Байкало-Ангарский бассейн: Байкалу нужны инвестиции - Морские вести России

Байкало-Ангарский бассейн: Байкалу нужны инвестиции

11.07.2014

Речной транспорт

ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»  осуществляет деятельность на внутренних водных путях, расположенных  на территории двух субъектов РФ – Иркутской области и Республики Бурятия.  Протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 5883 км. В Иркутской области 3993 км водных путей, в Республике Бурятия – 1890 км.

Развитие судоходства в бассейне началось более 300 лет назад. Было время,  когда здесь ходили ледоходы и ледокольные паромы, которые перевозили железнодорожные составы. Особое развитие судоходство получило в советское время.  Но за годы перестройки отрасль пришла в упадок. Сегодня для развития транспортного сообщения, в том числе и круизного судоходства, на Байкале требуются значительные инвестиции в инфраструктуру, так как большинству причальных сооружений уже полвека, а средний возраст флота составляет порядка 27 лет.

 

Навигация как испытание

Валерий Савинов, руководитель ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна ВВП»

В Байкало-Ангарский бассейн помимо озера Байкал с притоками Селенга, Баргузин и Верхняя Ангара входит река Ангара с тремя водохранилищами (Иркутское, Братское и Усть-Илимское). Отсутствие судопропускных гидротехнических сооружений в плотинах ГЭС не позволяет осуществлять сквозное судоходство на всем протяжении бассейна. По ветро-волновому режиму озеро Байкал отнесено к разряду «М», Братское водохранилище – к разряду «О», Иркутское и Усть-Илимское водохранилища – с ограничениями к разряду «Р» по классификации Российского Речного Регистра, что вызывает необходимость строить и эксплуатировать на каждом участке суда различных классов.

В навигацию 2014 года гарантированные габариты пути поддерживались на 3474 км, из них:

– с освещаемой обстановкой – 2861 км;

– с неосвещаемой обстановкой – 613 км.

Протяженность путей без навигационного ограждения и гарантированных габаритов составила 2409 км.

Открытие навигации 2014 года состоялось в запланированные сроки. Для обеспечения безаварийных условий судоходства на внутренних водных путях бассейна выполняется комплекс путевых работ: землечерпание, траление, руслоочищение, установка и содержание средств навигационного оборудования судовых ходов. При комплексном выполнении работ обеспечивается выполнение государственного задания по содержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности судоходства.

Гидрологический маневр

Гидрологическая обстановка на озере Байкал, Иркутском водохранилище в начальный период навигации обеспечивала гарантированные глубины на участке реки Ангары ниже плотины Иркутской ГЭС и наполнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ. В дальнейшем в связи с низкой приточностью запасы водных ресурсов в озере Байкал и Ангарских водохранилищах оказались существенно ниже нормы. По состоянию на 01.09.2014 фактический приток за август составил 2300 м3/с (52% от нормы), прогноз на сентябрь 1300-2300 м3/с (41-72% от нормы). В сложившихся условиях в целях обеспечения постановления Правительства РФ «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» расходный режим Иркутской ГЭС снизили до навигационного в размере 1500 м3/с, а с 04.09.2015 предлагалось снизить до 1400 м3/с, что не обеспечивало гарантированные глубины на участке реки Ангары ниже плотины Иркутской ГЭС.

Для обеспечения безопасности судоходства при перевозке пассажиров на социально значимой и дотируемой из областного бюджета пассажирской линии Иркутск – Братск – Иркутск, обслуживаемой судами на подводных крыльях «Метеор», Администрация обратилась в Межведомственную рабочую группу по регулированию режимов работы водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада и Северных ГЭС, уровня воды озера Байкал с предложением. На заседании рабочей группы это предложение было принято. С 04.09.2014 был установлен режим работы Иркутского гидроузла со среднесуточными сбросными расходами 1400 м3/с, в отдельные часы, согласно графику движения пассажирских судов, увеличенными расходами до 1600 м3/с при среднем за период сбросном расходе не более 1420 м3/с. При этом принятие мер по проведению дноуглубительных работ с целью поддержания гарантированных габаритов не приводит к необходимым результатам по причине наличия на участке лимитирующих перекатов с выходами скальных пород. Установившиеся уровни глубин по водопосту Иркутск оказались на 20-35 см ниже проектного. В соответствии со статьей 77 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в целях обеспечения безопасности судоходства на участке от Иркутской ГЭС до 80 км Ангары в установленном порядке было введено ограничение по осадке судов с 15.09.2014 по 04.10.2014, которое затем было продлено до окончания навигационного периода.

Силы и средства

В навигацию 2014 года на водных путях бассейна были задействованы 10 обстановочных бригад с одним постом, численность работников на них составила 80 человек. В распоряжении обстановочных бригад находилось 9 теплоходов и 2 мотокатера.

На производстве дноуглубительных и землечерпательных работ были задействованы 4 земснаряда общей производительностью 565 м3/ч. Объем дноуглубительных работ для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов составил 132,00 тыс. м3. Определение объемов и проверка качества дноуглубительных работ осуществлялись изыскательскими партиями.

Схемы расстановки знаков судоходной навигационной обстановки по всем участкам ВП согласованы с Восточно-Сибирским управлением государственного речного надзора. Средняя продолжительность действия освещаемой обстановки составила 161 день.

Для выполнения поставленных задач по содержанию и обслуживанию водных путей по состоянию на 1 января 2014 года в оперативном управлении ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» находилось 70 единиц флота, в том числе 5 земснарядов, 32 единицы самоходного флота, 33 единицы прочего флота, в том числе 12 мотолодок. Состав флота представлен судами 34 проектов, приспособленных к работе по обслуживанию водных путей. Средний срок эксплуатации 30 и более лет, самортизировано 98% судов.

10-11 декабря 2014 года комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта произвела приемку построенного по заказу ФКУ «Речводпуть» обстановочного судна проекта 3052 «Ирбис», предназначенного для ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна», в рамках мероприятия «Обновление обслуживающего флота» подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Суда построили на ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод» на производственных мощностях Верхне-Ленского района водных путей и судоходства – филиала ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», что в поселке Жигалово Иркутской области.

Теплоход оборудован новейшими системами управления судовой энергетической установкой, устройствами для обслуживания судоходной обстановки, современными средствами связи и навигации.

Диспетчерский контроль

С началом навигационного периода введено диспетчерское регулирование и управление движением судов на участках, имеющих ограничения по условиям плавания и мониторинг движения судов на остальных участках водных путей Байкало-Ангарского бассейна. Для выполнения функций по диспетчерскому регулированию в составе учреждения создан отдел диспетчерского регулирования движения судов, утверждено «Положение о диспетчерском регулировании движением судов на внутренних водных путях Байкало-Ангарского бассейна», определены зоны ответственности между диспетчерскими.

Для подготовки путевой информации в 2014 году были заключены договоры с Иркутским и Бурятским УГМС на получение гидрометеорологической информации. Заключено 66 договоров с судовладельцами на диспетчерское регулирование движения судов и предоставление путевой информации. Оперативная информация по вопросам безопасности судоходства и об особенностях плавания судов по участкам внутренних водных путей, о движущихся и стоящих судах своевременно передавалась диспетчерами на суда. Давалось разрешение на движение судов по участкам, отход судов из пунктов и с рейдов ожидания исходя из сложившейся дислокации флота и с учетом фактической гидрометеорологической обстановки.

По результатам анализа первых месяцев деятельности отдела выявлен ряд недостатков, которые существенно влияют на качество оказания услуг по обеспечению безопасности судоходства. Основным из них является отсутствие в Байкало-Ангарском бассейне собственной технологической связи. Имеющееся и арендованное оборудование не обеспечивает полного покрытия внутренних водных путей бассейна. В целях создания собственной технологической связи приобретено, а к началу навигации 2015 года планируется ввести в эксплуатацию 4 комплекта радиооборудования в УКВ-диапазоне и два комплекта радиооборудования (усилитель, трансивер, блок питания, мачта, антенна + ЗИП), работающего в КВ-диапазоне. Приобретение и монтаж данного оборудования позволят обеспечить работу диспетчерского аппарата и необходимый уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях бассейна.

Транспортная безопасность

В области транспортной безопасности Администрацией выполнены следующие мероприятия:

– завершены проектно-изыскательские работы по оснащению всех 6 категорированных объектов транспортной инфраструктуры предприятия инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСО ТБ);

– выполнено оснащение системой контроля и управления доступом в объект «Иркутский РОП»;

– установлены инженерные средства охраны (въездные ворота) на объект «Иркутский РОП»;

– начаты работы по оснащению двух объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСО ТБ);

– заключен договор на установку инженерного средства охраны (въездные ворота) на объект РММ БСРВПиС, г. Улан-Удэ.

Пути развития

Перспективы развития внутреннего водного транспорта Сибири и Дальнего Востока обсуждались 4 августа в Улан-Удэ на совещании членов Морской коллегии при Правительстве РФ под председательством заместителя председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина. В заседании приняли участие помощник президента РФ И.Е. Левитин, руководитель Росморречфлота А.А. Давыденко и глава Республики Бурятия В.В. Наговицын.

А.А. Давыденко выступил с анализом состояния и перспектив развития водных путей Сибири и Дальнего Востока. Он отметил, что на современном этапе внутренние водные пути региона являются составляющей Арктической транспортной системы, значение которой определяется тем, что на его огромных пространствах подавляющая часть грузов перевозится речным транспортом.

В свою очередь наши специалисты подготовили предложения, часть из которых была включена в итоговый протокол совещания. Предложения направлены на развитие водного транспорта в Байкало-Ангарском бассейне и обеспечение безопасности судоходства и экологической безопасности.

5 августа 2014 года А.А. Давыденко совместно с В.В. Наговицыным принял участие в торжественной церемонии сдачи в эксплуатацию причальных сооружений в новом порту в устье реки Турка, что в особой экономической зоне «Байкальская гавань». В создание ОЭЗ «Байкальская гавань» вложено 4,2 млрд рублей, в том числе из бюджета Бурятии – 1,2 млрд рублей. В ОЭЗ помимо строительства причальных сооружений для приема круизных судов и яхтенной марины планируется создание туристско-рекреационной зоны.

В устье Турки построено 5 причалов, отвечающих всем требованиям экологической охраны уникальной природы озера Байкал, маяк и набережная. Сформирована гавань, в которой проведены дноуглубительные работы и в дальнейшем планируется создать марину на 200 яхт, а также слип и аппарель для подъема яхт на берег для хранения в зимний период. Прибывающим судам будет обеспечена комфортная стоянка, а также пополнение запасов воды, бункеровка, прием льяльных и подсланевых вод. На строительство транспортной инфраструктуры Бурятия затратила 650 млн рублей. В период с 14 по 15 августа 2014 г. в Иркутском районе, в парк-отеле «Бурдугуз», ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» совместно с общественной организацией «Российское научно-техническое общество водного транспорта» (РосНТО ВТ) и Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) провели ежегодную научно-практическую конференцию «Современные методы эксплуатации внутренних водных путей Российской Федерации».

 

Штраф должен дисциплинировать

Александр Шантуев, заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП

Завершилась третья навигация деятельности инспекции государственного портового контроля по России в целом и в Байкало-Ангарском бассейне.

Перед навигацией 2014 года в инспекцию г. Иркутска был принят 1 инспектор, и на сегодняшний день работают 6 инспекторов: 2 в Братске, 1 в Усть-Илимске, 1 в Улан-Удэ и 2 в Иркутске. Трое инспекторов в межнавигационный период будут проходить переподготовку в Новосибирской государственной академии водного транспорта.

В навигации 2014 года инспекцией было проведено 502 проверки судов. Всего выявлено 1436 нарушений. За грубые нарушения временно задержано 99 судов. В период навигации было составлено и передано в Ространснадзор 77 протоколов об административном правонарушении для вынесения постановлений. По сравнению с навигацией 2013 года у сотрудников инспекции накопился опыт по административной практике, но ужесточились требования по доказательной базе Ространснадзором и транспортной прокуратурой. На сегодняшний день незначительный размер штрафа нарушителей не дисциплинирует. А для вынесения постановления приходится приложить много усилий.

При проведении проверок в отдаленных и труднодоступных для автотранспорта районах использовались путейские суда Администрации бассейна. В сентябре 2014 года инспекции передан и передислоцирован с Братского водохранилища на озеро Байкал теплоход проекта 1439. Это судно позволит существенно повысить мобильность и эффективность работы инспекторов на Байкале и Иркутском водохранилище. Неоднократно проводились совместные проверки с представителями Ространснадзора, транспортной прокуратуры, ФСБ, природоохранной прокуратуры и Следственного комитета.

Инспекция при проведении проверки активно использовала данные дислокации флота, которые передавал отдел диспетчерского регулирования. В свою очередь диспетчерский аппарат получал сведения о задержанных судах.

Отделом регистрации было проведено 253 регистрационных действия (из них 135 облагаются государственной пошлиной) и выдано:

– 22 свидетельства о праве собственности;

– 19 свидетельств о праве плавания под государственным флагом;

– 28 судовых билетов на маломерное судно, используемое в коммерческих целях.

Отделом дипломирования и аттестации в результате квалификационных испытаний было выдано:

• 87 дипломов;

• 281 подтверждение к диплому;

• 70 квалификационных свидетельств.

Аттестовано 52 специалиста, ответственных за безопасность судоходства в судоходных компаниях.

При проведении дипломирования сталкиваВсе сотрудники Администрации Байкало-Ангарского бассейна традиционно хорошо выполнили свои задачи в навигации 2014 года, за что огромная им благодарность! Всем работникам отрасли желаю успехов в работе и здоровья!


Морские вести России №18, 2014 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт