Северо-Двинский бассейн: развивая экономику Русского Севера - Морские вести России

Северо-Двинский бассейн: развивая экономику Русского Севера

06.07.2014

Речной транспорт

ФБУ «Администрация «Севводпуть» обслуживает внутренние водные пути протяженностью 6705 км. Основной транзит составляют участки рек С. Двина, Вычегда, Сухона, Мезень, Пинега, Кулой, Онега, Вологда, Сысола, Вашка, а также Северо-Двинская шлюзованная система.

Главной целью деятельности ФБУ «Администрация «Севводпуть» является содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений. Для выполнения поставленных задач ФБУ «Администрация «Севводпуть» выполняет комплекс путевых работ, включающий содержание средств навигационного оборудования, дноуглубительные работы, русловые изыскания, дноочистительные и тральные работы, работы по обеспечению судов путевой и картографической информацией в границах бассейна.

 

На основе оптимизации производства

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация «Севводпуть»

Гидрологические особенности рек бассейна связаны с их расположением в северо-восточной части Восточно-Европейской равнины в бассейне Белого моря. Водосборная территория представляет лесистую равнину, слабозащищенную от западных и северо-западных ветров. В этих широтах температура воздуха характеризуется значительными колебаниями. Эти колебания вызывают значительную изменчивость сроков и самих процессов замерзания и вскрытия рек, начала и окончания ледовых явлений, толщины льда на реках.

Половодье характеризуется высоким подъемом воды и выходом ее на пойму, образованием заторов. Спад весеннего половодья длится 1,5-2 месяца и заканчивается обычно к началу июля. Устойчивая маловодная межень наступает в начале августа и продолжается до конца сентября, изредка нарушаемая дождевыми паводками. Осенью ежегодно наблюдаются паводки, вызванные обложными дождями этого периода.

В межнавигационный период 2013-2014 гг. были согласованы схемы расстановки средств навигационного оборудования на водных путях бассейна, подготовлен корректурный материал к лоцманским картам рек бассейна, заключены договоры на предоставление навигационных услуг, проведены ремонт и обслуживание технического флота.

Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами составляет 3175 км, из них на 2696 км содержание СНО в светоотражающем режиме, на 479 км – в неосвещаемом режиме. Навигационное оборудование в навигацию 2014 года на внутренних водных путях бассейна в связи с ранним вскрытием рек было введено в среднем на 5-10 дней раньше запланированных сроков, сразу после прохождения ледохода, и содержится в соответствии с государственным заданием по категорийности и продолжительности действия.

На основании договоров, заключенных с заинтересованными организациями, содержится навигационное оборудование на 226 км внутренних водных путей. Также по договорам с предприятиями Архангельской области содержатся средства навигационного оборудования на 24,5 км участков пути дельты реки С. Двина, не входящих в Перечень ВВП. Знаки навигационного оборудования обслуживает 41 обстановочная бригада. Траление судовых ходов проводится силами трех специализированных тральных бригад, а также обстановочными бригадами. Объем выполненных тральных работ на 1 сентября 2014 года составил 140 кв. км. В целях своевременного анализа состояния участков рек используется плановый материал русловых съемок. Русловые изыскания в ФБУ «Администрация «Севводпуть» осуществляют пять изыскательских отрядов.

Для рек, обслуживаемых Администрацией, характерна высокая динамичность речного потока, и, как следствие, заносимость перекатов, многие участки в меженный период при низких уровнях воды становятся затруднительными для судоходства, для безопасного движения судов в навигационный период необходимо искусственно поддерживать габариты судового хода. Для выполнения этой задачи на реках проводятся дноуглубительные работы. В навигацию 2014 года были введены в эксплуатацию 7 единиц землечерпательного флота суммарной технической производительностью 4950 кубометров в час. На 1 сентября 2014 года объем выполненных дноуглубительных работ по содержанию внутренних водных путей на транзите составил 1,8 млн кубометров извлеченного грунта.

Основные работы проводятся на участке Котлас – Уйма реки Северная Двина, также проводилось дноуглубление на реках Вычегда, Сысола и на Северо-Двинской шлюзованной системе. В результате проведенных работ выдержаны габариты судовых ходов на транзите Северного бассейна при уровнях, равных и выше проектного. Аварий и транспортных происшествий по вине работников пути на сегодняшний день допущено не было.

После наступления уровней ниже проектных путевые работы направлены на обеспечение безопасных условий судоходства, поддержание максимально возможных габаритов, достаточных для осуществления перевозок на внутренних водных путях. С 15 августа было объявлено ограничение осадки судов в зависимости от габаритов на некоторых участках ВВП. На водных путях Северного бассейна, особенно на водных путях, расположенных в границах Вологодской области, текущая навигация характеризуется стоянием в меженный период аномально низких уровней воды. Уровень воды в Кубенском озере (водохранилище) существенно понизился, соответственно снизились габариты на Северо-Двинской шлюзованной системе, что не дает возможности осуществлять рентабельные грузоперевозки. Для обеспечения судоходных условий на участках СДШС выполнен большой объем дноуглубительных работ. Дноуглубление продолжается в настоящее время.

Водные пути бассейна эксплуатируются крупными судоходными компаниями, такими как ОАО «Северное речное пароходство», ОАО «Архангельский речной порт», ООО «Судоходная компания «Сухона», ООО «Норд-Вуд», ОАО «Монди СЛПК», ООО «Лесной филиал группы «Илим», прочими судоходными, лесозаготовительными предприятиями, предприятиями агропромышленного комплекса, частными предпринимателями.

По данным отраслевого мониторинга, общий объем перевозок по внутренним водным путям Северо-Двинского бассейна в 2014 году на 1 сентября составил 2,32 млн тонн, высокую долю составляет лесная продукция. Это несколько больше, чем в предыдущую навигацию. В труднодоступные районы Крайнего Севера осуществляется завоз грузов, таких как каменный уголь, горюче-смазочные материалы.

Опыт применения современных технологий

Основная магистраль бассейна – Северная Двина является свободной, незарегулированной рекой, на которой побочневый процесс комбинируется с русловой и пойменной многорукавностью. Перекаты отличаются высокой динамичностью развития, интенсивные русловые переформирования происходят в течение всей навигации. Поэтому эффективность оперативного планирования и выполнения путевых работ, определение их объемов и сроков, грамотное трассирование землечерпательных прорезей во многом зависят от того, в какой мере учтены особенности динамики рельефа речного русла, то есть от оперативности получения информации о русловых переформированиях и состоянии лимитирующих участков пути.

Решение указанной задачи в ФБУ «Администрация «Севводпуть» достигается за счет использования современных программно-аппаратных и технологических комплексов, а также средств электронного обмена данными, а именно: применения файлообменного серверного хранилища, расположенного в головном подразделении. Общее серверное хранилище создано для сосредоточения всей путевой, плановой, оперативной, нормативной информации за многолетие на одном сервере, доступном в любой момент времени для всех подразделений, занятых выполнением путевых работ. Доступ в общее серверное хранилище выполняется посредством сетей GSM. Все структурные подразделения технического флота ФБУ «Администрация «Севводпуть» там, где это необходимо, снабжены ноутбуками, 3G-модемами для выхода в Интернет и имеют доступ к файловому хранилищу, а следовательно, ко всем необходимым материалам. Практически на всех водных путях Северо-Двинского бассейна, где выполняется основной объем путевых работ, существует устойчивая связь GSM нескольких операторов связи, что позволяет беспрепятственно пользоваться электронной почтой и Интернетом.

Русловые съемки выполняются изыскательскими отрядами с применением автоматических промерных комплексов, первичные результаты и готовые планы выкладываются в файлообменную систему. Руководители путевых работ выполняют трассирование землечерпательной прорези и задают параметры ее разработки при помощи несложного программного обеспечения, подготавливается укрупненный план прорези, заполняется наряд-задание в электронном виде. Все материалы также выкладываются в файлообменник. Командир земснаряда принимает рабочий материал до начала выполнения самой работы, заносит в навигационное оборудование координаты землечерпательной прорези, галсов прохода земснаряда по прорези. Земснаряд по приходе на место работы начинает разработку прорези по заданным координатам. По окончании работы земснаряда для сдачи-приемки прорези обстановочное судно выполняет промеры в контуре разработанной землечерпательной прорези. Перенос разработанной прорези может осуществляться как с сервера, так и обычным копированием с помощью переносного накопителя.

На земснарядах и в изыскательских отрядах ведется электронный рабочий журнал, автоматически формирующий итоговые данные по каждой работе, а также месячный отчет, которые также выкладываются на сервер.

Таким образом, использование серверного хранилища и средств электронного обмена данными позволяет повысить оперативность и качество планирования и организации путевых работ. В ФБУ «Администрация «Севводпуть» проводится работа по дальнейшему совершенствованию организации путевых работ на внутренних водных путях бассейна.

Для оперативного учета производительности землесосов и контроля работы земснарядов в 2013 году нами введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс Nonius™ Slurrymeter разработки компании «Нониус Инжиниринг», Санкт Петербург.

За время использования он показал свою полезность, и на сегодняшний день на землесосах установлены уже три таких программно-аппаратных комплекса.

С 2011 года в ФБУ «Администрация «Севводпуть» применяются облегченные пульпопроводы из композитных материалов. Данные пульпопроводы износостойки, простота конструкции и отсутствие на нем шаровых соединений практически полностью исключают аварийные ремонты в навигационный период, а также зимние ремонты. Применяется три вида пульпопроводов. Опыт эксплуатации показал, что самым оптимальным является пульпопровод с поплавками в стенах трубы. Данный вид пульпопровода не боится физических нагрузок, материал поплавка не намокает, т.к. практически полностью исключен контакт материала с водой, удобен в монтаже. Пульпопровод имеет более обтекаемую форму, что несколько увеличивает скорость буксировки земснаряда.

К удачным нововведениям в ФБУ «Администрация «Севводпуть» можно отнести и применение трехсекционных грунтоприемников с гидравлическим рыхлителем. За счет значительного уменьшения объема на неровность выработки общие объемы извлекаемого грунта по сравнению с траншейными грунтоприемниками простого всасывания уменьшились в 1,5-2 раза. Это привело к существенному снижению потребления горюче-смазочных материалов и сокращению времени разработки перекатов. Применение на землесосах ФБУ «Администрация «Севводпуть» трехсекционных грунтоприемников и пульпопроводов из композитных материалов позволяет существенно экономить дизельное топливо.

Оптимизация производственных процессов на всех этапах выполнения путевых работ, а также опыт применения в Северо-Двинском бассейне современных технологий, электронного обмена данными позволили увеличить производительность труда в целом, сократить расходы на горюче-смазочные материалы, повысить качественные и количественные показатели работы экипажей земснарядов, обстановочных бригад, изыскательских отрядов.

Реконструкция Северо-Двинской шлюзованной системы

Северо-Двинская шлюзованная система, построенная в 1828 году, является важной транспортной артерией Вологодской области, соединяющей Волго-Балтийский водный путь с рекой Сухоной и далее с рекой Северная Двина.

Сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы были реконструированы дважды – в 1885 году и в двадцатых годах прошлого столетия.

Вследствие длительного периода эксплуатации, несмотря на ежегодные ремонтные работы, состояние гидротехнических сооружений постепенно ухудшалось, к началу двухтысячных годов большинство сооружений находилось в аварийном состоянии, которое характеризуется большим износом деревянных конструкций, высокими фильтрационными потерями напорных сооружений, разрушением крепления откосов каналов.

В последние годы при поддержке Росморречфлота началось восстановление Северо-Двинской шлюзованной системы путем проведения реконструкции и капитального ремонта. Реконструкция системы включена в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», подпрограмма «Внутренний водный транспорт».

В настоящее время в рамках данной программы ведутся работы первого этапа по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы».

Проектом предусмотрено берегоукрепление и дноуглубление пяти судоходных каналов, реконструкция двух заградительных плотин, замена трех понтонных переправ на поворотные мосты, устройство ремонтных ворот в районе нижней головы шлюза № 2, строительство нового административного здания Вологодского района водных путей.

В 2013 году было завершено строительство административного здания в Вологде, закончена реконструкция Кишемской заградительной плотины, эксплуатация которой была невозможна из-за полного разрушения двух подшипников с напорной стороны, удерживающих фермы (Пуаре). Результатом реконструкции стала замена плотин на заградительные ворота. Продолжаются работы по берегоукреплению Кишемского судоходного канала. С вводом в эксплуатацию Кишемских заградительных ворот и Кишемского судоходного канала повысился уровень безопасности гидроузла № 2. В 2013 году в рамках объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1-й этап» заключен второй государственный контракт и начаты работы по берегоукреплению Кузьминского судоходного канала и реконструкции Благовещенской переправы.

В настоящее время завершены строительные работы по реконструкции Топорнинской заградительной плотины, объект принят рабочей комиссией. Ввод в эксплуатацию Топорнинских заградительных ворот обеспечивает поддержание уровня водораздельного бьефа в зимний период.

Для выведения из аварийного состояния гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы также проводится и капитальный ремонт.

Выполнен капитальный ремонт шлюза № 3 с подходными палами. Сооружения шлюза были деревянно-ряжевой конструкции, поэтому по причине загнивания приходилось их заменять через 8-10 лет. В результате ремонта полностью изменена конструкция на современную, с частичной заменой деревянных конструкций на металлический шпунт, что увеличивает срок службы (межремонтный период). Гидроузел выведен из аварийного состояния.

На шлюзе, впервые на Северо-Двинской шлюзованной системе, применена централизованная система управления шлюзовыми воротами с автоматическим открытием-закрытием клинкетов, ранее было только ручное управление. Замена ручного управления на автоматическое повышает производительность труда и улучшает культуру производства. Шлюз выведен из аварийного состояния.

В 2013 году проведен капитальный ремонт плотин № 5, 6 Северо-Двинской шлюзованной системы. Деревянные ряжевые плотины русского типа заменены на железобетонные. Также закончен капитальный ремонт металлических двустворчатых ворот шлюзов № 2, 3, 5.

В настоящее время начинаются работы по капитальному ремонту шлюза № 6, который находится в аварийном состоянии, со сроком окончания выполнения работ в апреле 2015 года.

В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте была разработана проектно-сметная документация, проведено оснащение современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности второго и четвертого гидроузлов.

С 2013 года проводятся работы по оснащению третьего и первого гидроузлов. Завершение работ запланировано на ближайшее время.

В систему обеспечения транспортной безопасности гидросооружений входят инженерные средства охраны, обеспечивающие защиту от несанкционированного проникновения на объект, система охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, телевизионное наблюдение. В помещении поста охраны организован центральный пост наблюдения за зонами обеспечения транспортной безопасности. Сигналы от телевизионных камер выведены на мониторы центрального поста наблюдения гидроузла. Периметр освещается в темное время суток, при срабатывании системы охранной сигнализации периметра включается дополнительное освещение. Система связи обеспечивает оперативную радиосвязь между сотрудниками службы охраны на всей прилегающей территории объекта.

Все гидроузлы Северо-Двинской шлюзованной системы оборудованы комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

После оснащения гидроузлов изменилось отношение местного населения к нашим объектам, снизилось количество правонарушений пропускного и внутриобъектового режима.

Заключение

В ФБУ «Администрация «Севводпуть» проводятся необходимые мероприятия для развития внутренних водных путей и обеспечения судоходных условий. По вопросу изменений гарантированных габаритов судовых ходов, категорийности средств навигационного ограждения на внутренних водных путях бассейна в навигацию 2014 года проводились консультации с администрациями Архангельской, Вологодской областей, Республики Коми. В связи с планируемым увеличением перевозок есть востребованность увеличения гарантированных габаритов пути и увеличения габаритов пути при уровнях ниже проектного. Но реализация этой потребности потребует значительного дополнительного финансирования.

С каждым годом возрастает роль внутренних водных путей как транспортной артерии, увеличивается объем перевозок леса и нерудных материалов. ФБУ «Администрация «Севводпуть» прилагает максимальные усилия для решения задач по обеспечению судоходных условий на обслуживаемых водных путях для перевозки народнохозяйственных грузов и пассажиров, что в конечном итоге способствует развитию экономики Европейского Севера России.

 

Инспекции – больше административного ресурса

Владимир Есенеев, заместитель руководителя, капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

Для проведения инспектирования с учетом транспортной доступности инспекция государственного портового контроля обеспечена автомобильным транспортом, также использует в своей работе суда ФБУ «Администрация «Севводпуть».

На Северо-Двинском бассейне работают 6 инспекторов ГПК.

За текущую навигацию ими проинспектировано 452 судна. Это на 13% больше, чем за аналогичный период навигации 2013 г. Увеличилось количество временно задержанных судов (65 судов) по сравнению с 40 судами в 2013 г.

Причины задержаний

Основные причины временного задержания судов остались те же, что и в навигацию 2013 года. Это:

– отсутствие на судне судовых документов, требуемых статьей 14 КВВТ;

– несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, установленным пунктом 1 статьи 27 КВВТ;

– несоответствие главной силовой установки требованиям положения о классификации и об освидетельствовании судов;

– неисправность главного или вспомогательного рулевого устройства;

– несоответствие корпуса и надстройки судна техническим требованиям;

– несоответствие оборудования по предотвращению загрязнения с судов техническим требованиям;

– отсутствие требуемого количества индивидуальных спасательных средств, их техническое состояние или невыполнение соответствующих проверок и испытаний этих средств на береговых специализированных станциях;

– отсутствие на судне информации об аварийной остойчивости.

Большое количество пассажирских судов и судов, осуществляющих перевозку опасных грузов, не оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и АИС-транспондера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», без этого оборудования классификационное общество не производит освидетельствование судна. Но даже при установке данной аппаратуры на судне, как правило, судоводители не могут эксплуатировать ее, т.к. прохождение обучения для работы с этой аппаратурой не является обязательным требованием, и судовладелец не идет на дополнительные расходы по обучению, а попытки самостоятельного изучения аппаратуры, правил эксплуатации не дают удовлетворительных результатов.

Вызывает большое беспокойство состояние наплавных мостов и судов, работающих на паромных переправах на удаленных участках рек бассейна, куда попасть инспекторам ГПК бывает сложно из-за местоположения, отсутствия дорог или невозможности проехать по дороге даже на внедорожнике.

Так судовладельцы, суда которых зарегистрированы в Государственном судовом реестре и работают на социально значимых переправах на реках Пинега и Мезень, эксплуатируют их без судовых документов, требуемых ст. 14 КВВТ РФ, без ежегодного технического освидетельствования, без договоров с администрациями муниципальных образований. Инспекторами ГПК по результатам проверок выдаются судовладельцам предписания о временном задержании таких плавсредств, однако судовладельцы игнорируют их и продолжают эксплуатацию.

Стоит отметить тот факт, что администрации районов и районные депутаты, которые обязаны обеспечить перевозку пассажиров, совершенно не участвуют в этом процессе, все отдано на откуп частным судовладельцам.

Часто инспектора ГПК наблюдают работающие на переправах суда с баржами, занимающиеся перевозкой пассажиров и техники, но ни названий, ни идентификационных номеров этих плавсредств установить не представляется возможным, какие-либо судовые документы на судне отсутствуют, и издать приказ на инспектирование такого судна нет возможности.

Некоторые судовладельцы после временного задержания судна перекрашивают название и идентификационный номер на другое, «чистое» название и продолжают эксплуатацию судна с неустраненными значительными несоответствиями.

Все материалы по таким случаям (при их выявлении инспекторами ГПК) передаются в транспортную полицию, прокуратуру и в соответствующий отдел Госморречнадзора.

Отдел дипломирования

В бассейне работает единая комиссия по дипломированию. В этом году по состоянию на 10 сентября 2014 г. выдано 298 дипломов, 392 подтверждения к дипломам, 732 квалификационных свидетельства. Производится учет выданных документов в единой системе дипломирования членов экипажей судов ВВП.

Анализ работы комиссии по дипломированию и аттестации на Северо-Двинском бассейне ВВП показывает, что качество подготовки специалистов остается на низком уровне.

Комиссиями по аттестации ответственных за безопасность судоходства и ответственных за безопасную эксплуатацию судов проведена аттестация и выдано 11 удостоверений ответственных за безопасность судоходства, 5 удостоверений специалистов, связанных с безопасностью судоходства, проведена аттестация и выдано 22 удостоверения ответственных за безопасную эксплуатацию судов.

Остро стоит вопрос с внедрением системы управления безопасностью. На текущий момент в бассейне 9 организаций, имеющих суда, освидетельствованы и получили документ о соответствии компании, но из них только 4 организации предъявили свои суда для освидетельствования и получили на них судовые свидетельства об управлении безопасностью.

Одна из основных причин – неспособность классификационного общества провести освидетельствования всех организаций, подавших заявки.

Начатая с 10 сентября концентрированная инспекционная кампания по проверке судов внутреннего водного плавания по применению системы управления безопасностью судов покажет действительное положение по внедрению СУБ.

Регистрация судов

По состоянию на 01.09.2014 в Государственном судовом реестре ФБУ «Администрация «Севводпуть» зарегистрирована 1641 единица флота.

Отделом регистрации судов за период с 01.01.2014 по 01.09.2014 совершено 219 регистрационных действий, выдано 243 свидетельства, 56 судовых билетов, зарегистрировано 16 договоров аренды, 9 ипотечных сделок, снято с регистрации 24 единицы судов.

Необходимо усовершенствование действующих Правил государственной регистрации судов с приведением их в соответствие с действующим Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Одной из проблем при регистрации судов является регистрация наплавных мостов. В КВВТ понятие «наплавной мост» отсутствует. Российским речным регистром выдается свидетельство о годности к эксплуатации, что противоречит КВВТ и Правилам государственной регистрации судов, где прописано, что для регистрации необходимо наличие свидетельства о годности к плаванию. Таким образом, регистрационная служба не может на законных основаниях выдать свидетельство о праве собственности владельцу, а эксплуатация без права собственности запрещена.

Административная практика

Действующее законодательство не дает возможности осуществлять административную практику инспекторам ГПК, а закрепленное КоАП право капитана бассейна на составление протоколов и рассмотрение дел, подпадающих под статьи КоАП, реализовать сложно, т.к. для этого капитан бассейна должен находиться на инспектируемых судах, что практически невозможно. Необходимо на законодательном уровне принять меры, позволяющие инспектору ГПК осуществлять на судне все мероприятия по административной практике.


Морские вести России, №13, 2014 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021