Печерский бассейн: Надежное звено экономики - Морские вести России

Печерский бассейн: Надежное звено экономики

10.07.2014

Речной транспорт

Внутренние водные пути Печорского бассейна играют важную роль в развитии экономики Республики Коми и Ненецкого автономного округа. В настоящее время ФБУ «Администрация Печорского бассейна внутренних водных путей» обслуживает 2594 км водных путей, из них 1013 км с гарантированными габаритами пути, в том числе 779 км со светоотражающей судоходной обстановкой. Открытие судоходной обстановки на участке р. Печоры от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мара произведено в плановые сроки.

Государственное задание выполнено

Александр Круссер, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

В навигацию 2014 года ФБУ «Администрация «Печораводпуть» обеспечило выполнение государственного задания по всем установленным показателям. Гарантированные и дифференцированные габариты пути были выдержаны на всех участках водных путей, а на наиболее лимитирующем участке р. Печоры г. Печора – с. Усть-Уса, где выполняется основной объем дноуглубительных работ, гарантированные глубины в течение 40 суток поддерживались и при снижении уровней ниже проектного.

Этому способствовало два основных фактора:

– уменьшение слоя заносимости на участках водных путей после прохождения весеннего паводка 2014 года;

– связанное с этим повышение оперативности и эффективности работы дноуглубительного флота в условиях больших транзитных глубин.

Коэффициент эксплуатации земснарядов по сравнению с исключительно маловодной навигацией 2013 года увеличился на 22%, объем дноуглубительных работ составил 1,3 млн м3, а площадь разработанных прорезей – 1,9 млн м2. Причем по этому главному показателю эффективности работы дноуглубительного флота было достигнуто максимальное значение за весь период после 1991 года, что объясняется оснащением всех землесосов учреждения трехсосуновыми наконечниками, обеспечивающими минимальный технологический запас при разработке дноуглубительных прорезей.

Общая площадь траления в навигацию 2014 года составила 36,26 км2. Работы по сплошному тралению судовых ходов, подходов к остановочным и отстойным пунктам выполнялись тремя тральными бригадами с привлечением обстановочных теплоходов.

Изыскательские русловые партии были заняты на производстве русловых съемок с целью контроля за состоянием русла, подготовки плановых материалов для дноуглубительных работ, а также для создания новых массивов (баз) цифровых данных навигационной информации для составления электронных навигационных карт ВВП (ЭНК). В навигацию 2014 г. изыскательскими русловыми партиями выполнено 108 работ, площадь съемки составила 569,2 км2.

Картографическая партия

Картографической партией ФБУ «Администрация «Печораводпуть» в 2014 году выполнены работы по созданию электронных навигационных карт участка р. Печоры протяженностью 222 км, тем самым завершены работы по созданию электронной карты на р. Печоре от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мара. Аварий и эксплуатационных происшествий с транспортным флотом по вине учреждения за весь прошедший навигационный период не было.

В результате проведения комплекса путевых работ и сложившихся гидрологических условий в навигацию 2014 года объем грузоперевозок в Печорском бассейне возрос в сравнении с навигацией 2013 года на 29,3% и составил 1003,50 тыс. тонн. Объем пассажироперевозок вырос на 12,6% и составил 112,1 тыс. человек. Объемы перевозок по малым (боковым) рекам увеличились на 17,9%.

Навигация 2014 года завершена. В настоящее время флот учреждения находится в плановых пунктах отстоя. Развернут судоремонт технического флота. Основной ремонтной базой, на производственных мощностях которой проводится плановый предупредительный ремонт, является РММ «Путеец».

Благодаря своевременному проведению ППР и модернизационным работам при существующем износе судов 82,17% (на 01.07.2014) в «годном» техническом состоянии находится 84,0% флота.

В целях оптимизации расходов средств федерального бюджета на содержание ВВП проводим мероприятия:

• При производстве землечерпательных работ эксплуатируются спаренные земснаряды пр. 324А, в результате чего два земснаряда обслуживаются одним экипажем.

• При ограниченном сроке использования земснарядов для поддержания их в технически исправном состоянии вводятся в эксплуатацию поочередно, тем самым планово-предупредительный ремонт производится силами одного экипажа

• Первый текущий ремонт ППР самоходного флота после среднего ремонта проводится в объеме осенне-весенней профилактики.

• Землесосы оборудуются трехсосуновыми наконечниками, в результате увеличивается скорость разработки перекатов, что позволяет не вводить в эксплуатацию дополнительное количество земснарядов.

• Русловые партии оснащены промерными комплексами с использованием спутниковых технологий, что позволяет увеличить производительность труда при производстве промерных работ и уменьшить численность работников русловой партии. На землечерпательном флоте внедрена система спутникового позиционирования на прорези.

• Происходит замена вышедших из строя металлических буев на буи, изготовленные из композитного материала.

• Каждый береговой производственный участок учреждения оснащен приборами учета потребления тепло- и электроэнергии, установлены лимиты потребления, ведется ежесуточный мониторинг с последующим анализом и принятием оперативных мер по предотвращению перерасхода.

Кадровый вопрос

Сегодня остро стоит проблема с привлечением специалистов для трудоустройства в ФБУ «Администрация «Печораводпуть».

Количество вакансий на судах технического флота среди комсостава и рядовых членов экипажа составляет 29%. Положение усугубляется еще и тем, что количество работающего плавсостава пенсионного возраста в ФБУ «Администрация «Печораводпуть» составляет 31,2%.

В целях сохранения работоспособности учреждения для решения кадрового вопроса прежде всего необходимо в ближайшее время организовать обучение на базе Печорского речного училища ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» по специальностям «помощник командира», «лебедчик дноуглубительного флота» и найти возможности предоставления молодым специалистам доступного жилья.


Портконтролю нужен свой флот

Андрей Проурзин, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Печорского бассейна ВВП

Позади очередная, 76-я навигация на водных путях Печорского бассейна. 14 октября завершено обслуживание средств навигационного оборудования на реке Печоре и ее притоках. В условиях низких температур и быстрого ледостава практически все суда успели зайти в отстойные пункты на зимовку.

Однако остаются любители поиграть на нервах, поработать после закрытия навигации, при отсутствии навигационной обстановки преодолевать самими же созданные трудности. Особенно удивляет беспечность отдельных судовладельцев, зная, что в бассейне нет ледоколов или судов подобного класса, в условиях интенсивного ледостава отправлять в рейс суда, не имеющие ледовых подкреплений корпуса. Четырем единицам после трехнедельного ледового заточения с большими трудностями все же удалось добраться до места зимнего отстоя, но две единицы флота (1 теплоход и 1 баржа) остались на реке в условиях случайной зимовки. Все упомянутые суда вышли в рейс после закрытия навигации, когда уже было значительно ниже нуля и на реках бассейна наблюдалось льдообразование, при отсутствии навигационной обстановки. Из шести судов пять не имеют ледового класса. До конца не понятна роль капитанов этих судов, на которых законодательно возложены обязанности принятия мер по обеспечению безопасности плавания. Это чрезмерная самоуверенность, давление судовладельца или опять надежда на русский авось?

Двойной контроль

Проверки судов в Печорском бассейне начали 15 мая еще до начала ледохода, последнюю провели 15 октября. Всего за 154 дня проведено 467 проверок. Проверено 317 судов, из них 170 самоходных, включая 60 маломерных и 147 несамоходных судов. По уже сложившейся традиции первый месяц навигации проходит в напряженном ритме. Как результат – суда группы стандартного риска, а это основная масса судов бассейна, успеваем проверить в навигацию дважды.

Сравнительный анализ результатов проверок 2013 и 2014 годов показывает:

– количество замечаний на одну инспекцию выросло с 2,81 до 3,46;

– количество инспекций с замечаниями в процентах от общего количества инспекций выросло с 74,5 до 84,15;

– количество задержаний судов в процентах от общего числа инспекций выросло с 10,65 до 18,84.

Из сухих цифр можно сделать вывод, что опыт накапливается, качество работы улучшается, инспекторы более тщательно подходят к выполнению своих обязанностей. Как и в 2013 году, осмотры судов в основном проводились по месту нахождения инспекции, в местах массовой дислокации флота – в районе города Печоры – около 50% всех проверок. При выездных проверках хорошо поработали в районе сел Щельяюр, Усть-Цильма и местечка Кабель, где проверено за навигацию из общего числа проверок каждое пятое судно.

Использование при проведении портового контроля передвижных групп подтверждает свою эффективность. В Печорском бассейне из 467 проверок, проведенных инспекторами, почти половина (225) носила выездной характер и проводилась на значительном удалении от места расположения инспекции.

Основные выявленные нарушения обязательных требований схожи с другими бассейнами и с данными 2013 года:

– судовая документация – почти 50% от всех нарушений;

– СУБ. Систему управления безопасностью в бассейне имеют только два предприятия. Российский Речной Регистр еще не выдал ни одного судового свидетельства СУБ. Надеемся, что данные нарушения судовладельцы устранят до начала навигации 2015 года;

– состояние аварийно-спасательного, противопожарного, навигационного оборудования;

– содержание двигателей и вспомогательных механизмов, швартовных устройств, грузовая марка.

За навигацию задержано 88 судов. Как и в 2013 году, одна из основных причин задержания – отсутствие или истечение срока действия разрешительных документов Российского Речного Регистра, непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию.

По применению административной практики в Печорском бассейне. Чувствуется недостаток опыта и знаний, для получения которых требуются обучающие семинары и наработка практики. Но и на этом фоне наблюдаются сдвиги – налажены контакты с правоохранительными и контролирующими органами и организациями. Пять материалов довели до логического конца своими силами, остальные передали для рассмотрения в Северное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Штатная численность службы 5 человек, в том числе 4 – инспекторский состав. Тон в работе задает главный инспектор Б.П. Островский, инспекторы А.Н. Конаков и А.А. Чупров стараются не отставать.

Службой государственного портового контроля организовано оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов, службой регистрации судов, службой дипломирования, другими службами администрации бассейна, а также диспетчерскими службами судовладельцев и самими судовладельцами.

Условия работы инспекторов на Печоре несколько отличаются от других бассейнов. Отсутствие дорог общего пользования, организация судовладельцами погрузки и выгрузки на необорудованный берег накладывают свои коррективы. Инспекторы проводят на выездах значительное время. В работе и на выездах инспекторам государственного портового контроля не хватает транспортных средств. Выделяемыми для инспекции обстановочными судами все вопросы по проведению плановых осмотров судов выполнить не удается. Эти суда не приспособлены для размещения дополнительных лиц. Оформление временных задержаний занимает достаточно много времени и вызывает недовольство экипажей обстановочных судов, которым надо выполнять свои непосредственные задачи. Остро встает вопрос приобретения для нужд портового контроля мобильного, достаточно скоростного с небольшой осадкой и небольшим экипажем катера с доступными средствами связи и закрепления за службой государственного портового контроля одного автомобиля.

Дипломирование и аттестация

Служба дипломирования работает в штатном режиме, с начала 2014 года выдано:

– 62 диплома;

– 29 подтверждений к дипломам;

– 117 квалификационных свидетельств;

– 2 дубликата квалификационных свидетельств.

Аттестовано 17 специалистов, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов.

Регистрация судов

Продолжаются работы по оказанию услуг судовладельцам по регистрации прав на суда. За 11 месяцев 2014 года службой государственной регистрации судов проведено 155 регистрационных действий:

– зарегистрировано возникновений права собственности – 101 судно;

– выдано 17 судовых билетов;

– ушло на регистрационный учет в ГИМС МЧС России 4 судна;

– исключено из государственного судового реестра в связи с утилизацией 4 судна;

– зарегистрировано 16 обременений (договоров аренды);

– перешло в другой бассейн 5 судов;

– приостановлены работы по 9 заявлениям;

– отказано в государственной регистрации по 12 заявлениям.

«Казанка» потребовала права

С начала 2013 года начали регистрировать суда, перешедшие с регистрационного учета ГИМС МЧС России. Судовладельцы, осуществляющие на своих маломерных судах коммерческую деятельность, стали приводить документы в соответствие с действующими требованиями. Прошел год, и наблюдается обратный отток. Часть судовладельцев пришла с заявлением о возвращении на учет своих лодок и катеров в ГИМС МЧС России. Причиной называют прекращение предпринимательской деятельности. Фактически причина другая – в неурегулированности законодательства. Один заявитель при опросе все же высказался: более 30 лет работал на реке – рыбачил с документом на право управления выданным ГИМС, и было все в порядке и законно, и вдруг на старости лет для управления этой же лодкой надо учиться несколько лет… Причем в Печорском бассейне нет учебных заведений, где обучают на управление 50-сильным подвесным мотором, и самое главное – на все необходимо затратить достаточно серьезные средства из семейного бюджета, не говоря уже о возникшем препятствии для эксплуатации – ежегодном предъявлении своей казанки для освидетельствования речному регистру, самый близкий находится за 600 км в г. Печоре.

Обновление флота идет незначительно. В 2014 году пополнился новыми судами только пассажирский флот бассейна. Службой государственной регистрации судов зарегистрировано два новых пассажирских судна. На фоне общего старения продолжается обновление пассажирского флота в Печорском бассейне по программе правительства Республики Коми. В 2015 году также запланирован ввод в эксплуатацию новых грузопассажирских судов с заменой судов преимущественно на паромных переправах.

Заключение

Все службы капитана бассейна успешно справляются с поставленными на 2014 год задачами. Заканчиваем проведение анализа работы за навигацию, выявляем недочеты. В межнавигационный период инспекторы не будут сидеть без дела. После короткого отдыха запланировано прохождение обучения и семинаров, замещение других сотрудников ФБУ «Администрация «Печораводпуть». Начата подготовка к следующей навигации.


Морские вести России №17, 2014 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт