Навигация в условиях низкой водности - Морские вести России

Навигация в условиях низкой водности

26.07.2019

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию членов экипажей судов и выдать 127 квалификационных документов по 7 различным должностям. Обеспечить содержание водных путей и расположенных на них гидротехнических сооружений протяженностью всего 7245 км, в том числе 8 сооружений Новосибирского шлюза. Портконтролю в 2019 году запланировано провести 980 инспекций судов, что аналогично показателям предыдущего года.

Необходимо дополнительное дноуглубление

В нынешнюю навигацию установлен перечень судовых ходов, определены категории водных путей, сроки действия средств навигационного ограждения и функционирования Новосибирского судоходного шлюза. С этого года в перечень внесена информация по параметрам судовых ходов, категориям и срокам действия навигационной обстановки на участках водных путей, обслуживаемых в рамках действия соглашения о сотрудничестве в части реализации проекта развития транспортной инфраструктуры водного транспорта в границах Алтайского края.

Сергей Павлушкин, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП»

Для подготовки к навигации 2019 года судоремонт был выполнен на 102 единицах флота. Проведен капитальный ремонт главных двигателей ЯМЗ-238 трех обстановочных теплоходов («Полой», «Затор», «Кулик»).

Подготовлены технические задания на капитальный ремонт главных и вспомогательных двигателей земснарядов «Обский-305», «Обский-720», теплоходов «Струя», «Путейский-11», «Чибис» и продление моторесурса главного двигателя (Skoda 6SB350PN) земснаряда «Обский-1006», проведение докового освидетельствования самоходных шаланд ШС-15, ШС-16.

Завершаются работы по смене днищевой обшивки корпуса баржи-площадки Т-1003.

В 2019 году запланирован капитальный ремонт земснаряда «Обский-720» в части ремонта электрооборудования и замены кабельных трасс.

После длительного отстоя ведутся подготовительные работы для ввода в эксплуатацию земснаряда «Обская-403».

Администрация продолжает планомерную работу по привлечению передовых технологий и оборудования, в том числе для повышения качества содержания средств навигационного ограждения.

В настоящее время общая тенденция модернизации светосигнального оборудования направлена в сторону минимизации затрат на ежегодную покупку невозобновляемых химических источников питания и заключается в использовании возобновляемых источников энергии за счет применения в составе фонарей аккумуляторных батарей, в т.ч. с использованием совместно с солнечными элементами. Причиной тому послужил тот факт, что ежегодное удорожание химических источников питания за последние три года, в частности для нужд Администрации, оказалось выше роста индекса потребительских цен в 2-3 раза.

В навигацию 2019 года планируется оснастить один из обстановочных участков Оби новыми фонарями с перезаряжаемым источником питания.

Довольно значительные снегозапасы в Обском бассейне должны были обеспечить среднюю водность Оби и ее притоков в предстоящий навигационный период. Но природа внесла свои, не самые благоприятные коррективы.

В марте-апреле в связи с теплой погодой на территории Республики Алтай и Алтайского края на Верхней Оби с притоками наблюдалось раннее развитие весенних процессов – закраины, подвижка льда. Вскрытие рек прошло во второй-третьей декадах апреля, что оказалось ранее средних многолетних дат.

В связи с теплой ранней весной и в случае отсутствия интенсивных осадков на Алтае, Новосибирской и Томской областях можно с высокой долей вероятности предположить, что навигация 2019 года окажется по водности ниже средней. Поддерживать установленные габариты пути возможно только проведением путевых работ, не полагаясь на высокие уровни воды.

Современное состояние водных путей бассейна не позволяет судовладельцам практически на всех обслуживаемых участках осуществлять перевозки грузов с полной загрузкой судов в течение всей навигации. Ситуацию возможно исправить либо значительным увеличением объемов дноуглубительных работ, либо одновременным проведением дноуглубления и строительства выправительных сооружений. Но эти мероприятия требуют вложения существенных финансовых средств.

Объем транзитного дноуглубления, планируемый за счет субсидии, выделенной Администрации на 2019 год на выполнение государственного задания, составит 2,9 млн м3 грунта, что составляет 63,5% от минимального потребного объема 4,6 млн м3. В эксплуатацию будут введены семь земснарядов суммарной технической производительностью 7660 м3/час.

В 2018 году фактически на транзите было извлечено 2,7 млн м3 грунта, при этом обеспечить поддержание гарантированных габаритов при уровнях выше проектных отметок удалось только вследствие благоприятных гидрологических условий, способствующих естественному размыву перекатов.

Перекаты на Томи (от Томска до устья Оби) не разрабатывались с 2013 года в связи с отсутствием достаточного финансирования путевых работ. За последние годы ситуация значительно ухудшилась. В целях увеличения грузооборота и обеспечения максимальной загрузки судов Администрация совместно с АО «Томская судоходная компания», являющимся наиболее крупным в бассейне, прорабатывают вопрос привлечения дополнительных финансовых средств на выполнение дноуглубительных работ для увеличения пропускной способности судового хода на данном участке внутренних водных путей.

С началом навигации путейцы приступили к работам по содержанию средств навигационного оборудования, тралению и русловым изысканиям, запланированным в необходимых объемах.

Несмотря на принимаемые меры, отсутствие необходимого объема дноуглубления может привести к проблемам по поддержанию гарантированных габаритов в течение всего навигационного периода при прогнозируемой водности, что будет являться сдерживающим фактором при организации и проведении грузоперевозок судовладельцами бассейна. Стоит отметить, что на очередном заседании Общественного совета, состоявшемся в феврале этого года, судовладельцы обозначили свои планы на увеличение объемов перевозок грузов в сравнении с 2018 годом до 6,0 млн тонн. Для справки: в Обском бассейне в 2018 г. водным транспортом перевезено грузов 5,1 млн тонн, пассажиров – 899,7 тыс. человек.

Новосибирский шлюз

Навигация на шлюзе началась 10 мая. Обеспечить его плановые сроки работы позволяет своевременное выполнение межнавигационного ремонта сооружений и электромеханического оборудования, проводимого согласно утвержденным графикам силами эксплуатационного персонала. В графики ремонтов включаются профилактические ремонты основного и вспомогательного оборудования, ремонт производственных и служебных помещений, частичная замена оборудования и его частей, т.е. объекты, не требующие больших капиталовложений.

В межнавигационный период 2018-2019 годов продолжались работы по объекту капитального строительства «Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)». Возведена временная строительная перемычка, осушен участок производства работ, произведены демонтаж старого крепления откосов нижнего подходного канала, подготовка основания, устройство крепления откосов из монолитного железобетона и гибких матов Incomat Fleх. Завершить работы планируется досрочно – в 2019 году.

Судовладельцы улучшают отношения с законом

Проверки судов инспекцией портконтроля в навигацию 2018 года стартовали 12 апреля. Службе ГПК было определено проведение проверок в отношении 980 судов. По итогам навигации были проверены 982 судна и плавучих объекта (в 2017 году было проверено 987 судов). По итогам проверок судов выявлено 1461 нарушение обязательных требований (2130 в 2017 году), задержано 128 судов (150 в 2017 году). Проверены 98 пассажирских судов (83 в 2017 году), выявлено на них 104 нарушения обязательных требований (121 в 2017 году), задержано 9 судов (5 в 2017 году).

Андрей Фомин, первый заместитель руководителя – капитан Обского бассейна ВВП

Увеличение числа проверок пассажирского флота в первую очередь связано с активизацией судоходства в границах Телецкого озера. Дело в том, что в соответствии с КВВТ РФ маломерные суда, занимающиеся коммерческой деятельностью, прогулочные и спортивные парусные суда подлежат постановке на учет в Государственном судовом реестре. Контроль над ними осуществляет служба ГПК. Учитывая активную роль в этом процессе правоохранительных органов, и в первую очередь Горно-Алтайской транспортной прокуратуры, следует отметить, что судовладельцы довольно активно ставят суда на учет. Достаточно сказать, что в 2018 году зарегистрировано в судовом реестре более 10 судов. Всего же судоходством здесь занимается более 100 единиц маломерного и немаломерного флота, которые подлежат учету и проверкам со стороны ГПК. В целом состояние флота, осуществляющего перевозки пассажиров в границах Телецкого озера, находится на должном уровне и опасений не вызывает.

С точки зрения соблюдения судовладельцами требований по безопасности судоходства навигация 2018 года прошла в целом спокойнее навигации предшествующего года. При проведении проверок судов значительно меньше выявлено нарушений требований нормативно-правовых документов, а как следствие этого – меньше судов было подвергнуто процедуре временного задержания. С учетом активной позиции службы ГПК в межнавигационный период 2017-2018 годов многие судовладельцы улучшили свои отношения с законом. К разряду таких следует отнести ООО «Александровский грузовой терминал» и ряд других организаций.

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу выявленных нарушений обязательных требований в области безопасности судоходства. Основные нарушители в навигацию 2018 года все те же:

– ООО «Колпашевский речпорт» (задержаны все суда из 27 проверенных);

– ООО «ТомскТрансАвто» (задержаны 15 судов из 41 проверенного);

– ИП Косых И.А. (задержаны все суда из 11 проверенных).

Основные причины задержаний судов – отсутствие судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ, а также несоответствие систем и механизмов судов техническим требованиям, являющимся основанием для временного задержания. Материалы по всем задержанным судам отправлены в Обское УГРН Ространснадзора и соответствующие транспортные прокуратуры.

Эффективный рейд

Необходимо отметить тот факт, что если в навигацию 2017 года в границах Томской области фиксировались случаи противодействия со стороны судовладельцев и судоводителей исполнению должностных обязанностей инспекторами ГПК, то в навигацию 2018 года таких случаев отмечено не было. Этому способствовала интенсивная работа должностных лиц службы ГПК с судовладельцами в межнавигационный период. Для предотвращения подобных противоправных действий в навигацию 2018 года было запланировано 3 совместных рейда с представителями Томской транспортной прокуратуры и УТ МВД России по СФО. Проведен был только один из них, т.к. в двух других не было необходимости.

В навигацию 2018 года активизировалось сотрудничество службы ГПК и Новосибирской транспортной прокуратуры с целью пресечения незаконной эксплуатации судов ООО «ФлотСиб». Совместно были проведены проверки практически всего флота указанной организации. В суд направлен ряд материалов о запрете их эксплуатации.

Решением Ленинского районного суда Новосибирской области от 19 сентября 2018 года запрещена эксплуатация плавучего крана «КПЛ-711» до предъявления его к техническому освидетельствованию речным регистром и признания годным к эксплуатации. 18 декабря 2018 года апелляционным определением Новосибирского областного суда решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Усилен контроль

В соответствии с распоряжениями заместителя руководителя Росморречфлота:

– в период летнего сезона отпусков и детских каникул был усилен контроль за обеспечением безопасной перевозки детей к местам отдыха и обратно. Кроме того, проводились проверки судов, на которых перевозились организованные группы детей, в том числе проверялась готовность экипажей судов к действиям в нештатных ситуациях;

– при проведении проверок судов в рамках государственного портового контроля уделялось внимание соблюдению норм пассажировместимости судов.

Грубых нарушений действующего законодательства выявлено не было.

По итогам навигации прошлого года в Администрации Обского бассейна с привлечением судовладельцев прошел ряд расширенных совещаний по безопасности судоходства. Аналогичные выездные совещания были проведены в ноябре 2018 года в городах Томске и Барнауле, где с участием представителей Ространснадзора, речного регистра были рассмотрены:

1. Анализ работы государственного портового контроля в 2018 году.

2. Изменения в законодательство, регулирующее деятельность ВВТ, вступившие в силу с 01.01.2018. Порядок проведения проверок на судах в рамках ГПК.

3. Анализ выявленных нарушений обязательных требований при проверках судов службой ГПК в границах Обского бассейна.

4. Аварийность в Обском бассейне за 2018 год.

5. Изменения в Правила РРР.

6. Обеспечение безопасности судоходства в 2019 году в границах Обского бассейна.

Регистрация флота

По итогам 2018 года в Государственном судовом реестре по Обскому бассейну на регистрационном учете состоит 2765 единиц флота, что на 42 судна меньше по сравнению с 2017 годом (снижение составило 1,5%). В Реестре плавучих объектов учтено 11 плавучих объектов; зарегистрировано 1 спортивное парусное судно.

Всего было принято заявлений на регистрацию судна, прав на него – 608, в том числе принято заявлений по регистрации маломерных судов – 33 (за 2017 год – 420 заявлений, в том числе принято заявлений по регистрации маломерных судов – 19).

Выдано:

свидетельств о праве собственности на судно – 128 (за 2017 год – 123);

свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ – 126 (за 2017 год – 126);

судовых билетов – 65 (за 2017 год – 44).

Зарегистрировано ограничений (обременений) прав (ипотека, аренда судна) по 170 судам (за 2017 год – 140).

Всего оказано 882 регистрационные услуги на сумму 1 858 750 руб. (за 2017 год – 688/1 788 483 руб.).

По-прежнему актуально:

Отсутствие единого регламента по регистрации судов, прав на них и сделок с ними.

Устаревшие Правила государственной регистрации судов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 26.09.2001 № 144, в связи с изменениями в законодательстве РФ (Гражданский кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и т.д.), а также утратой силы некоторых нормативно-правовых актов.

Дипломирование

В 2018 году проведено 46 заседаний квалификационной комиссии по дипломированию членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, в том числе в городах Барнауле, Томске, Колпашеве и селе Каргасок. Созданы квалификационные комиссии и по дипломированию в филиалах Администрации.

Процедура проведена в отношении 676 человек, из них 316 – командного состава флота (выдано 257 диплом и 278 подтверждений к дипломам) и 360 человек рядового состава флота (выдано 664 квалификационных свидетельства). Всего выдано квалификационных документов для работы на судах внутреннего водного транспорта 1199 шт. Удостоверение рулевого спортивного парусного судна получили 45 человек.

Государственное задание по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания и спортивных парусных судов выполнено по всем показателям. Из указанных в задании 155 должностей оказано 206 услуг.

Аттестацию исполнительных руководителей и специалистов по обеспечению безопасности судоходства и по обеспечению безопасной эксплуатации судов прошли 22 человека.

Удостоверение личности моряка полу­чили 129 человек, выдано 14 мореходных книжек.

Морские вести России №8 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021