Навигация-2016: на Волжском направлении - Морские вести России

Навигация-2016: на Волжском направлении

09.08.2016

Речной транспорт

Навигация-2016: на Волжском направлении

Общая протяженность внутренних водных путей в границах Администрации составляет 9231 км, из них открыты для судоходства 3990 км – 43% от общей протяженности.

На водных путях бассейна задействован 4041 навигационный знак, в том числе 2721 плавучий и 1320 береговых. Освещаемых – 2541 знак. Насыщенность судовых ходов навигационными знаками составляет один знак на километр пути.


С учетом предложений судоходных компаний


Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Средняя продолжительность действия обстановки в целом по бассейну планируется 213 суток, в том числе с освещаемой обстановкой 226 суток, с неосвещаемой обстановкой 177 суток, со светоотражательной 209 суток. Эксплуатируемые участки водных путей обслуживают 33 обстановочные бригады. На водных путях бассейна видимость знаков и сигнальных огней должна соответствовать требованиям ГОСТ 26600-98, что позволит обеспечить качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях и, соответственно, безопасное судоходство.

В начальный период навигации в бассейне был организован весь комплекс путевых работ: своевременно проведено траление судовых ходов и рейдов; выполнены необходимые изыскательские работы; организована в соответствии с нормативными документами информация для судовладельцев и судоводителей о путевых условиях; выполнены первоочередные дноуглубительные работы на перекатах в подготовительный период.

Большая забота всех речников – будет ли вода в навигацию этого года, не повторится ли ситуация с маловодьем прошлого года, когда теплоходы уходили в рейс с недогрузом, т.к. путейцы на некоторых участках были вынуждены вводить ограничения по осадке судов. Об этом нас спрашивали и руководители судоходных компаний, и капитаны судов на ежегодной встрече с представителями речного бизнес-сообщества. Надежду вселяют прогнозы Росгидромета, которые говорят о том, что запасы снега в Волжско-Камском бассейне этой весной были почти рекордными за 13 лет. Выше этот показатель был только в 2011 г.

В феврале 2016 г. был издан выпуск корректуры к Атласам и картам рек Волжского бассейна, а с апреля введен в действие переизданный 7-й том Атласа ЕГС ЕЧ РФ.

В период навигации 2015 г. восемь русловых изыскательских партий выполняли изыскательские работы с целью мониторинга водных путей Волжского бассейна. Было выполнено на транзите 217 съемок и 83 укрупненных плана, а также 9095 км промеров.

Наиболее трудными для судоходства являются три участка. Первый на Волге: Городец – Нижний Новгород, где находятся 13 лимитирующих перекатов. Этот участок стабильный, т.е. судовой ход не меняет своего положения, но в то же время он зависит от сбросов воды через Нижегородскую ГЭС. Наибольшая заносимость перекатов здесь происходит в весенний паводок и при использовании так называемого ступенчатого графика сброса воды через Нижегородский гидроузел, когда повышенные попуски производятся через определенное количество суток. При этом побочни перекатов и отвалы грунта от производства дноуглубительных работ из-за постоянного изменения уровня воды не успевают слежаться, вследствие чего размываются и выносятся на судовой ход. А так как участок Городец – Нижний Новгород фактически стал каналом, то свалки грунта возможно укладывать только вблизи судового хода или вывозить в район стрелки, что в разы увеличит затраты на ГСМ и уменьшит оперативность проведения дноуглубительных работ.

Другой участок на Оке: Дзержинск – Устье, где находится шесть лимитирующих перекатов. Русло здесь стабильно, наибольшая заносимость перекатов происходит при весеннем и осенних паводках.

Третий участок: Волгоград – Стрелецкое, где находятся 44 лимитирующих переката, отличается нестабильным судовым ходом, который имеет свойство менять свое местоположение. В прошлом году за счет срезки удавалось выдерживать гарантированные габариты пути как на водохранилищах, так и на незарегулированных участках Нижней Волги и Оки.

Большая работа специалистами Администрации была проведена в преддверии навигации по мониторингу и анализу предложений судоходных компаний, направленных на улучшение качества содержания внутренних водных путей бассейна: улучшению судовых ходов, увеличению перевозок грузов и пассажиров. В прошлую навигацию в Волжском бассейне было перевезено более 32 млн тонн грузов – это третья часть от всех перевезенных по внутренним водным путям страны. Надеемся, что в эту навигацию этот показатель вырастет. Для этого в Волжском бассейне есть все условия.


Инспекция конкретных дел


Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – Капитан Волжского бассейна

В среднем в суточном движении в Волжском бассейне находятся порядка 300 судов, без учета судов, стоящих на рейдах ожидания и под обработкой в портах. В год судами суммарно совершается более 60 тысяч рейсов различной протяженности, перевозится около 40 млн тонн грузов и более 700 тысяч пассажиров. На законных основаниях осуществляют транзитное судоходство суда под флагами иностранных государств, выполняются буксировки плавучих объектов, следующих без флага и экипажа.

На статистические показатели навигации 2015 года существенное влияние оказала цикличность маловодности европейской части страны, отразившаяся на наполняемости рек и водохранилищ ЕГСЕЧ РФ, в том числе Рыбинского водохранилища, являющегося регулирующим для установления режимов работы Нижегородской ГЭС. В период всей навигации Администрацией Волжского бассейна предпринимался комплекс возможных дополнительных мер для осуществления движения судов по участку Городец – Нижний Новгород: согласование расходов воды и уровней глубин, возможность паузки судов, оптимизация очередности караванного движения и шлюзования, в зависимости от действующей осадки и безопасной скорости хода, использование рейдов ожидания.

За прошедший месяц навигации текущего года судами суммарно совершено 4787 рейсов, что на 18,8% меньше сравнительного периода прошлого года, грузопоток составил 2848, тыс. тонн, меньше на 20,8%. Отрицательную динамику показывают все виды грузов, за исключением лесных и зерновых видов. На 19 мая пассажирскими судами совершено 962 рейса, перевезено 61491 пассажиров, что больше прошлогодних показателей на 6,5% и 9,7% соответственно.

Результаты деятельности государственного портового контроля Волжского бассейна стабильно высокие – наибольшее количество проведенных проверок судов и наибольшее количество выявленных замечаний. В первую очередь статистические показатели взаимосвязаны с интенсивностью как транзитного, так и внутрибассейнового судоходства, а также штатной численностью инспекторов. С начала навигации 2016 года осуществляется деятельность ГПК в Кирове и на реке Вятке. В сравнении с 2014 годом процент задержаний судов от общего количества проведенных осмотров в 2015 году понизился и составил 5,4% от общего количества проверок за год.

За период 2015 года инспекторами портового контроля составлено 135 протоколов об административных правонарушениях, 324 материала по выявленным нарушениям переданы в Волжское управление государственного морского и речного надзора, 52 материала по нарушениям направлены в подразделения региональных транспортных прокуратур. При выявлении в ходе проверок фактов нарушений лицензионных требований информация оперативно представляется в Волжское УГМРН Ространснадзора. Организовано взаимодействие с филиалами Российского Речного Регистра в части представления информации об организациях и судах, не прошедших освидетельствование по системам управления безопасностью, а также с учебными заведениями бассейна в части проведения комиссии по дипломированию членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.

Имеющиеся положительные предпосылки по режимам работы водохранилищ Волжско-Камского каскада в сравнении с прошлым годом позволяют надеяться на позитивное развитие навигации 2016 года на ЕГС ЕЧ РФ.

Искренне желаю всем судовладельцам увеличения количества эксплуатируемых судов, совершенных рейсов и перевезенных грузов, экипажам судов – безаварийной работы, профессионального роста и устойчивой кадровой политики.


Морские вести России №8, 2016 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021