Волго-Балт: Водный путь нового поколения - Морские вести России

Волго-Балт: Водный путь нового поколения

09.07.2014

Речной транспорт

Этот год был для ФБУ «Администрация «Волго-Балт» юбилейным – исполнилось 50 лет вхождения Волго-Балта в Единую глубоководную систему европейской части России. Основными задачами коллектива Волго-Балта были и остаются – содержание и развитие водных путей, судоходных гидротехнических сооружений, технологической связи и систем управления движением судов. В целом эти задачи выполнены.

Навигация без происшествий

Владимир Николаев, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Балт»

Транспортных происшествий по вине «пути» не было. По Волго-Балту перевезено 17,49 млн тонн грузов. Путейские бригады обслуживали 4485 навигационных знаков, из них береговых – 2319, плавучих – 2166 (из них освещаемых – 1245).

В 2014 году были продолжены работы по капитальному ремонту Водораздельного канала, реки Волхов и Ловатского бара. Дноуглубительные работы выполнены на транзите в объеме 1369,6 тыс. куб. м. В 2014 году на шлюзах Волго-Балта выполнено 36 318 шлюзований, при этом прошлюзовано 59 786 единиц флота (на 20 ноября 2014 г.). В то же время наблюдалось существенное уменьшение судопотока и грузопотока (на 15-17% меньше, чем в навигацию 2013 года). Это связано с несколькими факторами:

– низкие уровни воды (ниже проектных) на Водораздельном канале и Нижней Шексне;

– ограничение прохода судов через Городецкий гидроузел из-за малых глубин;

– изменение направлений грузопотоков в сторону Черного моря (большая часть – нефтеналивные грузы).

В 2014 году служба капитального строительства Волго-Балта осуществляла проектирование, реконструкцию и капитальный ремонт 17 объектов. Развернута масштабная реконструкция сооружений Шекснинского гидроузла, результаты которой можно будет оценить в 2017 году. Продолжаются работы на Волховском шлюзе – реконструкция механического оборудования, его пусконаладка, а также строительные работы по днищу камеры шлюза, галерей наполнения на верхней голове и в камере шлюза. Для улучшения судоходных условий и безопасного судоходства проводились дноуглубительные работы на лимитирующих участках Волго-Балтийского водного пути на р. Свирь и Свирском баре.

В этом году закончились работы по реконструкции пришлюзовых причальных сооружений – особенно важного проекта, направленного на увеличение пропускной способности и обеспечение безопасности судоходства на северном склоне Волго-Балтийского водного пути. Закончены работы по строительству грузового причала и автомобильных дорог на Нижней Свири, следующий значительный шаг – строительство второй нитки шлюза Нижнесвирского гидроузла, а следовательно, значительное увеличение пропускной способности Волго-Балтийского водного пути. На Шекснинском гидроузле в 2014 году начаты работы по реконструкции шлюза № 7 и реконструкции причала нижнего подходного канала шлюза № 8.

В рамках подготовки шлюзов к навигации 2014 года был проведен комплекс работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту электромеханического оборудования, металлоконструкций, опорно-ходовых устройств и уплотнений ворот и затворов. Устранялась фильтрация в температурно-осадочных швах, ремонтировались железобетонные конструкции, проводилась дефектоскопия ответственных узлов и деталей механического оборудования СГТС. Только благодаря федеральной целевой программе, в рамках которой ведутся работы на 20 объектах, компенсируется недостаточное финансирование текущего ремонта.

В зимний судоремонт 2013/2014 года отремонтировано 185 судов технического флота. Из нового судостроения получено 2 единицы флота: головное обстановочное судно класса РРР «О-пр 2,0 (лед 20) А» «Николай Ширяев» проекта 3052 и танкер-бункеровщик класса РРР «О 2,0 (лед 30) А» «Рассвет» проекта RT18.

Проводится плановое обучение на курсах повышения квалификации работников ФБУ «Администрация «Волго-Балт» для аттестации специалистов внутреннего водного транспорта на соответствие занимаемым должностям. Отдел дипломирования ведет работу по выдаче документов (на 20 ноября 2014 г.): квалификационных свидетельств плавсоставу – 633 единицы, подтверждений к дипломам – 304 единицы. Продипломировано 454 специалиста и аттестовано 105 специалистов ВВТ.

Администрации Волго-Балта доверен региональный уровень внедренной Росморречфлотом автоматизированной системы распространения цифровой картографической информации внутренних водных путей РФ (АСР ЦКИ).

В 2014 году Картографической службой внедрена технология «печать по требованию» навигационных карт на основе официальных ЭНК ВВП с дальнейшим распространением указанной технологии в другие администрации бассейнов ВВП РФ.

К сожалению, не все задачи, которыми мы занимались в 2014 году, нашли положительное решение. Эти задачи предстоит решить в новом, 2015 году, в преддверии которого желаю всем работникам водного транспорта здоровья, успехов в работе и личного счастья.

 

Контроль высокой квалификации

Александр Алексеев, заместитель руководителя, капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

30 августа исполнилось два года с начала работы инспекции государственного портового контроля в Волго-Балтийском бассейне. За этот период сформировалась структура инспекции, созданная по территориальному принципу, укомплектован штат в составе 19 человек из специалистов высокой квалификации, имеющих большой опыт практической работы в должностях капитанов, старших механиков, старших помощников капитана судов морского, речного, смешанного «река-море» плавания.

Категории нарушений

Все отделы инспекции оснащены необходимыми средствами связи и оргтехники, позволяющими использовать информационную систему ГПК с внесением в нее оперативных данных по результатам проверок. Для доставки инспекторов на суда используются автотранспорт и суда, выделяемые из обстановочного флота и обеспечивающих работу лоцманской службы.

По состоянию на 11 ноября в 2014 году проведено 1113 проверок судов, выявлено 3289 нарушений; в 2013-м – 1299 проверок, нарушений – 4197. В 2014 г. выявлено 17 серьезных нарушений, повлекших задержания, в 2013 году – 25. Большинство нарушений, так же как и прежде, относятся к категориям – безопасность в целом, судовые свидетельства и документы, спасательные средства, средства борьбы с пожаром. Инспекторы портового контроля работают в тесном контакте с диспетчерской службой. В зависимости от характера нарушений инспектор указывает срок устранения нарушения. В случае выявления нарушений, которые должны быть устранены до выхода судна из порта, инспектор информирует диспетчера движения о данных нарушениях. И если не получит заблаговременного извещения об устранении нарушения, при выдаче разрешения судну на выход в рейс запрашивает вахтенного начальника об устраненном нарушении и только после положительного ответа дает разрешение на движение.

Внедрение СУБ

В 2013 году вступил в силу приказ Минтранса от 11 сентября 2013 г. № 287 «Об утверждении Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов», требующий от судовладельцев разработки системы и ее внедрения на судах для эксплуатации флота в соответствии с требованиями системы управления безопасностью. Поскольку требования СУБ вступали одновременно для судов всех типов и классов независимо от размерений, тоннажа и назначения, кроме маломерных судов, прогулочных и спортивных парусных судов, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, и судовладельцы, и организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, были не совсем готовы к такому массовому мероприятию. Большой объем разработанной документации, подлежащий проверке, требовал значительного времени.

Активная стадия внедрения СУБ началась во втором полугодии после проведенного в Новосибирске совещания под председательством заместителя руководителя Ространснадзора С.Н. Сарицкого и заместителя руководителя Росморречфлота Ю.А. Костина, на котором были выработаны основные меры по контролю за внедрением системы безопасности на судах.

Также существенным толчком по внедрению системы управления безопасностью на судах послужила объявленная Росморречфлотом концентрированная инспекционная кампания (КИК) по применению системы управления безопасностью судов с использованием специального вопросника, в том числе содержащего требования по соблюдению на судах норм труда и отдыха. КИК проходила с 10 сентября по 31 октября. Еженедельные отчеты по КИК направлялись в Федеральное агентство. В рамках КИК в территориальных водах ФБУ «Администрации «Волго-Балт» инспекторами проверено 178 судов, в том числе 24 пассажирских. Только третья часть – 67 судов – имели полный комплект документов по СУБ, 15 судов имели только документы о соответствии компании. При выявлении в процессе проверки отсутствия на судах документов по СУБ капитану выдавалось предписание проинформировать инспекцию портового контроля об устранении выявленного нарушения в течение 30 дней. Если инспекция не получала соответствующей информации от капитана или от судовладельца об устранении нарушения в установленный предписанием срок, в адрес судовладельца направлялось письмо о невыполнении требований Кодекса внутреннего водного транспорта и необходимости принятия срочных мер по устранению нарушений. Практически все судовладельцы, кому были направлены письма, информировали инспекцию о получении документов СУБ или о принимаемых мерах по внедрению системы управления безопасностью.

Диспетчерское регулирование

Служба диспетчерского регулирования движением судов обеспечивала прохождение судов по бассейну с учетом особенностей, которые были в этом году. 2014 год стал сложным для организации движения флота по внутренним водным путям Волжского, Московского и Волго-Балтийского бассейнов. Из-за небывало малой приточности в весенний и летний период имеемые запасы воды были израсходованы и глубины на отдельных участках упали ниже проектных. Это привело к сокращению движения через Городец и коснулось нашего бассейна. Крупногабаритные суда были вынуждены грузиться на неполную осадку, а отдельные грузопотоки вообще были переориентированы. В результате количество флота, следующего в границах Волго-Балтийского бассейна, сократилось. Несмотря на отсутствие значительных задержек флота при прохождении Вытегорских и Нижнесвирского шлюзов, судопоток на отдельных участках сократился на 15-20%. Если в 2013 году в разводку санкт-петербургских мостов прошло свыше 5000 судов, то в 2014-м это количество приближается к 4000.

Снизилось количество рейсов пассажирского флота. Вместо плановых 767 рейсов совершено 662. Часть рейсов отменена по причине отсутствия глубин на Городце, часть – по переводу судов в класс РРР, не позволяющий выход в районы разряда «М». Из-за малой загрузки в конце навигации отменены около 25 рейсов пассажирских судов. Часть судов не смогла пройти к местам традиционного зимнего отстоя. В результате судовладельцы пассажирского флота понесли серьезные убытки. В части обеспечения и выполнения безопасных условий плавания пассажирские суда имеют меньше всего нарушений.

Существенные сложности с движением появились в последней декаде октября в связи с понижением температуры воздуха на участке Череповец – Белое озеро – 6-й шлюз и появлением льда, возникла угроза потери плавучей судоходной обстановки, часть плавучей обстановки вынуждены были снять, возникли сложности при работе переправ на водоразделе, для их разведения/наведения пришлось привлечь мощные буксиры. Все это повлияло на организацию движения.

Мореходные книжки

Паспортный отдел осуществляет деятельность по оформлению и выдаче документов нового поколения – удостоверений личности моряка и мореходных книжек. Документы оформляются гражданам из разных регионов России, работающим на судах, а также учащимся учебных заведений, направляемым на практику. В 2014 году большое количество документов было оформлено курсантам ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова», Санкт-Петербургского рыбопромышленного колледжа и Санкт-Петербургского технического колледжа.

Отделом дипломирования выдано 1429 дипломов, подтверждений к дипломам, свидетельств рядового состава. При проверках судов, особенно судов смешанного «река-море» плавания, довольно часто у рядового состава имеются только документы, подтверждающие право работы в морских условиях. В связи с имеющимися разногласиями в нормативных документах при проверке судов возникают моменты, на которые хочется обратить внимание.

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 10 апреля 2013 г. № 113 «Об утверждении перечня нарушений обязательных требований, служащих основанием для временного задержания судна или иного плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания» одним из нарушений, служащих основанием для временного задержания, является несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, установленным Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания». Это Положение хоть и не совсем совершенное, но действующее, в нем прописаны требования, необходимые для получения диплома по образованию, по плавцензу, установлены формы дипломов, подтверждений к дипломам, свидетельств.

В настоящее время имеется много обращений капитанов и членов экипажей морских судов с просьбой получения свидетельств о знании Правил плавания по внутренним водным путям согласно приказу Минтранса РФ от 15 марта 2012 года № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», которые признаются годными для плавания на морских судах при их заходе на внутренние водные пути.

Формы свидетельств для судоводительского и рядового состава не представлены. Как совмещать два данных приказа при осуществлении проверок? Как трактовать термин «заход», пересечение границы морского и речного плавания в пределах одного порта для выполнения грузовых работ или движение морского судна с Северного бассейна (Балтика) до Черноморского бассейна? Наверное, будет очень упрощенной подготовка судоводителей морских судов, дающая право на заход на внутренние водные пути только при условии знаний «Правил плавания по ВВП РФ» без знания других речных дисциплин. Судоводителю речного судна, даже при успешном прохождении проверки знаний по МППСС-72, не может быть выдано свидетельство на право плавания далее портовых вод порта, в котором производится проверка.

Наше мнение – судоводители морских судов должны получать хотя бы минимальное специальное образование для работы на внутренних водных путях и иметь дипломы, подтверждающие право плавания по внутренним водным путям, иначе последствия могут быть печальными. В последний период велась работа по пересмотру Положения о дипломировании специалистов судов внутреннего водного плавания, но, к сожалению, она приостановлена. Хотелось бы иметь данный документ, соответствующий требованиям и реалиям сегодняшнего дня.

*     *     *

15 ноября закончился плановый период, установленный распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта «О категориях средств навигационного оборудования и сроках их работы, гарантированных габаритах судовых ходов, а также сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2014-2016 годов». Последние суда следуют к местам зимовки на выход из Волго-Балтийского бассейна. Остаются работать до окончания периода разводки санкт-петербургских мостов в черте Санкт-Петербурга и реки Невы суда ЗАО «ЛСР-Базовые» типа «Невский», осуществляющие перевозку песка с Финского залива.

Хочется поблагодарить всех специалистов ФБУ «Администрации «Волго-Балт», обеспечивавших безопасность судоходства в бассейне, и пожелать успехов в предстоящую навигацию-2015.


Морские вести России, №16, 2014 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021