Волге прибавят глубины - Морские вести России

Волге прибавят глубины

02.02.2016

Речной транспорт

Нижегородский низконапорный гидроузел будет введен в строй не позже 2020 г. и будет стоить не более 40 млрд рублей

29 сентября 2015 года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта прошло заседание Экспертного совета Росморречфлота под председательством исполняющего обязанности руководителя Росморречфлота Сергея Горелика. В заседании приняли участие директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, представители подведомственных Росморречфлоту организаций, руководители предприятий и организаций водного транспорта, сотрудники Росморречфлота, представители бизнес-структур.

А. Сидоров

В повестке дня были обозначены два вопроса: «Варианты компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла» и «Энергосберегающее оборудование. Сетевой фильтр».

Основным вопросом повестки дня стало обсуждение вариантов компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла, ввод в эксплуатацию которого должен решить проблему судоходства на Волге. Напомним, что в настоящее время главным проблемным местом является 40-километровый участок от г. Городец до г. Нижний Новгород, который лимитирует осадку судов. Данный участок является связующим звеном для транспортировки больших грузопотоков, формирующихся в Камском бассейне, на Средней и Нижней Волге в направлении Балтики. Сегодня же из-за обмеления Городецкого участка движение крупнотоннажных судов и круизных речных лайнеров по одной из главных водных артерий страны фактически парализовано.

 

Шлюз: две нитки лучше, чем одна

С целью решения данной проблемы принято решение о скорейшем начале строительства низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Реализация проекта предусмотрена в рамках финансирования подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В результате реализации проекта на Волге появятся два объекта – сам гидроузел и водохранилище, которое не является объектом капитального строительства. Протяженность водохранилища по основному руслу составит порядка 41 км, а по судовому ходу – 38 км. Статическая емкость водохранилища оценена в 0,15 куб. км, динамическая – в 0,21 куб. км.

О возможных вариантах компоновки сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла на заседании Экспертного совета доложили представители ООО «Техтрансстрой»: генеральный директор Виктор Морозов и главный инженер проекта Игорь Краснощеков.

Как сообщил Краснощеков, к напорным ГТС Нижегородского низконапорного гидроузла предъявляются следующие требования:

-         Категория водного пути – сверхмагистральный (согласно ГОСТ 26775-97).

-         Класс сооружений – 2-й (согласно СП 58.13330.2012, СП 101.13330.2012).

-         Назначение узла – воднотранспортное.

«Этим требованиям удовлетворяет створ на участке от 890 до 891 км по судовому ходу», – пояснил главный инженер проекта. Основные сооружения будут расположены на правобережной пойме на острове Ревякинский, который находится в черте Нижнего Новгорода, в административных границах Сормовского района.

Техническим заданием предусмотрено строительство однокамерного двухниточного шлюза с полезными размерами камеры 300 на 30 м. Тем не менее разработчиками был проведен анализ по судопропускной и грузопропускной способности других вариантов решения шлюзовых камер. Всего рассматривалось три варианта: уже упомянутый двухниточный шлюз, а также два однониточных – с камерами 30 х 300 м и 37 х 320 м соответственно.

Анализ показал, что из всех вариантов существенный резерв по повышению грузопропускной способности обеспечивает только шлюз с двумя нитками. Кроме того, этот вариант создает необходимый запас надежности, так как судоходство не прекратится в случае отказа одной из ниток.

Также изучался вариант с затапливаемым шлюзом, но анализ показал, что такая конструкция неприемлема, так как это противоречит требованиям норматива по каскадному расположению гидроузлов. Кроме того, согласно требованиям для сверхмагистрального водного пути, к которому относится Волга, гидроузел обязан обеспечивать надежное шлюзование при паводке. Это еще один аргумент против затапливаемого шлюза.

 

Таблица 1. Размеры сооружений Нижегородского низконапорного гидроузла

Наименование сооружения

Основные характеристики

Длина, м

Наибольшая ширина, м

Наибольшая высота, м

Грунтовая плотина

680

12/275

26,0

Грунтовая плотина

680

12/275

26,0

Водопропускная плотина

680

59,0 (порог)

Судоходный шлюз

300

30

21,2

Верхний подходной канал

1000

220

63,0 (дно)

Нижний подходной канал

1250

220

58,5 (дно)

Водослив в рукаве Никольский

67,5 (порог)

Дамба с подъездной дорогой

3950

10/90

13,0

 

Плотина: судоходная или нет

Далее рассматривались различные варианты компоновки водопропускной плотины. Всего компоновок было четыре:

-         с водосливными отверстиями и судоходными пролетами (судоходная плотина и водосброс-регулятор);

-         водосбросная плотина с широким порогом и водосброс-регулятор;

-         переливная плотина (автоматический водосброс) практического профиля и водосброс-регулятор;

-         полигональный водослив и водосброс-регулятор.

Все варианты компоновки были тщательно проанализированы по стоимости их строительства, надежности, эксплуатационным характеристикам и т.д.

Строительство судоходной плотины оказалось нецелесообразным по следующим причинам. Для неразборного варианта плотины с пролетами около 100 м придется устанавливать тяжелые затворы, что затрудняет обслуживание и ремонт этого оборудования, снижает надежность судопропуска в случае аварии. Кроме того, такая плотина является необслуживаемой. В свою очередь разборный вариант плотины неприемлем по нормативным соображениям, потому что риск аварии в 50 раз превышает требования норматива.

От проекта переливной плотины также отказались по следующему ряду причин:

1) низкая эксплуатационная надежность и безопасность такого сооружения;

2) очень высокая опасность разрушения плотины в результате ошибки судоводителей;

3) невозможность поддержания НПУ (нормальный подпорный уровень) на переливной плотине, особенно при выходе из строя водосброса-регулятора;

4) переливная плотина очень плохо переносит ледовые нагрузки, во время ледохода возникают заторы;

5) экологи требуют на зимний период, когда заканчивается навигация, переводить реку в бесподпорное состояние. Переливная плотина не позволяет этого делать, а значит, ожидается подтопление земель и другие неблагоприятные экологические последствия.

Есть и другие минусы переливной плотины – например, удорожание строительства и т.д.

В конечном итоге разработчики остановились на варианте водосбросной плотины с широким порогом и водосбросом-регулятором. «Это наиболее классический вариант решения», – отметил главный инженер проекта.

Рекомендованный к проектированию вариант выглядит следующим образом: водосливная плотина с 16 водосливными отверстиями, шесть из которых работают в режиме водосброса регулярно, и однокамерный двухниточный шлюз с полезными размерами камеры 300 на 30 метров. К шлюзу ведут верхний и нижний подходные каналы шириной по 220 метров, автоматический водослив находится в рукаве Никольский. И наконец, дамба с подъездной дорогой, работа которой планируется на весь период эксплуатации гидроузла. «Данное компоновочное решение является наиболее надежным по совокупности всех предъявляемых требований – конструктивных, эксплуатационных и т.д.», – подчеркнул Игорь Краснощеков.

 

Расходы в рамках запланированного

Как сообщили участники собрания, расходы по проекту распределятся следующим образом:

-         строительство водонапорной плотины и шлюзовых камер – 16 млрд рублей;

-         строительство земляной плотины – 3 млрд рублей;

-         вспомогательные сооружения (ЛЭП, автодороги и т.д.) – 1,5 млрд рублей;

-         организация строительства (водопонижение и т.д.) – 8 млрд рублей.

Таким образом, строительство не должно выбиться из выделенного бюджета, который согласно федеральной программе запланирован на отметке 40 млрд рублей.

Площадь затопляемой территории невелика для проектов подобного рода – 56 кв. км. Под затопление попадают 140 кадастровых земельных участков, которые необходимо будет выкупить у собственников и перевести в иную категорию земель.

На собственно строительство гидроузла отведено три года – 2018, 2019 и 2020-й. Как отметил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, срок ввода гидроузла в эксплуатацию можно приблизить, например, сократив время на проектирование.

 

Морские вести России №14 (2015)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт