Печерский бассейн: Навигация без сюрпризов - Морские вести России

Печерский бассейн: Навигация без сюрпризов

11.01.2016

Речной транспорт

В соответствии с государственным заданием на 2015 г. и программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов ФБУ «Администрация «Печораводпуть» обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна, из них 1013 км магистральных водных путей с гарантированными габаритами на участке р. Печоры от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мар, в том числе 779 км со светоотражающей обстановкой на участке от г. Печора до г. Нарьян-Мар.

 

Путевые работы контролирует спутник

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Внутренние водные пути общей протяженностью 423 км без гарантированных габаритов содержатся в навигацию 2015 года на договорных условиях с заказчиками: р. Печора от п. Усть-Илыч до г. Вуктыл (с 21.05 по 11.06.2015), р. Цильма от с. Трусово до устья (с 02.06 по 07.06.2015), р. Уса от г. Усинск до устья и подходы к остановочным пунктам на р. Печоре в границах НАО.

Начало действия средств навигационного оборудования на участках Печоры произведено в плановые сроки, за исключением участков реки от г. Вуктыл до д. Бызовая и от г. Печора до с. Усть-Уса, где открытие судоходной обстановки произведено на двое суток позднее ввиду невозможности установки береговых средств навигационного оборудования в результате позднего очищения реки ото льда и высокого уровня воды.

Судоходная обстановка на реках бассейна обслуживается 16 обстановочными бригадами, из них 13 бригад работают на участке реки от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мар.

Для производства дноуглубительных работ были введены в эксплуатацию 3 земснаряда общей производительностью 1400 м3/ч. Объем выполненных землечерпательных работ по состоянию на 01.09.2015 составил 814 070 м3.

Работы по сплошному тралению судовых ходов, тралению подходов к остановочным пунктам, а также тральные работы по заявкам клиентуры выполнялись тремя тральными бригадами с привлечением обстановочных теплоходов, оборудованных жесткими тралами. Объем тральных работ на 01.09.2015 составил 22,26 км2.

Изыскательские русловые партии были заняты на производстве русловых изысканий с целью контроля за состоянием русла, подготовки плановых материалов для дноуглубительных работ и издания навигационных пособий, а также на выполнении первичных полевых работ для подготовки картографической партией цифровых баз данных с целью создания и обновления электронных карт в границах Администрации по договору с АО «Кронштадт Технологии». Изыскательские русловые партии выполнили 131 работу, площадь съемок составила 381,1 км2.

Картографической партией Администрации в 2015 году проведены работы по созданию электронной карты р. Ижмы от 75-го км до устья.

Важной составляющей совершенствования технологии производства путевых работ явилось внедрение промерных комплексов с использованием спутникового оборудования, систем позиционирования земснарядов при разработке дноуглубительных прорезей, что привело к повышению скорости и качества работ.

Аварий и эксплуатационных происшествий с транспортным флотом и флотом Администрации за навигацию 2015 года по вине пути не было.

Флот

В ФБУ «Администрация «Печораводпуть» разработана и применена система управления безопасностью судов в соответствии с требованиями статьи 34.1 КВВТ. По результатам проверки Российским Речным Регистром в сентябре 2014 года был получен документ о соответствии № 120011 от 04.09.2014. Получены судовые свидетельства об управлении безопасностью на все суда Администрации, эксплуатируемые в навигацию 2015 года.

Для обеспечения выполнения государственного задания 2015 года был подготовлен технический флот в соответствии с утвержденным графиком судоремонта.

По состоянию на 01.07.2015 на балансе Администрации находится 120 единиц флота.

Из 120 единиц флота 98 ед. самортизированы на 100%, что составляет 81,7% от общего количества судов, оставшиеся 22 ед. самортизированы в среднем на 80,5%. Благодаря своевременному проведению планово-предупредительного ремонта при существенном износе судов техническое состояние 87,5% от общего количества судов характеризуется с оценкой «годное». В межнавигационный период 2014-2015 гг. произведен судоремонт в соответствии с графиком сдачи судов в техническую готовность.

В целях улучшения комфортности проживания экипажей на судах проведены работы по смене обшивки жилых, санитарно-бытовых и служебных помещений с применением современных материалов на судах «Песец», «Сапсан», «Чибис», «Баклан», «Гепард», «Сокол».

Проведены модернизационные работы:

– заменены главные двигатели 6ЧСП15/18 на т/х «Волна» пр. 809А на новые дизель-редукторные агрегаты ДРА 140/1500(3,04)-РД1213, что позволило улучшить ходовые характеристики судна;

– произведена замена дизель-генератора ДГР2-30/1500 на т/х «Борис Воронцов» пр. Р-14А;

– изменена конфигурация 3-секционного наконечника на з/сн «Печорский-706» пр. 23-110.

Приемка судов в техническую и эксплуатационную готовность осуществлена в плановые сроки. В навигационный период 2015 г. на слипе Г-150 произведено 50 слипований судов.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведена спецоценка условий труда рабочих мест учреждения с охватом 89,5% от общего количества. На оставшихся 10,5% мест действуют результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н.

На рабочих местах, где установлены факторы с вредными условиями труда, работникам учреждения предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:

– повышенная оплата труда;

– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Безопасность

В рамках реализации федерального закона «О транспортной безопасности» в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, проведены следующие мероприятия:

– с учетом приказа Минтранса РФ от 24 апреля 2012 г. № 105 «О внесении изменений в Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденный приказом Минтранса от 21 февраля 2011 г. № 62», изменившего требования к категорированным объектам, поданы заявления в Росморречфлот на исключение объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) из перечня категорированных объектов и одновременно объединение их с присвоением новой категории.

В результате исключения и объединения объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образованы два объекта транспортной инфраструктуры третьей категории: промбаза Администрации и промбаза Нижне-Печорского прорабского участка.

В установленном порядке проведена оценка уязвимости промбазы Администрации и утверждена в Управлении транспортной безопасности Росморречфлота. По промбазе Нижне-Печорского прорабского участка также выполнена оценка уязвимости, согласована и направлена на утверждение в Управление транспортной безопасности Росморречфлота.

В связи с изменениями требований нормативных актов исключены из реестра категорированных транспортных средств ряд судов. 7 транспортных средств объединены в одну группу.

Закупки товаров, работ и услуг для производственной деятельности в 2015 году проводились в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФБУ «Администрация «Печораводпуть», утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта 27.03.2014.

За 9 месяцев 2015 года конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было проведено 100 процедур (из них 42 электронных аукциона, 57 запросов котировок и один запрос предложений). В результате проведения закупок разница между начальной максимальной ценой контрактов и фактической стоимостью составила 461 тыс. рублей.

Антикризисные мероприятия

В Администрации разработана и выполняется программа антикризисных мероприятий:

– судоремонт технического флота по ряду судов был проведен в объеме осенне-весенней профилактики;

– восстановление и повторное использование быстроизнашивающихся дорогостоящих деталей рефулерных насосов земснарядов путем наплавки износостойкими электродами;

– установление лимита средств на судоремонтные работы по каждому судну;

– внедрение на землесосах («Печорский-710», «Печорский-311/315») усовершенствованных грунтозаборных устройств – трехсекционных наконечников, позволяющих не только увеличить фактическую производительность, но и уменьшить запас на переуглубление. В результате использование вышеуказанных наконечников позволило уменьшить удельный расход топлива на 1000 м3 извлеченного грунта на 15,4%, на 1000 м2 разработанных прорезей – на 29,2%.

В целях подготовки к реализации мероприятия «Реконструкция и развитие ведомственной технологической сети связи Печорского бассейна» заключен контракт (за счет собственных средств по приносящей доход деятельности) на проведение первого этапа работ по разработке проектной документации.

Несмотря на трудности, коллектив ФБУ «Администрация «Печораводпуть» готов к реализации поставленных задач, государственное задание 2015 года выполнено.

Вместе с тем не все задачи, которыми мы занимались, нашли решение. Существует проблема комплектации судов технического флота высококвалифицированными специалистами командного состава, которая обостряется в связи с тем, что основную часть командного состава экипажей судов составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста.

Требует незамедлительного решения вопрос обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов, в частности необходима замена, отслужившие свой срок, судовой станции по очистке нефтесодержащих и сточных вод, образующихся на судах технического флота.

 

По методу передвижных групп

Андрей Проурзин, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Печорского бассейна ВВП

На Печоре снеговой покров образовался на 10 дней раньше среднестатистического. Завершено обслуживание навигационной обстановки в 2015 году.

Портовый контроль

В Печорском бассейне внутренних водных путей действует одна инспекция государственного портового контроля. Состав: 2 инспектора, главный инспектор и начальник службы государственного портового контроля. Штат не укомплектован. В связи с этим нагрузка на службу ГПК в навигационный период достаточно серьезная – от 120 до 140 проверок судов на инспектора.

Проверки судов в 2015 году начали 15 мая. В настоящее время завершено обслуживание навигационной обстановки, однако, проверки продолжаем.

С окончанием навигации начали анализировать и подводить итоги работы в 2015 году. Службой ГПК за навигацию 2015 года проведено 455 инспекции, из них с замечаниями – 430 (94,5% от общего числа проверок), выявлено 1822 нарушений, что составляет немногим более 4 замечаний на одну проверку, 86 судов задержано (18,7% – или почти каждое пятое судно). Основные причины задержаний – не новы: отсутствие на борту судовых свидетельств и документов (ст. 14 КВВТ) – 917 нарушений (50%), свидетельства и документы по системе управления безопасностью (СУБ) – 415 нарушений (22%), по остальным категориям нарушения обязательных требований – не превышают 5%. В Печорском бассейне ВВП только второй судовладелец начал получать судовые свидетельства СУБ. У многих нет СУБ предприятия. Причина – недопонимание должностными лицами судоходных предприятий важности СУБ для обеспечения эффективного выполнения судами требований в области безопасности судоходства.

Печорская инспекция продолжает работать по принципу передвижных групп. Метод хорошо зарекомендовал себя в последние годы. Профессиональный уровень подготовки инспекторов растет. По сравнению с прошлыми годами улучшились почти все качественные показатели. Выросло среднее количество замечаний на одну инспекцию по итогам навигации с 2,83 (2013 год) и 3,47 (2014 год) до 4 замечаний на проверку в 2015 году. Количество временных задержаний судов держится на уровне 18-19%.

Регистрация

С начала 2015 года проведено 100 государственных регистраций. Выдано 130 свидетельств, 12 судовых билетов, один из них на деревянное судно, исключено из государственного судового реестра 6 единиц, зарегистрировано 11 договоров аренды судов без экипажей.

Выявлено несколько случаев двойной регистрации судов. Подобные действия судовладельцев с документами по судну до конца непонятны – зачем судну, находящемуся в государственном судовом реестре, позднее получать дополнительно документы ГИМС МЧС России. Нарушаются положения п. 1 ст. 16 КВВТ, что судно подлежит государственной регистрации только в одном из реестров, и искажаются статистические данные в целом по стране. После проведения расследования материалы переданы в Печорскую транспортную прокуратуру.

Другая проблема, когда суда продаются для последующей утилизации. Продавец и новый судовладелец не считают нужным снимать такие суда с учета государственного судового реестра. По скромным подсчетам, в Печорском бассейне ВВП таких судов более сотни. Есть суда, которые сданы в металлолом более десяти лет назад, но они продолжают числиться в государственном судовом реестре. Необходимо выработать мероприятия по запрету утилизации судов без исключения из государственного судового реестра.

Дипломирование и аттестация

В службе дипломирования работают два сотрудника. Службой в 2015 году выдано 75 дипломов, 80 подтверждений к дипломам, 107 квалификационных свидетельств. Прошли аттестацию 26 кандидатов на должность ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов. По устоявшейся практике наблюдается неравномерная нагрузка на квалификационную комиссию на протяжении календарного года – более 89% прошедших квалификационные испытания обращаются в квалификационную комиссию в марте-июне. Чтобы избежать напряжения в эти дни, комиссия собирается до четырех раз в неделю.

Навигация 2015 года закончилась, но нельзя забывать, что не все суда дошли до мест зимовок – отслеживаем их движение. Намечен план работы в межнавигационный период. Запланировано проведение учебы и стажировки инспекторов портового контроля. Начали подготовку к следующей навигации.


Морские вести России, №15, 2015 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021