Камводпуть: Водные пути и флот - Морские вести России

Камводпуть: Водные пути и флот

04.09.2018

Речной транспорт

Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из которых ВВП 1-й категории – 1409 км, ВВП 3-й категории – 210 км (178 км, обслуживаемых за счет бюджета, и 32 км на реке Белой, обслуживаемых за счет внебюджетных источников), ВВП 7-й категории – 1728 км.

Администрация Камского бассейна обслуживает 1898 км водных путей, из них 1679 км в освещаемом варианте и 219 км с неосвещаемыми знаками судоходной обстановки.

В освещаемом варианте обслуживается за счет бюджета 1409 км и по договорам 270 км.

В неосвещаемом варианте обслуживается за счет бюджета 178 км и по договорам 41 км ВВП. Из обслуживаемых водных путей с гарантированными габаритами, обслуживаемыми за счет бюджета и входящими в государственное задание, составляют 1619 км. Кроме того, 174 км водных путей, являющихся подходами к карьерам НСМ, обслуживается пользователями самостоятельно в соответствии с согласованными мероприятиями. Протяженность водных путей, обслуживаемых по договорам, составляет 311 км, включая участок реки Белой протяженностью 32 км, входящий в государственное задание, в т.ч. освещаемых путей 270 км, неосвещаемых – 41 км. Остальные 1275 км водных путей используются без СНО или временно не эксплуатируются.

Гарантированные габариты обеспечены

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Внутренние водные пути, входящие в зону ответственности ФБУ «Администрация «Камводпуть», объединяют четыре региона Приволжского федерального округа: Пермский край, Удмуртскую Республику, Республику Башкортостан и Республику Татарстан.

Навигационное оборудование введено в действие в плановые сроки, за исключением участков, расположенных в пределах Камского водохранилища от города Соликамска до Пермского шлюза. Задержка произошла из-за гидрологических условий в начальный период навигации 2018 г. вследствие минимальных уровней половодья и ледовых явлений.

Совершенствуем технологии путевых работ

В состав флота, обеспечивающего безопасность судоходства в пределах зоны ответственности Администрации в навигацию 2018 года, входят 4 изыскательские партии, 16 обстановочных бригад и обслуживающий флот.

Для обеспечения гарантированных габаритов пути в рабочем ядре находится 4 многочерпаковых земснаряда общей технической производительностью 1300 м3/час. Подготовка плесов к межени завершена в установленные сроки. Срыва заданных габаритов пути за прошедший период навигации не допущено.

В навигационный период 2018 года русловыми изыскательскими партиями продолжаются гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт. К началу навигации издан том 9 часть I Атласа ЕГС. Продолжается работа по сбору материалов для переиздания карты рек Вишера, Уфа, Сылва и Чусовая.

Благодаря внедрению спутниковых и цифровых технологий продолжается развитие и усовершенствование технологий на русловых изысканиях, в судоходной обстановке, тралении, землечерпании и картографии.

В этом году продолжается работа по наладке на судах технического флота систем контроля расхода топлива, которая поможет отслеживать расход топлива по каждому судну и место нахождения судна в режиме онлайн.

Продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков и установка коридора из плавучих знаков.

Продолжается работа по качественному улучшению СНО. Администрация приобрела и установила знаки плавучей обстановки из полимерных материалов. Проходят испытания новые фонари на светодиодах с системой удаленного мониторинга. При успешном завершении испытаний и вводе в эксплуатацию данной продукции мы сможем сократить расходы на содержание судоходной обстановки и увеличить срок эксплуатации оборудования.

Реконструкция шлюзов

На шлюзах Пермском, Чайковском, Нижне-Камском и Павловском идет постоянная реконструкция и ремонты, что позволяет обеспечивать непрерывность грузопотока.

С 2010 года начались работы по проектированию объекта «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений Камского бассейна». Реконструкции подлежат все четыре гидросооружения. Проект состоит из двух этапов. Этап I – Чайковский шлюз, этап II – Пермский, Павловский и Нижне-Камский шлюзы.

В рамках реализации проекта каждый шлюз вводится в эксплуатацию самостоятельно.

Цель реконструкции – восстановление работоспособного технического состояния гидросооружения с обеспечением нормального уровня безопасности. Повышение безопасности и надежности функционирования судоходных гидротехнических сооружений для обеспечения развития грузовых и пассажирских перевозок в Пермском крае, республиках Удмуртия, Татарстан и Башкортостан. Особые условия строительства – без прекращения судоходства.

Реконструкция гидротехнических сооружений Камского бассейна выполняется в соответствии с подпрограммой «Внутренние водные пути» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002-2012 гг.) и подпрограммой «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

В 2015 году закончились работы по «Разработке и реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. I этап. Чайковский шлюз».

С 2017 года ведутся работы на объекте «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна. II этап. Реконструкция Пермского шлюза».

Реконструкция Пермского шлюза предусматривает модернизацию электромеханического оборудования шлюзов, сети контрольно-измерительной аппаратуры, реконструкцию конструктивных элементов сооружений, внедрение информационно-диагностической системы БИНГ-3.

В 2018 году получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза» на проектную документацию, результаты инженерных изысканий и проверку сметной стоимости объекта капитального строительства – реконструкцию Павловского шлюза.

В состав реконструкции Павловского шлюза входят работы:

– по бетону стен камеры, рым-пазов, температурно-осадочных швов в правой и левой стенках камеры шлюза, нижней головы, низового пирса, оголовка и палы;

– реконструкция резервного энергоснабжения;

– реконструкция существующей сети контрольно-измерительной аппаратуры на каждом шлюзе (ремонт, замена на новую, установка современной закладной измерительной аппаратуры бездефектным ме­тодом).

В 2018 году ведутся проектные работы по реконструкции Нижне-Камского шлюза, включающие замену гидравлических приводов рабочих ворот и затворов, насосов откачки, реконструкцию грузоподъемных механизмов для обслуживания и ремонта приводов ворот, гидротехнической и электротехнической частей шлюза, санитарно-бытового блока и технических мастерских, резервного энергоснабжения, сети контрольно-измерительной аппаратуры.

Речные перевозки

В навигацию 2017 года судовладельцами в Камском бассейне перевезено 13 481,3 тыс. тонн грузов. Объем перевозок в сравнении с навигационным периодом предыдущего года увеличился на 23%, или на 2528,0 тыс. тонн.

Объем межбассейновых грузовых перевозок составил 9077,618 тыс. тонн, в том числе завезено в бассейн 515,501 тыс. тонн, вывезено из бассейна 8562,117 тыс. тонн грузов, т.е. 94,3% грузов от общего объема межбассейновых перевозок вывезено из бассейна и только 5,8% ввезено в Камский бассейн.

Общий объем пассажирских перевозок в 2017 году составил 909,126 тыс. пассажиров. По сравнению с 2016 годом объем уменьшился на 18,3%. Пассажирские межбассейновые перевозки составили за навигацию 62,2 тыс. пассажиров. По сравнению с прошлым годом объем межбассейновых пассажирских перевозок уменьшился на 1,5%. По многолетним наблюдениям спрос на пассажирские перевозки остается на стабильно высоком уровне.

По состоянию на 31 июля 2018 года в Камском бассейне совершено 5435 рейсов судов. Перевезено 6,2 млн тонн груза, что на 7,3% больше перевозок на данный период прошлого года. Пассажирские перевозки также увеличились по сравнению с 2017 г. на 11,7% и составляют 56,9 тыс. человек.

Увеличение произошло за счет перевозок минерально-строительных грузов, технической соли, а также лесных и зерновых грузов. В текущую навигацию продолжаются перевозки нефтепродуктов по р. Белой, и на конец июля они составили 542,2 тыс. тонн (в 2017 г. перевезено 598,5 тыс. тонн).

Структура перевозимых грузов в бассейне практически не меняется – это минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, удобрения, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы.

В весенний период навигации с Верхней Камы в планах на 2018 год было запланировано вывести порядка 500 тыс. м3. Фактически за весенний период навигации 2018 г. выведено леса в плотах 455,9 тыс. м3. По сравнению с прошлым годом объем выведенных плотов незначительно снизился – на 3,5%. В основном весь лес идет на АО «Соликамскбумпром» – это один из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности России. В планах на 2019 год вывести с Верхней Камы леса в плотах порядка 500 тыс. м3.

Рис. 1. График вывода плотов с В.Камы за период 2010-2018 гг. (тыс. м3)

Задержание как мера предотвращения беды

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Движение по Каме в 2018 г. в связи с поздним вскрытием рек ото льда открылось на 5 дней позднее предыдущего года. По Набережным Челнам движение открылось с 25 апреля, а по Верхней Каме – с 7 мая. Правда, задержка выхода судов в навигацию позволила судовладельцам лучше подготовить флот к эксплуатации, и поэтому задержаний при проверках портконтроля в начальный период навигации было меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Судовладельцами были пересмотрены графики движения судов, особенно график вывозки древесины в плотах с плотбищ Верхней Камы. По большой воде выведен без потерь весь заготовленный лес, не было случаев потери древесины из-за посадок на мель или ее размолевания из-за некачественной сплотки плотов. В транзитных перевозках судовладельцы также смогли наверстать упущенное время и восстановить уровень перевозок, а по некоторым видам груза даже произошло увеличение показателей.

Организация проверок отработана

Приятно отметить, что транспортных происшествий с флотом в бассейне к 1 августа не произошло. Хочется надеяться, что навигация 2018 года у нас пройдет безаварийно.

Организация работы ГПК за последние годы отработана, схема назначения проверок остается прежней – на основании информации о судах в дислокации (АДС) и данных информационной системы портконтроля назначаются суда, подлежащие проверке. Для транспортного обеспечения проверочных мероприятий инспекции имеют три теплохода типа «Ярославец» и два автомобиля.

Инспекторским составом при проведении осмотров проверяется соблюдение на судах и плавучих объектах требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов. Особое внимание уделяется организации на судне системы управления безопасностью, а именно: знанию командным составом судна лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов компании, порядку взаимодействия судно – берег – судно, знанию членами экипажа своих должностных обязанностей, действию по тревогам, порядку планирования рейсов и т.д.

Задание по проверкам судов на 2018 год составляет 1200 проверок, на 1 августа выполнено 62% государственного задания. Проведено 747 инспекций, в том числе 73 пассажирских судов и 53 проверки нефтетанкеров. В ходе проверок выявлено 1578 различных несоответствий обязательным требованиям. По всем выявленным несоответствиям выставлены требования по устранению нарушений в установленные сроки, при этом 37 судов было задержано.

Основной причиной задержания судов, как и в прежние навигационные периоды, является отсутствие судовых документов (в том числе судового свидетельства об управлении безопасностью), недостаточное снабжение судов спасательными и противопожарными средствами. В последнее время имеются случаи загрузки судов с превышением грузоподъемности. Так, 11.07.2018 при заходе в Нижне-Камский шлюз (г. Набережные Челны) вахтенный начальник баржебуксирного состава т/х «Кавказ» не смог назвать диспетчеру шлюза истинную осадку состава. После проверки секций 25 и 26 состава выявился перегруз судов. По результатам инспекции выставлен код 30 (задержание). Судовладельцу пришлось организовывать паузку секций и предъявлять суда состава к внеочередному освидетельствованию Российским речным регистром.

Опасные новички

Второй негативный фактор, с которым впервые мы столкнулись, – это появление на водных путях плавучих объектов, владельцы которых ранее никаким образом с флотом не были связаны и не имеют представления об элементарной безопасности на воде, с удовольствием обслуживают посетителей в своих заведениях. В июне у городской набережной, чуть ниже пассажирских причалов Перми, обосновался и начал принимать посетителей плавучий ресторан под названием «Причал № 5», имеющий на борту более 100 посадочных мест. Собственник причала ООО «СЭФИС» к освидетельствованию Российским речным регистром объект не предъявлял, документ соответствия он не имеет, а на борту оборудованы помещения для приготовления пищи, барная стойка, санузлы. На палубе размещены столы, стулья, диваны, кресла, шезлонги для посетителей, установлены уличные газовые обогреватели и т.д. По результатам проверки выставлен код 30 (задержание), материалы проверки были переданы в Пермскую транспортную прокуратуру.

Вопросы взаимодействия между службой государственного портового контроля, надзорных и правоохранительных органов поднимались на межведомственном совещании, прошедшем перед навигацией 2018 г. в Пермской транспортной прокуратуре. Во исполнение решений совещания при установлении нарушений требований по обеспечению безопасности судоходства, в первую очередь при осуществлении перевозок пассажиров, отработан механизм взаимодействия между органами, осуществляющими надзорную, контрольную деятельность, и правоохранительными органами. В ноябре планируется провести аналогичное совещание, на котором будут подведены итоги работы в данном направлении.

Дипломирование

В межнавигационный период 2017-2018 гг. весь инспекторский состав ГПК был задействован в работе комиссии по проведению квалификационных испытаний специалистов плавсостава судов внутреннего плавания. Всего с начала текущего года на 01.08.2018 прошел квалификационные испытания и получил документы на право занятия должностей специалистов судов внутреннего водного плавания 1541 человек, из которых 301 человек подтвердил свои действующие дипломы, 399 продипломировались на право занятия более высокой должности. Получил квалификационные свидетельства на право занятия должностей рядового состава 841 человек.

Проведено три заседания выездной квалификационной комиссии, график проведения выездных комиссий согласовывается с графиком проведения курсов повышения квалификации в учебных заведениях.

Инспекторский состав службы государственного портового контроля активно принимает участие в оформлении свидетельств о минимальном составе экипажей судов и регистрации судовых журналов. Всего в текущем году выдано 39 свидетельств о минимальном составе экипажа и зарегистрировано 436 судовых журналов.

Морские вести России №11 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ