Камский бассейн: Судоходные глубины гарантируем - Морские вести России

Камский бассейн: Судоходные глубины гарантируем

07.07.2014

Речной транспорт

Администрацией Камского бассейна на сегодня обслуживается 1864 км водных путей из 3373 км, находящихся в границах бассейна четырех регионов Приволжского федерального округа: Пермского края, Удмуртской Республики, республик Башкортостан и Татарстан. Из обслуживаемых водных путей с гарантированными габаритами – 1553 км, из них 1408 км в освещаемом варианте и 145 км с неосвещаемыми знаками.

Судоходные глубины гарантируем


Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть»

История судоходства на Каме берет начало в XV-XVI веках, когда после присоединения Перми Великой к Московскому княжеству пошли первые «соляные» караваны вниз по реке, а в последующие периоды истории, когда для развивающейся промышленности и сельского хозяйства Западного Урала потребовалось увеличение рынков сбыта, стали более широко пользоваться сетью речных путей для проводки «железных», «хлебных» и «лесных» караванов судов.

Стихийное развитие судоходства и водных путей бассейна не осталось без внимания государства. При Екатерине II началось планомерное строительство искусственных водных путей. В частности, с 1786 по 1822 год был построен Северо-Екатерининский канал по трассе древнего пути с Камы на Вычегду, соединивший Белое море с Уралом и Азией. Канал эксплуатировался до 1847 г.

Планом ГОЭЛРО 1922 г. предусматривалось строительство комплексных гидроузлов на Каме и ее крупных притоках – Колве, Вишере, Белой, Уфе и Чусовой, в том числе создание Камско-Печорско-Вычегодского воднотранспортного соединения. Были проведены крупномасштабные изыскания и проектные работы, но проект на сегодня реализован только частично на Средней и Нижней Каме.

После Великой Отечественной войны в Камском бассейне велось интенсивное гидротехническое строительство, в связи с чем образовались Камское, Воткинское и Нижнекамское водохранилища на р. Каме и Павловское на р. Уфе, что резко увеличило пропускную способность водных магистралей.

Магистральные участки Камы и Белой, входящие в состав Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, играют важную роль в системе международных транспортных коридоров.

Камский бассейн традиционно является грузообразующим. Объем вывозимых из бассейна грузов составляет более 90% от общего количества межбассейновых перевозок.

Важнейшими грузами, перевозимыми по Камскому бассейну, являются нерудные строительные материалы, извлекаемые из русловых месторождений, нефтепродукты, лес и лесопродукты, удобрения, техническая соль и др.

Водные пути

Навигационное оборудование введено в действие в основном в плановые сроки, за исключением нижней части Воткинского водохранилища, где из-за ледовых условий произошла задержка до двух суток. Гидрологические условия навигации 2014 г. вследствие нормальных уровней половодья и прохождения дождевых паводков благоприятные.

Для обеспечения гарантированных габаритов пути в рабочем ядре находится 5 многочерпаковых земснарядов общей технической производительностью 1860 м3/ч. На 1 августа общий объем землечерпания составил 1011 тыс. м3 против 889 тыс. м3 за тот же период 2013 г., в том числе на транзите 720 тыс. м3 (в 2013 г. – 497 тыс. м3), из них за счет бюджета и собственных источников – 177 тыс. м3 (в 2013 г. – 147 тыс. м3) , за  счет попутной реализации наносов – 543 тыс. м3 (в 2013 г. – 350 тыс. м3). Подготовка плесов к межени завершена в установленные сроки. Срыва заданных габаритов пути не допущено.

В 2014 году русловыми изыскательскими партиями продолжаются гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт. Выполнены съемки на р. Каме от Пятигор до Бондюга (78,0-169,0 км) и от устья р. Белая до устья р. Вятка (1756-1584 км), завершается съемка на р. Белая участка от Бирска до Андреевки (2002-1937 км).

Благодаря внедрению спутниковых цифровых технологий продолжается развитие и усовершенствование технологий на русловых изысканиях, судоходной обстановке, тралении и землечерпании.

В связи с задержкой централизованных поставок оборудования за счет собственных средств приобретен для тральной бригады мобильный гидролокационный комплекс «Гидра», после успешных произведенных испытаний на все обстановочные теплоходы и земснаряды будут приобретены и установлены электронные картографические системы. Освоена безбумажная технология изготовления навигационных карт, в том числе в формате S-57.

Продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков с одновременным восстановлением действия навигационных огней, временно отключенных из-за дефицита финансирования.

Из-за длительной (более 35 лет) задержки наполнения Нижнекамского водохранилища судоходство на Каме продолжает лимитировать участок Чайковский шлюз – Камбарка, где глубина в маловодные годы снижалась до 260 см при гарантированной 330 см.

Увеличение глубины дноуглубительными работами приведет к дополнительной посадке уровней и еще к большему снижению глубин на данном участке и на пороге нижних ворот Чайковского шлюза. Увеличение глубин может быть достигнуто только за счет наполнения до отметки второй очереди 68,0 м Балтийской системы Нижнекамского водохранилища или строительства низконапорной плотины в 40 км ниже створа Воткинского гидроузла по аналогии с принятым решением по участку р. Волги Городец – Нижний Новгород.

Для увеличения пропускной способности имеется необходимость увеличения гарантированной глубины на р. Белая от г. Уфы до Груздевки (протяженностью 376 км). Увеличение глубины возможно за счет увеличения объемов дноуглубительных и выправительных работ при соответствующем увеличении финансирования.

Гидротехнические сооружения

На балансе находятся четыре судоходных сооружения: первенец Камского каскада гидротехнических сооружений – Пермский судоходный шлюз. Расположен на левобережье Камы, ниже устья р. Чусовой у г. Перми и протянулся вдоль ее течения с подходами – верхним и нижним бьефами – на 2,5 километра. И по своим размерам, и по структуре Пермский шлюз является самым оригинальным гидротехническим сооружением России, уникальным творением коллективов института «Гидропроект» и управления строительства «Камгэсстрой». Его конструкция напоминает знаменитый Панамский канал.

Продолжительность навигационного периода за время существования шлюза доходила до 228 суток, а количество шлюзований и пропущенных судов за навигацию достигало 5186 и 8710 соответственно. За период работы с 1954 по 2013 год коллектив обеспечил эксплуатационные показатели: выполнено шлюзований – 195 854, прошлюзовано 343 369 судов и 62 340 плотов.

Одновременно с Камским гидроузлом велось строительство Воткинского гидроузла с Чайковским судоходным шлюзом, построенным в 1962 году на 360 км ниже Пермского и на 278 км выше Нижнекамского гидроузла, ниже устья р. Сайгатки.

Продолжительность навигационного периода за время существования шлюза доходила до 250 суток. За период работы с 1962 по 2013 год выполнено 244 761 шлюзование, прошлюзовано 434 062 судна.

Завершающим в Камском каскаде стал Нижнекамский шлюз, расположенный в г. Набережные Челны и с 1979 года эксплуатирующийся во временном непроектном режиме 1-й очереди наполнения водохранилища. Уровень ВБ круглогодично поддерживается на отметках 62,00-63,50 м БС.

Нижнекамский шлюз – самый загруженный шлюз в Камском бассейне. Продолжительность навигационного периода за время существования шлюза доходила до 250 суток (1983 г.), а количество шлюзований и пропущенных судов за навигацию достигало 12 992 (1989 г.) и 33 176 (1990 г.) соответственно. За период работы с 1979 по 2013 год коллектив обеспечил следующие эксплуатационные показатели: выполнено 248 141 шлюзование, прошлюзовано 538 942 судна.

Все шлюзы Камского каскада имеют стандартные для Единой глубоководной системы размеры камер и способны пропускать все типы современных речных судов.

Павловский шлюз, в составе Павловского гидроузла, расположен на р. Уфе в районе с. Павловка Нуримановского района Республики Башкортостан, введен в эксплуатацию в 1958 г.

Продолжительность навигационного периода за время существования шлюза доходила до 215 суток (1987 г.). За период работы с 1958 по 2013 год коллектив обеспечил следующие эксплуатационные показатели: выполнено 104 358 шлюзований, прошлюзовано 118 428 судов и 31 339 плотов. С 1996 года плоты через Павловский шлюз не идут. Работа по судопропуску в последние годы стабилизировалась, в среднем в год проходит до 14 000 единиц флота.

Являясь объектами федерального значения, на шлюзах идет постоянная реконструкция и модернизация, что позволяет обеспечивать непрерывность транспортного грузопотока. За последние годы освоены большие объемы финансовых инвестиций по реконструкции Пермского, Чайковского шлюзов в соответствии с подпрограммой «Внутренние водные пути» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002-2012 гг.) и подпрограммой «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Общий объем инвестиций по ФБУ «Администрация «Камводпуть» за 2002-2013 гг. составил более 3 418 751 500,0 руб.

На сооружениях выполнены работы:

– Пермский шлюз – замена всех рабочих ворот (14 шт.), аварийно-ремонтных ворот (2 шт.), ремонтных ворот (2 шт.). Заменили электрооборудование на всех головах западной нитки. Провели торкретирование (антикоррозионную защиту шпунта) девяти камер (шесть камер западной нитки и три камеры восточной нитки). По западной нитке произвели замену обратных фильтров во всех камерах. В 2012 году проведено холостое шлюзование с полным циклом маневрирования воротами и затворами с местных постов управления, все рабочие ворота испытаны под напором, западная нитка в эксплуатации с 2014 года (с 1995 года западная нитка находилась на восстановительном ремонте);

– Чайковский шлюз – замена рабочих ворот верхней и нижней головы, заменены рабочие затворы наполнения-опорожнения с заменой гидроаппаратуры. С мая 2012 года по настоящее время ведется комплексная реконструкция шлюза: усиление причальных стен верхнего и нижнего бьефов; замена козловых кранов (3 шт.); замена релейно-контакторной аппаратуры на микропроцессорную технику; замена ремонтных ворот нижней и верхней голов; замена сороудерживающих решеток и закладка шахт затворов перепусков; реконструкция административно-бытового комплекса; оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

– Павловский шлюз – замена рабочих ворот нижней и верхней головы, заменены аварийно-ремонтные ворота верхней головы.

Для поддержания в эксплуатационном режиме СГТС ежегодно осваиваются средства по текущему ремонту.

С 2008 года начались работы по проектированию и освоению средств по капитальному ремонту гидротехнических сооружений Камского бассейна – механического оборудования на Пермском, Чайковском и Нижнекамском шлюзах и бетона верхней головы Павловского шлюза.

Транспортная безопасность

Судоходные гидротехнические сооружения с точки зрения их потенциальной опасности являются объектами, требующими к себе повышенного внимания с позиции их защищенности от актов незаконного вмешательства.

В ходе реализации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности произведено оснащение инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности Павловского шлюза, Пермский, Чайковский и Нижнекамский районы гидротехнических сооружений и судоходства.

В рамках реализации комплексной программы были выполнены работы по категорированию 139 транспортных средств и 35 объектов ФБУ «Администрация «Камводпуть»:

– осуществлена оценка уязвимости транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры;

– разработаны планы обеспечения транспортной безопасности транспортных средств и объектов;

– проведена специальная профессиональная подготовка лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах и объектах ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Основным регламентирующим документом в области обеспечения транспортной безопасности является Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». В связи с изменениями в законодательстве от 03.02.2014 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности», в части изменений понятия транспортного средства, осуществлены мероприятия по исключению из реестра категорий транспортных средств ФБУ «Администрация «Камводпуть». В результате исключений снято из реестра категорированных 134 транспортных средства. В настоящее время нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок исключения объектов транспортной инфраструктуры из реестра категорированных объектов, находятся на рассмотрении в правительстве страны и вступят в силу после их утверждения. На сегодня у нас находится 5 транспортных средств и 35 объектов транспортной инфраструктуры.

Последние изменения коснулись подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, сертификации технических средств, организации досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, а также аккредитации организаций, привлекаемых для осуществления функций по защите объектов от актов незаконного вмешательства. В целях проведения работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ФБУ «Администрация «Камводпуть» имеет аккредитацию на проведение данного вида работ.

В ходе оказания практической помощи осуществляются мероприятия по разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств организациям и учреждениям, являющимся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также разработка организационно-распорядительных документов в области обеспечения транспортной безопасности на договорной основе.

В вопросах обеспечения транспортной безопасности особое место отводится проведению совместных мероприятий по защите граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, актов незаконного вмешательства. Совместно с территориальными подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, районными администрациями с привлечением работников транспорта и охраны проведено 39 тренировок и учений.

 

Штраф нарушителю не помеха

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Первое, что хочется сказать, – это большое спасибо редакции газеты «Морские вести России» за предоставленную возможность высказаться на ее страницах о ходе работы инспекций государственного портового контроля (ГПК) Камского бассейна. Навигация 2014 года завершается, и можно подвести некоторые итоги.

На основе информационной системы

Эффективность и своевременность создания служб государственного портового контроля подтверждает количество выявленных и устраненных нарушений, выставленных инспекторами портконтроля при проверках судов. С начала навигации 2014 года проведено 1107 проверок, выявлено 2991 несоответствие обязательных требований, по всем выявленным несоответствиям выставлены требования по их устранению. Произведено задержание 45 судов. В большинстве случаев нарушения, приведшие к задержанию судов, оперативно устранялись и суда продолжали рейс.

Хорошим подспорьем в работе инспекторов ГПК является информационная система государственного портового контроля, с помощью которой инспекторы, получив приказ на проверку судна, имеют возможность заранее познакомиться с историей проверок этого судна, с перечнем нарушений, выявленных на этом судне в прошлом, и на что требуется обратить более пристальное внимание при новом осмотре. Это значительно повышает эффективность проверок.

В организационном плане для инспекторов ГПК проводятся встречи с работниками бывшей судоходной инспекции по Камскому бассейну, на которых опытные речники делятся своим богатым профессиональным опытом. Под руководством бывших начальников судоходной инспекции, таких как Андрей Дмитриевич Ширинкин, Петр Иванович Норов, Леонид Михайлович Пестов, в Камском бассейне была создана эффективная система контроля за работой экипажей судов. Сегодня мы стараемся использовать опыт и методы работы судоходной инспекции в Камском бассейне: на встречах с комсоставом судов и руководством судовладельческих организаций проводятся консультации, даются разъяснения и информация по требованиям безопасности судоходства. При проверках судов экипажи информируются о транспортных происшествиях, случившихся с судами в Камском бассейне, и причинах, приведших к ним.

В условиях дефицита ответственности

К сожалению, по результатам проверок констатируется, что в настоящее время наблюдается общее снижение исполнительской дисциплины. Требования инспектора ГПК не всегда исполняются в срок. В особенности это заметно проявляется на судах местного флота, которому для своей работы не требуется прохождение шлюзов, где у диспетчерского аппарата есть информация о задержанных судах. Были случаи, когда по результатам проверки судна выставлялся код 30 (задержание судна) или код 17 (до выхода в рейс), а капитан после ухода инспектора ГПК с борта все же выходил в рейс, не боясь наказания…

По мнению коллег, а также бывших работников ГРСИ, по КБ в то время самым сдерживающим фактором по профилактике нарушений со стороны командного состава судна было наличие контрольных талонов, которые изымались за допущенные нарушения. Дамоклов меч в виде внеочередной проверки знаний после лишения двух контрольных талонов эффективно работал в пользу обеспечения безопасности судоходства.

Применение практики штрафов за нарушения в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, к сожалению, менее эффективно, чем изъятие контрольных талонов, так как размер возможных штрафов относительно невелик. Например, нарушение правил плавания в соответствии со ст. 11.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, нарушение правил эксплуатации судов ст. 11.8 КоАП РФ предусматривает наказание от пятисот до одной тысячи рублей, при этом неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) в соответствии со ст. 19.4 КоАП РФ, влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Цифры несопоставимы со стоимостью простоя судна, поэтому соблазн отделаться легким штрафом очень велик, и капитаном судна, зачастую под давлением судовладельца, принимается решение в пользу продолжения работы с нарушениями.

Так капитан теплохода «Москва-69» Вячеслав Александрович Якупов за отсутствие на борту судна документов на годность к плаванию получил по результатам проверки судна код 30 (задержание). Однако это его не остановило и со словами: «Мне семью кормить надо», все же принял пассажиров на борт и отошел в прогулочный рейс. Дело дошло до правоохранительных органов, но факт осознанного нарушения судоводителем безопасности судоходства, риска человеческими жизнями ради сиюминутной выгоды налицо, и, по сути, мы ничем серьезным не можем на него воздействовать. Соответственно, его пример другим судоводителям и судовладельцам – наука, потому что инспектор сегодня, собственно, безоружен перед такими вызовами.

Хочется, чтобы инспектор ГПК, кроме возможности наложить штраф, имел в своем арсенале такую меру воздействия на нарушителей, как направление их на внеочередное подтверждение диплома. Ведь направляются же ответственные за безопасную эксплуатацию судов в случае транспортных происшествий с судами компаний на внеочередную аттестацию, и все относятся с пониманием к необходимости таких мер. Возможно, у кого-то будут и другие предложения, а газета «Морские вести России» предоставит возможность высказаться всем желающим.

Твои люди, Кама

И еще. Пользуясь предоставленной возможностью выступить в газете, хочется рассказать о людях, которые, несмотря на очень умеренную заработную плату, пришли и работают в государственном портовом контроле Камского бассейна.

В первую очередь это начальник службы ГПК Владимир Михайлович Сапронов – великолепный специалист и организатор, имеет высшее судоводительское образование (окончил ГИИВТ, сейчас Волжская академия водного транспорта), долгое время работал капитаном на морских и речных судах, сейчас координирует работу всех инспекций ГПК Камы, является заместителем председателя квалификационной комиссии по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания в Камском бассейне. Его профессионализм и принципиальность снискали ему уважение среди судовладельцев и судоводителей.

Александр Александрович Токмаков – начальник Бельской инспекции ГПК, имеет высшее образование, в свое время работал капитаном на речных судах, заместителем директора в Уфимском филиале ФБОУ ВПО «МГАВТ», превосходный организатор, построивший стройную схему взаимодействия с судовладельцами по организации обеспечения безопасности судоходства на реке Белая, профессионально руководит Бельской инспекцией государственного портового контроля.

Рафаэль Радикович Назаров – инспектор Бельской инспекции ГПК, имеет высшее судоводительское образование, до работы в государственном портовом контроле работал капитаном пассажирских судов и судов «река-море», пользуется непререкаемым авторитетом у капитанов и их помощников, всегда направляется на наиболее сложные и ответственные участки.

Мансур Закиевич Сахабиев – инспектор Нижне-Камской инспекции ГПК, имеет два высших образования (окончил в разные годы Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальностям: «судовождение на внутренних водных путях» и «судовые машины и механизмы»), в прошлом работал 1-м штурманом – 1-м помощником механика на речных судах, старшим механиком на судах морского флота, также работал на судоремонтных предприятиях начальником технического отдела, заместителем технического директора. Его приход в Нижне-Камскую инспекцию ГПК позволил создать на самом напряженном участке Камского бассейна полноценную инспекцию ГПК, охватив проверками суда, работающие на границе Камского бассейна, и наладить более плотную работу с судовладельческими компаниями Нижней Камы.

Иван Иванович Аристов – инспектор Пермской инспекции ГПК, инженер-механик, окончил Мурманское высшее мореходное училище, работал старшим механиком на судах рыбопромыслового флота, затем главным инженером в рыбопромысловых предприятиях. Иван Иванович механик с большой буквы. При осуществлении проверок он так основательно подходит к проверке работы механизмов, что механики судов, если узнают, что к ним придет Иван Иванович, дополнительно готовят свое заведование. Иван Иванович также член квалификационной комиссии по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания в Камском бассейне, его инженерные знания судовой техники позволяют проводить качественные квалификационные испытания для механиков судов и их помощников. И самое главное, Иван Иванович готов делиться своим умением и знаниями со специалистами, которые работают или только начинают работу на флоте.

В заключение хочу сказать, что государственный портовый контроль на внутренних водных путях вошел в трудовую жизнь камских речников полноправной структурой, добросовестно и профессионально выполняет поставленные перед ним задачи, направленные на обеспечение безопасности судоходства и, в частности, на уменьшение количества субстандартных судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях.


Морские вести России, №14, 2014 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт