Водные магистрали Китая - Морские вести России

Водные магистрали Китая

28.02.2019

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 127,3 тыс. км, а подавляющая часть приходилась на бассейн Янцзы (по протяженности первой в КНР и третьей реке в мире), где проживает около 13% населения КНР и создается более 15% ВВП Китая.

Сергей Сазонов, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Дельта Янцзы

В транспортных перевозках по Янцзы непосредственно было задействовано более 2 млн, а косвенно – более 10 млн человек. Дельта реки представляет собой самый урбанизированный район мира – здесь находятся такие крупные города, как Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Фошань и Дунгуань, а всего в дельте Янцзы проживает 42 млн человек, что превысило количество населения Аргентины, Канады или Малайзии.

В бассейне Янцзы действуют свыше 1,4 тыс. речных портов – это более 10 тыс. причалов производственного назначения, из них более 200, способных принимать суда водоизмещением более 10 тыс. т. В 2017 г. на реке насчитывалось 14 речных портов с ежегодным объемом обработки грузов, превышающим 100 млн т (большинство расположены в нижнем течении реки – Сучжоу, Наньтун, Нанкин, Цзяньин, Ухань, Чжэньцзян, Мааньшань, Тунлин). По реке протяженностью свыше 6,3 тыс. км и ее притокам, обеспечивающих 70 тыс. км доступных для навигации судоходных путей, курсировало более 170 тыс. речных судов. В 2014 г. объем перевозки грузов по главному фарватеру составил 2,06 млрд т, в 2015 г. – 2,18 млрд т, в 2016 г. – 2,31 млрд т. В 2017 г. объем перевозки грузов по главному фарватеру по сравнению с предыдущим годом вырос на 8,2% и составил 2,5 млрд т – самый большой показатель в мире среди всех рек мира, превысив в три раза объем перевозки по р. Миссисипи и в пять раз по р. Рейн. В 2017 г. объем ВВП, созданный в 11 провинциях и городах центрального подчинения, прилегающих к бассейну Янцзы (общей площадью 2,05 млн км2 и с населением около 600 млн чел.) превысил 3,5 трлн юаней, или 43% ВВП КНР, а темпы экономического роста в этом регионе в течение долгого времени превышают средний уровень по стране.

В 2017 г. средний тоннаж грузовых судов, курсирующих по главной водной артерии Янцзы и проходящих через судоходные шлюзы гидроузла «Санься», увеличился до 1630 и 4330 т соответственно. Грузооборот основных портов в 2017 г. составил 2,35 млрд т, в том числе грузооборот портов, ориентированных на внешнюю торговлю, превысил 340 млн т, объем контейнерных перевозок составил 16 млн ДФЭ, среднее водоизмещение судов, перевозящих грузы по Янцзы, составило 1490 т. С целью совершенствования системы мультимодальных перевозок грузов Госсовет КНР запланировал инвестировать в 2018 г. 260 млрд юаней в реализацию 12 проектов железнодорожного строительства в регионе дельты реки.

Осознавая важность развития внутреннего водного транспорта, правительство КНР в период 11-й пятилетки (2005-2010 гг.) выделило на его развитие более 30 млрд юаней. За этот период общий объем грузоперевозок по главному фарватеру Янцзы составил 6,1 млрд т, в частности через ведущие порты – 5,9 млрд т, по этому показателю главная китайская водная артерия вышла на первое место в мире. Среднее водоизмещение речных судов возросло с 600 до 850 т. В период 12-й пятилетки (2010-2015 гг.) правительство КНР направило 45 млрд юаней ($7,15 млрд) на развитие мощностей внутреннего водного транспорта. Причем государство обеспечивало лишь 80% ассигнований, а остальная часть инвестиций формировалась за счет средств местных бюджетов либо банковских займов. В 2016 г. объем инвестиций в развитие этого вида водного транспорта составил 16 млрд юаней, в 2017 г. – 22 млрд юаней.

В целях дальнейшего развития внутренних водных перевозок по Янцзы в период 12-й пятилетки в Китае было выделено 18 млрд юаней на дренажные работы и строительство глубоководного фарватера глубиной 12,5 метра от г. Тайцан до Нанкина (пров. Цзянсу). Новый фарватер протяженностью 311,6 км стал продолжением предыдущего фарватера длиной свыше 100 км, проложенного от устья реки до Тайцана, на строительство которого было потрачено более 10 лет. Это стало самым масштабным, дорогостоящим и самым сложным в техническом плане проектом развития речного транспорта в период 12-й пятилетки. Министерство транспорта КНР инвестировало 14 млрд юаней, а остальной объем капиталовложений обеспечило правительство провинции Цзянсу. Первая очередь работ была проведена в период с 2011 по 2014 год на участке от Тайцана до Наньтуна. Вторая очередь была завершена в 2016 г. на участке от Наньтуна до Нанкина. С окончанием работ на всем участке фарватера морские суда водоизмещением до 50 тыс. т могут доходить от устья Янцзы до Нанкина.

Пропускная способность грузовых перевозок на участке реки на территории провинции Цзянсу увеличилась на 100% – это в 20 раз больше нынешнего объема грузовых перевозок по железной дороге Шанхай – Нанкин.

В 2016 г. Министерство транспорта КНР инвестировало более 4 млрд юаней в углубление фарватера на Цзилиньском участке среднего течения Янцзы на территории провинций Хубэй и Хунань. Цзинцзянский участок протяженностью около 347 км берет начало в г. Ичан и заканчивается в порту Чэнлинцзи (пров. Хунань). После завершения работ по углублению фарватера Янцзы (от Чунцина до Ибиня минимальная глубина была доведена до 2,9 м, от Уханя до Чэнлинцзи – до 4 м, а к Нанкину она достигает 12,5 м) суда водоизмещением 5 тыс. т осуществляют навигацию по фарватеру круглый год, что приводит к значительному увеличению пропускной способности главного фарватера Янцзы.

В сентябре 2017 г. Государственный комитет по делам развития и реформ Государственного совета КНР одобрил проект об увеличении глубины фарватера Янцзы в среднем течении реки на двух участках реки – от Ичана до Уханя (пров. Хубэй) и от Уханя до Аньцина (пров. Аньхой), где глубина фарватера в результате реализации проекта достигнет 4,5 и 6 м соответственно. Реализация проекта началась в конце октября с углубления фарватера на участке на территории города Цичунь, расположенного к востоку от Уханя, а работы завершатся в 2019 г. и обойдутся примерно в 400 млн юаней. На основном участке Янцзы от Уханя до Аньцина работы по углублению фарватера будут проводиться в период с 2018 по 2021 год. Данный проект имеет стратегическое значение для развития экономического пояса вдоль реки Янцзы, а его реализация позволит увеличить протяженность участка фарватера с глубиной не менее 6 м более чем на 400 км, создав тем самым условия для круглогодичной навигации морских судов водоизмещением 5 тыс. т.

Таблица. Рост протяженности внутренних водных путей КНР (тыс. км)

Протяженность путей

1990

2000

2012

2013

2014

2016

– доступных для навигации

109,2

119,3

125,0

125,9

126,3

127,0

– с гарантированными габаритами судовых ходов

59,7

61,4

63,7

64,3

64,5

64,9

Соотношение, %

54,6

51,4

51,0

51,1

51,2

51,2

Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь 2015. Пекин. 2015. С. 582 (Разд. 18-5); Чжунго тунцзи чжайяо 2016. Пекин. 2016. С. 45. SCIO briefing on its white paper on the development of China’s transport. URL: http://www.china.org.cn/china/2017-12/29/content_40007856.htm.

Экономический пояс

Значительное внимание руководство КНР придает развитию «Экономического пояса р. Чжуцзян». Акватория реки объединяет девять прилегающих провинций, а также два специальных административных района – Сянган и Аомэнь, где производится около трети ВВП КНР. 18 декабря 2016 г. сухогруз «Куанши Шаньдун» («Рудный Шаньдун») был проведен по судоходному пути Шэимэнь из порта Нинбо в порт Чжоушань (пров. Чжэцзян). Это первое судно грузоподъемностью 400 тыс. т, прошедшее канал Шэимэнь с момента его сдачи в начале декабря 2016 г. Общая протяженность рассчитанного судоходного пути Шэимэнь составляет 164,1 км, максимальная судоходная глубина при входе в порт – 25,7 м. Это первый в Китае искусственно проложенный водный путь для судов максимальной грузоподъемности 400 тыс. т.

Река Хуайхэ протяженностью около 1 тыс. км берет начало в провинции Хэнань, протекает через провинции Хубэй и Аньхой и впадает в Янцзы в провинции Цзянсу. До последнего времени на всем течении реки не было контейнерных причалов. Только из г. Бэнбу ежегодно приходилось перевозить автомобильным транспортом более 20 тыс. контейнеров в порты Янцзы для дальнейшей транспортировки, что серьезно сдерживало развитие предприятий бассейна р. Хуайхэ, ориентирующихся на внешний рынок. В 2016 г. в речном порту Бэнбу, входящем в число 28 крупнейших речных портов КНР, были введены в эксплуатацию два многоцелевых причала для судов водоизмещением 10 тыс. т с ежегодной пропускной способностью 55 тыс. ДФЭ. В результате крупные контейнеровозы могут перевозить грузы непосредственно из порта Бэнбу в различные страны мира.

В 2011 г. 500-тысячное по счету судно прошло через судоходные шлюзы крупнейшего в мире гидроузла «Санься» («Три ущелья») на реке Янцзы. Система пятиступенчатых шлюзов гидроузла была официально сдана в эксплуатацию в 2003 г., грузооборот через них вырос с 34,31 млн т в 2004 г. до 130 млн т в 2016 г. В 2016 г. через шлюзы прошло более 50 тыс. грузовых судов и около 400 тыс. пассажиров, ежедневно дамба высотой 185 м и длиной 2,3 тыс. м пропускала 300 тыс. т грузов. Это гидротехническое сооружение позволяет вырабатывать электричество и регулирует уровень воды, позволяющий обеспечивать бесперебойное речное судоходство. На Янцзы находятся крупнейшие в Китае судоходные шлюзы гидроузла «Гэчжоуба», называемого в Китае «первой и главной плотиной на Янцзы». За минувшие 30 лет через шлюзы в общей сложности прошло 2,1 млн речных судов, которыми было перевезено более 680 млн т грузов. В 2016 г. среднее водоизмещение судов, перевозящих грузы через шлюзы гидроузла «Санься», составило 4240 т (более половины грузовых судов, проходящих через шлюзы, составляли крупные суда водоизмещением более 2,5 тыс. т, а около 15% – были суда водоизмещением свыше 5 тыс. т).

Рекомендации Госсовета

Согласно рекомендациям Госсовета КНР «Об ускоренном развитии судоходства по Янцзы и другим внутренним водным путям страны», к 2020 г. планируется «создать систему бесперебойного, высокоэффективного, надежного и современного судоходства на внутреннем водном транспорте. К 2020 г. планируется довести протяженность высококлассных речных судоходных путей до 19 тыс. км, увеличить среднее водоизмещение судов, курсирующих по главному течению Янцзы, до 2,5 тыс. т. В 2016 г. премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян на отраслевом совещании в Чунцине выступил с предложением о создании крупнейшей зоны экономического развития, включающей 11 субъектов Китая, расположенных вдоль «Экономического пояса р. Янцзы». Зона будет включать два города центрального подчинения – Шанхай и Чунцин, провинции Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Цзянси, Хубэй, Хунань, Сычуань, Юньнань и Гуйчжоу. На этой территории, превышающей 20% площади страны, проживает 580 млн человек.

25 сентября 2016 г. Госсовет КНР принял постановление о превращении «Экономического пояса Янцзы» в «новый двигатель экономического развития», которое определяет мероприятия по достижению провинциями, расположенными вдоль бассейна реки, лучшего доступа к океану и повышения их экспортного потенциала. С целью развития транспортной инфраструктуры «Экономического пояса Янцзы» и расширения использования мультимодального транспортного сообщения в 2017 г. Госсовет КНР принял решение об инвестировании 226,2 млрд юаней ($32,79 млрд) в реализацию 12 проектов железнодорожного строительства в регионе. Приоритетной станет высокоскоростная железная дорога Шанхай – Хучжоу (пров. Чжэцзян), проходящая через Сучжоу (пров. Цзянсу). Поезда будут преодолевать расстояние 164 км между Шанхаем и Хучжоу со скоростью 350 км/ч примерно за 1 час. В 2017 г. также началось строительство секции дороги Тайцан (пров. Цзянсу) – Шанхай протяженностью 112 км скоростной железнодорожной магистрали Шанхай – Наньтун.

Сотрудничество

Важным направлением российско-китайского сотрудничества в области морского и речного транспорта стали соглашения, которые заключаются как на уровне регионов Китая и субъектов РФ, так и совместные инвестиционные соглашения между российскими и китайскими предприятиями и компаниями. Например, районы в бассейне верхнего и среднего течения Янцзы и федеральные округа на побережье Волги учредили совет и разработали механизм регионального сотрудничества «Волга – Янцзы». В октябре 2016 г. китайская компания Poly International и АО «Арктический транспортно-промышленный узел Архангельск» подписали соглашение по проекту строительства нового глубоководного порта в Архангельске с возможностью круглогодичного захода крупнотоннажных судов. Перспективный грузооборот Архангельского глубоководного порта к 2030 г. составит 30 млн т, что позволит оптимизировать логистику грузов, следующих с Урала и Сибири за счет сокращения на 800 км железнодорожного плеча доставки и стоимости доставки этих грузов к новому северному порту. Новый порт позволит сформировать более привлекательный альтернативный маршрут движения экспортных и импортных грузопотоков в направлении Европы и стран АТР (в первую очередь Китая).

В число наиболее актуальных проблем развития внутреннего водного транспорта относятся модернизация основных речных портов страны, контейнеризация перевозок речным транспортом, развитие береговой инфраструктуры, расширение сети внутренних водных путей.

Морские вести России №17 (2018)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт

10.11.2020

Речной транспорт