Ленский бассейн: Главный транспорт Северо-Востока России - Морские вести России

Ленский бассейн: Главный транспорт Северо-Востока России

03.07.2014

Речной транспорт

Водные пути в Ленском бассейне – основной вид транспортных коммуникаций. Их суммарная протяженность составляет 21 724 км, из которых 16 520 км по Республике Саха (Якутия), 4076 км – Иркутская область, 762 км – Магаданская область, 366 км – Хабаровский край.


Семь регионов ответственности 

Сергей Лаврухин, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

На огромной территории, площадь которой практически равна площади европейской части России (соответственно 3,1 и 3,4 млн кв. км), водный транспорт играет решающую роль в экономике республики и жизнеобеспечении населения, при этом цели жизнеобеспечения в его работе преобладают. В настоящее время до 80% народно-хозяйственных грузов, поступающих в регион Большого Ленского речного бассейна, перевозится водным транспортом.

Путевые работы

В бассейне берут начало грузопотоки на Таймыр и Чукотку, по его водным путям через Северный морской путь доставляются нефтепродукты и каменный уголь.

Таким образом, без устойчивой работы водного транспорта, развития водных путей и воднотранспортной инфраструктуры невозможно развитие всего Северо-Восточного региона России и реализация приоритетных национальных проектов.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна», осуществляя свою деятельность в семи самостоятельных бассейнах рек (Ленском, Колымском, Индигирском, Янском, Оленекском, Анабарском, Н.-Тунгусском), является межрегиональным (бассейновым) органом управления речным транспортом Минтранса РФ.

По утвержденному Федеральным агентством морского и речного транспорта государственному заданию в навигацию 2014 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» в целях обеспечения судоходства проводит путевые работы на 9147 км водных путей с гарантированными габаритами, 1802 км без гарантированных габаритов с установленными средствами навигационного оборудования. В целом общая протяженность обслуживаемых водных путей по сравнению с прошлым годом не изменилась и составляет 10 949 км.

Для обеспечения безопасности судоходства в навигацию 2014 года запланировано проведение комплекса путевых работ, включающего в себя такие работы, как дноуглубление, выправление, русловые изыскания и траление.

Для этих целей в 2014 году вводится в эксплуатацию 13 земкараванов, 78 обстановочных и тральных бригад, 10 русловых изыскательских партий. Всего около 220 единиц технического и вспомогательного флота.

Плановые показатели основных путевых работ составляют:

– дноуглубление (транзитное) – 3565,95 тыс. кбм;

– траление – 761 кв. км.

В связи с ранним началом ледохода на реках Ленского бассейна навигацию 2014 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» открыло в необычно ранние сроки. Так, раньше среднемноголетних дат отмечалось начало ледохода на реках Лена, Витим, Вилюй, Амга. Прохождение ледохода характеризовалось низкими уровнями воды. На реке Лена пики весеннего половодья по опорным водопостам Змеиново и Подымахино (Иркутская область) были на 360 см меньше прошлогодних значений. Данное обстоятельство свидетельствует, что навигация 2014 года на Верхней Лене будет непростой.

На сегодняшний день на Верхней Лене на участке Усть-Кут – Киренск – Ичера на обеспечении гарантированных глубин работают два многочерпаковых земснаряда, планируемый объем дноуглубительных работ составляет 255,71 тыс. кбм. В целях обеспечения максимально возможной судоходной глубины на «верхней» Лене на участке Осетрово – Ичера дополнительно, в пределах оси судового хода, планируется создать наносо-аккумулирующую траншею шириной до 20 метров. Траншея будет превышать гарантированную глубину на 20 см, что позволит в период маловодья увеличить провозные возможности транспортного флота.

Исключение по водности составляет река Колыма, где из-за увеличенной боковой приточности уровень половодья достиг критических значений, что привело к подтоплению населенных пунктов. Но и там навигация открыта в плановые сроки, и путейские суда приступили к работе.

В целом судоходная обстановка на реках бассейна открывалась от 6 до 18 суток раньше сроков, установленных программой гарантированных габаритов. Раннее открытие судоходной обстановки (вслед за ледоходом) дает дополнительные возможности в перевозках грузов, используя природный ресурс весенней большой воды.

В силу географической и природно-климатической специфики жизнедеятельность Республики Саха (Якутия) практически полностью зависит от завоза грузов в короткий навигационный период, т.е. северного завоза. В связи с этим ФБУ «Администрация Ленского бассейна» уделяет большое внимание подготовке флота и производству путевых работ на арктических реках.

Силы и средства

Отсутствие регулярного транспортного сообщения с арктическими районами водных путей вносит свои коррективы в планирование судоремонта, а также в снабжение запасными частями и расходными материалами для подготовки флота к навигации на Яне, Индигирке, Колыме. Основную массу расходных материалов для обстановки и флота стараемся завезти в период короткой арктической навигации, но запасные части для двигателей и механизмов приходится доставлять по «автозимникам», после проведения процедуры торгов и аукционов. Так, в зимний период 2013/2014 года выполнено 28 рейсов грузовыми автомашинами учреждения общей грузоподъемностью 254 тонны. В арктические районы водных путей доставлены кислород, электроды, металл для корпусных работ и прочее снабжение. Выполнен капитальный ремонт корпусов на обстановочных и вспомогательных судах в Янском, Индигирском и Колымском районах водных путей.

С целью повышения эффективности грунтозабора при работе на мерзлых глинистых грунтах на землесосе «Ленский-1021» смонтирована новая фреза, выполнен ремонт свайного устройства.

Для землесоса «Витим» проекта 1-517-03, который будет разрабатывать бар р. Яны, в п. Нижнеянск доставлен плавучий резинотканевый пульпопровод, который по нашим расчетам даст возможность работать землесосу данного проекта на взморье бара р. Яны в условиях волнения и ветра. Также на замену подготовлен укороченный металлический рефулер с выкидным патрубком.

Для выполнения дноуглубительных работ на баре и реке Яне вводится в эксплуатацию три земснаряда: «Ленский-246», «Витим», «Яна». К 1 сентября ожидается подход землесоса «О. Стрельченя», который присоединится к землесосам «Витим» и «Яна» при разработке бара р. Яны. Планируемый объем дноуглубительных работ на баре р. Яны 640 тыс. кбм. Начало разработки бара запланировано на 1 июля. Но если ледовые условия позволят на чать работу в конце июня, мы готовы приступить к разработке бара.

Непросто складывалось начало навигации на р. Индигирке. В осенний период 2013 года из-за тяжелых ледовых условий часть флота Индигирского участка осталась на случайном отстое. Несмотря на проведенный комплекс мероприятий по безопасному отстою (зачернение и распиловка льда, взрывные работы), крепость и толщина льда оказались критическими. В результате ледохода 2014 года получили повреждения корпусов следующие суда на случайном отстое: землесос «Ленский-1021», буксир «Юдома», обстановочный теплоход «Профессор Маковеев». В настоящее время суда отремонтированы и готовы приступить к работе. И как ранее планировалось, земкараван «Ленский-1021» выйдет на бар р. Индигирки не позднее 25 июня. До подхода из капитального ремонта землесоса «Индигирка» из Якутска будут разработаны наиболее мелкие места для беспрепятственного прохода морского землесоса по бару. Плановый объем дноуглубительных работ на баре р. Индигирки составляет 612,0 тыс. кбм, из них 195,7 тыс. кбм планируется извлечь землесосом «Ленский-1021» и 416,3 тыс. кбм – землесосом «Индигирка».

Особенности региона

Широкий спектр геолого-морфологических условий формирования русел рек накладывает свой отпечаток на работы по освоению каждой реки. К изучению руслового режима рек бассейна привлекаются ученые МГУ им. М.В. Ломоносова, Новосибирской государственной академии водного транспорта и других научных центров. Согласно рекомендациям МГУ, разработку бара р. Индигирки планируется начать с нового, западного направления, которое короче основной прорези (существующей) на 5,5 км.

Для определения состава грунтов баровой прорези и методов разработки бара р.  Индигирки ФБУ «Администрация Ленского бассейна» заключило договор с ФГБУ «Институт креосферы земли Сибирского отделения РАН» на выполнение геокриологических исследований. Начало работ запланировано на 25 июня. Данные исследования позволят определить залегание мерзлотных линз в баровой прорези и правильно ее затрассировать.

На Верхней Индигирке от п. Хонуу до п. Белая Гора будут проведены сплошные промеры для корректировки схемы ограждения судового хода.

Уровенный режим акваторий устьевых баров рек Лена, Яна, Индигирка определяется главным образом морскими факторами: влияние колебаний водности реки менее значительно вследствие их сглаживания к гребню бара. Таким образом, уровенный режим устьевого бара определяется преимущественно сгонно-нагонными колебаниями уровня моря.

Потребность в информации об уровнях воды и глубинах в режиме on-line для проектирования и проведения дноуглубительных работ на барах рек очень актуальна, и без наличия стабильных, ежедневных водомерных наблюдений эту задачу не решить. В этих условиях автоматические водомерные посты могут решить проблему получения информации об уровенном режиме. В навигацию 2014 года будет продолжена практика применения автоматических водомерных постов для получения информации об уровнях воды на барах рек Яна и Индигирка. Практика применения этих постов в 2012 и 2013 годах показала неплохие результаты.

В целях обеспечения метеорологической информацией путевых работ и работы транспортного флота ФГБУ «Якутское УГМС» с участием ФБУ «Администрация Ленского бассейна» прорабатывает вопрос установки на 0 км р. Индигирки (о. Немков) автоматической метеорологической станции. Для решения этого вопроса мы готовы оказать якутскому гидрометцентру необходимую техническую поддержку по доставке и обслуживанию станции.

 

Безопасность – закон для судовладельца

Андрей Журин, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Для Ленского бассейна 2014 год особенный. Он примечателен тем, что навигация у нас началась значительно раньше обычного в среднем на 12-15 дней. Еще раньше инспекция государственного портового контроля начала работу по проверке судов на воздушной подушке, обеспечивающих сообщение между населенными пунктами Республики Саха (Якутия) в межсезонье, когда ледовые переправы для проезда автотранспорта уже закрыты.

Задача в этот период перед инспекцией стояла сложная – обеспечить безопасность людей, которые воспользовались услугами и в качестве пассажиров переезжали с одного берега Лены на другой.

С этой задачей государственный портовый контроль справился хорошо: из 13 осмотренных судов на воздушной подушке, работающих на паромных переправах, четырем временно запрещена эксплуатация как не отвечающим требованиям безопасности судоходства и вынесены предписания по устранению выявленных нарушений, которые впоследствии капитанами судов и судовладельцами были устранены.

2014 год знаменателен еще и тем, что произошли некоторые изменения в законодательстве по безопасности судоходства на внутренних водных путях РФ, Так, с 1 января изменилась ст. 30 КВВТ РФ, точнее дополнилась: теперь капитаны пассажирских и нефтеналивных судов, осуществляющие перевозки опасных грузов с главными двигателями мощностью более 550 кВт, должны пройти аттестацию и получить свидетельство об аттестации капитана пассажирского или нефтеналивного судна, выданное Росморречфлотом. В Ленском бассейне аттестация капитанов проводилась 21-22 апреля в Усть-Куте и в Киренске, 24-25 апреля – в Якутске. В ней активное участие приняли служба государственного портового контроля и отдел дипломирования и аттестации Ленского бассейна. Почти все капитаны успешно прошли аттестацию и показали хорошие знания: из 198 – 195.

Внедрение СУБ

Следует также отметить, что с весны этого года, после утверждения Министерством юстиции РФ 19 марта 2014 года приказа Министерства транспорта РФ № 287 «Об утверждении правил разработки и применения системы управления безопасности судов», судовладельческие компании и просто индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на внутреннем водном транспорте, начали активно внедрять в своих организациях систему управления безопасности (СУБ) как в компании, так и на судах, что, несомненно, должно привести к положительным результатам в вопросах безопасности судоходства в целом. Все понимают, что вопросы безопасности для судовладельцев должны являться приоритетными, так как последствия транспортного происшествия или аварии обходятся куда дороже, чем своевременная и качественная подготовка флота, грамотное руководство и своевременное обучение членов экипажей судов по вопросам безопасности.

Общее дело

Следует отметить несомненную роль в обеспечении безопасности судоходства кроме инспекции государственного портового контроля таких отделов Администрации, как отдел дипломирования и аттестации, отдел регистрации судов, служба диспетчерского управления движением судов в бассейне, организация работы которых входит в обязанности капитана Ленского бассейна.

Немного цифр. Отделом дипломирования и аттестации в 2013 году выдано: 795 дипломов, 566 подтверждений к дипломам, 1531 квалификационное свидетельство, проведена аттестация 29 исполнительных руководителей и специалистов. С начала 2014 года выдано: 581 диплом, 283 подтверждения к дипломам, 822 квалификационных удостоверения, проведена аттестация 19 исполнительных руководителей и специалистов, в том числе пяти лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов по СУБ.

С 2014 года сотрудниками отдела дипломирования и аттестации начала применяться информационная система дипломирования членов экипажей судов, разработанная Росморречфлотом. Она предназначена для поиска физических лиц с предоставлением полной информации о выданных дипломах, квалификационных свидетельствах, документах об образовании, а также документов, подтверждающих годность для работы на судах по состоянию здоровья, и свидетельств о прохождении квалификационных испытаний. Данная система удобна и своевременна, так как сокращаются затраты времени на поиск информации по тому или иному дипломированному или прошедшему квалификационные испытания специалисту.

Немаловажная роль в обеспечении безопасности судоходства отводится и отделу регистрации судов, которым в 2013 году проведено 1826 регистрационных действий, перечислено в федеральный бюджет 2 656 100 рублей государственной пошлины. На 31 декабря 2013 года в Государственном судовом реестре по Ленскому бассейну зарегистрировано 2250 единиц флота: из них 151 – маломерные суда, 63 из которых занимаются рыбным промыслом. С начала года проведено 517 регистрационных действий, перечислено в федеральный бюджет 595 900 рублей государственной пошлины.  Несмотря на увеличение судов, подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре по Ленскому бассейну, за счет маломерных судов, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, сотрудники отдела регистрации осуществляют полный комплекс необходимых регистрационных действий в установленные законодательством сроки, тем самым в рамках своей деятельности обеспечивают безопасность судоходства на внутренних водных путях Ленского бассейна.

И конечно, не могу не отметить работу службы диспетчерского управления движением судов в бассейне (СДУДСБ), которая с честью выдержала маловодную навигацию 2013 года и отлично включилась в работу с начала навигации 2014 года. На 22 октября 2013 года по зарегулированному участку Усть-Кут – Киренск – рейд Прилукский проследовало 4469 единиц флота. Из Осетровского транспортного узла отправлено грузов общим тоннажем 1 513 880 т, перевезено скоростным флотом 6368 пассажиров в направлении Усть-Кут – Киренск – Витим – Пеледуй, в Киренском районе Иркутской области в навигацию 2013 года на действующих паромных переправах перевезено 294 173 пассажира. Поставленные задачи по обеспечению безопасности судоходства по регулированию движения судов на участках в отведенных СДУДСБ границах были выполнены полностью. На сегодняшний день уже в навигацию 2014 года из Осетровского транспортного узла отправлено грузов общим тоннажем более 400 000 т. Сотрудниками диспетчерского аппарата службы налажено тесное взаимодействие с инспекторами ГПК как в части представления круглосуточной оперативной информации о движении флота по зарегулированному участку и по обработке флота в Осетровском транспортном узле, так и в части исполнения диспетчерским аппаратом запретов инспекторов ГПК на выход судов в рейс (временное задержание) до устранения нарушений обязательных требований, выявленных при осмотре судна (плавучего объекта) и создающих угрозу безопасной эксплуатации и безопасности судоходства.

Заключение

В целом итоги работы ИГПК на Ленском бассейне ВВП в навигацию 2013 г. в цифрах выглядят следующим образом:

всего проведено инспекций – 956 (государственное задание выполнено);

из них инспекций с замечаниями – 758;

кол-во выявленных замечаний – 2283;

кол-во временных задержаний судов – 180.

Результаты работы инспекции государственного портового контроля в навигацию 2014 года, думаю, оценивать пока рано, но прогресс в работе уже виден, тем более что налажено взаимодействие между службами Администрации.

В заключение разрешите поблагодарить всех коллег за работу, направленную на обеспечение безопасности судоходства, и поздравить с наступающим праздником – Днем работников морского и речного флота. Всех благ и успехов вам в нашем с вами нелегком труде!

 

Морские вести России №9, 2014 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт