Азово-Донской бассейн: В условиях интенсивного судоходства - Морские вести России

Азово-Донской бассейн: В условиях интенсивного судоходства

15.07.2015

Речной транспорт

Транзитная навигация 2014 года в Азово-Донском бассейне ВВП по согласованию с Росморречфлотом открылась 26 марта 2014 года, что на 6 суток ранее запланированного срока, и завершилась на двое суток позже фиксированного срока навигации (3 декабря 2014 года). В течение первой половины и середины навигации складывались благоприятные для судоходства погодные условия.

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

С первой декады мая стало понятно, что навигация 2014 года будет не простой. В связи с ограничениями движения судов с большой осадкой на Волге и частичным изменением направления грузопотоков количество судозаходов в бассейн заметно увеличилось. К примеру, по сравнению с 2013 годом судопоток навигации 2014 года увеличился в мае на 28,1%, в июне на 27%, в июле на 18,7% и в августе на 13,7%, что привело к значительному увеличению количества судов в бассейне, образованию очередей на рейдах и в ожидании шлюзований.

Диспетчерское регулирование

Понимая сложность ситуации и в целях обеспечения безопасности судоходства в условиях повышенной интенсивности движения судов, а также оптимизации работы смежных диспетчерских служб (ФБУ «Администрация «Волго-Дон», ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация», Ростовский и Азовский филиалы ФГУ «АМП Таганрог»), 23 мая 2014 года было проведено рабочее совещание с участием всех перечисленных сторон, на котором принято решение равномерно распределять судопоток, следующий в направлении Волго-Донского судоходного канала, за счет использования всех якорных мест, а также в случае необходимости ставить суда на прямолинейных участках реки в Азово-Донском бассейне.

В связи с повышенной интенсивностью судоходства сильно возросла нагрузка на водный путь и гидротехнические сооружения Нижнего Дона, где пропускная способность водных путей практически достигла своего максимума.

Так, например, в течение всего периода навигации в ожидании шлюзования или движения находилось следующее количество транзитного флота:

– внешний рейд порта Волгодонск – от 25 до 35 ед., а 22 сентября 2014 года насчитывалось 83 ед. флота;

– между бьефами Николаевского, Константиновского, Кочетовского гидроузлов – от 20 до 30 ед., а 27 ноября было 37 ед. флота;

– на прямолинейных участках ниже Кочетовского гидроузла в ожидании разводки регулярно насчитывалось от 20 до 28 ед. флота, а 26 ноября 2014 года – 38 ед.;

– на 6-м рейде порта Азов – от 10 до 20 ед., а в пиковые моменты было 32 ед.

В среднем в течение навигации суммарный простой одного судна на участке водного пути от приемного буя АДМК до порта Волгодонск составлял от 1,5 до 3 суток.

Оперативное информирование

В течение навигации администрация максимально информировала всех заинтересованных лиц о ситуации в бассейне. Информация о дислокации флота в бассейне, о количестве судов на рейдах, об очередности прохождения шлюзов размещалась ежедневно на сайте ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна ВВП».

Получив информацию, судовладельцы своевременно принимали решение о снижении судозаходов в перегруженный бассейн во избежание простоев флота и финансовых потерь. Выполнение комплекса этих мероприятий позволило стабилизировать ситуацию в бассейне.

За навигацию в бассейне по вине судовладельцев произошло 12 транспортных происшествий. В том числе 7 случаев посадок на мель (5 посадок произошло на перекате Среднепоречный, одном из самых сложных перекатов на Нижнем Дону). Во всех пяти случаях судовой ход был перекрыт, движение флота останавливалось.

Что касается водности, то навигацию 2014 года можно сравнить с навигацией 2011 года, одной из самых маловодных за последнее время. Максимальная отметка Цимлянского водохранилища 34 м 29 см была достигнута 16 мая 2014 года, что составило 70% от нормы. В связи с этим объем попуска воды из ЦВХ на нужды судоходства в навигацию 2014 года составлял всего 340 м3/с.

Обеспечение гарантированных габаритов судовых ходов осуществлялось путем поддержания проектных уровней бьефов гидроузлов и проведением дноуглубительных работ на некоторых лимитирующих перекатах, в основном от Кочетовского гидроузла до Манычского переката.

В навигацию 2014 года дноуглубительный флот был задействован полностью. Были разработаны 30 перекатов. Объем извлеченного грунта на транзите составил 1033,7 тыс. м3. Государственное задание по обеспечению габаритов пути в бассейне выполнено, безопасные условия для судоходства обеспечены.

Отдельного внимания заслуживает завершающий этап навигации. В результате длительного действия ветров восточного направления (с 7 ноября 2014 года) глубины в портах Ростов-на-Дону и Азов не позволяли груженому флоту выходить в море. Начиная с 17 ноября транзитный флот, следующий со стороны р. Волги (а из них 80% составил танкерный флот), начал накапливаться в границах Азово-Донского бассейна. Одновременно с этим наблюдалось резкое понижение среднесуточных температур (до минус 10-15 градусов) как в нашем бассейне, так и в Цимлянском водохранилище.

К 23 ноября 2014 г. в ожидании разводки моста и в движении в сторону Азовского моря на участке от внешнего рейда порта Волгодонск до порта Ростов-на-Дону насчитывалось 105 ед., а в направлении Волги – 7 ед., всего 112 ед. транзитного флота.

Верное решение

В связи со сложившимися обстоятельствами было принято решение ограничить движение транзитных судов в сторону р. Волги, и 23 ноября 2014 года замыкающее судно зашло в бассейн со стороны морского порта Ростов-на-Дону и вышло в Цимлянское водохранилище 25 ноября 2014 года.

Со стороны Волги замыкающее судно зашло в бассейн утром 30 ноября 2014 года. На этот момент на всем участке Дона наблюдался сильный шугоход и быстрое льдообразование, что делало процесс шлюзования очень трудоемким и длительным. Особо острая ситуация сложилась на Кочетовском гидроузле. С 28.12.2014 для обеспечения пропуска транзитного флота в период низких температур и ледовых условий для круглосуточной работы были созданы три бригады под руководством старших специалистов гидроузла.

Открытие и закрытие ворот в процессе судопропуска на камере № 2 стало возможным только благодаря использованию компрессоров для поддержания майн в шкафных частях рабочих двустворчатых ворот.

Через судоходные камеры Кочетовского гидроузла в тяжелых ледовых условиях осуществлено 89 шлюзований и пропущено 111 единиц флота, в том числе за пределами фиксированных сроков навигации.

Для того чтобы обеспечить безопасный пропуск флота, в том числе и с повышенными осадками судна, пришлось обращаться в Донское бассейновое водное управление с просьбой об увеличении расхода воды в створе Цимлянского водохранилища с 28.11.2014 по 30.11.2014. Понимая сложность ситуации, ДБВУ пошло навстречу, расход воды был увеличен на 100 м3/с.

В целях сохранения судоходной обстановки 30 ноября путейские бригады приступили к снятию СНО. Ни одной единицы СНО утрачено не было. Движение судов осуществлялось в светлое время суток под лоцманской проводкой или за путейским судном. На особо трудных для судоходства участках дислоцировались четыре мощных буксирных теплохода (т/х «Капитан Шлыгин» – 2000 л.с., т/х «Пал-3» – 2000 л.с., т/х «Пал-4» – 800 л.с., т/х «ОТА-931» – 800 л.с.).

В 17 часов 45 минут 3 декабря 2014 года замыкающее судно т/х «Омский-125» в сопровождении буксира т/х «Пал-3» вышло из границ Азово-Донского бассейна ВВП на акваторию морского порта Ростов-на-Дону.

Хочется особо поблагодарить руководство ООО «Палмали» и ОАО «Донречфлот» за предоставленные буксиры, а также их экипажи, благодаря профессиональной работе которых стало возможным обеспечить в тяжелых ледовых условиях шлюзование и вывод флота из Азово-Донского бассейна.

3 декабря 2014 г. судоходная плотина Кочетовского гидроузла была полностью уложена, нижний и верхний бьефы выровнены.

Заключение

По итогам навигации 2014 года объем перевозок грузов в бассейне составил 14 млн 276 тыс. тонн, по отношению к ранее максимальному 2013 году это составило 97,4%, что на 387 тыс. тонн меньше.

Уменьшение показателей фактического грузооборота за 2014 год по сравнению с 2013 годом объясняется тем, что начиная с сентября были очень неблагоприятные для судоходства гидрометеорологические условия (долговременные ветры восточных направлений, туманы, ранее льдообразование) и большинство судовладельцев не полностью перевезли запланированные объемы грузов.

При благоприятных гидрометеорологических условиях и с учетом фактического грузооборота, объем перевозки грузов мог бы составить 15,0-15,1 млн тонн.

Общий судопоток за год составил 8 051 судно (99,9% к 2013 г.), из них транзитного флота – 6 166 ед. или 101,7% по сравнению с 2013 годом.

Анализируя навигации последних 5 лет, мы видим, что с каждым годом интенсивность судоходства в бассейне увеличивается, и водный путь Нижнего Дона работает практически на пределе своих возможностей.

 

Надо активизировать усилия по безопасности

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

Инспекция государственного портового контроля Азово-Донского бассейна ВВП завершила 2014 г. с неплохими результатами. Государственное задание по осуществлению государственного портового контроля на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна 2014 г. выполнено на 112%. Проведено 674 проверки, выявлено 4359 нарушений обязательных требований, временно задержано 23 судна.

Безопасность – как условие судоходства

Из-за маловодья на Волге произошли изменения в формировании грузопотоков, вследствие чего в наши воды пришел флот, который раньше осуществлял перевозки на других линиях, увеличив тем самым количество флота в бассейне. Эти и другие факторы внесли определенную сложность в работу бассейна. Многочасовые простои судов в ожидании шлюзования, недостаточное количество рейдов внесли нервозность в работу экипажей, в хозяйственно-экономическую деятельность судоходных компаний. Как следствие, 12 транспортных происшествий. Камнем преткновения для судоводителей стал перекат Среднепоречный, пять посадок на мель произошло на этом перекате, одном из самых сложных на Нижнем Дону.

Инспекторами государственного портового контроля Азово-Донского бассейна после проведения процедуры проверки анализировалось каждое происшествие. Основные выводы таковы. Начало второй половины навигации на ВВП оказалось сложным временным периодом для экипажей судов. Высокая интенсивность движения флота в бассейне, погодные условия (t воздуха днем в нашем регионе больше месяца приближалась к отметке +40 гр. С), недостаток опыта работы на Нижнем Дону, накопившаяся усталость и масса других факторов негативно сказывались на работе экипажей в части обеспечения безопасности судоходства.

В такие моменты лицам, ответственным за безопасность судоходства компаний, на наш взгляд, необходимо активизировать свою работу. Всячески оказывать помощь, в том числе и практическую, и особенно капитанам тех судов, на которых работают судоводители с небольшим опытом работы. Опрос судоводителей говорит о том, что в основном компании озабочены простоями флота, поисками выхода из финансовых затруднений, а вопросам обеспечения безопасности судоходства внимания уделяется явно недостаточно.

Кроме процедур контроля инспекторы проводят работу с капитанами, членами экипажей судов по выявлению слабых мест, проблемных ситуаций в судоходстве на Нижнем Дону, посещают все заходящие в бассейн пассажирские суда. В связи с тем, что по действующему законодательству инспекция ГПК не наделена функциями патрулирования, работа по выявлениям нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном взаимодействии с путейскими бригадами, с экипажами судов технического флота. Встречи командного состава флота Администрации с начальниками участков ИГПК, инспекторами проводятся регулярно, и на этих совещаниях еще и еще раз подчеркивается важность информации о нарушениях судами обязательных требований во время их движения по бассейну, если такие случаются. Имея информацию о нарушениях, инспектор получает возможность провести проверку с учетом полученных данных, а в случае наличия донесения о нарушении на бумажном носителе капитаном бассейна издается приказ о проведении внеплановой проверки судна-нарушителя.

Специфика Азово-Донского бассейна ВВП такова, что нижняя граница разделяет нашу зону ответственности с морским портом Ростов-на-Дону. С соседями – моряками, службами капитана порта Ростов-на-Дону установлены отношения, позволяющие улучшить эффективность работы инспекции государственного портового контроля, службы управления движением флота ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация». Многоканальный обмен информацией о ситуационном положении судов, следующих на ВВП, дает возможность своевременно определить степень важности контроля за судами. В качестве примера можно привести методику, разработанную FSC морского порта Ростов-на-Дону, которая включает в себя, помимо основной процедуры проверки, проверку наличия у судоводителей судов, следующих на ВВП, речных дипломов. Если документы отсутствуют или у инспектора FSC возникают сомнения, нам передается информация об этом, и ИГПК Азово-Донского бассейна действует в соответствии с обстоятельствами, что значительно повышает уровень качества контроля за судами в зоне нашей ответственности.

Административная практика проводится в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и Кодексом внутреннего водного транспорта. В работе по этому направлению ИГПК Азово-Донского бассейна взаимодействует с Волго-Донской транспортной прокуратурой, Южным УГМРН Ространснадзора.

В 2015 году инспекторскому составу и капитанам бассейнов, начавшим работу в 2012 году, предстоит пройти курсы переподготовки, как того требует действующее законодательство. Отраслевые высшие учебные заведения готовы к такой работе. Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова (Ростов-на-Дону) разработал программу обучения с учетом пожеланий ИГПК Азово-Донского бассейна. Можно с уверенностью сказать, что полученные во время обучения дополнительные знания позволят инспекторам более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.

Дипломирование и аттестация

В 2014 году было проведено 1186 согласований документов по дипломированию, аттестации и выдано 1186 документов. Изъятых и аннулированных дипломов в 2014 г. нет. Обращений по указанным вопросам в ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» не было. Продипломировано 304 чел., аттестовано 43 чел., из них:

диспетчеров – 3 чел.; ответственных руководителей по безопасности судоходства на ВВП – 20 чел.; ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов – 20 чел. Выдано 603 квалификационных свидетельства (рядовой состав), подтверждений к рабочему диплому – 236.

В 2014 году оформлено 1157 удостоверений личности моряка (УЛМ) и 953 мореходные книжки. Служба дипломирования, аттестации и оформления УЛМ сотрудничает с более чем 400 судоходными и круинговыми российскими организациями, оказывает государственные услуги по оформлению документов морякам Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, а также всем морякам независимо от места их проживания или занятости.

Регистрация судов

Отделом государственной регистрации судов осуществляется регистрация судов в Государственном судовом реестре; реестре арендованных иностранных судов; реестре строящихся судов. По состоянию на 31.12.2013 в Государственном судовом реестре Азово-Донского бассейна ВВП зарегистрировано 782 судна.

В 2014 году выдано 116 свидетельств о праве собственности, 105 свидетельств о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации. Зарегистрировано 42 маломерных судна, эксплуатирующихся в коммерческих целях. Выдано 42 судовых билета. Зарегистрировано 40 договоров аренды судна без экипажа, 15 прекращений действия договоров аренды.

370 регистрационных действий произведено в 2014 году по ипотечному кредитованию.

Ведется консультационная и информационная работа. По итогам 2014 года оказано более 400 консультаций судовладельцам и обработано более 2800 запросов, по которым предоставлена информация из Государственного судового реестра.

Отделом проведена работа по выявлению судов, фактически утративших качества судна и снятых с классификационного учета. По результатам из Государственного судового реестра исключено 17 судов.

Основными задачами службы управления движением судов является обеспечение безопасности судоходства посредством диспетчерского регулирования движения судов в бассейне, а также координация действий в случае транспортных происшествий и других ЧС.

В заключение хочется пожелать всем коллегам успехов в работе, большой воды и безаварийного плавания.


Морские вести России №2, 2015 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ