Волго-Балт: Снижая издержки и повышая производительность - Морские вести России

Волго-Балт: Снижая издержки и повышая производительность

30.01.2017

Речной транспорт

Основными задачами коллектива Волго-Балта были и остаются содержание и развитие водных путей, судоходных гидротехнических сооружений, технологической связи и систем управления движением судов. В целом эти задачи выполняются.

Общая протяженность водных путей Волго-Балта составляет 4944,2 км, из них путейские бригады обслуживают с обстановкой 3511 км, с гарантированными габаритами – 2969 км, в том числе с освещаемой на протяжении 2171 км, с неосвещаемой – 1340 км. Всего обслуживалось 4807 навигационных знаков, из них береговых 2438, плавучих 2369.


Итоги навигации 2016

Владимир Николаев, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна ВВП»

На 1 ноября 2016 года на шлюзах ВБВП выполнено 30 481 шлюзование (на 6% больше 2015 года), пропущено 50 318 судов (на 8% больше 2015 года).

В 2016 году на всех шлюзах основной трассы Волго-Балтийского водного пути проведены совместные с ГУ МЧС России по Ленинградской и Вологодской областям учения по оценке готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Проделана определенная работа по снижению издержек, повышению производительности труда, созданию высокопроизводительных рабочих мест. Внедрен многолучевой эхолот Sea Bat T-20P с двумя излучателями, что позволило на первом этапе повысить производительность труда русловой изыскательской партии в 4 раза.

Продолжаются работы по внедрению системы контроля топлива и мониторинга (СКРТ), которая позволяет отслеживать работу флота и осуществлять объективный контроль расхода топлива. В навигацию 2016 года работало 82 единицы флота, оснащенные этой системой, проходят испытания еще 32 плавсредства.

К сожалению, из-за отсутствия финансирования в навигацию 2016 года дноуглубительные работы на водных путях Волго-Балта не проводились.

По состоянию на 1 ноября 2016 года в бассейне Волго-Балта совершено 19 248 рейсов судов. Перевезено 15,7 млн тонн груза, что на 3% больше перевозок прошлого года.

При организации различных праздничных и спортивных мероприятий на Неве специалистами Волго-Балта осуществляется активное взаимодействие с профильными комитетами правительства Санкт-Петербурга с целью обеспечения безопасности судоходства.

В этом году проведено 15 мероприятий, наиболее значимые: праздник выпускников средних школ «Алые паруса» с заходом парусного судна Швеции «Тре Кронор», международные соревнования парусных катамаранов Extreme Sailing Series.

Особо следует отметить проводку легендарного крейсера «Аврора» на свое штатное место после капитального ремонта. Участок санкт-петербургских мостов является наиболее сложным в части организации движения флота, проводка корабля была организована и выполнена лоцманами Волго-Балта четко, без нареканий и замечаний.

В текущем году продолжаются работы по реконструкции сооружений Шекснинского гидроузла, начатые в 2014 году. По шлюзу № 7 основные строительно-монтажные работы близятся к завершению. Установлены новые металлоконструкции ворот и затворов. Ведутся работы по реконструкции фасадов зданий и механизмов. Реконструировано механическое оборудование шлюза и система управления технологическим процессом судопропуска. В предстоящий межнавигационный период планируется выполнить реконструкцию системы управления технологическим процессом судопропуска на шлюзе № 8.

Завершаются работы по строительству береговой производственной базы на р. Шексне в дер. Иванов Бор: построены причал с автодорогой, административно-хозяйственное здание и ангар для хранения плавучих навигационных знаков.

Завершены работы на Волховском шлюзе. Произведена реконструкция механического оборудования, выполнены строительно-ремонтные работы стенок и днища камеры шлюза и галерей наполнения на верхней голове.

В межнавигационный период 2015-2016 годов был произведен текущий ремонт 158 судов технического флота.

Обстановочное судно «Ладожский» проекта BLV02 дооборудовано буксирной лебедкой, что позволяет использовать его для буксировок несамоходных судов и плавучих объектов в бассейнах разряда М.

Введены в эксплуатацию две плавучие пожарные установки проекта 3429, обеспечивающие противопожарную безопасность на расстоянии не менее 600 м от береговой полосы. Проектная документация согласована с МЧС и Речным Регистром.

Картографическим и инновационно-техническим отделами проведена опытная эксплуатация системы сбора и передачи электронных навигационных карт (ССП ЭНК) Регионального картографического центра от Бассейнового центра, размещенного в ФБУ «Администрация «Енисейречтранс». Завершение опытной эксплуатации подтверждено актом государственной комиссии от 02.11.2016.

Следует отметить, что не все задачи, которые мы планировали в 2016 году, нашли положительное решение. Не удалось завершить проектные работы дальнейшей реконструкции объектов Волго-Балта. Основная причина в длительных процедурах оформления земельных участков. Не удалось найти платную работу за пределами бассейна для загрузки дноуглубительной техники, которую пришлось держать на отстое.

Коллектив Волго-Балта продолжает работать, чтобы достойно завершить навигацию и выполнить возложенные на нас функции.


Присутствие инспектора дисциплинирует экипажи судов


Александр Алексеев, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Балтийского бассейна ВВП

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Служба регулирования движения судов Администрации осуществляет диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках, имеющих ограничения по условиям плавания, в том числе формирование караванов судов для движения в разводку санкт-петербургских мостов, мониторинг движения судов на остальных участках путей, а также информационное обеспечение судов путевой и гидрометеорологической информацией.

Диспетчерское регулирование

В состав службы входят центральная диспетчерская и диспетчерские в районах водных путей и судоходства.

В 2016 году на диспетчерское регулирование заключено 43 договора с агентирующими компаниями, 115 договоров с судовладельцами грузового флота, 81 договор с судовладельцами пассажирского флота, в т.ч. 49 – с судовладельцами прогулочных судов, работающих в акватории Невы, рек и каналов в Санкт-Петербурге.

Диспетчерский аппарат состоит из 72 человек. В соответствии с приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 года № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» все они проходят периодическую, раз в пять лет, подготовку и аттестацию на право занятия своих должностей как лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства. Аттестация проводится после обучения на курсах повышения квалификации.

Диспетчерская служба функционирует в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, государственной власти и контролирующими органами. Дежурный диспетчер управления и диспетчеры на линии при возникновении чрезвычайных ситуаций в зависимости от конкретных ситуаций производят оповещение по адресам:

– оперативная служба Росморречфлота;

– СЗРЦ МЧС России;

– ЦУКС ГУ МЧС РФ;

– ЛОВД на морском и речном транспорте по СПб. и Ленобласти, Вологодской области, Республики Карелия;

– Комитет по транспорту СПб.;

– СЗУ ГМиРН;

– ФГУ «Российский речной регистр»;

– Поисково-спасательная служба Санкт-Петербурга;

– Росприроднадзор;

– ГУП «Пиларн» и другими структурами.

Согласно требованиям Правил плавания по ВВП РФ и Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне ВВП РФ диспетчерским аппаратом Администрации проводятся согласования с Северо-Западным управлением государственного морского и речного надзора движения крупногабаритных составов, судов и составов более 140 м длиной, а также буксируемых и толкаемых составов, не входящих в типовые схемы формирования составов.

Налажена оперативная связь с ЛОВД на морском и речном транспорте по СПб. и Ленинградской области в случаях выявления грубых нарушений Правил плавания в период разводки СПб. мостов: информация о нарушениях оперативно передается для принятия мер диспетчером Волго-Балта в ЛОВД, а также в линейный отдел СЗУ ГМиРН. Соответствующая информация о нарушениях, допущенных маломерными судами, передается в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по г. Санкт-Петербургу».

Руководит Службой регулирования движения судов Аркадий Яковлевич Биргер – высококлассный специалист, имеющий опыт работы в должности капитана, лоцмана, менеджера ОАО «Северо-Западное пароходство».

Лоцманы

Одной из составляющих обеспечения безопасности плавания на внутренних водных путях, которую обеспечивает в своих границах Администрациия, является лоцманская проводка судов. Для этих целей в составе Волго-Балта с 1996 года создана лоцманская служба. Деятельность лоцманской службы осуществляется на основании статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта. Проводка судов выполняется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения.

Самым ответственным участком обязательной лоцманской проводки является участок санкт-петербургских мостов. Для обеспечения судов лоцманами согласно приказу Минтранса РФ от 4 сентября 2003 года № 182 численный состав лоцманской службы составляет:

– 34 лоцмана для проводки судов в санкт-петербургские мосты;

– 16 лоцманов для проводки судов по трассам участка Санкт-Петербург – Череповец.

Для поддержания необходимого уровня квалификации все лоцманы согласно обязательным требованиям о периодической проверке знаний на соответствие занимаемой должности лоцмана по приказу Минтранса от 11 марта 1994 года № 13/11 проходят обучение по дополнительной профессиональной программе «Безопасность судоходства» при Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и аттестацию. В межнавигационный период 2015-2016 годов прошли обучение 7 лоцманов. В предстоящий межнавигационный период 2016-2017 годов предстоит очередная подготовка и аттестация 12 лоцманов.

Возглавляет лоцманскую службу Борис Павлович Малиновский – профессионал своего дела, с большим опытом работы в должности капитана.

Дипломирование

Отдел дипломирования проводит работу со специалистами флота, желающими получить рабочие дипломы комсостава, подтверждения к полученным ранее дипломам и квалификационные свидетельства рядового состава согласно постановлению Правительства РФ № 349 от 31 мая 2005 г.

На 1 ноября 2016 года выдано 356 квалификационных свидетельств плавсоставу, 272 диплома и 172 подтверждений к дипломам.

В соответствии с приказом Минтранса № 287 от 11 сентября 2013 г. проведена аттестация лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, аттестовано 74 специалиста.

Данные на каждого специалиста внесены в информационную систему дипломирования членов экипажей судов ВВП.

С 2012 года работает инспекция государственного портового контроля.

На данный момент Администрация укомплектована 17 инспекторами. Все сотрудники имеют большой практический опыт работы на флоте, прошли специальную подготовку для того, чтобы трудиться в качестве инспекторов портконтроля. Инспекцией организовано оперативное взаимодействие со Службой регулирования движения судов, Службой капитана рейда, Службой регистрации судов, Отделом дипломирования Администрации.

Результаты проверок пассажирских и грузовых судов, в том числе судов, перевозящих опасные грузы на предмет наличия дипломов, действующих судовых документов, наличия аварийно-спасательного имущества, технического состояния судна и квалификации капитана и судовой команды показывают, что ситуация с безопасностью меняется в лучшую сторону. Большинство нарушений, так же как и прежде, относятся к категориям: безопасность в целом, средства борьбы с пожаром, судовые свидетельства и документы, спасательные средства и предотвращение загрязнения нефтепродуктами.

Сравнительно небольшой процент задержаний по отношению к общему числу проведенных инспекций, видимо, можно объяснить тем, что многие капитаны судов, приходящих в Волго-Балтийский бассейн, стали готовиться к предстоящей инспекции более тщательно и заблаговременно. Наверное, убедились на своем опыте, что проверка судов проводится нашими инспекторами объективно и довольно скрупулезно, а возможная непредвиденная задержка судна в рейсе по вине капитана может создать непростую ситуацию перед судовладельцем. Тем не менее количество нарушений обязательных требований, не приводящих к задержанию, на некоторых судах все еще остается довольно высоким.

В 2016 году поступило пять обращений от граждан и официальных лиц, касающихся безопасности плавания, по которым были приняты оперативные меры по организации внеочередной проверки судов, выявлению нарушений и принятию мер по их устранению.

Для обеспечения безопасности плавания и безопасной эксплуатации судов инспекторы ГПК Санкт-Петербургского отдела участвовали в качестве специалистов при проверках плавучих средств органами МВД на транспорте, по запросу правоохранительных органов участвовали в проверках отстойных пунктов, переправы на реке Свирь, пассажирских судов в Шлиссельбурге.        По запросу Череповецкого линейного отдела полиции инспекторы Череповецкого отдела ГПК участвовали в проверке судов, находящихся на рейдах г. Череповца, подозреваемых в сбросе нефтесодержащих вод.

При проведении проверок судов инспекторы доводят информацию до судоводителей о транспортных происшествиях, имевших место на Волго-Балтийском бассейне, обращают внимание на особенности при прохождении затруднительных участков, которых в нашем бассейне достаточно.

Руководит инспекцией портового контроля Эдуард Вячеславович Черепанов, выпускник высшего мореходного училища имени адмирала С.О. Макарова, имеющий опыт работы в должности капитана морского судна, за время работы в инспекции изучил особенности эксплуатации речных судов.

Сотрудники вышеперечисленных подразделений Администрации совместно со Службой пути, Службой гидротехнических сооружений и другими специалистами прикладывают много стараний и усилий для того, чтобы судоходство в Волго-Балтийском бассейне было безаварийным. Хочется пожелать всем успехов в решении поставленных задач.  


Морские вести России №16, 2016

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ