судов на акватории Азово-Донского бассейна ВВП, давали рекомендации караванным службам по обеспечению безопасности отстоя, после осмотров докладывали руководству учреждения о состоянии пунктов.

В марте, за сроками фиксированной навигации, начались проверки транзитного флота, введенного судовладельцами в эксплуатацию. В основном это танкеры таких компаний, как «Палмали», «В.Ф. Танкер», «НавигаторЪ», «Прайм Шиппинг», и сухогрузные суда, заявленные под погрузку зернопродуктами на элеваторах портопункта Багаевская.

Надеемся на ввод в действие в 2014 году системы управления безопасностью судов (СУБ), с началом действия которой непосредственное участие судоходных компаний в эффективном выполнении судами требований по обеспечению безопасности судоходства и предотвращению загрязнения окружающей среды значительно увеличится.

В очередной раз необходимо подчеркнуть, что основной задачей инспекции портконтроля является обеспечение безопасности судоходства. Выполнения этой задачи можно добиться только при консолидации усилий всех участников транспортного процесса. И не количество проверок судов инспекциями ГПК должно стать показателем работы, а результат, выраженный в уменьшении, а в дальнейшем и в полной ликвидации транспортных происшествий на водных магистралях.

Дипломирование и аттестация

За 2013 год было проведено 1067 согласований документов по дипломированию, аттестации и выдано 1067 документов. Изъятых и аннулированных дипломов в 2013 г. нет. Обращений по указанным вопросам в ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» не было.

Из вышеуказанной таблицы видно, что число зарегистрированных дипломов в 2013 г. говорит о стабильной работе квалификационной комиссии по дипломированию. Увеличение числа дипломирующегося рядового и комсостава связано с количественным увеличением судов в Азово-Донском бассейне ВВП и растущей интенсивностью судоходства.

Так как оформление рабочих речных дипломов является исключительным правом администраций бассейнов ВВП РФ (приказ Минтранса № 7 от 16.01.2006), к началу навигации ожидается увеличение обращений плавсостава в связи с необходимостью получения подтверждений к рабочим речным дипломам нового образца.

Квалификационная комиссия работает постоянно, члены комиссии обладают профессиональными знаниями по своей специальности, предъявляют высокую требовательность к дипломирующимся.

При необходимости дипломирующиеся могут получить консультационную помощь у членов комиссии. В пользование предоставляется методическая литература для подготовки к дипломированию.

В 2014-2015 годах намечается увеличение числа дипломирующихся и аттестуемых вследствие дальнейшего роста интенсивности судоходства в Азово-Донском бассейне, а также в связи с введением аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ) на ВВП.

Следует отметить, что аттестуемые, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасности судоходства на ВВП и по безопасной эксплуатации судов на ВВП в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», как правило, показывают уверенные знания, соответствующие занимаемым должностям.

В марте выездной комиссией Росморречфлота в Ростове-на-Дону, в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова, в соответствии со статьей 30 Кодекса ВВТ была проведена аттестация капитанов. Аттестован 41 капитан.

В 2013 году закончился период перехода на документы нового поколения. С 31 декабря 2013 года паспорта моряка вышли из обращения. За 2013 год оформлено 2391 удостоверение личности моряка (УЛМ) и 1999 мореходных книжек. Служба дипломирования, аттестации, оформления УЛМ сотрудничает более чем с 400 судоходными и крюинговыми российскими организациями, оказывает государственные услуги по оформлению документов морякам Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, а также всем морякам независимо от места их проживания или занятости.

Государственная регистрация судов

Отделом государственной регистрации судов осуществляется регистрация судов в Государственном судовом реестре; реестре арендованных иностранных судов; реестре строящихся судов. По состоянию на 31.12.2013  в Государственном судовом реестре Азово-Донского бассейна ВВП зарегистрировано 782 судна.

В 2013 году выдано 153 свидетельства о праве собственности, 153 свидетельства о праве плавания под государственным флагом РФ. Выросло количество зарегистрированных маломерных судов, эксплуатирующихся в коммерческих целях. В 2013 году выдано 42 судовых билета.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года изменений в законодательство, устанавливающих обязательную государственную регистрацию договора аренды судна без экипажа, в 2013 году были направлены судовладельцам соответствующие уведомления и зарегистрирован 71 договор аренды судна без экипажа.

Более 360 регистрационных действий произведено в 2013 году по ипотечному кредитованию.

Ведется интенсивная консультационная и информационная работа. По итогам 2013 года оказано более 500 консультаций судовладельцам и обработано более 1500 запросов, по которым предоставлена информация из Государственного судового реестра.

Отделом проведена работа по выявлению судов, фактически утративших качества судна и снятых с классификационного учета. По ее результатам из Государственного судового реестра исключены 18 судов. Следует отметить снижение показателей по регистрации вновь построенного флота, лизинговых сделок, целевых кредитных линий на строительство флота.

Желаю всем коллегам успехов в работе и безаварийного плавания.


Морские вести России №5, 2014 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021