Водные ресурсы страны нуждаются в защите - Морские вести России

Водные ресурсы страны нуждаются в защите

10.02.2016

Речной транспорт

Водные ресурсы страны нуждаются в защите

Подготовлен и внесен в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации». Принятие данного законопроекта должно существенно улучшить использование водных путей нашей страны.

Владимир Кашин, председатель Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академик РАН

 

Водное хозяйство – богатство страны

Россия – это великая водная держава, и этот потенциал должен работать на общее благо. Занимая 1/6 всей земной суши и протяженность 60 тыс. км водного побережья, Россия отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озер, принадлежащих бассейнам Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов и внутренних водоемов.

Гидросеть России образуется из более чем 2,5 млн рек и ручьев, общая протяженность которых составляет свыше 8 млн км. Число рек (водотоков), включенных в государственный водный реестр, составляет значительную величину – 142,3 тыс. единиц.

На территории России расположены полностью или частично 8 из 50 крупнейших мировых бассейнов рек: Оби, Енисея, Лены, Амура, Волги, Днепра, Дона, Урала. Число озер составляет более 2,7 млн единиц с суммарной площадью водной поверхности почти 409 тыс. кв. км. В государственном водном реестре зарегистрировано 20,7 тыс. озер.

Кроме того, в эксплуатации находятся 2650 водохранилищ емкостью выше 1 млн кубометров. В первую десятку крупнейших по площади водного зеркала водохранилищ в мире входят Куйбышевское (6,15 тыс. кв. км), Братское (5,5 тыс. кв. км), Рыбинское (4,5 тыс. кв. км), Волгоградское (3,1 тыс. кв. км), Красноярское (2,0 тыс. кв. км) водохранилища.

Территория России омывается водами 12 морей, а также водами Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также внутриматерикового Каспийского моря.

Внутренние водные пути (ВВП) России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи субъектов страны, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении с 45 странами Европы, Азии и Африки.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101,6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски. Это огромное хозяйство и богатство!

СССР первой из стран Европы завершил в 1975 году процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

ВВП обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт.

В целом на долю ВВТ приходится около 2% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

 

Новации для общей пользы

Основной целью законопроекта «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» является создание правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.

В настоящее время в соответствии с КВВТ РФ внутренние водные пути находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета. Перечень водных объектов, составляющих ВВП РФ, утверждается соответствующим распоряжением правительства страны.

Ряд регионов (г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Красноярский край и др.) на протяжении нескольких лет неоднократно обращались с предложением, чтобы внутренние пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень водных объектов, включали в себя и внутренние водные пути регионального значения.

Внесенный законопроект предоставляет субъектам РФ право в дополнение к существующему Перечню внутренних водных путей федерального значения инициативно вносить в правительство предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта РФ и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации. Дело в том, что с изменением законодательства с 2006 года субъекты РФ не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей. Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения посредством предусмотренного Бюджетным кодексом РФ механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта России в целях софинансирования исполнения расходных обязательств страны.

Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта РФ осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры на ВВП регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта страны, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта РФ. Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП и федерального значения в интересах субъектов РФ.

Такой подход дает возможность создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов РФ на тех водных объектах, которые прежде всего не включены в Перечень ВВП федерального значения.

 

Обеспечить безопасность на воде

Еще одним важным моментом является то, что сегодня остро стоит вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах, не включенных в федеральный перечень. Так, например, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино в Красноярском крае, которое не входит в перечень ВВП РФ, погибли 8 человек. Если такие водные объекты в соответствии с внесенным законопроектом будут отнесены к ВВП регионального значения, то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля, входящие в состав администраций бассейнов ВВП, получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.

В целях обеспечения безопасности судоходства на ВВП РФ законопроектом предполагается распространить действие Кодекса внутреннего водного транспорта на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Недостатки законодательства сегодня позволяют судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не только не проводить их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для необходимой классификации и освидетельствования.

Помимо этого судовладельцы снимают с учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим состоянием этих судов в настоящее время является исключительной прерогативой судовладельца. Законопроектом предполагается функции по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на ВВП федерального значения возложить на администрации бассейнов ВВП, которые отвечают за обеспечение безопасного судоходства.

 

Бережно использовать водные богатства

Несколько слов надо сказать о собственности на водные объекты. Эти вопросы полностью урегулированы Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Водного кодекса пруды и обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, к которым каждый гражданин вправе иметь доступ и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Конечно, на практике мы сталкиваемся с проблемами исполнения законов. Можно привести многочисленные примеры, когда богатенькие граждане грубо нарушают природоохранное и водное законодательство – строят коттеджи в водоохранной зоне, меняют береговую линию, намывают искусственные острова, строят причалы и эллинги в теле гидротехнических сооружений (дамб) и т.д. Мы с этим сталкивались даже на Волге, не говоря уже о реках меньшего масштаба, в том числе в Подмосковье. Так, например, в водонапорной дамбе г. Дубны местными дельцами были построены эллинги для моторок и яхт, в районе г. Кимры была изменена береговая линия реки Волги, то же самое происходило с Клязьмой, застройка поймы реки в районе Красногорска, застройка долины Сетуни и т.д. Такие нарушения не имеют права на существование, и их надо выжигать каленым железом. И вносимый законопроект в значительной мере решает эти проблемы.

Важным является контроль за обеспечением общедоступности водных объектов для населения, который не всегда осуществляется так, как это предусмотрено. Это подтверждается многочисленными обращениями граждан. Зачастую право осуществлять в границах водоохранных зон строительство хозяйственных и иных объектов трактуется застройщиками как возможность ограждения территории и закрытия свободного доступа к водным объектам. Это абсолютно незаконно. Правоохранительные органы обязаны реагировать на такие случаи.

Особую актуальность проблема обеспечения общедоступности водных объектов для населения приобрела в связи с принятием в первом чтении в декабре 2013 года проекта федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Сейчас он активно готовится к рассмотрению во втором чтении в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Депутатам Государственной Думы, так же как и всем гражданам, небезразлична судьба водного фонда страны, мы стремимся в своей работе по совершенствованию водного и другого законодательства учесть все особенности этого уникального природного ресурса, чтобы обеспечить его рациональное использование, сохранить природные богатства России для будущих поколений и не допустить их бесконтрольного уничтожения.

 

Морские вести России №18 (2015)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021