Планирование как первый шаг выполнения госзадания - Морские вести России

Планирование как первый шаг выполнения госзадания

09.08.2016

Речной транспорт

Планирование как первый шаг выполнения госзадания

Основные виды деятельности Администрации связаны с эксплуатацией и развитием внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечением судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна с гарантированными габаритами судовых ходов составляет 3284 км, в том числе с освещаемой обстановкой – 2036 км; с гарантированными габаритами судовых ходов и светоотражающей обстановкой – 1248 км, без навигационного ограждения и гарантированных габаритов (для экспедиционного завоза) – 3961 км, всего 7245 км.


Дополнительный комплекс путевых работ


Сергей Павлушкин, руководитель ФБУ «Администрация Обского ВВП»

Основные источники финансового обеспечения деятельности учреждения – это средства федерального бюджета в виде субсидии на выполнение государственного задания и средства от приносящей доход деятельности.

Важной задачей для Администрации является выполнение показателей государственного задания по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в пределах выделяемого финансирования. Исходя из утвержденного объема субсидии, планируется комплекс путевых работ на реках Обского бассейна, направленный на обеспечение безопасных условий плавания.

Основной фактор

С началом навигации 2016 года учреждение приступило к работам по содержанию средств навигационного оборудования, тралению и русловым изысканиям, запланированным в объемах, необходимых для выполнения государственного задания. Траление в навигацию 2016 года выполняется 7 специализированными тральными бригадами на основных плесах бассейна и путевыми мастерами на остальных участках, площадь траления составит 460 км2.

Обследование состояния пути для выявления наиболее затруднительных участков и определения очередности их разработки, обеспечение земснарядов плановым материалом и выполнение контрольных съемок перекатов после окончания работы земснарядов осуществляется 7 русловыми партиями. Проведение выправительных, дно– и берегоочистительных работ в 2016 году не предусматривается.

На основании анализа потребности учреждения в материально-техническом обеспечении выполнения путевых работ и определения состава первоочередных задач осуществляется план закупок расходных материалов для флота, навигационного оборудования, а также для проведения судоремонтных работ.

В течение зимнего судоремонта 2015-2016 годов по Администрации был выполнен ремонт 140 судов, в том числе 118 из них, занятых выполнением государственного задания. При этом сроки судоремонтных работ по обстановочному флоту учитывали вероятность раннего начала навигации.

К сожалению, разработанные планы путевых работ с учетом выделяемого объема финансирования не могут значительно повлиять на улучшение параметров судовых ходов.

Основным фактором, влияющим именно на улучшение качественных характеристик внутренних водных путей, являются дноуглубительные работы, требующие значительных материальных и, соответственно, финансовых вложений.

Сложная экономическая ситуация в стране не позволила начать запланированный переход на полное финансирование в соответствии с утвержденными Правительством РФ в 2014 году нормативами финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Дефицит финансирования по-прежнему составляет не менее 30% от потребности.

Администрацией были разработаны мероприятия, направленные на восполнение недостатка финансирования, включающие в себя оптимизацию рабочего ядра флота, задействованного в навигацию 2016 года, оптимизацию работы обстановочных бригад, сокращение текущих расходов и привлечение средств от приносящей доход деятельности. Но даже с учетом всех перечисленных мер средств на проведение дноуглубительных работ, даже с минимально необходимым ежегодным объемом извлекаемого грунта, недостаточно.

Исходя из имеющихся возможностей, планируется извлечь 1090 тыс. м3 грунта, что составляет 23,7% от необходимого минимального ежегодного объема дноуглубительных работ для поддержания гарантированных глубин судовых ходов Обского бассейна при уровнях воды выше проектных отметок.

Разработка перекатов планируется на Оби на наиболее грузонапряженных участках водных путей бассейна, поэтому сроки проведения дноуглубительных работ, объемы и порядок разработки перекатов планировались для обеспечения безопасного прохода судов от мест загрузки до участков перепаузки.

Дебют «Агана»

Для выполнения дноуглубительных работ в эксплуатацию введен земснаряд «Аган» проекта 1-517-03. В 2013 году земснаряд был передан учреждению от ФБУ «Обь-Иртышводпуть», и навигация 2016 года стала для него первой на плесах Обского бассейна после проведения большого комплекса ремонтно-восстановительных работ в 2014 и 2015 гг.

Несмотря на значительные вложения и проделанный объем работ по восстановлению и оснащению земснаряда, насущным остается вопрос замены металлического плавучего грунтопровода на современный технологичный плавучий резинотканевый грунтопровод. И эта проблема является острой для всех имеющихся у Администрации землесосных снарядов.

Ухудшение качественных характеристик внутренних водных путей стало главной причиной утраты традиционных грузопотоков на водном транспорте, ослабления его конкурентной позиции в транспортной системе и уменьшения объемов перевозок грузов и пассажиров. Поэтому особое место в деятельности Администрации занимает проект развития транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта на территории Алтайского края.

Для реализации поручения президента РФ по переориентации перевозок тяжеловесных грузов с автомобильного на внутренний водный транспорт 20 марта 2015 года между Администрацией Алтайского края, ФБУ «Администрация Обского БВП» и представителями судоходного бизнеса заключено соглашение о сотрудничестве. Основными целями соглашения является увеличение грузопотока на ВВП, повышение эффективности перевозок, уменьшение амортизации дорог, создание новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры.

Задача нашей Администрации в этом трехстороннем сотрудничестве – выполнение комплекса путевых работ, проводимого в целях поддержания габаритов пути сверх установленных государственным заданием параметров для обеспечения оптимальной загрузки судов и, соответственно, увеличения объема перевозимых грузов.

На реализацию комплекса путевых работ (дноуглубление, содержание навигационной обстановки, траление, изыскания, дноочищение) в 2015 году было направлено 26,6 млн рублей. Объем перевезенных грузов составил 179,8 тыс. тонн, или 119,9% от запланированного объема – 150,0 тыс. тонн.

В 2016 году Администрация приступила к выполнению дополнительного комплекса путевых работ, предусматривающего увеличение не только объема дноуглубительных работ с 500,0 тыс. м3 в 2015 году до 760,0 тыс. м3 в текущем году, но и увеличение количества суток поддержания габаритов судовых ходов, сверх установленных государственным заданием (с 78 до 90).

Затраты в рамках соглашения в 2016 году составят 32,2 млн рублей. Проведение дополнительного комплекса путевых работ позволит судовладельцам Алтая в эту навигацию перевезти не менее 225,0 тыс. тонн грузов.

Всего объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в Обском бассейне в навигацию 2016 года планируется в объеме 6145,0 тыс. тонн грузов с увеличением на 13,7% к фактическим показателям 2015 года.

Новосибирский судоходный шлюз

ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1185,0 млн рублей (в текущих ценах) на второй этап реконструкции Новосибирского судоходного шлюза. За 2015 г. и текущий 2016 г. в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией «Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)» выполнялись строительно-монтажные работы без вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений.

Состав работ включал:

– замену металлоконструкций четырех ворот шлюза, находившихся в эксплуатации более 50 лет;

– замену шести гидроприводов рабочих затворов водопроводных галерей;

– замену технически устаревшей существующей системы управления на автоматизированную систему управления технологическим процессом судопропуска.

Автоматизированная система управления технологическим процессом судопропуска является аппаратно-программным комплексом, предназначенным для управления процессом судопропуска через шлюз, контроля корректности выполнения операций по маневрированию рабочими механизмами шлюза и регистрации технологического процесса на основании кибернетической модели взаимодействия объекта управления (шлюза) и объекта обслуживания (судна).

На сегодняшний день основные строительно-монтажные работы по второму этапу реконструкции Новосибирского судоходного шлюза завершены, ожидаемый срок завершения пусконаладочных работ – июнь 2016 года.

Освоение бюджетных ассигнований составило 413,3 млн рублей, в том числе: 2015 год – 317,6 млн рублей, 2016 год – 95,7 млн рублей. Общий объем инвестиционных вложений определен утвержденной проектно-сметной документацией и составляет 889,7 млн рублей в ценах 1-го квартала 2014 года.

При завершении работ второго этапа реконструкции Новосибирский судоходный шлюз будет приведен в работоспособное состояние по механической и электрической части.

Помимо работ, связанных с капитальными вложениями и реконструкцией, ежегодно для поддержания в рабочем состоянии производственных объектов на территории Новосибирского судоходного шлюза проводятся работы по текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования. После завершения основных регламентных работ 20 мая 2016 года Новосибирский шлюз введен в навигационный режим работы.

Согласно графику производства работ ожидаемый срок завершения запланированного текущего ремонта шлюза – июль 2016 года.

Форум «Транспорт Сибири»

Знаковым событием 2016 года в транспортной отрасли Сибирского региона стал V, юбилейный Международный форум «Транспорт Сибири», который прошел с 25 по 28 мая на одной площадке со специализированной выставкой индустрии транспорта, транспортной и складской логистики, инфраструктурных проектов дорожно-транспортного комплекса Trans Siberia в г. Новосибирске. Форум был проведен на территории МВЦ «Новосибирск-Экспоцентр», организаторами которого выступили Минтранс РФ и правительство Новосибирской области. В рамках форума прошли мероприятия, посвященные развитию водного, воздушного, железнодорожного и пассажирского транспорта, а также безопасности на транспорте, развитию транспортно-логистического и дорожно-строительного комплексов.

Организация и проведение форума «Транспорт Сибири» – один из этапов подготовки мероприятий, которые пройдут в рамках «Транспортной недели – 2016» в Москве.

В настоящее время «Транспорт Сибири» представляет собой масштабный и разносторонний комплекс мероприятий. Это специализированная выставка Trans Siberia, которая наглядно демонстрирует новинки и достижения предприятий отрасли и является уникальной площадкой для компаний, заинтересованных в сибирском рынке транспорта и логистики.

В экспозиции выставки представлены современные технологии и разработки в сфере транспорта, действующие и находящиеся в стадии реализации инфраструктурные объекты, транспортная, складская и специальная техника и оборудование. Здесь же проходят презентации компаний, оказывающих услуги в сфере транспортной и складской логистики, научные институты и учебные заведения, занимающиеся проблемами отрасли в целом.

В рамках форума прошла конференция по внутреннему водному транспорту «Развитие инфраструктуры внутренних водных путей Сибирского региона», на которой обсуждалось современное состояние отрасли, развитие внутренних водных путей и перспективные планы по улучшению работы речного транспорта, были заслушаны тематические доклады представителей бизнес-сообщества и научных организаций.

В конференции председателем комиссии выступил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, а также приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, заместитель губерна тора Новосибирской области Анатолий Соболев и руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП» Сергей Павлушкин.

Кроме того, прошло заседание рабочей группы по подготовке к заседанию Президиума Государственного совета страны «О развитии внутренних водных путей РФ», которое провели помощник президента Игорь Левитин и полномочный представитель в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин.

В ходе подведения итогов конференции приняты решения:

1. В целях развития водного транспорта Сибирского федерального округа Министерству финансов и Минэкономразвития рекомендовать финансирование текущего содержания водных путей сибирских рек по нормативам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1295 от 02.12.2014.

2. С целью выявления грузопотоков, тяготеющих к водному транспорту, субъектам РФ Сибирского федерального округа совместно с администрациями бассейнов внутренних водных путей провести анализ грузовой базы своего региона.

3. Рассмотреть возможности внедрения исполнительными органами власти субъектов РФ Сибирского федерального округа положительного опыта сотрудничества Росморречфлота и Администрации Алтайского края с целью улучшения качественных параметров внутренних водных путей страны в границах субъекта в целях снижения нагрузки на автомобильные дороги региона и оптимизации расходов бюджета субъекта РФ при наличии перспективных грузо– и пассажиропотоков.

4. Проработать вопрос заказа исполнительными органами власти субъектов РФ Сибирского федерального округа на целевое обучение в Сибирском государственном университете водного транспорта и его филиалах на основании потребности в кадрах соответствующих регионов.

Ценность участия неравнодушных к развитию транспортной отрасли специалистов в форуме заключается в открытом обсуждении наиболее актуальных вопросов транспортного, дорожного и логистического комплексов, а также в укреплении взаимопонимания между представителями государственной власти и бизнес-сообщества.

Это необходимые условия для развития отрасли, являющейся одной из ключевых для экономики страны и Сибирского региона в целом.


Пассажирским перевозкам – постоянный контроль


Андрей Фомин, первый заместитель руководителя – капитан Обского бассейна ВВП

В Обском бассейне навигация 2016 года началась на 10-12 дней ранее плановых сроков. По данным на 1 июня службой госпортконтроля было проверено 359 единиц судов, что на 30% больше, чем в прошлом году. Основной задачей с начала навигации стало усиленное внимание к судам, осуществляющим пассажирские перевозки. Под постоянный контроль были взяты пассажирские суда и паромные переправы. В настоящее время в бассейне эксплуатируются 26 пассажирских судов и 29 паромов, которыми с начала навигации перевезено 136 тыс. пассажиров (для сравнения: в 2015 г. – 109 тыс. пассажиров). Инспекторами ГПК проверено 29 пассажирских судов, выявлено 38 нарушений, при этом задержания отсутствовали, что свидетельствует об ответственном подходе к содержанию пассажирского флота судовладельцами.

Что проверяем

При осмотре в первую очередь проверяется наличие действующих судовых документов, техническое состояние судна, состояние индивидуальных и коллективных спасательных средств, систем пожарообнаружения и пожаротушения, наличие спасательных жилетов, в том числе детских по количеству находящихся на борту детей.

Кроме того, контроль безопасности пассажирских перевозок осуществляют органы транспортной прокуратуры. Нашими инспекторами совместно с Новосибирской и Томской транспортными прокуратурами были проверены четыре паромные переправы.

Со стороны Администрации ведется контроль за судами, занятыми на перевозках пассажиров. В девяти контрольных точках организованы диспетчерские пункты. Мониторинг движения судов осуществляется в соответствии с Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях РФ.

Диспетчер, являясь организатором безопасного судоходства по внутренним водным путям в части осуществления диспетчерского регулирования, в зависимости от установленных судну ограничений по ветроволновому режиму и (или) ледовым условиям плавания судов и прогноза погоды дает разрешение на выход судна или запрещает его. Информация о движении флота формируется в отделе диспетчерского регулирования движения судов Администрации, что позволяет принимать незамедлительные решения в различных экстренных ситуациях. Данная работа направлена на повышение безопасности движения пассажирских судов. Положительным результатом подготовки к навигации 2016 года можно считать снижение количества нарушений на судах Обского бассейна по сравнению с предыдущим периодом прошлого года. С начала навигации выявлено 447 нарушений, что на 17,4% меньше, чем в 2015 году. Фактором снижения стала работа инспекторов в межнавигационный период. В пунктах зимнего отстоя судов совместно с судоводителями проводился анализ нарушений обязательных требований, допущенных на судах в навигацию 2015 года. Работа инспекторов с судоводителями в зимний период дала положительный результат по подготовке флота к навигации. На заседаниях Ассоциации судовладельцев проводился анализ нарушений обязательных требований по каждой судоходной компании.

Несмотря на общее снижение показателя выявленных нарушений, количество связанных с отсутствием обязательных документов увеличилось на 18% по сравнению с прошлым годом в связи с проведением рейдовых проверок по отдаленным районам бассейна и с выявлением судов, не имеющих документов. Такие суда временно задерживаются, и материалы направляются в Обское управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и соответствующие транспортные прокуратуры, а с 2016 года и в Западно-Сибирское следственное управление на транспорте для рассмотрения и принятия решений о возбуждении дел в соответствии с действующим законодательством.

Всего в органы Ространснадзора передано 27 материалов, по которым возбуждено 13 дел об административных правонарушениях.

Дипломирование и аттестация

Подготовка к навигации требуется не только судам, но и специалистам внутренних водных путей, которым необходимо своевременно проходить проверку знаний.

Квалификационной комиссией по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания ФБУ «Администрация Обского БВП» проведено 32 заседания, в том числе 6 выездных. Прошли квалификационные испытания 64 человека командного состава (выдано 107 дипломов) и 380 человек рядового состава (выдано 706 квалификационных свидетельств). Прошли квалификационные испытания для получения подтверждений к дипломам 73 человека командного состава (выдано 134 подтверждения к дипломам). После повышения квалификации на курсах при ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» в бассейновой комиссии по аттестации исполнительных руководителей и специалистов по обеспечению безопасности судоходства прошли аттестацию 28 человек.

По результатам дипломирования и аттестации был выявлен ряд проблем в подготовке учащихся – слабые практические навыки, слабое знание устройства судна и судовых систем и другие, о чем было сообщено в учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров для речного транспорта. Со стороны руководителей учебных заведений были приняты меры по устранению этих проблем путем оптимизации учебного процесса. Практика взаимной работы с учебными заведениями по улучшению качества подготовки будущих речников будет продолжена и в дальнейшем.

В бассейновой комиссии по проведению аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ), прошли аттестацию 14 человек. Проблемными остаются вопросы, связанные с дипломированием и аттестацией специалистов в отдаленных районах. Вопросы по дистанционному приему не решены в связи с недостаточным развитием материальной базы и дополнительными решениями юридических вопросов.

Работа службы регистрации судов в межнавигационный период проходила в экстренном режиме. В связи со сменой организационно-правовой формы самого крупного судовладельца Обского бассейна Томской судоходной компании в сжатые сроки были переоформлены документы на 300 единиц флота. Принято 680 заявлений на регистрацию судов и прав на него, в том числе 10 заявлений по регистрации маломерных судов. Внесено 388 изменений в Государственный судовой реестр. Усложняет работу отсутствие единого регламента по регистрации судов, прав на них и сделок с ними.

Навигация 2016 года набирает обороты. Основная работа еще впереди. Сотрудники службы государственного портового контроля, службы регистрации судов, службы дипломирования, аттестации и выдачи УЛМ, диспетчерского аппарата ФБУ «Администрация Обского БВП» смотрят с оптимизмом на безаварийное прохождение предстоящей навигации.


Морские вести России №9, 2016 г.

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021