Обь-Иртышский бассейн: В условиях безаварийного судоходства - Морские вести России

Обь-Иртышский бассейн: В условиях безаварийного судоходства

17.07.2015

Речной транспорт

Обь-Иртышский бассейн: В условиях безаварийного судоходства

Инженерное улучшение водных путей Обь-Иртышского бассейна в Западной Сибири началось в ХIХ веке, первые плавучие бакены и вехи были выставлены на реках Тура и Тобол в 1889 году, с навигации 1895 года началось освещение плавучих знаков керосиновыми фонарями. В эти же годы землечерпательная машина «Сибирская-1» приступила к разработке перекатов на реке Тура. В ХХ веке путейцы Обь-Иртышского бассейна не ограничились задачами развития и освоения водных путей бассейна, а также большой вклад внесли и в строительство портов Омск, Нижневартовск, Сергино, Тобольск, Лабытнанги, Ямбург, Харасавэй, в создание акваторий отстойных пунктов транспортного флота.

На основе опыта и традиций

Алексей Сажин, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

При активном участии путейцев Обь-Иртышского бассейна на севере Тюменской области за короткий срок был возведен мощный нефтегазовый комплекс. Через реки Обь, Иртыш и их притоки дноуглубительной техникой разрабатывались траншеи для трубопроводного транспорта, тысячи километров которого до настоящего времени подают нефть и газ Сибири на европейскую часть Евразийского континента.

Варандейский прорыв

Коллектив путейцев Обь-Иртышского бассейна, основываясь на опыте и традициях прошлых лет, и в текущем столетии активно участвует в поддержании безопасных судоходных условий, стараясь на качественном уровне выполнять путевые и другие виды работ. В начале XXI века, разработав подходной канал, путейцы обеспечили безопасные условия для захода морских судов к Варандейскому месторождению нефти в Баренцевом море и, выполняя межправительственные соглашения, участвовали в строительстве серии газопроводов «Голубой поток» в Карском море.

Основной обязанностью и задачей для коллектива обь-иртышских путейцев является содержание водных путей бассейна в состоянии, обеспечивающем безопасное плавание судов в бассейне. Водные пути Обь-Иртышского бассейна простираются от границы с Республикой Казахстан на юге до практически Карского моря на севере, по условиям плавания на них установлены все разряды внутренних водных путей.

Навигационные знаки на обслуживаемых водных путях действуют по латеральной и кардинальной системам расстановки. Водные пути бассейна не имеют водоподпорных и судоходных гидротехнических сооружений и находятся в естественном состоянии. В состав водных путей бассейна входит большое количество боковых притоков рек Иртыш и Обь. В руслах судоходных рек бассейна происходят ежегодные переформирования, характерные для равнинных рек территории Российской Федерации со смешанным видом питания (снеговое, грунтовое, дождевое).

На большинстве водных путей бассейна в навигацию 2014 года уровни воды наблюдались в пределах среднемноголетних значений, за исключением отдельных участков путей в Обской и Тазовской губах, рек Пура и Таз. Снижение фактических уровней воды ниже проектных значений было зафиксировано на трех опорных водомерных постах (Ныда, Находка, Тарко-Сале), зона действия которых распространяется на 13 участков внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна.

Гарантированные габариты выдержали

Гарантированные габариты, установленные на 6192 км судовых ходов, при проектных значениях уровней воды и выше этих значений были выдержаны путем проведения комплекса путевых работ, которые осуществлялись в целях обеспечения безопасных условий судоходства. Для достижения этих целей были проведены следующие виды работ:

– 8781 км водных путей бассейна обслуживался знаками НОСХ, общее количество обслуживаемых навигационных знаков составило 11 167 ед., в том числе 6090 береговых и 5077 плавучих. Освещение знаков было произведено с 1 августа, общее количество освещаемых знаков составило 2604 единицы. Средняя продолжительность действия навигационных знаков составила 141,3 суток, в том числе на водных путях с гарантированными габаритами судовых ходов – 145,3 суток, знаки обслуживались 62 обстановочными бригадами.

– Протралено судовых ходов общей площадью 698,4 км2, в том числе жестким тралом – 367,2 км2. Тральные работы выполнялись силами обстановочных бригад.

– При проведении дноочистительных работ из русел обслуживаемых рек удалялись карчи, снесенные паводковыми водами с береговых полос, объем работ составил 0,72 тыс. тонн.

– На 182 объектах выполнены русловые изыскания, из которых количество первичных съемок в 2014 году составило 130 ед., повторных – 27, контрольных – 25, протяженность промерных профилей – 6925,1 км, средняя продолжительность работы 6 русловых партий составила 130,1 суток.

– Общий объем дноуглубительных работ, выполненных семью земснарядами, из которых 5 землесосов, составил 837,1 тыс. м3, в том числе объем выполненных транзитных дноуглубительных работ составил 427,7 тыс. м3, разработано 18 перекатных участков. Кроме того, объем работ в судовых ходах, выполненных на договорных условиях, составил 278,8 тыс. м3.

– Подготовлены и переданы в ЗАО «Транзас» материалы для создания электронных навигационных карт по участку реки Северная Сосьва (151 км) и протоке Юганская Обь (210 км). По итогам обработки полевых материалов и их оплавывания подготовлен издательский экземпляр карты реки Иртыш от 2048 км до города Омска.

– Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации в целях обеспечения безопасных условий судоходства по водным путям бассейна рассматривается большой объем материалов, поступающих на получение согласований строительства и эксплуатации сооружений, а также на добычу нерудных строительных материалов, размещаемых в судоходных реках и их береговых полосах.

– На участке бассейна от 300 км реки Обь по Обской и Тазовской губам до селения Тазовский осуществляется диспетчерское регулирование движения судов в соответствии с установленным порядком, протяженность регулируемого участка составляет 930 км, контрольно-диспетчерский пункт расположен в г. Салехарде. На остальных участках бассейна, согласно установленным формам, ведется мониторинг движения судов. Сведения, поступающие от судовладельцев, обобщаются и предоставляются в ФГУП «Морсвязьспутник» ежемесячно.

Кроме того, ежедневно в течение навигации в соответствии с приказом Росморречфлота от 30.05.1995 № 32 по средствам связи для судоводителей и судовладельцев готовилась и передавалась информация о путевых и гидрометеорологических условиях плавания судов в бассейне.

Всего в бассейне зарегистрировано 9 транспортных происшествий, из которых 4 не подлежат классификации и учету, остальные классифицируются: как затопление – 1, удар – 2 и посадка на мель – 2.

Судоремонт и судостроение

Для введения в эксплуатацию 2015 года дноуглубительного и путейского флота предстоит проведение ремонта приписанных судов предприятия в соответствии с утвержденными графиками проведения ремонтов.

В связи со снижением финансирования выполнение текущего ремонта решено проводить в минимальном объеме, в весенний период – силами экипажей судов до начала вооружения. Время проведения работ определяется индивидуально по каждому судну исходя из объемов ремонта. Определено рабочее ядро флота, количество единиц, которое необходимо и достаточно для выполнения государственного задания. К исполнению будут приняты ремонтные ведомости судов среднего ремонта, находящихся в рабочем ядре.

На ремонте находится 129 единиц флота с общей трудоемкостью 126 919 чел./ч, из них 4 единицы на ремонте вне графика, всего 101 единица самоходного флота, 28 единиц стоечного. По сравнению с прошлым годом число ремонтируемых судов уменьшилось на 30% из-за снижения бюджетного финансирования.

На средний ремонт будет поставлено 37 единиц флота с трудоемкостью 51 101 чел./ч, из них 2 на ремонт вне графика, всего 28 единиц самоходного флота, 9 единиц стоечного. По сравнению с прошлым годом число судов среднего ремонта увеличилось на 20% в связи с необходимостью подтверждения классификационного свидетельства Российского речного регистра.

На холодном отстое находится 67 судов, 63 судна сданы в техническую готовность без ремонта. По сравнению с прошлым годом число судов на холодном отстое увеличилось на 15% в связи с невостребованностью, а также за счет судов, подлежащих списанию. Число судов, сданных в техническую готовность без ремонта, выросло на 213%, данный результат достигнут благодаря проведению ремонтов методом горячей профилактики по окончании навигации и проведению модернизационных работ.

Проведены модернизационные работы по замене судовых дизелей марки NVD 26 A3 на теплоходе «Сергей Чижов» проекта 1741-А и теплоходе «Поток» проекта Р-33Б. Двигатели, выработавшие нормативный срок службы, заменены на двигатели марки B6190ZLCA-2 с реверс-редуктором НС-400, что позволило уменьшить заявку на приобретение сменно-запасных частей на 8 млн рублей.

Заменены неремонтопригодные водогрейные котлы отопления на современные котлы марки «Китурами» на землесосе проекта 1-517-03 и многочерпаковом земснаряде проекта Р-36, а также заменены компрессоры 2ОК в связи с предельным износом деталей и блока на новые компрессоры. Проведен капитальный ремонт двигателей многочерпакового земснаряда проекта 92-035. Технические условия (ТУ) на проведение капитального ремонта дизелей марки 6S150PV конструкторский отдел разработал и согласовал с РРР. Ремонт дизелей ведется специалистами Омского РВПиС.

Приобретен резинотканевый плавучий грунтопровод Ш530 длиной 350 метров для землесоса проекта 23-110. Капитальный ремонт стального плавучего грунтопровода для данного проекта оценивался в 50 млн рублей. Приобретены и установлены дизель-генераторы малой мощности для теплоходов проектов 391 и Р-376У, используемых в качестве служебно-разъездных специалистами службы портового контроля. Приобретен дымомер «Инфралайт-11Д», прибор, крайне необходимый для контроля выброса загрязняющих веществ в атмосферу при предъявлении и сдаче судов в эксплуатацию.

Проведен ремонт с последующей конвертовкой землесоса проекта Р-2014 «Олег Стрельченя», выполнены все мероприятия по передислокации данного судна в бассейн реки Яна. Землесос строго в указанные сроки отбуксирован на место проведения дноуглубительных работ, которые успешно выполнил, что позволило осуществить северный завоз.

Для поддержания в исправном техническом состоянии флота техническими службами филиалов предприятия подготовлены заявки на приобретение сменно-запасных частей и оборудования, обозначены первоочередные позиции. В соответствии с заявками составлен план-график закупок на 2015 год сменно-запасных частей и оборудования.

 

Штраф, как регулятор ответственности

Валерий Сидло, заместитель руководителя– капитан Обь-Иртышского бассейна

Главным условием успешной работы государственного портового контроля является грамотно подобранный инспекторский состав. Приобретение опыта работы и добросовестное отношение к поставленным задачам всегда обеспечат положительный результат.

Завершена навигация 2014 года, и можно подвести итоги работы инспекций государственного портового контроля Обь-Иртышского бассейна. В сравнении с 2013 годом количественные показатели основных критериев оценки работы инспекторского состава существенно выросли: количество проведенных осмотров судов – на 23% (2458 осмотров), количество выявленных нарушений – на 84% (7134 нарушения), количество временных задержаний судов – на 45% (473 задержания).

Повлияли на это как объективные, так и субъективные причины. Во-первых, общая продолжительность периода осмотров судов в сравнении с 2013 годом была на один месяц больше, что позволило провести большее количество осмотров судов. Во-вторых, рост количества выявленных нарушений обусловлен введением нового требования о применении на судах и предприятиях системы управления безопасностью судов. К сожалению, судовладельцы не проявили особого энтузиазма в данном направлении и более одной четверти от общего числа выявленных нарушений связано с СУБом. По состоянию на 1 февраля 2015 года только 71 судовладелец получил ДСК и на 428 судов выданы судовые свидетельства по системе управления безопасностью.

Инспекция приросла флотом

В июле были введены в эксплуатацию два теплохода проекта РМ-376, предназначенные для работы инспекций ГПК в городах Ханты-Мансийске и Салехарде. И хотя эти теплоходы не полностью оборудованы для работы инспекторов, но они хотя бы частично решают транспортную проблему. В бассейне практикуется использование путейских теплоходов в промежутках между графиками объездов пути. Приобретение в конце года четырех автомобилей «Нива» и наличие теплоходов позволят в будущем более эффективно планировать и проводить осмотры судов.

На фоне многочисленных проблемных вопросов основным является кадровый. До сих пор нет возможности полностью укомплектовать штаты инспекторского состава (20 человек). Более того, наблюдаются ежегодные потери. В навигацию 2013 года начинали работу 17 человек, завершили 15, в 2014 году начинали 16 человек, а к окончанию навигации осталось уже 14. Такая тенденция не радует.

Административная практика

Применение административной практики проводилось по схеме 2013 года.

При выявлении инспекторским составом нарушений, попадающих под действие Кодекса РФ об административных правонарушениях, материалы передаются в линейные отделы Обь-Иртышского управления Госморречнадзора для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении к виновным лицам. Так в навигацию 2014 года по результатам проведенных проверок были направлены дела в Госморречнадзор на 484 единицы флота (339 – в 2013 г.), составлен 451 протокол на общую сумму 602 тыс. рублей (500 тыс. рублей в 2013 г.). К административной ответственности привлекались как должностные лица плавсостава (318 человек), так и береговые работники (133 человека).

За грубые нарушения обязательных требований и невыполнение предписаний по 182 судам материалы передавались в транспортные прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. К сожалению, только по двум случаям был предоставлен ответ о принятых мерах.

Опыт работы диктует необходимость ужесточения штрафных санкций за нарушения на уровне законодательной базы. Существующие на сегодняшний день размеры штрафов не способствуют повышению дисциплинированности судовладельцев.

Регистрация судов

По сравнению с 2013 годом прошедший год для отдела регистрации судов был относительно спокойным.

За период 2014 года отделом регистрации было оформлено и выдано:

– 147 судовых билетов;

– 784 свидетельства о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ;

– 77 свидетельств об исключении из Государственного судового реестра;

– 156 обременений на аренду судов;

– 74 ипотеки;

– 242 перехода права собственности;

– внесено 335 изменений в Государственный судовой реестр.

Поступления государственной пошлины в федеральный бюджет составили 1 553 000 руб.

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс РФ в части организационно-правовых форм юридических лиц. После 01.09.2014 акционерные общества открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа не регистрируются. С этой даты акционерные общества делятся на публичные (ПАО) и непубличные (АО и ООО). Акционерные общества, созданные до 01.09.2014, должны привести свои уставы в соответствие с изменившимся законодательством при первом внесении в эти уставы изменений.

В связи с вышеизложенным и принимая во внимание количество судовладельцев, имеющих старые организационно-правовые формы, нужно готовиться к возможному росту обмена свидетельств собственности и флага.

Необходимо также отметить, что положения Правил государственной регистрации судов находятся в противоречии с совершенствующимся законодательством в области регистрации прав, в том числе на суда внутреннего водного плавания. Поэтому применение в некоторых случаях норм законодательства в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество по аналогии закона и аналогии права в соответствии со ст. 6 ГК РФ является насущной, а иногда и вынужденной необходимостью, что усложняет работу специалистов по регистрации судов. Назрела острая необходимость приведения правил в соответствие с действующим законодательством.

Служба дипломирования и паспортно-визового режима

С 01.01.2014 по 31.12.2014 в соответствии с решением квалификационной комиссии оформлено 913 дипломов, 620 подтверждений к дипломам и 1030 квалификационных свидетельств.

Всего квалификационные испытания прошли 1417 человек командного состава, в том числе 345 человек подтвердили свою квалификацию и 515 повысили квалификацию. Кроме того, 157 человек прошли через квалификационную комиссию по вопросу расширения района плавания.

Оформлено 99 удостоверений личности моряка, 95 мореходных книжек.

Введение в прошедшем году тестирования для рядового состава выявило ряд проблем. Во-первых, на комиссию претенденты приходят в мае-июне после окончания обучения, т.е. в короткий временной промежуток нужно пропустить около тысячи человек. На прохождение процедуры тестирования и оформление документов просто не хватает времени. Во-вторых, разработчики программы тестирования завысили требования к уровню знаний, особенно для мотористов.

С начала 2014 года проведено 15 заседаний аттестационной комиссии по безопасности судоходства. Прошло через комиссию 126 человек. Не прошли аттестацию 20. С мая начала работу комиссия по аттестации лиц, ответственных за СУБ. Проведено 13 заседаний комиссии, на которых прошли аттестацию 174 человека, при этом 41 человеку отказано в аттестации в связи с недостаточным уровнем знаний.


Морские вести России №3, 2015 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт