Канал им. Москвы: Воднотранспортный комплекс Центральной России - Морские вести России

Канал им. Москвы: Воднотранспортный комплекс Центральной России

01.02.2017

Речной транспорт

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах РФ Центрального региона России. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волга от г. Тверь до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, р. Москва и р. Ока от г. Калуга до входа в канал Сейма. Общая протяженность внутренних водных путей Московского бассейна составляет 3842 км, из них с гарантированными габаритами – 2103 км, протяженность ВВП с освещаемой обстановкой составляет 1062,3 км, отражательной обстановкой – 717,7 км, неосвещаемой обстановкой – 323 км, без СНО – 1739 км.


На основе оперативного планирования путевых работ

Андрей Андросов, и.о. руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы»

Для обеспечения безопасного судоходства на ВВП Московского бассейна было задействовано 3572 знака навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных знаков – 2163 единицы и 1409 единиц береговых навигационных знаков.

На производство дноуглубительных работ в навигационный период 2016 года было задействовано 10 земснарядов общей производительностью 3990 м3/ч. Объем транзитных дноуглубительных работ составил 3244,867 тыс. м3 грунта.

Содержание водных путей

На обслуживание водных путей было задействовано 28 обстановочных бригад. Проведено траление участков водных путей площадью 526,6 км2. Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) было задействовано 13 единиц дноочистительных судов, удалено 2772,6 т препятствий.

Для обеспечения путевых работ плановым материалом задействовано 6 русловых изыскательских партий (РИП), выполнено 479 съемок, в том числе первичных – 323, повторных – 108, контрольных – 48. Во всех филиалах учреждения по закрепленным участкам водных путей составлены оперативные планы проведения комплекса путевых работ, позволяющие обеспечить поддержание заданных Росморречфлотом габаритов на основных судовых ходах и безопасные условия для движения транспортного и пассажирского флота на внутренних водных путях Московского бассейна.

В ноябре-декабре 2015 года на двух земснарядах учреждения была произведена установка двух комплексов контроля и учета производительности и позиционирования. Эксплуатация комплекса в навигационный период 2016 года позволила:

– производить более точную ориентацию земснаряда на прорези в любых погодных условиях;

– безошибочно возвращаться на нужную точку прорези и продолжать работу после пропуска судов, так как пройденный путь земснаряда по прорези закрашивается определенным цветом;

– экономить время на установке земснаряда на прорези, поскольку не нужно готовить и выставлять створы, экономя тем самым время работников изыскательских партий и увеличивая количество русловых съемок.

С целью улучшения условий безопасности судоходства в бассейне, а также замены устаревших металлических плавучих знаков в навигационный период 2016 года эксплуатировалось 96 плавучих знаков из полимерных материалов 3, 4 и 5-го типоразмеров.

Также в навигационный период 2014-2016 годов на водных путях проводились эксплуатационные испытания навигационных фонарей кругового и направленного действия марки БЭПА производства АО «Техномарин», которые были установлены на знаках, обеспечивающих безопасность судоходства на р. Волге и р. Москве. Испытания проходят успешно, разработчик учитывает замечания работников путейской службы и вносит все необходимые конструктивные изменения.

Одновременно в навигацию 2016 года производились испытания фонаря с системой мониторинга Nonius AtoN производства ООО «Нониус Инжиниринг», позволяющей в режиме реального времени отслеживать информацию о местоположении буя, об ударе или его крене, заряде батареи, характере горения огня, время включения и отключения фотоэлемента. При помощи облачного сервиса ООО «Нониус Инжиниринг» система позволяет изменять силу света и характер горения светодиода в онлайн-режиме.

На протяжении четырех навигаций на обстановочных судах учреждения успешно применяются судовые обстановочные комплекса (СОК). В течение 2016 года учреждению было передано 3 СОКа, два из них уже установлены на обстановочных судах, третий будет установлен в навигацию 2017 года, всего СОКами оборудовано 6 обстановочных судов.

Развитие водных путей

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и, как следствие, недофинансирование работ, направленных на содержание внутренних водных путей, в навигацию 2016 года учреждением был выполнен весь комплекс необходимых путевых работ для обеспечения безопасности судоходства, а также были выполнены работы по улучшению параметров судовых ходов ВВП бассейна.

В целях развития туризма, а также учитывая обращение Правительства Тверской области, была произведена большая, а самое главное – оперативная работа по повышению категорийности 64-го судового хода Рыбинского водохранилища и с 11 июля 2016 года 64-й судовой ход переведен из категории с неосвещаемой судоходной обстановкой в категорию с освещаемой судоходной обстановкой.

Вместе с тем в навигацию 2016 года из ВВП без гарантированных габаритов и средств навигационного оборудования в категорию с гарантированными габаритами и неосвещаемой обстановкой были переведены следующие участки:

– на р. Волге от п. Мигалово до г. Твери протяженностью 10 км;

– на озере Селигер от пр. Сокол до г. Осташкова протяженностью 10 км;

– на озере Селигер от пр. Светлица до г. Осташкова протяженностью 10 км.

Увеличена гарантированная глубина на участке р. Москвы от шлюза № 10 до причала Беседы протяженностью 14 км с 270 до 300 см.

Проведенные работы по улучшению судоходных условий позволили увеличить грузоперевозки на 3,39% и пассажирские перевозки на 12,36% по сравнению с навигацией 2015 года.

В межнавигационный период 2015-2016 гг. специалистами учреждения был разработан комплекс мер, направленный на обеспечение транспортировки грузов ОАО «Калужский турбинный завод» в навигацию 2016 года по участку р. Оки от г. Калуги до н.п. Щурово. Данный комплекс включает мероприятия по организации и производству дополнительных изыскательских и дноуглубительных работ на лимитирующих перекатах. В течение подготовительного периода навигации мероприятия были успешно реализованы, обеспечив тем самым безопасный проход двух барж с грузом завода Калуги до входа в канал Сейма.

В декабре 2015 года был принят в эксплуатацию новый г/у Кузьминск.

Введение его в эксплуатацию в навигацию 2016 года позволило ликвидировать лимитирующий участок, образовавшийся из-за глубины залегания порога старого гидроузла Кузьминск и Верхнего Аксеновского переката, и в связи с этим обеспечить регулярное движение пассажирских теплоходов по маршруту Москва – Нижний Новгород.

В настоящее время ведется строительство нового гидроузла Белоомут, завершение строительства намечено в декабре 2018 года. Ввод в эксплуатацию данного гидроузла в навигацию 2019 года позволит улучшить ситуацию на лимитирующем участке в устье Москвы-реки.

Технический флот

Для выполнения путевых работ и обслуживания ВВП и гидротехнических сооружений учреждение эксплуатирует 196 единиц технического флота. По оценкам Российского речного регистра, по состоянию на 01.01.2016 флот находится в следующем состоянии: годное – 166 ед., негодное – 24 ед., не поднадзорны РРР 6 ед. По срокам службы флот давно выработал свой ресурс, все больше средств требуется для восстановительного ремонта.

Подрядным способом в 2016 году поднято на слип и отремонтировано 3 судна, хозяйственным способом в доке шлюза № 11 прослиповано 14 судов. В межнавигационный период 2016-2017 гг. необходимо отремонтировать на собственных отстойно-ремонтных пунктах хозяйственным способом 185 судов. Одновременно по требованию РРР на судоремонтных предприятиях необходимо прослиповать 45 судов учреждения.

В 2016 году системами контроля расхода топлива и мониторинга (СКРТ) оснащено 48 судов технического флота учреждения, а в 2017 году планируется оснастить еще 47 судов. Данная система позволит в режиме реального времени производить мониторинг дислокации и передвижения судов, контролировать расход топлива и формировать топливные отчеты как по отдельному судну, так и по всем группам судов.

В 2012-2014 гг. для учреждения было построено и введено в эксплуатацию 6 обстановочных судов, из них 3 проекта SV2407: т/х «Путейский-601», т/х «Путейский-602», т/х «Юрий Никитин» и 3 ед. проекта 3050: т/х «Путейский-3», т/х «Путейский-22» и т/х «Путейский-23».

Задачи навигации

В предстоящую навигацию 2017 года планируется для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов проведение комплекса путевых работ в объемах:

– дноуглубление – 4314,2 тыс. м3;

– дноочищение – удаление 3600 т препятствий;

– траление – 504,7 км2.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях бассейна будет задействовано ориентировочно 3572 знака, из них 2163 плавучих и 1409 береговых знаков.

В целях подготовки к навигации необходимо провести межнавигационный ремонт навигационных знаков и подготовку навигационного оборудования.

В навигацию 2017 года планируется приобрести 126 ед. буев из полимерных материалов, а также произвести оснащение 111 плавучих знаков фонарями с системами мониторинга и установить их на участке канала имени Москвы и в городской черте реки Москвы общей протяженностью 126 км.

В целях улучшения организации работы и качества разработки лимитирующих перекатов в навигацию 2017 года провести опытную эксплуатацию комплекса контроля учета производительности и позиционирования, установленного на земснаряде «Московский-701» проекта 1-516, и продолжить эксплуатацию данного комплекса на многочерпаковом земснаряде проекта Р-010.

Продолжить дноуглубительные работы по коренному улучшению судоходных условий, проводить разработку лимитирующих перекатов в подготовительный период до наступления межени.

Продолжить опытную эксплуатацию фонарей марки БЭПА и новых разработок навигационных фонарей.

Вести работу в части дооснащении РОП необходимым станочным парком и средствами малой механизации для выполнения судоремонтных работ технического флота хозспособом.

Завершить ввод в эксплуатацию систем контроля за расходом топлива на судах технического флота, что позволит оперативно отслеживать дислокацию и передвижение флота, а также передавать параметры по работе ДВС с учетом расхода топлива.


Пассажирскому флоту – повышенное внимание


Владимир Штурмин, капитан Московского бассейна ВВП

В настоящее время в Москве приоритет отдается пассажирским перевозкам. Для дальнейшего расширения флота прогулочных судов построено 2 новых теплохода серии «Столичный», 4 небольших судна типа «Столица» приобретены в Санкт-Петербурге, 10 новых теплоходов построены на верфях Турции и Латвии. В распоряжении операторов остается более 200 теплоходов типа «Москва», которые пока «ни морально, ни технически» не устарели и не выработали свой ресурс. На сегодня их достаточно, есть даже избыток судов.

В реестре РФ по Московскому бассейну зарегистрировано 265 пассажирских судов. Средний возраст пассажирских судов составляет 40 лет.

Главным препятствием для дальнейшего развития речных пассажирских перевозок в мегаполисе является отсутствие необходимой инфраструктуры: причалов, станций обслуживания как для пассажирского, так и для частного маломерного флота.

В Московском регионе 86% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных, перевозок составляет меньше 3%. Туристические маршруты занимают приблизительно 12%.

Установлены четыре основные маршрутные зоны – Северный и Южный склоны Москвы-реки. Серебряный Бор и Центральный бьеф.

В маршрутных зонах не хватает обслуживающей инфраструктуры, позволяющей эксплуатировать экскурсионные суда. «Болевой инфраструктурной точкой» в Московском регионе является Северный речной вокзал. В настоящий момент вокзал передается на баланс города и будет реконструирован с сохранением транспортной функции.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. В 2016 году из общего количества проверок судов в бассейне проверки пассажирских судов составили 31%.

В 2016 году инспекторами госпортконтроля проведено инспекций на пассажирских судах – 514 (в 2015 г. – 394); выявлено несоответствий – 1312 (в 2015 г. – 1142); задержано 18 пассажирских судов (в 2015 г. – 23, в 2014 г. – 41).

Общее количество задержаний пассажирских судов уменьшилось с 41 в 2014 г. до 18 в 2016 г. (23 в 2015 г.), а общее количество несоответствий на пассажирских судах увеличилось на 16,0%.

Задержание судов снижается

Служба портконтроля с 5 октября 2015 года входит в структуру ФГБУ «Канал имени Москвы», состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. Штатная численность сокращена с 36 до 24 человек. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов при осмотрах, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов.

Количество инспекторов в навигацию 2016 года составило 18 человек. Все прошли обучение на курсах подготовки инспекторов в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительную стажировку в инспекции портового контроля «Большой порт Санкт-Петербург».

По-прежнему кадровый дефицит наблюдается в двух инспекциях: Тушинской и Московской. В регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, а вот в самой столице желающих работать инспекторами ГПК не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора (ведь от знаний, опыта и профессиональных навыков инспектора зависит уровень безопасности в бассейне) и сравнительно невысоким уровнем оплаты его труда.

В 2016 году инспекторами ГПК Московского бассейна ВВП проведена 1651 инспекция (в 2015 г. – 1354, в 2014 г. – 1277), количество инспекций с замечаниями – 1556 (в 2015 г. – 1249, в 2014 г. – 924), выявлено несоответствий – 3913 (в 2015 г. – 4099, в 2014 г. – 3526), задержано 73 судна (в 2015 г. – 82, в 2014 г. – 113).

Общее количество инспекций по сравнению с 2015 годом возросло на 21%, количество инспекций с замечаниями возросло на 35%, а вот общее количество задержаний судов неуклонно снижается с 153 случаев в 2013 г. (113 случаев в 2014 г., 82 случая в 2015 г.) до 73 в 2016 г.

Основные причины задержаний судов: отсутствие судовых документов или окончание их срока действия, состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По результатам проверок судов в 2016 году было составлено 83 протокола об административных правонарушениях, 92 материала проверок судов и иных плавучих объектов передано для рассмотрения в Центральное управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ЦУГРН), 20 материалов – в Московскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте и Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.

В отношении взаимодействия с ЦУГРН можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями ГПК и инспекторами ЦУГРН. Результаты осмотров судов доступны для инспекторов ЦУГРН, а инспекторы ГПК имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на суда которых они идут с осмотром.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что опыт работы инспекторов накапливается, качество работы неуклонно повышается, налажено оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов ФГБУ «Канал имени Москвы».

В целом прогресс работы инспекции государственного контроля в навигацию 2017 года налицо.

СУБ дисциплинирует судовладельцев

Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призваны повысить уровень безопасности судоходства. Анализ результатов проверок судов в бассейне позволяет говорить о том, что причиной 70% случаев задержания судов является отсутствие судовых документов или непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ. К сожалению, многие судовладельцы до сих пор не проявляют особого энтузиазма в части обеспечения безопасной эксплуатации своих судов, так как невыполнение требований ст. 34.1 КВВТ не приводит к внеочередному освидетельствованию судна и компании, а также не влечет за собой дополнительных расходов.

Изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в части включения наличия для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 Кодекса ВВТ РФ в лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке пассажиров, должны резко подтолкнуть судовладельцев к выполнению требований законодательства.

Регистрация судов и дипломирование

В целях проведения квалификационных испытаний по дипломированию членов экипажей судов и аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности судоходства, и лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ), в ФГБУ «Канал имени Москвы» созданы квалификационная и аттестационная комиссии.

При проведении квалификационных испытаний особое внимание уделяется вопросам безопасности судоходства, проверяются знания кандидатами основных документов, регламентирующих данный вопрос.

Документы после прохождения испытаний выдаются в течение 10 рабочих дней.

Отделом дипломирования и аттестации:

– проведено 102 заседания квалификационной и 15 заседаний аттестационной комиссий ФКУ «РАМБ»;

– выдано 19 удостоверений исполнительным руководителям и специалистам, связанным с обеспечением безопасности судоходства, и 37 удостоверений лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов;

– количество принятых заявлений от граждан на получение квалификационных документов – 1064 человека.

Выдано:

– 645 квалификационных свидетельств;

– 334 диплома;

– 439 подтверждений к дипломам.

Отказано в допуске к квалификационным испытаниям 19 заявителям, а из-за неудовлетворительных знаний отказано 36 человекам.

Отделом государственной регистрации судов в 2016 г.:

• Согласовано 45 названий, подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре РФ.

• Зарегистрированы вещные права на 123 судна, 345 внесений изменений в Государственный судовой реестр, зарегистрировано 184 обременения (ограничения) прав на судно.

• Выдано 168 свидетельств о праве собственности на судно, 163 свидетельства о праве плавания под государственным флагом РФ, 50 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов, 675 выписок из Государственного судового реестра РФ, по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры предоставляются сведения по судам и судовладельцам, даются разъяснения судовладельцам касательно действующего законодательства по регистрации прав на суда, ограничений (обременений) прав.

• Поставлено на учет 3 бесхозных судна, исключено из реестра 29 судов, выдано свидетельств об исключении на 11 судов.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган.

Отделом оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка и мореходных книжек в 2016 году выдано 222 мореходные книжки, с июня 2016 года принуято для оформления удостоверения личности моряка 107 заявлений.

Отделом ведется регистрация, оформление и отправка для согласования с федеральным органом безопасности принятых от граждан анкет-заявлений в установленном порядке; регистрация и оповещение граждан, получивших согласование на оформление УЛМ в установленном порядке; оформление корреспонденции по оповещению граждан о готовности удостоверений личности моряка и отправке ее почтой.

Сотрудники вышеперечисленных подразделений ФГБУ «Канал имени Москвы» совместно со службой регулирования движения судов, службой обеспечения безопасности судоходства, службой пути и флота и другими специалистами прикладывают много усилий и стараний для обеспечения безаварийного судоходства в Московском бассейне ВВП.

В заключение разрешите поблагодарить всех коллег за работу, направленную на обеспечение безопасности судоходства, и поздравить с наступившим новым, 2017 годом, пожелать всех благ и успехов в нашем с вами нелегком, но интересном труде.


Морские вести России №1, 2017 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ