Волга – водный путь международного значения - Морские вести России

Волга – водный путь международного значения

23.07.2015

Речной транспорт

Волга – водный путь международного значения

Протяженность внутренних водных путей в границах федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» составляет 9231,3 км, из них востребовано для судоходства около 45%. В соответствии с государственным заданием на 2015 год и плановый период 2015-2016 годов открыты для судоходства 3914,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3126,6 км.

Наша цель – обеспечить сквозное судоходство


Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Водные пути Волжского бассейна содержать семь районов водных путей и судоходства: Нижегородский, Казанский, Самарский, Саратовский, Волгоградский, Вятский, Ветлужский, информационно-технический центр.

В состав ФБУ «Администрация Волжского бассейна» входят пять районов гидротехнических сооружений (Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский, Астраханский), насчитывающих 15 шлюзов с напором до 16 м, с направляющими причальными стенками общей длиной 9 км, с напорными плотинами и волнозащитными дамбами общей длиной около 5 км, аванпортами, межшлюзовыми бьефами и подходными каналами. Балансовая стоимость сооружений по состоянию на 01.01.2015 составляет более 16,9 млрд рублей.

Судоходные шлюзы Самарского и Городецкого гидроузлов находятся в эксплуатации с 1955 года – в этом году им исполняется по 60 лет, а также Балаковский – с 1968 года, комплекс судоходных сооружений Астраханского вододелителя в дельте
р. Волги, в состав которого входят три однокамерных шлюза (один на р. Волге и два на р. Бушме), – с 1977 года.

Последний гидроузел в Волжском каскаде – Чебоксарский – вступил в эксплуатацию в 1981 году.

Судоходные гидротехнические сооружения участвуют в напорном фронте комплексных гидроузлов. Длина напорного фронта, непосредственно поддерживающая напор водохранилищ, составляет 1104 м, а с учетом напорных дамб, плотин межшлюзовых бьефов – 11,5 км.

Большие объемы работ были выполнены в период подготовки гидроузлов к навигации. В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) на основании подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ведутся работы по реконструкции Городецкого и Самарского районов гидротехнических сооружений и судоходства. В конце прошлого года завершены работы по замене рабочих и ремонтных затворов водопроводных галерей шлюзов № 13-16 Городецкого РГСиС с переводом цепного привода механизмов на гидропривод.

Продолжаются работы по реконструкции шлюзов № 21-24 Самарского РГСиС. К сентябрю 2017 года здесь необходимо выполнить работы по реконструкции плит оболочек стен камер шлюзов № 21-24, железобетонных балок перекрытия водопроводных галерей и водовыпусков шлюзов № 21-24, шахт затворов водопроводных галерей, межсекционных швов стен камер и галерей, закладных пьезометров этих шлюзов, а также реконструкцию дамб. Масштаб этих работ впечатляет. Подобного комплекса работ по реконструкции на гидроузлах еще не выполнялось.

Путевые работы

Исправное содержание водных путей поддерживается путем регулярного проведения комплекса путевых работ, включающего: содержание навигационной обстановки, дноуглубление, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты трасс путем проведения тральных и дноочистительных работ.

Открытие навигации 2015 года в Волжском бассейне организовано в сроки, установленные государственным заданием.

Водные пути бассейна обслуживаются 33 обстановочными бригадами. Всего на водных путях в навигацию 2015 г. планируется задействовать 4076 навигационных знаков, в том числе 2232 плавучих и 1334 береговых. Насыщенность транзитных водных путей Волжского бассейна знаками составляет один знак на один километр.

Для выполнения дноуглубительных работ в 2015 году будут введены в эксплуатацию 14 земснарядов общей технической производительностью 12 400 м3/ч.

Наибольшую трудность в поддержании гарантированных габаритов пути представляют участки транзитного судового хода: р. Волги от Городецких шлюзов до Нижнего Новгорода протяженностью 54 км и участок на Нижней Волге от Волгоградских шлюзов до н.п. Стрелецкое протяженностью 498 км.

Решить проблему поможет строительство Нижегородского низконапорного гидроузла, на реализацию которого в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» заложены средства в объеме 41,6 млрд рублей. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос по установлению постоянной отметки уровня воды Чебоксарского водохранилища. Проанализировав проектные материалы, эксперты Минтранса России и Росморречфлота не поддерживают его наполнение до 68 метров.

 Для создания нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами 4,0 м от проектного уровня на проблемном участке р. Волги, а также порогах камер шлюзов № 15 16 Городецкого гидроузла
1 июля 2014 года заключен контракт № 38 на выполнение этапа проектных работ по объекту «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла». Целью данного проекта является сохранение сквозного судоходства по р. Волге как водного пути международного значения, создание инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек.

Кроме того, на Нижней Волге на участке протяженностью 30 километров постоянно ухудшаются условия судоходства для судов и составов длиной более 100 м.

На основе взаимодействия

Одним из самых трудных участков для судоходства на Нижней Волге является Саралевский водный узел (участок р. Волги от 2630,0 до 2667,0 км) протяженностью 37 км, который характеризуется значительной извилистостью (радиус закругления здесь составляет 700 м вместо 1100 м). На данном участке согласно проекту с июля 2013 года начато производство капитальных дноуглубительных работ.

Согласно проекту на данном участке требуется проведение дноуглубительных работ на трех участках общим объемом 4,5 млн м3 грунта в течение трех лет. На сегодняшний день на данном участке земснарядами извлечено 4,2 млн м3 грунта. Итогом выполненных работ станет коренное улучшение условий для судоходства. Надеемся на то, что судоводители оценят это уже в скором времени.

В эту навигацию мы планируем продолжить работы по дноуглублению на подходе к причалу Болгары в Республике Татарстан, которые были начаты в прошлом году, и было извлечено 300 м3 грунта. Для обеспечения безопасных условий работы судоводителей пассажирского флота в этом году необходимо выполнить дноуглубление в объеме 1 129 175 м3. Работая на этом объекте, мы столкнулись с техническими трудностями, которые необходимо решить совместно с представителями регионального заказчика.


Высокая ответственность капитана

Евгений Лепехин, первый заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна ВВП

Министерством юстиции РФ 13.09.2012 был зарегистрирован приказ № 316 от 17.08.2012 Минтранса РФ «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт законодательно определил внутренние водные пути и границы всех речных бассейнов РФ.

География Волжского бассейна

Так что же такое Волжский бассейн? Волжский бассейн ВВП – это, конечно же, река Волга со всеми рукавами, притоками и дельтой, расположенными на территориях 15 субъектов РФ, от Ярославской области до Астраханской, а это без малого 10 тыс. км водных путей различных категорий, почти 5000 единиц флота, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, более 400 организаций различных форм собственности, эксплуатирующих суда различных типов, инфраструктура водного транспорта, шлюзы, порты, места погрузки/выгрузки и ремонта, объекты связи, более 40 учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов, а также значительное количество контрольно-надзорных органов и организаций.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 28.07.2012 утвердил введение на внутренних водных путях России института капитанов бассейнов ВВП. В соответствии с КВВТ РФ и структурной схемой Администрации Волжского бассейна ВВП капитан бассейна организует и контролирует деятельность подразделений, входящих в состав Администрации: службы государственной регистрации судов и прав на них, службы регулирования движения судов, службы государственного портового контроля, службы дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима, службы безопасности судоходства и радионавигации, информационно-технический центр (в части организации связи и радионавигации). Совместная оперативная деятельнос ть всех указанных служб направлена на обеспечение контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения судов и эксплуатации стоечных объектов в бассейне.

Государственный портовый контроль осуществляют шесть инспекций, расположенных в крупных городах Поволжья. Штатная численность 53 инспектора, дислоцированных в 13 городах, выполняющих проверки судов и иных плавучих объектов в 30 пунктах. При проведении проверок в среднем регистрируется 3 замечания на одну проверку и в среднем 56 проверок проводится одним инспектором за календарный год.

Флот под контролем

Процесс движения судов в Волжском бассейне контролируется на уровне всех оперативных служб, поэтому такие нарушения, как нарушение судном установленного района или сезона плавания, нарушение грузоподъемности/пассажировместимости, состояние загрузки, соответствие габаритов судна габаритам судового хода, соответствие схем формирования составов, выявляются и фиксируются любым возможным способом (эфир радиопереговоров, треки АИС, доклады диспетчерам, контроль грузовой марки и др.).

Совместно с представителями региональных транспортных прокуратур и линейных отделов МВД на транспорте выполняются выборочные проверки судов и иных плавучих объектов, осмотры плавсредств при проведении массовых мероприятий на воде в период навигации и в зимний период. В южных регионах бассейна осуществляются проверки судов и иных плавучих объектов, эксплуатируемых судовладельцами за пределами сроков навигации, проводятся осмотры плавсредств, используемых для переправ в зимний период.

Безусловно, государственный портовый контроль обладает значительными контрольными полномочиями, применимость административной практики стала возможной с ноября 2014 года, после внесения очередных изменений в КВВТ РФ. Инспекторы портового контроля стали государственными транспортными инспекторами. В Волжском бассейне возбуждение инспекторами дел об административных правонарушениях производится с начала текущего года, информация о правонарушениях своевременно направляется в подразделения Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Основная задача Администрации Волжского бассейна совместно с Волжским УГМРН Ространснадзора и судовладельческим сообществом привести деятельность организаций и эксплуатацию флота в соответствие с требованиями КВВТ РФ, требованиями «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», повысив тем самым качественный уровень безопасности судоходства в Волжском бассейне ВВП РФ.


Морские вести России №7, 2015 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021