Обский бассейн: сибирский характер - Морские вести России

Обский бассейн: сибирский характер

21.07.2015

Речной транспорт

Курс на развитие региона

Правительство Новосибирской области при активном участии Министерства транспорта России в рамках Сибирского федерального округа провело в Новосибирске в мае 2014 года III форум «Транспорт Сибири».

Сергей Павлушкин, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП»

В формате диалога

Задачи форума: создание центральной площадки для демонстрации новейших достижений и обсуждение вопросов развития транспорта и транспортно-логистической инфраструктуры Сибири. В рамках мероприятия был организован круглый стол «Повышение роли внутреннего водного транспорта в социально-экономическом развитии регионов Сибири».

В ходе круглого стола руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП» Сергей Павлушкин выступил с докладом «Снижение техногенной нагрузки на водные объекты в части создания инфраструктуры для приема и переработки сточных и нефтесодержащих вод».

В докладе были затронуты актуальные вопросы современного состояния инфраструктуры для приема и переработки сточных и нефтесодержащих вод, проблемы убыточности этого вида деятельности и недостаточного контроля надзорных органов за соблюдением судами экологических норм и правил, а также предложены варианты решения указанных вопросов.

В работе форума приняли участие представители субъектов Сибирского федерального округа РФ, руководители и представители администраций бассейнов внутренних водных путей, руководители судоходных компаний.

Подобный формат диалога всех заинтересованных в развитии внутреннего водного транспорта организаций показал свою высокую эффективность. В связи с этим правительство Новосибирской области и Министерство транспорта РФ в 2015 году в период с 27 по 30 мая на базе новосибирского Экспоцентра планируют проведение IV форума «Транспорт Сибири».

Сюрпризы и задачи навигации

Навигация 2014 года по гидрологическим условиям характеризовалась высоким весенне-летним паводком, связанным с обильными дождевыми осадками, прошедшими в горах Республики Алтай и предгорьях Алтайского края, и медленным спадом до низких осенних уровней. Максимальные уровни на реках бассейна были в основном выше средних многолетних на 3,7-3,2 м (Катунь, Бия, Чарыш, Верхняя Обь, Кеть) и ниже средних многолетних уровней на 0-3,7 м (Средняя Обь, Томь, Чулым, Васюган). В сентябре-октябре на реках бассейна Оби отмечалось снижение уровней воды ниже проектных (Бия, Верхняя и Средняя Обь, Томь и Васюган).

Прохождение паводковых волн оказало крайне негативное влияние на русловые процессы на плесах Верхней и Средней Оби. На участке р. Оби г. Камень – Спирино (протока Крутихинская) произошли русловые переформирования, которые привели к срыву гарантированной глубины в течение 17 дней.

На остальных плесах бассейна за навигацию срыва гарантированных глубин судового хода при уровнях выше проектных не наблюдалось.

В целом навигация 2014 года в бассейне Оби по гидрологическим условиям была полноводной, благоприятной для судоходства.

На основании государственного задания, установленного Росморречфлотом, и согласно Плану проведения работ по содержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности судоходства на 2014 года (далее План проведения работ) ФБУ «Администрация Обского БВП» проведен комплекс путевых работ по содержанию внутренних водных путей, судоходных гидротехнических сооружений и связанных с ними инфраструктурных объектов с целью обеспечения судоходства в Обском бассейне.

Судоходной обстановкой обслуживалось 3681 км водных путей, в том числе с гарантированными габаритами 3284 км, освещаемой обстановкой – 2256 км, отражательной – 1248 км, неосвещаемой – 177 км.

Реки бассейна вскрылись и очистились ото льда в течение апреля на 5-30 суток ранее среднемноголетних дат.

По решению Общественного совета бассейна навигационная обстановка была выставлена сразу за ледоходом на реках Бия, Катунь, большинстве плесов рек Обь, Васюган.

В связи с переносом сроков открытия на более ранние, начало освещения судоходной обстановки на реках Бия, Катунь, р. Обь на участке от слияния до устья Нерги, р. Томь на участке Томск – устье перенесено с 1 июня на 20 мая. С 20 июля освещен участок р.Обь от устья Нерги до Соснино. Береговые и плавучие знаки судоходной обстановки дополнительно оборудованы светоотражательной пленкой.

Сроки и объемы работ дноуглубительного флота планировались исходя из объемов субсидий на выполнение государственного задания.

В целях поддержания гарантированных габаритов и в соответствии с Планом проведения работ объем грунта, планируемый к извлечению, составлял порядка 1875 тыс. м3. В июле ФАМРТ были выделены дополнительные субсидии, что позволило увеличить плановый объем транзитного дноуглубления.

В навигацию 2014 г. извлечено на транзите 2670,3 тыс.м3, что составляет 100,2% от плана. Сроки выполнения транзитных дноуглубительных работ были сдвинуты более чем на месяц в сравнении с плановыми в связи с высокой водностью.

Перечень лимитирующих перекатов, планируемых к разработке, корректировался в соответствии с анализом их фактического состояния. Траление в навигацию 2014 года выполнялось 8 специализированными тральными бригадами на основных плесах бассейна и обстановочными бригадами на остальных участках. Протралено 788,8 км2 судоходных путей. Дно-и берегоочистка выполнялись силами обстановочных бригад. Удалено 105 тыс.м3 препятствий (105,4% от плана).

На плесах бассейна контроль за русловыми переформированиями осуществляли 7 изыскательских русловых партий. Основные виды выполненных работ: обследование состояния пути для выявления наиболее затруднительных участков и определение очередности их разработки; обеспечение земснарядов плановым материалом. По договору с ЗАО «Транзас» проведены работы по сбору первичных данных и подготовке цифровых баз данных ВВП для издания электронных навигационных карт рек бассейна. В необходимых объемах выполнены работы на р. Чулым.

В целях своевременного информирования судоводителей о важных изменениях навигационной обстановки, режимах плавания, а также объявлений и предупреждений навигационного характера подготовлены три выпуска «Извещения судоводителям».

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.) подпрограммы «Внутренний водный транспорт» Барнаульским филиалом получен новый обстановочный теплоход проекта 3050.1 «Саджа». Всего в рамках программных мероприятий «Обновление обслуживающего (технического) флота» ФБУ «Администрация Обского бассейна» получило 5 теплоходов: два – проекта 3050 и три – проекта 3050.1.

Новосибирский шлюз эксплуатировался в соответствии с плановыми сроками с 20 мая по 1 октября. Простоев при выполнении судопропуска через Новосибирский шлюз не зарегистрировано. Шлюзование осуществлялось по мере подхода судов. Проведено 373 шлюзования, пропущено через шлюз 465 судов (2013 г. – 503 шлюзования, прошлюзовано 714 судов).

Большое значение ФБУ «Администрация Обского БВП» уделяет вопросам обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Обского бассейна. Работа канала безопасности осуществлялась в круглосуточном режиме. Сигналов бедствия не зарегистрировано. На плесах бассейна проведено 20 инспекторских осмотров пути с участием инспекторов Обского УГРН и капитанов-наставников судоходных компаний и 19 осмотров руководством филиалов.

Необходимо отметить, что за последние годы между судоводителями, капитанами-наставниками судоходных компаний и мастерами обстановочных участков, прорабами ФБУ «Администрация Обского БВП» налажена тесная обратная связь по вопросам качества содержания обстановки. Все предложения и замечания рассматриваются и по возможности в кратчайшие сроки применяются для улучшения судоходных условий.

Время реконструкции

Новосибирский судоходный шлюз входит в состав напорного фронта Новосибирского гидроузла, имеет пойменный тип компоновки и расположен на правом берегу р. Оби ниже створа гидроузла. Единственный за Уралом Новосибирский шлюз введен во временную эксплуатацию 27.06.1957, в постоянную – 01.10.1961.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в 2015 году начались работы по второму этапу реконструкции Новосибирского судоходного шлюза. По результатам конкурсных процедур по выполнению работ реконструкции определена генеральная подрядная организация – ЗАО «ГТ «МорРечСтрой».

В соответствии с государственным контрактом и календарным планом до ноября 2017 года планируется выполнить следующие виды работ: замену металлоконструкций четырех ворот шлюза, находившихся в эксплуатации более 50 лет, с общим суммарным весом более 576 т; замену гидроприводов шести рабочих затворов водопроводных галерей; внедрение автоматизированной системы управления технологическим процессом судопропуска, позволяющей минимизировать человеческий фактор при аварийных ситуациях и уменьшения времени пропуска судов через шлюз.

Сложность выполнения комплекса работ по реконструкции обусловлена тем, что Новосибирский судоходный шлюз не выводится из эксплуатации и основная часть выполнения работ ложится на межнавигационный зимний период.

В 2018 году запланировано проведение реконструкции нижнего подходного канала Новосибирского судоходного шлюза, включающей в себя следующие работы: замену крепленой части откосов канала; приведение к проектным показателям отметок дна канала.

Все работы по реконструкции Новосибирского судоходного шлюза направлены на повышение уровня безопасности гидротехнического сооружения и улучшение технического состояния.

Заключение

Прошедшая навигация, преподнесшая огромное количество сюрпризов, постоянно испытывала коллектив Администрации на прочность, обозначила множество проблем. Вместе с тем поставленные перед Администрацией государственным заданием цели были полностью достигнуты. Объем перевозок по Обскому бассейну составил 7388 тыс. тонн, или 83,95% навигационного плана (8685 тыс. тонн 2013 г.). В сравнении с 2013 годом на 14% уменьшилось количество пассажиров, перевезенных речным транспортом. 2014 г. – 852 тыс. человек, 2013 г. – 990 тыс. человек. Отрицательная динамика по объемам грузоперевозок в некоторой степени нивелирует достигнутые в прошлую навигацию результаты, но, несмотря на это, слаженные действия специалистов и работников показали возможности ФБУ «Администрация Обского БВП» решать задачи по обеспечению безопасности судоходства и содержанию средств навигационного ограждения в сложных гидрологических условиях.

  

«Кадры решают всё!»

Сергей Гагарин, первый заместитель руководителя – капитан Обского бассейна

4 мая 1935 года Сталин на выпуске красных командиров произносит свою знаменитую фразу: «Кадры решают все!». К 80-летней годовщине сказанная Сталиным фраза не только не утратила актуальности, а возвела ее в степень благодаря ускорению течения исторического времени. И вступление в силу Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» напомнило нам о цикличном развитии истории, снова обществом была поставлена конкретная задача – организовать работу государственного портового контроля на внутренних водных путях. Начался новый исторический этап в развитии речного транспорта, и основной задачей стал вопрос подбора кадров. Теперь, спустя три года неумолимо быстрого течения времени, когда все стабилизировалось и капитаны бассейнов, инспекторы ГПК уже прошли свою первую переподготовку на курсах повышения квалификации, считаю, уже можно говорить о том, как все начиналось…

Апрель 2012-го, четырнадцать претендентов на должности капитанов бассейнов прибыли по распоряжению ФАМРТ в Санкт-Петербург для прохождения обучения, организованного Министерством транспорта РФ. Нас было меньше, чем космонавтов: А.Ф. Алексеев, С.А. Гагарин, В.Л. Есенеев, С.Д. Киселев, Е.В. Лепехин, В.А. Михеев, А.И. Проурзин, А.В. Раков, В.В. Сидло, А.И. Тараненко, К.В. Тимонин, М.М. Трегубов, А.Д. Шантуев, Н.П. Шашеро. Пятнадцатый кандидат, В.В. Штурмин, примкнул к нашему коллективу позже. Курсы проходили интересно: для большинства из нас направление было новым, нам преподавали, как казалось в тот момент, нюансы, о существовании которых мы и не подозревали, хотя сейчас, спустя три года, отдаем себе отчет в том, что это был «бег галопом по Европам». После того как мы окунулись в рутину работы, сталкиваясь в первую очередь с недостатком собственных знаний и опыта административной работы, мы стали осознавать, что существуют пробелы в законодательной базе, несовершенство нормативно-правовых актов, а порой и явные противоречия между ними. Основную пользу от этого и последующих обучений мы получили в первую очередь от общения друг с другом, делясь проблемами, накопленным опытом, знаниями.

С самого начала моей деятельности в должности капитана бассейна, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» (а до недавнего времени еще НГАВТ) приглашало меня для участия в проведении занятий на курсах подготовки и переподготовки инспекторов государственного портового контроля. Это была очень хорошая школа, в первую очередь для меня: передавая им свои знания, я накапливал и обобщал весь тот опыт их работы и те проблемы, с которыми инспекторам пришлось столкнуться, реализуя государственный портовый контроль на внутренних водных путях большей части Российской Федерации от Печоры до Колымы.

Огромная страна, единые законы, но их правоприменение разнится от региона к региону, от бассейна к бассейну. И основная цель была, есть и будет добиться единого применения законов на внутреннем водном транспорте, а значит, равенства условий работы для всех судовладельцев. На мой взгляд, этого можно добиться, реализуя принцип: «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ». Ведь мало создать инспектору все условия для работы, обеспечить его транспортом, оргтехникой, достойной зарплатой, важно, чтобы он был не просто «государственным транспортным инспектором», а мыслил по-государственному. И это дорогого стоит! В начале нашего пути я очень тщательно подбирал кандидатов в инспекторы именно по этому принципу. Не скрою, с некоторыми из них потом пришлось расстаться по тем или иным причинам, но те, кто остался, кто не дрогнул, кто прошел и с честью выдержал этот сложный путь становления Инспекции государственного портового контроля Обского бассейна, – действительно люди и специалисты с большой буквы.

К сожалению, уровень задержаний судов в Обском бассейне в навигацию 2014 года вырос до 25,51% – это самый высокий показатель в стране, при этом основной причиной является отсутствие судовых документов – многие судовладельцы отказываются работать в рамках правового поля. Но этот факт говорит еще и о том, что инспекторы ГПК четко выполняют свой долг: выискивают суда-нарушители как на магистрали, так и на боковых реках, не боятся работать с порой явно криминальными экипажами, задерживать эти суда и направлять материалы в Ространснадзор и прокуратуры для дальнейшего принятия процессуальных решений.

Службой регистрации судов за межнавигационный период с 01.11.2014 по 10.04.2015 всего было принято заявлений на регистрацию судна, прав на него – 393, в т.ч. принято заявлений по регистрации маломерных судов – 5. Всего обработано входящей/исходящей корреспонденции – 609/711 (ответов, сведений, выписок и т.п.), в т.ч. 219 выписок по судну. Выдано бланков: свидетельство о праве собственности на судно – 122, свидетельство об исключении судна из ГРС – 8, свидетельство о праве плавания под государственным флагом РФ – 115, судовой билет – 14. Зарегистрировано ограничений (обременений) прав (ипотека, аренда судна) по 90 судам. Внесено изменений в Государственный судовой реестр – 144. Зарегистрировано арестов (запретов) по 10 судам. Оказано регистрационных услуг – 592 на сумму 1 074 350 рублей. Всего перечислено госпошлины с 01.11.2014 по 07.04.2015 – 1 166 050 рублей.

Информация о выданных документах службой дипломирования, аттестации, выдачи УЛМ ФБУ «Администрация Обского БВП» с 01.11.2014 по 10.04.2015: удостоверение по аттестации (по безопасности судоходства) – 27, удостоверение по аттестации по СУБ – 19, диплом – 145, подтверждение к диплому – 664, квалификационное свидетельство – 443.

История любого дела и любого учреждения – это прежде всего люди! Выражаю слова благодарности за добросовестный, самоотверженный труд всем, кто стоял у истоков образования института ГПК, а именно: начальникам службы ГПК В.В. Кузьмину, А.Г. Лещенко, всем инспекторам государственного портового контроля, как тем, с кем пришлось работать, так и тем, кто приезжал в Новосибирск на учебу или стажировку из других бассейнов ВВП. Отдельно благодарю своих коллег – капитанов бассейнов ВВП за плодотворное сотрудничество. В преддверии открытия навигации желаю всем крепкого здоровья, благополучия, успехов в вашем нелегком деле и безаварийной работы на ВВП.

 

Морские вести России №6, 2015 г.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ