Беломоро-Онежский бассейн: Комплексный подход - Морские вести России

Беломоро-Онежский бассейн: Комплексный подход

31.07.2015

Речной транспорт

Беломоро-Онежский бассейн: Комплексный подход

Навигация 2014 года на Беломорско-Балтийском канале была открыта 20 мая и продолжалась до 31 октября. За этот период произведено 6605 шлюзований. Перевезено 146,5 тыс. тонн грузов и 2,1 тыс. пассажиров. На Онежском озере навигация началась 23 апреля и закончилась 25 ноября. Перевезено 4197,8 тыс. тонн грузов. Безопасное плавание транспортного флота в бассейне, поддержание необходимых габаритов пути, чистоты судовых ходов обеспечивал комплекс обстановочных, промерных, тральных, дноочистительных и изыскательских работ


Без аварий и инцидентов


Валерий Волков, руководитель ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»

Общая протяженность судовых ходов ФБУ «Администрация «Беломорканал» составляет 3095,5 км, входящих в перечень внутреннихводных путей, утвержденный распоряжением Правительства РФ №1800-Р от 19.12.2002 (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ № 1006-р от 09.06.2014). Из них 1600,5 км имеют гарантированные габариты судового хода в соответствии с «Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2014-2016 годов», фактически – 1599,5 км, в том числе к категории освещаемых относятся 270,5 км путей. В дополнение к 270,5 км путей с освещаемой судоходной обстановкой на договорной основе освещались следующие судоходные трассы в Онежском озере: подход к Пергубе – 8 км и подход к причалу Ропручей – 5 км.

Протяженность судоходных трасс, обслуживаемых судоходной обстановкой (за счет дополнительных и параллельных судовых трасс, подходов к причалам), составила 1955,5 км. Действие обстановки в 2014 году составило 418 477 км/дней. Структура обстановочных подразделений, состав флота остались на прежнем уровне. Объезды участков работниками пути проводились согласно утвержденным графикам. Снятие плавучей обстановки в бассейне проведено без происшествий и потерь. По запросам судовладельцев закрытие навигации на северном склоне ББК (шлюзы № 10-19) было продлено на 16 дней, а на Онежском озере – на 8 дней.

Всего численность персонала, связанного с обслуживанием водных путей, с учетом плавсостава составляет 88 человек. В межна– вигационный период в соответствии с планом подготовки и ремонта обстановочного имущества выполнена заготовка 220 деревянных вех, ремонт 12 буев, очистка и покраска 125 буев. Всего было подготовлено и выставлено 1175 плавучих знаков.

В последние годы в связи с тем, что практически весь лесной фонд передан в аренду частным компаниям, возникают трудности с заготовкой хвойного тонкомера для вех. ФБУ «Администрация «Беломорканал» планирует постепенно перейти на вехи из полимерных материалов, что, учитывая многолетний период срока службы данного изделия, предполагает в конечном итоге экономическую целесообразность.

При обслуживании навигационной обстановки Беломорско-Онежского бассейна, с учетом разряда плавания участков пути, применяются различные методы работы: на северном склоне ББК в водах разряда «Л» применяется постовой метод, на всех остальных участках – бригадно-постовой, в Онежском озере в открытой части озера – лоцмейстерский.

Навигация прошла без аварий и инцидентов благодаря работникам пути в заданные сроки.

Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов на транзитных водных путях велись дноочистительные работы днос-нарядами ДТС-1 и ДТС-2:

• в 165-м канале, верхнем подходном канале шлюза № 5 и шлюза № 7, по белой кромке на створе «Ударников» общим объемом 4,77 тыс. куб. м;

• верхний подходной канал шлюзов

№ 11, 13, 19 общим объемом 3,5 тыс. м3;

• шлюзы № 1-19 – проводились регламентные работы по гидросооружениям с водолазным обследованием.

Плавкран ДТС-4 в мае 2014 года работал по договору с ООО «Специальные сварные металлоконструкции» на разборке строительной перемычки в верхнем бьефе шлюза № 5 и уборке превышений у причала в Пергубе по договору с ООО «Лобское-5», общий объем работ составил 420 м3. В сентябре выполнена работа по договору с ООО «Сток» по ликвидации аварии на канализационном коллекторе (выпуск в Онежское озеро) г. Медвежьегорска. Стоимость выполненных работ по договору составила 346 тыс. рублей. Также плавкраном выполнены плановые работы по подчистке подходных каналов шлюзов северного склона ББК (шлюзы № 10-19). Согласно договору с ООО «Вест Трейдинг» выполнены работы по выгрузке с т/х «Вита» на причал СРГС 1316,2 км. ББК соли технической в количестве 1710 т.

В течение навигации 2014 года буксиром «Тайфун» проекта 758Б и вспомогательными буксирами мощностью 150-450 л.с. по заявкам сторонних организаций проводились буксировочные работы.

Флот

Для выполнения комплекса путевых работ в Администрации содержится специализированный флот. Всего по состоянию на 01.01.2015 на балансе находится 54 единицы флота, из которых 37 единиц самоходных и 17 – несамоходных судов. Под наблюдением Российского Речного Регистра (РРР) состоит 27 судов.

Согласно требованиям Правил РРР каждое регистровое судно необходимо раз в пять лет предъявлять к классификационному освидетельствованию. Для освидетельствования суда необходимо поднимать на слипы сторонних организаций, имеющих признание РРР, и по результатам дефектации проводить текущий ремонт в объеме среднего.

Текущий ремонт судов для предъявления к ежегодному освидетельствованию инспекции Регистра проводился в основном в собственных ремонтно-отстойных пунктахсилами судовых экипажей, с привлечением при необходимости специалистов сторонних организаций, имеющих признание Регистра.

Затраты по текущему ремонту флота в собственных ремонтно-отстойных пунктах за 2014 год составили 9587,7 тыс. рублей, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета – 9350,4 тыс. рублей, за счет собственных доходов – 237,3 тыс. рублей.

В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, в Администрации разработана система безопасной эксплуатации судов (СУБ). В июле СУБ компании (управление и филиалы) была предъявлена эксперту РРР, а в августе – СУБ судов.

Русловая изыскательская партия (РИП-2) в межнавигационный период занималась корректурой навигационных пособий для плавания, поверкой геодезических приборов и инструментов. Произведено нивелирование Повенчанской лестницы (дно каналов № 151, № 158) с последующей камеральной обработкой. Составлены технические паспорта створных знаков, маяков. Выполнены работы по сбору первичных данных и подготовлены цифровые базы данных на участках длиной 114 км, в том числе:

• дополнительные с/х трассы озера Выг­озеро (общей протяженностью 86 км);

• р. Водла (от причала Подпорожье до устья – 28 км). Стоимость выполненных работ составила 912 тыс. рублей.

Изыскательская партия отработала на плесах и береговой планово-высотной съемке 134 дня (с 22.05 по 02.10) с площадью русловых съемок 113 км2.

В IV квартале 2014 года по контракту № 21-25/14 от 23.10.2014, заключенному с ФБУ «Администрация «Волго-Балт», изготовлен цифровой оригинал 4-го тома «Беломорско-Балтийский канал» Атласа ЕГС ЕЧ РФ для печати тиража к навигации 2015 года, стоимость работ составила 456 198 рублей 40 копеек.

Реконструкция

В соответствии с подпрограммой «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы» ФБУ «Администрация «Беломорканал» осуществляет работы по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала».

В проведении реконструкции гидросооружений ББК в 2014 году велись работы по I и II этапам на восьми шлюзах – № 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, водоспуске № 139 и плотине № 27.

На всех реконструируемых шлюзах взамен старых башен управления и зданий механизмов, не соответствующих современным нормам, строятся новые с применением энергосберегающих технологий, но сохраняющие аутентичность архитектуры канала. Меняются рабочие двустворчатые ворота. Установлены закладные части для плавремзаторов шлюзов в палах верхнего и нижнего бьефов. Выполняется ремонт плит королей, шкафных частей аварийно-ремонтных и рабочих двустворчатых ворот.

По первому и второму этапам комплексной реконструкции гидросооружений ББК на шлюзах № 4, 10, 15 по электротехнической части были выполнены работы по полному демонтажу силовых, контрольных кабелей, кабелей связи, центральных и местных пультов управления, клеммных сборок, контакторных панелей, силовых распределительных щитов, дальних и ближних светофоров.

В новых зданиях для механизмов ворот и затворов и в помещениях ЦПУ выполнены электромонтажные работы, установлены щиты освещения с аппаратами защиты, светильники, электрообогреватели. Устроены новые кабельные переходы через камеры и кабельные каналы вдоль камер шлюзов. Выполнена прокладка новых силовых, контрольных кабелей и кабелей связи. Выполнена установка новых склоняющихся мачт освещения на шлюзе № 15 со светодиодными светильниками, на шлюзах № 4 и 10 – со светильниками ЖКУ-150. Установлены новые светофоры на светодиодной основе. На механизмах ворот и затворов установлены новые конечные выключатели со степенью защиты IP56, смонтированы и подключены новые датчики уровней, обеспечивающие возможность на ЦПУ контролировать уровни воды в камерах шлюза.

На шлюзе № 10 полностью заменена схема управления поворотным автодорожным мостом. Схема выполнена с использованием блоков частотного регулирования скорости.

Новая аппаратура управления механизмами ворот и затворов обеспечивает заданные скорости и разгоны движения ворот и затворов с помощью блоков частотного регулирования с обычными трехфазными асинхронными электродвигателями с короткозамкнутыми роторами. Полная настройка автоматизированной системы управления и расширенного поиска неисправностей в настоящий момент выполнена только на шлюзах № 6, 7; на шлюзах

№ 4, 5, 10, 15 – полностью пока не закончена. Схема электроснабжения шлюзовых механизмов, контейнера связи выполнена с АВР

(аварийное включение резерва) от дизельной электростанции на шлюзе № 15 мощностью 100 кВт, на шлюзах № 4 и 10 мощностью 60 кВт.

На шлюзах № 4, 5, 6, 7, 10, 15 выполнены электромонтажные работы в блоках служебно-бытовых помещений и мастерских (БСБП) со встроенным ПРУ.

Выполнены работы по введению в строй комплексов ИТСОТБ на шлюзах № 13, 16, 19 с использованием новейших методов видеонаблюдения, датчиков движения, дополнительного освещения периметров и пропускной системы персонала.

 

Навигация-2015 в ключе текущих поправок

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП

Текущая навигация взяла старт, как и навигация года предыдущего, весьма рано и уже последняя неделя апреля ознаменовалась гудками теплоходов в Онежском озере

По состоянию дел на вторую половину июня инспекцией государственного портового контроля по Беломорско-Онежскому бассейну произведено 97 проверок судов, в ходе которых было выявлено 282 нарушения обязательных требований и в 4 случаях выявленные нарушения обязательных требований повлекли за собой временное задержание судна.

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, следует признать, незначительное приращение среднего количества выявленных нарушений обязательных требований на одну усреднённую проверку судна. В тоже время, само количество проверок находится на уровне 91% по отношению к прошлому году. Но, при этом практически в 3 раза сократилось количество выявленных грубых нарушений обязательных требований ведущих к временному задержанию судна. Результаты анализа указывают, что снижение количества проверок продиктовано не столько общим спадом активности в первом периоде навигации, сколько тем, что большинство судов имеет низкий уровень риска нарушений обязательных требований с предыдущей навигации, а, значит и более продолжительные сроки между очередными проверками. Количество нарушений – практически на уровне предыдущего года, но, серьёзных нарушений отмечено меньше.

Среди особенностей нынешней навигации стоит отметить и растущий интерес туристов-яхтсменов, как российских, так и зарубежных, к посещению достопримечательностей карельского края. Поток яхт, как под флагом России, так и под флагами иностранных государств, следующих через акваторию бассейна, значительно вырос. А проведение таких мероприятий как «Онего-Банковский кубок», несомненно, выводит туристическую отрасль региона на новый, более высокий уровень.

Несомненно, радует и то, что сама береговая инфраструктура региона начинает развиваться в направлении нового спроса, продиктованного реалиями дня. Так, недавно состоялось, по сути, второе рождение Онежского судостроительно-судоремонтного завода. В результате совместных усилий правительства Карелии и Государственной комиссии по подготовке к 100-летию республики, имущество Онежского судостроительного завода приобрело государство в лице ФГУП «Росморпорт». Это большое событие в жизни Карелии имеет как стратегическое, так и социальное значение, поскольку закладка новых судов позволит создать более 500 рабочих мест. А само наличие производственных мощностей подобного масштаба в регионе, несомненно, значительно повышает безопасность судоходства в бассейне в виду возможности качественного поддержания технического состояния судов на должном уровне.

Так же стоит отметить и активизацию частного бизнеса в направлении комплексного обслуживания флота и особенно маломерного. Несомненно, многие актуальные вопросы требуют серьёзной доработки, но благодаря совместным усилиям текущая ситуация находится в безопасном русле с гарантированными габаритами надёжной перспективы.

 

Морские вести России №9, 2015 г.

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт