Ключевой элемент единой глубоководной системы - Морские вести России

Ключевой элемент единой глубоководной системы

09.08.2016

Речной транспорт

Ключевой элемент единой глубоководной системы

Обеспечение безопасного судоходства на водных путях в условиях маловодья и бесперебойной работы гидротехнических сооружений – вот приоритетная задача коллектива ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».

В ведении Администрации находятся 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгее. Из них 313 км – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 101 км.


Мастерство путейцев обеспечило безаварийность

Олег Шахмарданов, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

В учреждении эксплуатируются 138 гидротехнических сооружений: 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 земляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС, 120 единиц технического флота, а также более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.

Канал – труженик

Идея реализовать проекты по соединению Волги и Дона существовала несколько столетий. Турецкий султан Сулейман, затем Петр I, потом В.И. Ленин видели важной стратегической и экономической задачей строительство канала между Волгой и Доном. Трижды войны помешали осуществить задуманное. Лишь в 1948 году институтом «Гидропроект» было завершено проектирование канала.

Волго-Донской судоходный канал – не только реальное воплощение многовековой мечты о соединении двух великих русских рек. Создание этого комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то Волго-Дон был построен за 3,5 года: с 1948 по 1952 год.

С его введением в строй было завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России. Это сделало Москву портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

Только на Волго-Донском судоходном канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Уникальность ВДСК состоит в том, что канал полностью накачной и питание его водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. Только за 2015 год насосными станциями перекачано 1035,726 млн м3 воды.

Проектная пропускная способность ВДСК составляет 10,5 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток. В 2015 году при фактической длительности навигации 247 суток через Волго-Донской судоходный канал прошло 6203 теплохода и перевезено 8021 тыс. тонн грузов (63,9% к 2014 году). Суда около 200 судоходных компаний проходят ежегодно по водным путям Волго-Донского бассейна, крупнейшие из которых: ОАО «СК «Волжское пароходство», ОАО «Северо-Западное пароходство», ООО «НавигаторЪ», ООО «Прайм Шиппинг», ООО «ВФ Танкер», ООО «Палмали» и др.

Более чем 60-летний опыт эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов р. Дон и увеличения сроков навигации. Надо отметить, что гидросооружения в те годы эксплуатировались около 30 лет, имели хорошее техническое состояние (можно сказать, были «молодыми» при 100-летнем проектном возрасте).

В последние годы при грузопотоке 5:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна, увеличения количества крупнотоннажных судов и увеличения сроков работы гидросооружений.

Реконструкция и ремонт шлюзов

На шлюзах Администрации в 2015 году выполнено 98 893 шлюзования, при этом по водным путям бассейна прошло 12 740 единиц флота.

Для улучшения технического состояния и повышения уровня безопасности гидросооружений в 2015 году проводились работы по капитальному ремонту:

– железобетона Волгоградского гидроузла, электросилового оборудования 0,4-10 кВ и механического оборудования водопроводных галерей шлюзов № 30 и № 31 Волгоградского гидроузла;

– металлоконструкций основных двустворчатых ворот нижней головы шлюза № 2, затвора № 9 водосбросной плотины Воронежского гидроузла;

– противофильтрационных шпонок шлюзов № 3, № 5;

– антикоррозионного покрытия металлоконструкций: нижних и верхних ремонтных ворот шлюзов № 2, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 13, затвора № 1 водосброса Николаевского гидроузла;

– предохранительного устройства от навала судов на РДВ шлюза № 7;

– плавучих рымов шлюза № 7;

– кровли и декоративной штукатурки здания НС-33.

Начаты работы по капитальному ремонту металлоконструкций затвора № 10 водосбросной плотины Воронежского гидроузла, металлоконструкций основных двустворчатых ворот шлюза № 6, антикоррозионного покрытия металлоконструкций ПОВ шлюза № 10, РДВ шлюза № 15.

Утверждены декларации безопасности и получены разрешения на эксплуатацию гидроузлов № 2, 3, 7, 8, Мариновского № 11, Ильевского, Константиновского, Волгоградского. В июне проведены преддекларационные обследования сооружений гидроузлов № 1, Береславского, Мариновского № 12, Цимлянского № 14, Цимлянского № 15, Николаевского и Воронежского.

В Администрации постоянно проводится работа по повышению уровня безопасности СГТС с применением инновационных технологий и выполнением работ по комплексной реконструкции.

В 2015 году продолжались работы по реконструкции объектов Администрации в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала выполняются работы по реконструкции гидроузла № 7, насосных станций № 31, № 32, созданию единой автоматизированной информационно-управляющей системы (единая система диспетчеризации), в частности:

– реконструкция парапетов, эстакад и пал;

– реконструкция крепления подходных каналов;

– строительство модульных зданий хозяйственно-бытового назначения;

– завершены работы по реконструкции рабочих двустворчатых ворот;

– выполняются работы по реконструкции насосного агрегата № 2 НС-32.

Начаты работы по реконструкции гидроузлов № 2, 5, 11.

Выполняются работы по разработке проектной документации по реконструкции сети бассейновой связи Администрации.

Вопреки маловодью

Официальное открытие навигации 2015 года состоялось 1 апреля в соответствии с планом. Продолжительность составила 247 дней, что на 4 дня больше плановой.

Навигация выдалась сложной ввиду маловодности, продолжающейся несколько последних лет. Половодье 2015 года оказалось одним из самых низких за весь период существования Цимлянского водохранилища, приток воды к водохранилищу за половодный период составил 4,34 км3, что соответствует 39% от нормы – 10,4 км3. Максимальная отметка наполнения Цимлянского водохранилища составила 32,54 м при НПУ 36,00 м. С 24 марта по 10 июля из Цимлянского водохранилища установлен сбросной расход в размере 250 м3/с, с 11 июля по 31 августа – 200 м3/с, с 1 сентября по 31 декабря – 180 м3/с. До 4 августа фактические габариты судового хода были не менее гарантированных и составили: глубина 365 см и ширина 100 м. С 4 августа ширина судового хода составляла 80 м, а с 21 августа – 60 м. В октябре уровень воды Цимлянского водохранилища упал до отметки 31,16 м.

В условиях маловодья на Цимлянском водохранилище безопасные условия судоходства обеспечивались усиленным комплексом путевых работ, проведение которых позволило осуществить безаварийное транзитное судоходство. Производился систематический мониторинг глубин и чистоты судового хода, также судами технического флота проводилось сопровождение транзитных судов, имеющих минимальный запас под днищем.

Характерными особенностями навигации по сравнению с навигацией 2014 г. можно считать следующие:

1. Маловодье в период завершения навигации и, как следствие, недогруз транзитного флота.

2. Неравномерное распределение в течение навигации негабаритных составов (2-3 шлюзования). Основное их количество пришлось на октябрь-ноябрь.

3. Благоприятные гидрометеорологические условия в завершающий период навигации (отсутствие ледовых явлений, туманов), позволившие безаварийно пропустить транзитный флот без повреждений судов и шлюзов, снять плавучую обстановку.

Технический флот

Администрация эксплуатирует 120 единиц технического флота. Одним из направлений по улучшению содержания ВВП бассейна является модернизация технического флота. В 2015 году на плавучем кране «ДТ-6» проекта № 81050 выполнен капитальный ремонт электромеханического оборудования крановой установки. Капитально отремонтированы два судовых двигателя 3Д6 флота Донского и Волгоградского РГСиС. На 11 судах проведен средний ремонт. Ежегодно для ремонта корпуса, движительно-рулевого комплекса, оборудования и систем на берег поднимается 7-8 судов.

В рамках подготовки каравана к безаварийной работе был выполнен большой объем работ на з/с «Донской-405», т/х «ШС-1», т/х «ШС-18», т/х «ШС-19» и м/з «Путейский-44». На земснаряде выполнили ремонт черпаковой цепи с редукторами и электродвигателями привода, лебедок и ДВС. Проведены работы по ремонту винторулевого комплекса и частичной замене корпусов на шаландах и мотозавозне. Для замены на т/х «ШС-19» и т/х «Путейский-44» устаревших и снятых с производства 6ЧСП18/22 приобретены новые дизельные реверс-редукторные агрегаты.

В Администрации разработана и внедрена система управления безопасностью судов, имеется документ о соответствии учреждения. Суда, в отношении которых действует статья 34.1 КВВТ (система управления безопасностью), имеют судовые свидетельства управления безопасностью, своевременно проходят освидетельствование.

Судовладельцы по заявкам своевременно обеспечивались навигационными картами и корректурным материалом в течение всей навигации. Постоянно выполняется корректировка и поддержание на современном уровне бумажных и электронных карт. Транспортных происшествий по вине работников пути не было.

Из 2187,5 км внутренних водных путей бассейна 518 км имеют гарантированные габариты судовых ходов, из которых 300 км оборудованы освещаемой судоходной обстановкой, 159 км – знаками судоходной обстановки отражательного действия, 59 км – неосвещаемой обстановкой.

В бассейне эксплуатируется 450 береговых и 649 плавучих навигационных знаков. Изготовленные из полимерных материалов и эксплуатируемые в течение нескольких навигаций плавучие знаки зарекомендовали себя с положительной стороны.

В межнавигационный период уточнялись схемы расстановки СНО на магистральных водных путях бассейна, готовился корректурный материал к лоцманским картам, проводился необходимый ремонт флота и средств навигационного оборудования. Обеспечен в достаточном количестве запас плавучих знаков. Диспетчерский аппарат и лоцманы прошли аттестацию и подготовились к работе по обеспечению безопасного пропуска и к проводке судов в бассейне.

Транспортная безопасность

Осуществляется реализация требований Федерального закона «О транспортной безопасности» на объектах судоходных гидротехнических сооружений. Ведутся работы по реконструкции судоходного шлюза № 7, в состав работ по реконструкции включены мероприятия по оснащению шлюза современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСО ТБ).

В период подготовки к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также в связи с усилением деятельности международных террористических организаций и трагическими событиями, произошедшими 13 ноября 2015 года в Париже, на объектах Администрации проводились дополнительные мероприятия в целях защиты объектов от актов незаконного вмешательства. В результате на СГТС не допущено ни одного акта незаконного вмешательства в деятельность объектов.

В декабре 2015 года в рамках «Транспортной недели – 2015» в сфере водного транспорта Администрации вручена национальная премия «Транспортная безопасность России – 2015» за 2-е место в номинации «Лучшее предприятие на речном транспорте в области обеспечения транспортной безопасности» (национальная премия «Транспортная безопасность России – 2015» учреждена ассоциацией «Транспортная безопасность» и фондом «Транспортная безопасность» при поддержке Государственной Думы и Министерства транспорта РФ).


Безопасность как условие перевозок


Александр Раков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Донского бассейна ВВП

Безопасность судоходства на внутреннем водном транспорте будет всегда приоритетной не только для тех, кто ее контролирует, но и для судовладельцев.

Глубокое понимание единой задачи – обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне внутренних водных путей – отличительная черта в подходе к организации судоходства на Волго-Доне. Присутствие государственного портового контроля, работа под его наблюдением, не внесла деструктивных ноток и не осложнила деловых, партнерских отношений с судовладельцами. Напротив, крупные и средние судовладельцы приветствуют новую систему контроля, поскольку безответственное отношение экипажей к своей работе наносит ущерб их имиджу, приводит к отказу грузоотправителей от дальнейшего сотрудничества.

На примере Администрации попытаемся увидеть и отразить положительные и негативные моменты, что накопились за три года существования портконтоля на реке.

Для наглядности деятельности ИГПК посмотрим статистику осмотров судов в сравнении.

Из таблицы видно, что при том же количестве проверенных судов количество замечаний уменьшилось на 21%. Количество задержаний уменьшилось наполовину. Это говорит об ответственном отношении судовладельцев к выполнению ранее выданных предписаний и устранению замечаний. Кроме того, и отношение к работе инспекторов ГПК тоже изменилось, несмотря на то, что они стали строже следить и требовать соблюдения законодательства. Основное количество задержаний приходится на суда небольших компаний, которые не всегда способны содержать свой флот на должном уровне.

Во всем нужна мера

В 2015 году сложилась очень сложная ситуация на Верхнем Дону. Кроме отсутствия глубин из-за маловодья некогда процветающие Лискинский порт и компания «Донской речной флот» (порт Воронеж) не смогли ввести свой флот в эксплуатацию. Нет средств на установку ГЛОНАСС, разработку СУБ и оплату услуг Российского речного регистра. Считаю, что ГЛОНАСС нужен там, где от него есть польза. Зачем он нужен на судне, которое работает на участке протяженностью 60 километров, где нет диспетчерского регулирования, нет береговых станций контроля движения? Зачем на баржу без экипажа устанавливать радиостанцию? Ведь ее методом толкания ведет буксировщик, на котором все это есть.

Может, лучше дать возможность судовладельцам использовать эти средства на улучшение технического состояния таких судов, на тренажерную подготовку и обучение членов экипажей, чем по существу зря потратить их на оборудование, которое никогда не пригодится (полная стоимость комплекта ГЛОНАСС вместе с проектом 300 тыс. рублей). Там же, в замкнутом районе, по сути некому работать на судах. Наверное, пришло время Российскому речному регистру пересмотреть требования к судам, работающим в таких районах.

Законодательством определена ответственность за нарушения, а также определены лица, которые отвечают за их устранение. Во исполнение этого капитаном бассейна и инспекторами ГПК составляются протоколы об административных правонарушениях.

Вроде бы на первый взгляд все хорошо в работе ГПК? Но это только на первый взгляд. Есть проблема кадров для работы инспектором в связи с высокими требованиями к ним. Есть негативное отношение к работе ИГПК представителей контрольно-надзорных структур. Постоянные проверки, огромное количество различного вида запросов, требований зачастую выбивают из нормального рабочего ритма. Совместной работы на конечный результат, которым является повышение уровня безопасности судоходства, не получается. Происходит выискивание нарушений в работе служб Администрации и ИГПК.

Диспетчерское регулирование

Если уж говорить о безопасности судоходства в целом, то нельзя не сказать о диспетчерском регулировании и его не последнем по значимости месте. Основная цель диспетчерского регулирования в Волго-Донском бассейне – это обеспечение безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, безопасного перехода через Цимлянское водохранилище, безопасного пропуска негабаритных составов. Особых изменений в деятельности этой службы нет. Налажено взаимодействие по информационному обмену и регулированию движения судов между диспетчерскими службами Волго-Донского, Волжского и Азово-Донского бассейнов, капитанами морских портов Азов и Ростов-на-Дону. Временно задержанные суда и суда, которым выставлены коды «до выхода в рейс», без информации инспекторов об устранении замечаний не получат разрешение диспетчера на продолжение рейса.

На капитане бассейна замыкаются также функции по аттестации исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства (диспетчеры, лоцманы, капитаны-наставники...); аттестации ответственных за систему управления безопасностью (СУБ); дипломирования и проверки знаний командного и рядового состава, а также выдачи им дипломов и квалификационных свидетельств.

Квалификационной комиссией Администрации с начала 2015 года:

• аттестовано ответственных за безопасность судоходства – 45 человек;

• аттестовано ответственных по СУБ – 53 человека;

• продипломировано и проведена проверка знаний на подтверждение дипломов комсостава – 1273 человека;

• выдано дипломов и подтверждений к дипломам – 1670 ед.;

• выдано рядовому составу квалификационных свидетельств – 526 штук.

Отделом государственной регистрации судов проведена следующая работа:

• принято заявлений о государственной регистрации судов – 116 штук;

• выдано свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ – 40 штук;

• выдано судовых билетов маломерных судов – 12 штук;

• выдано выписок и справок из Государственного судового реестра – 1128 штук.

В заключение хочу выразить надежду на понимание руководителей контрольно-надзорных органов в отношении деятельности капитанов бассейнов ВВП и ИГПК, а работникам внутреннего водного транспорта, в преддверии очередной навигации пожелать гарантированных глубин, много грузов и пассажиров, безопасного судоходства.


Морские вести России №5, 2016 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021