Канал им. Москвы: В добрый путь, навигация 2015! - Морские вести России

Канал им. Москвы: В добрый путь, навигация 2015!

18.07.2015

Речной транспорт

Канал имени Москвы, построенный в 1932-1937 гг. и протянувшийся от Волги до Москвы, является уникальным сооружением, которое комплексно решает несколько крупных водохозяйственных задач: водоснабжение столицы, обеспечение воднотранспортной связи с Волгой, улучшение состояния рек в пределах города, выработка электроэнергии на попутных и оставшихся расходах воды, а также создание зон отдыха.

Сегодня ФГУП «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Центрального региона России. Объекты предприятия включают в себя 248 гидротехнических сооружений, в том числе 20 высоконапорных шлюзов, 5 насосных станций, 23 плотины, 8 аварийных и заградительных ворот, 2 тоннеля, 7 гидроэлектростанций (ГЭС), 3842 км водных путей, 207 единиц флота, а также иное имущество.

 Трудная навигация

Анатолий Сокуренко, генеральный директор ФГУП «Канал имени Москвы»

В навигацию 2014 года общая протяженность внутренних водных путей Московского бассейна, обслуживаемых предприятием, составила 3842 км, из них с гарантированными габаритами – 2073 км, в том числе с освещаемой обстановкой – 974,3 км, отражательной обстановкой – 717,7 км, неосвещаемой обстановкой – 381 км.

Зима 2013-2014 годов была малоснежной и теплой. Запас воды в снежном покрове на 2-ю декаду марта составлял 12% от нормы, а к 31 марта 2014 года снежный покров полностью сошел. В связи с чем половодье в прошлом году было незначительным. В течение навигационного периода отсутствовал необходимый объем дождевых осадков, что повлекло за собой низкий боковой приток к створам водохранилищ на Верхней Волге. В целом 2014 год оказался маловодным, последний раз такое наблюдалось в 1996 году.

В связи с маловодностью 2014 г. параметры судоходной обстановки выполнялись не в полном объеме.

Несмотря на аномальные климатические условия, в связи с обращениями заинтересованных судоходных компаний ряд шлюзов начал работу раньше установленных сроков. С 11 апреля 2014 года выставлены знаки плавучей навигационной обстановки – 26 буев на р. Москве от Южного речного порта до причала «Киевский вокзал» по обращению ОАО «Пассажирский порт». По обращению ОАО «Порт Коломна» были открыты для судопропуска шлюзы с 10 апреля на Москворецких гидроузлах и с 15 апреля  на Окских гидроузлах.

Для обслуживания и выполнения комплекса путевых работ на внутренних водных путях Московского бассейна в навигацию 2014 года было задействовано 189 единиц технического флота, в том числе земснарядов – 12 единиц суммарной мощностью 7812 л.с., суммарной производительностью 5120 м3/ч. Для обеспечения безопасности движения проводился комплекс путевых работ, в том числе для поддержания заданных гарантированных габаритов судовых ходов было выполнено дноуглубительных транзитных работ в объеме более 4 млн м3 грунта. Содержание судоходной обстановки обеспечивали 28 обстановочных бригад. Выполнено траление участков водных путей общей площадью более 542 кв. км.  Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ было задействовано 12 единиц спецфлота, удалено более 4 тыс. тонн препятствий.

Качественному и эффективному выполнению производственных задач прошедшего года способствовал ввод в эксплуатацию двух обстановочных теплоходов: «Путейский-23» проекта 3050 разряда «Р» для обслуживания обстановки в Московском РГС и «Юрий Никитин» проекта SV 2407 разряда «О» для обслуживания обстановки в Тверском РГС. В период 2012-2014 гг. для предприятия было построено шесть единиц технического флота, а именно 3 обстановочных теплохода класса «Р» и 3 обстановочных теплохода класса «О».

Теплоходы оборудованы новейшими системами управления судовой энергетической установкой, устройствами для обслуживания судоходной обстановки на внутренних водных путях, современными средствами связи и навигации.

Сложившаяся ситуация с низкими уровнями воды в центральной части России обуславливала введение Министерством транспорта РФ по представлению Федерального агентства морского и речного транспорта ограничения по осадке судов на некоторых участках внутренних водных путей. Снижение глубин ниже гарантированных на отдельных участках ВВП Московского бассейна оказало негативное влияние на выполнение планируемых объемов перевозок грузов. Суда грузового флота с целью обеспечения минимальных запасов воды под днищем следовали с недогрузом.

В результате за навигацию 2014 года по водным путям предприятия наблюдалось снижение объема грузоперевозок. По вышеуказанной причине было отменено значительное количество рейсов судов, осуществляющих перевозки пассажиров по туристским маршрутам.

Вторая половина навигации, начиная с сентября, была осложнена аномально ранним похолоданием. В третьей декаде октября по причине раннего ледообразования на Рыбинском, Горьковском водохранилищах и р. Оке досрочно приступили к снятию плавучей судоходной обстановки. Снятие осуществлялось на 63-м судовом ходу с 23 октября, на 61 и 65-м судовых ходах с 25 октября. Судоходство осуществлялось по береговой обстановке и буям-сигарам. Но несмотря на принятые меры, было утеряно 8 знаков судоходной навигационной обстановки: 6 буев 5 и 6-го типоразмера и 2 буя-сигары. В подобных отрицательных климатических условиях при осуществлении судопропуска через гидротехнические сооружения может возникнуть опасность выхода из строя механизмов гидросооружений. Можно выделить элементы механического оборудования, особо подверженные обледенению: шандорные пазы и сороудерживающие решетки ГЭС и насосных станций, пазы затворов водопроводных галерей шлюзов,  шкафные части двустворчатых ворот, участки пластинчатых цепей затворов. В целях исключения возможности возникновения аварийных ситуаций инженерной службой был проведен ряд мероприятий по обеспечению надежной эксплуатации гидротехнических сооружений.

В конце октября 2014 года ФГУП «Канал им. Москвы» было задействовано для выполнения особо ответственного задания. В период с 20 по 22 октября были проведены дополнительные дноуглубительные работы на Верхней Оке, а также обеспечено сопровождение караванов в целях обеспечения безопасности буксировки для выполнения государственного заказа ответственного груза на баржах ОАО «Калужский турбинный завод» «БОН-1» и «БОН-2» по маршруту г. Калуга – г. Дзержинск.

Стоит отметить слаженную работу подразделений, обеспечивающих диспетчерское регулирование движения судов. В течение навигации ФГУП «Канал имени Москвы» в адрес судовладельцев, диспетчерских пунктов, капитанов судов, работников пути направлялись циркуляры по безопасности судоходства, в которых сообщалось об изменениях условий судоходства, об указаниях и рекомендациях по организации движения судов и предупреждению транспортных происшествий.

Вследствие малых запасов воды в снеге и засушливого лета в Московском бассейне сложилась сложная гидрологическая обстановка.

По состоянию на 20 января 2015 г. запас воды в снеге на водохранилищах Верхней Волги составляет около 75% от нормы, а приток к створам гидроузлов в январе, по данным Гидрометцентра РФ, на 10-25% меньше нормы.

Гидротехнические сооружения

Из всех имеющихся гидротехнических сооружений 108 попадают под требования федерального закона и подлежат декларированию. Предприятие декларирует 39 объектов, в состав которых входят 103 сооружения, на которые имеются действующие декларации безопасности. В декларациях безопасности отражены мероприятия, которые необходимо выполнить для повышения уровня безопасности гидротехнического сооружения. К сожалению, все мероприятия, отраженные в декларациях и направленные на повышение уровня технического состояния, выполнить в полном объеме на данный момент не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием.

Реконструкция

Подпрограмма «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» предназначена для развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, повышение конкурентоспособности транспортной системы РФ и реализации транзитного потенциала, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы, обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства на внутренних водных путях.

В подпрограмму включены мероприятия по комплексной реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, имеющих предельный износ конструктивных элементов, требующих их полной замены с изменением технических параметров, улучшающих эксплуатационные показатели работы.

В части, касающейся ФГУП «Канал им. Москвы», мероприятия предусматривают реконструкцию 16 гидроузлов (гидроузлы Рыбинский, № 2-9, Иваньковский, Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка, Белоомут, Кузьминск), реконструкцию систем контрольно-измерительной и информационно-диагностической аппаратуры, оснащение реконструируемых объектов инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с целью усиления антитеррористической защищенности объектов, расположенных на канале имени Москвы, в Москворецко-Окской системе, Рыбинском водохранилище и верхней части р. Волги, включая выполнение проектных работ.

В 2015 году планируются к выполнению работы:

1. Реконструкция г/у «Кузьминск». В этом году будут завершены строительно-монтажные работы по строительству нового шлюза и плотины. Навигация 2016 года будет осуществляться уже через новый шлюз.

2. Реконструкция Рыбинского гидроузла. В марте завершаются работы по реконструкции четвертого пускового комплекса – причальных линий верхнего и нижнего подходных каналов, дамб № 42, 44, 45.

3. Техническое перевооружение насосных станций канала имени Москвы. В третьем квартале завершаются работы по замене пятого насосного агрегата на насосной станции № 183.

4. Реконструкция ПС-231 «Икша-1». В этом году должны быть завершены  работы второго и третьего этапов – переключение линии 110 кВ на новую ячейку и реконструкция ОРУ-35 кВ.

Транспортная безопасность

В соответствии с комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте объекты ФГУП «Канал имени Москвы» оснащены современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

На основании постановления Правительства РФ от 05.12.2001 № 848, подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» завершаются - завершены проектные работы по оснащению ИТСОТБ нового гидроузла «Кузьминск». Кроме того, в соответствии с указанной программой подлежат оборудованию ИТСОТБ  4 гидроузла (№ 3 Яхромского РГС, № 9 Тушинского РГС, «Перерва» Московского РГС, «Белоомут» Рязанского РГС).

В 2014 году подразделениями Центрального филиала ФГУП «УВО Министерства транспорта РФ» дополнительно приняты под охрану девять объектов транспортной инфраструктуры Тверского РГС и один объект Яхромского РГС. Сотрудниками Центрального филиала ФГУП «УВО Минтранса России» при выполнении задач по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Предприятия во взаимодействии с силами транспортной безопасности объектов задержано и передано в органы внутренних дел 96 нарушителей пропускного режима.

Финансирование

Малые запасы снега в водосборе Иваньковского водохранилища привели к формированию в верховьях Волги крайне слабого паводка, недостаточного для наполнения водохранилища до отметки нормального подпорного уровня (НПУ). Отсутствие осадков не позволило в течение летнего периода наполнить водохранилище до отметки НПУ, гидрогенераторы ГЭС-191 весь летний период находились в резерве из-за низкой приточности, что повлекло увеличение затрат на покупку электроэнергии.

Кроме того, длительное недофинансирование потребностей предприятия сказалось на недостаточном финансировании ремонтных работ изношенных временем сооружений и оборудования. В результате в 2014 году дополнительно к плановым ремонтам предприятие вынуждено было профинансировать аварийно-восстановительные работы в Яхроме.

Для решения экономических задач проведено совершенствование системы финансового планирования, сокращение издержек, а также оптимизация численности сотрудников предприятия.

Объем финансирования в 2015 году предусматривает сокращение на 218 млн рублей  бюджетных средств относительно прошлого года. С учетом ожидаемого объема финансирования составлен крайне напряженный проект бюджета на 2015 год. Принимаемые предприятием меры для финансового обеспечения государственного задания на 2015 год подразумевают дальнейшую работу по повышению эффективности работы всех подразделений, экономии ресурсов, повышению ответственности персонала.

Несмотря на трудности, коллектив ФГУП «Канал имени Москвы» отработал стабильно в течение всей навигации и готов к реализации поставленных задач в навигацию 2015 года.

 

В условиях повышенной опасности

Владимир Штурмин, капитан Московского бассейна ВВП

Известно, что каждый бассейн внутренних водных путей по-своему уникален. Различие состоит в географическом расположении бассейнов и, как следствие, в гидрометеорологических условиях плавания, навигационной обстановке, типах судов и видов грузов.

Инспектору нужен транспорт

Общая протяженность водных путей Московского бассейна составляет 3842 км (канал имени Москвы; р. Волга от г. Ржева до пристани Колхозник (н.п. Хопылево); р. Москва; р. Ока от г. Калуги до входа в канал Сейма; р. Клязьма от г. Владимира до устья; Рыбинское водохранилище от Рыбинского гидроузла до н. п. Торово; озеро Селигер).

Плавание по каналу имени Москвы, рекам Москве и Оке всегда сопряжено с повышенной опасностью ввиду большого количества гидротехнических сооружений, узости и извилистости судового хода, обилия навигационных опасностей. Это в свою очередь требует от экипажей судов особого внимания к управлению судном, обеспечению безотказной работы судовых механизмов, главных двигателей в условиях частого изменения режимов хода и реверсов, нагрузок на винторулевую группу из-за активного маневрирования.

Кроме того, Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных, экскурсионных, банкетных судов и плавучих ресторанов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. В 2014 году из общего количества проверок судов в бассейне проверки пассажирских судов составили 23%.

Инспекция государственного портового контроля Московского бассейна внутренних водных путей действует в составе ФКУ «Речная администрация Московского бассейна». Изначально в структуру инспекции ГПК в Московском бассейне ВВП входило 7 территориальных инспекций: Рыбинская, Тверская, Муромская, Рязанская, Серпуховская, Тушинская и Московская, в 2014 году добавились посты в п. Кимры и п. Коломна. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения по внутренним водным путям бассейна, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов для выполнения их осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов.

Штатная численность инспекции всего составляет 36 человек. Навигацию 2014 года отработали 15 инспекторов. Все прошли обучение на курсах подготовки инспекторов государственного портового контроля в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительную стажировку в государственном портовом контроле ФГУ «АМП Балтийское море». По-прежнему кадровый дефицит наблюдается в двух инспекциях: Тушинской и Московской. В регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, а вот в самой столице желающих работать инспекторами не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора (ведь от знаний, опыта и профессиональных навыков инспектора зависит уровень безопасности в бассейне) и сравнительно невысоким уровнем оплаты его труда.

В 2014 году инспекторами ГПК Московского бассейна ВВП проведено 1277 инспекций, количество инспекций с замечаниями – 924, выявлено 3526 несоответствий, задержано 113 судов; из них инспекций пассажирских судов – 290, несоответствий – 796, задержано 41 судно. Общее количество инспекций по сравнению с 2013 годом возросло на 22%, количество инспекций с замечаниями – на 27,5%, а вот общее количество задержаний судов снизилось с 153 случаев до 113, но при этом общее количество задержаний пассажирских судов увеличилось с 25 до 41, а общее количество несоответствий на пассажирских судах – на 21%.

Основные причины задержаний судов: отсутствие судовых документов (ст. 14 КВВТ) или окончание их срока действия, состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По результатам проверок судов в 2014 году было составлено 47 протоколов об административных правонарушениях, 78 материалов передано для рассмотрения в Центральное управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 61 материал передан в Московскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте и Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.

Также решением Московского Арбитражного суда г. Москвы, было отказано в удовлетворении заявления ООО «Речфлот» относительно законности задержания четырех пассажирских судов данной компании. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что опыт работы инспекторов накапливается, качество работы неуклонно повышается.

СУБ – объективная необходимость

Анализ результатов проверок судов в Московском бассейне позволяет говорить о том, что причиной 90% случаев задержания судов является отсутствие судовых документов или непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ. Разработка и внедрение системы управления безопасностью призвана повысить уровень безопасности судоходства на ВВП. Судовладельцы будут вынуждены уделять больше внимания безопасной эксплуатации своих судов, так как невыполнение требований ст. 34.1 КВВТ приведет к внеочередному освидетельствованию судна и компании, а также вызовет дополнительные расходы. На 18 декабря 2014 года в Московском филиале РРР получили документ о соответствии 12 компаний и 82 судна – судовое свидетельство об управлении безопасностью.

Дипломирование и аттестации

Квалификационная комиссия ФКУ «РАМБ» проводит квалификационные испытания по дипломированию членов экипажей судов внутреннего водного плавания и аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности судоходств и лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ). В 2014 г. проведено 93 заседания квалификационной комиссии.

В том числе:

– 40 заседаний по дипломированию лиц судовой команды (выдано 469 квалификационных свидетельств);

– 53 заседания по дипломированию на право замещения должностей командного состава флота (выдано 507 дипломов и 885 подтверждений).

При проведении квалификационных испытаний особое внимание уделяется вопросам безопасности судоходства, проверяются знания кандидатами основных документов, регламентирующих данный вопрос. Документы после прохождения испытаний выдаются в течение 10 рабочих дней.

Также проведено 20 заседаний аттестационной комиссии:

– 10 заседаний по исполнительным руководителям и специалистам, ответственным за обеспечение безопасности судоходства, на которых было заслушано 42 человека (исполнительных руководителей – 10 чел. и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, – 32 чел.);

– 10 заседаний аттестационной комиссии по лицам, ответственным за обеспечение СУБ. Документы были приняты у 72 человек. По результатам заседаний комиссии выдано 61 удостоверение.

С 25 мая 2012 года ФКУ «Речная администрация Московского бассейна» осуществляет функцию по государственной регистрации судов внутреннего плавания и прав на них в Государственном судовом реестре РФ.

В 2014 году:

– зарегистрированы вещные права на 137 судов внутреннего плавания;

– внесено 163 изменения в Государственный судовой реестр РФ;

– зарегистрировано 77 обременений (договоров аренды, ипотека);

выдано:

– 150 свидетельств о праве собственности;

– 147 свидетельств о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации;

– 148 выписок из Государственного судового реестра РФ;

– 43 свидетельства об исключении из Государственного судового реестра;

– 109 свидетельств о минимальной численности экипажей судов внутреннего плавания;

– отказано в регистрации по 25 заявлениям.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судовладельцах отправляются в налоговый орган.

В целом прогресс работы инспекции государственного контроля в навигацию 2014 года налицо, тем более что налажено оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов ФГУП «Канал имени Москвы».

В заключение разрешите поблагодарить всех коллег за работу, направленную на обеспечение безопасности судоходства, и пожелать в наступившем 2015 году всех благ и успехов в нашем с вами нелегком, но таком интересном труде.


Морские вести России №3, 2015 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт