Енисейский бассейн: от Транссиба до Севморпути - Морские вести России

Енисейский бассейн: от Транссиба до Севморпути

04.07.2014

Речной транспорт

Енисейский бассейн: от Транссиба до Севморпути

Енисейский бассейн: от Транссиба до Севморпути

Река Енисей, одна из крупнейших рек России, берет начало в географическом центре Азии от слияния у города Кызыла двух горных рек, Большого и Малого Енисея, пересекая Восточную Сибирь с юга на север, впадает в Енисейский залив Карского моря.

Протяженность Енисея от г. Кызыла до впадения в залив Карского моря составляет 3385 километров. Пересекая на своем пути территории трех субъектов РФ (республик Тыва, Хакасия и Красноярского края), , связующим транспортным звеном Транссибирской магистрали и Северного морского пути. Енисей с его притоками потенциально располагает более чем в 50 миллионов киловатт энергетических ресурсов, что составляет одну четвертую часть всех гидроэнергетических ресурсов России.


Этапы развития

Владимир Байкалов, руководитель ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»

Первые путевые работы на реке Енисей начали производиться со второй половины XIX века с возникновением по инициативе купцов-золотопромышленников в 1863 году регулярного парового судоходства.  С организацией на Енисее в 1902 году «казенной» флотилии в Красноярске был учрежден Обь-Енисейский технический участок пути, подчиненный Томскому округу путей сообщения, который положил начало регулярному проведению путевых работ в Енисейском бассейне, включающих выставление плавучей обстановки на затруднительных для судоходства участках, проведение дноуглубительных и скалоуборочных работ.

Служба пути

С 1918 года ведение путевого хозяйства в бассейне осуществлял Отдел пути и строительства Красноярского районного управления водного транспорта. В 1931 году, с ростом объемов путевых работ, отдел был передан во вновь образованную службу пути Енисейского речного пароходства. В 1934 году функции службы были значительно расширены, и до 1938 года руководство путевыми работами осуществлялось службой пути и связи при Енисейском речном пароходстве. 1 апреля 1938 года приказом наркома водного транспорта СССР № 159 было образовано Енисейское  бассейновое управление пути – специализированное предприятие по обслуживанию и развитию водных путей Енисейского бассейна. Протяженность эксплуатируемых для судоходства водных путей в Енисейском бассейне составляла в то время чуть более 4 тыс. километров. Весь водный путь обслуживался 444 обстановочными постами. Судоходная обстановка обслуживалась на гребных лодках. С помощью примитивных подъемных средств со льда проводились трудоемкие скалоуборочные работы. В ведении управления находился один земснаряд («Енисейская-2») технической производительностью 185 кубометров в час, один дноочистительный снаряд, 18 единиц (включая мотокатера) самоходного и 13 единиц несамоходного флота. Образование управления положило начало выполнению планомерных работ по улучшению судоходных условий на Енисее и его притоках, отличающихся своим крутым и суровым нравом. К 1945 году общая протяженность эксплуатируемых в бассейне водных путей была увеличена до 6,3 тыс. километров, из них на 3,5 тыс. километров действовала освещаемая судоходная обстановка, а на 3,2 тыс. км установлены гарантированные габариты пути. Землечерпательный флот пополнился еще двумя земснарядами, что в сумме составило 550 кубометров в час общей технической производительности.

Модернизация

После 50-х годов в бассейне ведутся работы по переходу на более качественный уровень навигационного ограждения эксплуатируемых водных путей. Проводятся моторизация обстановочных постов и переход на электрическое (вместо керосинового) освещение навигационных знаков, завершившиеся уже полностью к 1958 году. С 1961 года на Енисее внедряется прогрессивный бригадный метод обслуживания судоходной обстановки. Впервые данный метод применили на Енисее на участке от селения Галанино до устья Ангары. Бригада в составе 8 человек базировалась на т/х «Лоция» мощностью 40 л.с. Внедрение бригадного метода обслуживания позволило в дальнейшем сократить 8 обстановочных постов и при этом улучшить качество содержания судоходной обстановки.

В начале 60-х годов несколько обновляется самоходный флот путевого хозяйства, для землечерпательных работ в бассейне собирается партия дизель-электрических многочерпаковых земснарядов 570-го проекта, постройки завода «Ленинская кузница», технический флот пополняется одночерпаковыми штанговыми снарядами завода «Теплоход», плавучими кранами.

В период 60-80-х годов ведется большой объем работ по коренному улучшению судоходных трасс на Ангаре и Енисее. Только на Енисее были увеличены гарантированные габариты пути: от Красноярска до устья Ангары – с 180 до 300 см, от устья Ангары до устья Подкаменной Тунгуски – с 220 до 320 см, от устья П. Тунгуски до Игарки – с 300 до 340 см. В результате комплекса землечерпательных и скалоуборочных работ была рассемафорена целая группа затруднительных для судоходства участков, увеличена пропускная способность водных путей и в значительной степени повышены условия безопасности судоходства в бассейне.

В связи с бурным развитием экономики края в этот период возрастает потребность дальнейшего развития в бассейне водных путей. Так, для доставки речным транспортом грузов для строительства Красноярской ГЭС коллективом Красноярского технического участка пути произведены дноуглубительные работы по судовому ходу с удалением со дна Енисея порядка 10 млн кубометров грунта. В кратчайшие сроки осваиваются судоходные трассы на боковых северных притоках: в 1963 году на реке Хантайке – для доставки грузов строящейся Хантайской ГЭС, в 1976 году на реке Курейке – для строительства Курейской ГЭС. Для обеспечения завоза грузов строящегося газопровода Мессояха – Норильск обустраивается для судоходства водный путь по северной реке Большая Хета. Значительный объем дноуглубительных работ выполняется для строительства на Енисее Лесосибирского речного порта, Абалаковской нефтебазы и других строящихся объектов.

Структура

В настоящее время в состав ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» входят три филиала: Красноярский и Енисейский районы водных путей и судоходства, Управление эксплуатации Красноярского судоподъемника, которые осуществляют содержание внутренних водных путей на судоходных реках бассейна, проводят дноуглубительные, выправительные, тральные и другие путевые работы и эксплуатируют уникальное судопропускное гидротехническое сооружение – Красноярский судоподъемник, осуществляющий перевозку судов через высоконапорную плотину Красноярской ГЭС. Филиалы имеют на своем балансе технический флот, самоходные и несамоходные суда, ремонтно-механические мастерские со слипом и причальными стенками и другие производственные объекты. Кроме этого в состав ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» входит управление связи с передающим и приемным радиоцентрами, осуществляющими радиосвязь с флотом и передачу ежесуточной гидрологической и навигационной информации на суда, находящиеся в эксплуатации.

Списочный состав технического флота на 01.01.2014 составляет 125 единиц, в том числе самоходные суда, земснаряды, плавучие краны и уникальный голландский скалодробильный снаряд. Кроме того, в составе Енисейречтранса имеется Красноярский судоподъемник, единственное, не имеющее аналога в мировой практике судопропускное гидротехническое сооружение, предназначенное для транспортировки судов речного флота в самоходной судовозной камере через высоконапорную плотину. Судоподъемник расположен у левого берега Енисея в месте примыкания 124-метровой плотины Красноярской ГЭС. Мощность главного привода передвижения судовозной камеры составляет 14,5 тыс. квт.

По спутниковой навигации

ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» обеспечивает устойчивое функционирование водных путей бассейна общей протяженностью 8280 км, где 5284 км – это пути с гарантированными габаритами судовых ходов. Содержание судоходной обстановки обеспечивают 33 обстановочные бригады, которые работают на судах с силовыми установками мощностью от 150 до 600 л.с. К сожалению, изношенность парка путейских судов составляет 89,1%, а объемы бюджетного финансирования не позволяют в полной мере производить необходимые ремонтно-восстановительные работы действующего ядра путейского флота. Для поддержания технического состояния флота проводится замена выработавших моторесурс главных и вспомогательных двигателей и частичная замена подводной части корпусов судов. В то же время постепенно идет замена физически и морально устаревшего флота новыми судами.

В 2013 году поступил один теплоход проекта SV-2407, в мае 2014 года – один обстановочный теплоход проекта 3050 и ожидается прибытие еще одного обстановочного теплохода проекта 3050.1. За счет бюджетных инвестиций в рамках выполнения федеральной программы «Модернизация транспортной системы России» проведена реконструкция выправительных сооружений на Нижне-Ладейском и Нижне-Частоостровском перекатах. Введен в эксплуатацию из нового судостроения 16-тонный плавучий кран, завершен комплекс работ по первому этапу реконструкции Красноярского судоподъемника, построена ледозащитная дамба Симоновских РММ, завершена реконструкция слипа Ладейских РММ. За счет инвестиций из федерального бюджета по программе «Развитие транспортной системы России» построен и введен в эксплуатацию служебно-бытовой корпус в Симоновских РММ, проведена реконструкция судового хода со строительством выправительных сооружений на Ладейских перекатах. Разработан и реализуется проект модернизации штангового земснаряда проекта № 721А, а также разрабатывается проект модернизация Ладейских ремонтно-механических мастерских.

Благодаря деятельности предприятия за последние десять лет проведен комплекс землечерпательных работ и на лимитирующих перекатах увеличена единая транзитная гарантированная глубина с 280 до 290 см на участке от Красноярска до Игарки. В последние годы идет постепенное увеличение периода освещения плавучих знаков навигационной обстановки. Кроме этого восстанавливается освещение береговых знаков навигационной обстановки. Для освещения навигационных знаков на основной магистрали реки Енисей в современных условиях внедрены светосигнальные навигационные приборы с полупроводниковыми излучателями повышенной дальности действия.

Освоение спутниковых навигационных систем позволило путейцам Енисея внедрить в бассейне систему координации навигационного ограждения судовых ходов с переходом обеспечения судоходства к инструментальным методам судовождения на основе электронных навигационных карт. Штаты укомплектованы высокопрофессиональными специалистами, основная работа которых заключается в обеспечении безопасности плавания на водных путях Енисейского бассейна. Впереди на перспективу у нас много планов по увеличению уровня безопасности плавания в бассейне.

Разработанный для внедрения проект программы реконструкции и модернизации производственных мощностей ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» в составе федераль¬ной целевой программы «Развитие транспортной системы РФ на период 2010-2020 годов)», высокий профессионализм сотрудников позволяют уверенно смотреть в завтрашний день и строить вполне оптимистические прогнозы в деле обеспечения судоходства в Енисейском бассейне.


В первый рейс без несоответствий

Николай Шашеро, заместитель руководителя Администрации – капитан Енисейского бассейна ВВП

Служба государственного портового контроля осуществляет непосредственное руководство Красноярской и Енисейской инспекциями госпортконтроля, обеспечивает взаимодействие между инспекциями, ведет мониторинг, проверку судов, информационный обмен в части централизованного учета результатов проверок и многое другое.

Безопасность – это и порядок на судне

Служба государственного портового контроля и Красноярская инспекция ГПК территориально расположены в Красноярске, Енисейская инспекция ГПК – в Лесосибирске. В порту Дудинка имеется представитель Енисейской инспекции ГПК, а на реке Ангаре, в п. Мотыгино, – представитель Красноярской инспекции ГПК. Каждая инспекция имеет четко определенную зону своей ответственности в бассейне.

На инспекции ГПК возложены функции по осуществлению деятельности, связанной с выдачей свидетельств о минимальном составе экипажа и регистрацией судовых журналов. Основными функциями является осуществление проверок судов в рамках Кодекса внутреннего водного транспорта, приказов Минтранса и других нормативно-правовых документов. Суда подвергаются проверке исходя из фактора риска, который складывается из ряда составляющих. Информацию о сроках предстоящих проверок судов выдает информационная система государственного портового контроля (ИСГПК).

Основными из часто встречающихся нарушений обязательных требований являются:

– отсутствие маркировки по судну согласно НБЖС и ППБ;

– разночтения в судовых документах;

– несоответствие расписаний по тревогам;

– невыполнение требований ПТЭ и Российского Речного Регистра.

Также имеет место быть беспорядочное хранение судовых документов, иногда приходится тратить большую часть времени на поиск совместно с капитаном судна того или иного документа.

В межнавигационный период для решения вышеназванных проблем была проведена работа с судовладельцами с тем, чтобы по мере выхода судов в эксплуатацию в период навигации 2014 года в службу и инспекции ГПК поступала информация от судовладельцев и были проведены плановые проверки судов. Это позволило добиться того, что каждое судно, отправляясь в первый рейс навигации, соответствовало нормам обеспечения безопасности. При этом все несоответствия устранялись до выхода в рейс.

Вопрос по осуществлению мониторинга судов решен в основном с помощью информации, поступающей с участков диспетчерского регулирования – порта Игарка, Казачинского порога р. Енисей, шиверы Мурожной на р. Ангаре, а также информации от инспекторов ГПК.

Мониторингу нужна законодательная поддержка

Для того чтобы накапливать информацию о судовладельцах, судах, капитанах и иметь возможность оперативно ее применять, была создана электронная база данных. Эта система информирует также о сроках следующей проверки судна. В электронную базу данных вносятся контактные телефоны капитана судна и судовладельца, что при необходимости дает возможность узнать непосредственно у капитана, где находится судно и в какой пункт назначения следует, уточнить расчетное время прибытия.

На данный момент служба и инспекции обеспечены оргтехникой, ноутбуками, мобильными модемами, фотоаппаратами, мобильной связью, портативными УКВ-радиостанциями, биноклями, работники имеют форменную и рабочую одежду, средства индивидуальной защиты. Инспекции располагают автотранспортом, используются суда филиалов ФБУ «Администрация «Енисейречтранс».

На р. Ангаре планируется использовать судно «КС-100».

Осуществлять мониторинг судов возможно также с помощью комплексной интегрированной информационной системы «МоРе». Но в Енисейском бассейне отсутствуют береговые станции АИС, к тому же не все суда ими укомплектованы.

Информация может поступать от судовых земных станций ИНМАРСАТ-С, многие суда енисейских судовладельцев оснащены ею, но для этого они должны заключить договор с «Морсвязьспутником». Но обязать сделать это всех судовладельцев пока не представляется возможным из-за отсутствия законодательной базы по данному вопросу.

Одним из действенных способов мониторинга могла бы стать организация в бассейне центров управления движением судов (ЦУДС) в крупных портах с определенной зоной их действия.

Таким образом, имея полную информацию о дислокации флота в бассейне и разъездные катера, государственный портовый контроль в полной мере будет выполнять свои задачи.

Государственным портовым контролем Енисейского бассейна с момента начала навигации 2014 года проинспектирован практически весь флот, базирующийся в портах инспекций. Суда, имеющие высокий уровень риска, согласно ИСГПК в эту навигацию будут проверяться повторно.

Производятся регулярные выезды инспекторов на участки реки с большой концентрацией судов в те места, где проверки еще не осуществлялись. Так, в период с 22 по 29 июня 2014 г. производились проверки на Верхнем Енисее (Саяно-Шушенское водохранилище, г. Кызыл, п. Черемушки); с 23 по 30 июня – на р. Ангаре (от Стрелки до Кодинска, водохранилище Богучанской ГЭС); 25-26 июня – на р. Енисей (от п. Подтесово до п. Ярцево).

На ближайшее время планируется работа мобильных инспекторов ГПК на Верхнем Енисее, Красноярском водохранилище, в нижнем течении р. Енисей (Игарка, Туруханск, Бор, Ворогово).

В связи с получением совместного распоряжения от 20.06.2014 – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта («Ространснадзор») № АК-281-р (фс) и Федерального агентства морского и речного транспорта № АД-238-р – упрощается процедура составления протокола органами портового контроля, то есть протокол теперь может составлять и подписывать инспектор портового контроля. Надеемся, что пробелов в законодательстве, препятствующих исполнению обязанностей, возложенных на органы государственного контроля в сфере обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте, с каждым годом будет все меньше.

Дипломирование и аттестация

В ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» продолжается дипломирование командного и рядового состава судов внутреннего водного транспорта. С начала года квалификационные испытания прошли 450 человек командного состава и 367 человек рядового состава. Выдано 465 дипломов, 252 подтверждения к дипломам и 447 квалификационных свидетельств. Проаттестовано 27 специалистов по системе управления безопасностью.

Государственная регистрация судов

В Государственном судовом реестре по Енисейскому бассейну в настоящее время зарегистрировано 2550 судов.

В 2013 г. ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» произведено 748 регистрационных действий в отношении судов.

За первое полугодие 2014 г. произведено 300 регистрационных действий. Из них:

– 62 государственные регистрации прав (прекращение прав) на суда ВВП;

– 13 государственных регистраций прав на маломерные, прогулочные суда;

– 82 государственные регистрации изменений, вносимых в Государственный судовой реестр;

– 69 государственных регистраций аренды судов;

– 74 государственные регистрации ипотеки судов.

Изготовлено и выдано 236 документов – свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о праве плавания судна под государственным флагом РФ, судовые билеты. 11 маломерных судов, не использующихся в коммерческих целях, исключены из Государственного судового реестра для государственной регистрации в ГИМС МЧС РФ согласно ст. 17 КВВТ РФ.

Всего в Государственном судовом реестре по Енисейскому бассейну в период с 09.01.2013 по 30.06.2014 зарегистрировано 192 судна, являющихся маломерными в соответствии с требованиями Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012.


Морские вести России №11, 2014 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021