Багаевский гидроузел – важнейший инфраструктурный проект - Морские вести России

Багаевский гидроузел – важнейший инфраструктурный проект

27.01.2020

Речной транспорт

Багаевский гидроузел – важнейший инфраструктурный проект

С 2018 года в Ростовской области реализуется один из крупнейших инфраструктурных проектов России – строительство Багаевского низконапорного гидроузла. Возведение этого гидротехнического сооружения было запланировано еще в 1948 году комплексной программой по строительству Волго-Донского водного пути. Сегодня Волго-Донской путь – это наиболее загруженная часть Единой глубоководной системы европейской части России. По водной магистрали международного значения осуществляется более 70% от общего объема речных перевозок и проходят основные экспортно-импортные грузопотоки.

Безопасность объекта для населения как приоритетная задача

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

Однако в настоящее время на участке пути от Кочетовского гидроузла до города Аксай в Ростовской области наблюдается значительное обмеление. Это не только существенно ограничивает пропускную способность Единой глубоководной системы, но и создает ряд других проблем: снижение уровня безопасности условий судоходства, ограничение водоснабжения многих населенных пунктов в низовьях реки, негативное влияние на развитие промыслового рыболовства и др. Строительство Багаевского гидроузла, результатом которого станет увеличение глубины реки Дон ниже Кочетовского гидроузла до четырех метров, призвано решить эти проблемы и создать условия для эффективного системного развития транспортной инфраструктуры.

Строительству гидроузла предшествовали многочисленные инженерные изыскания и научные исследования, проведенные в ходе проектирования. Приоритетной задачей стало обеспечить безопасность объекта для окружающей среды и местного населения. Для этого специалисты создали модель гидроузла в масштабе 1:100. В ходе испытаний на модели экспертами были проверены основные параметры объекта и отработаны различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе строительства и эксплуатации гидроузла, в частности варианты защиты берегов на случай катастрофических паводков.

Проектная документация прошла не только обязательную государственную экспертизу, но и две независимые общественные экологические экспертизы, выполненные в установленном действующим законодательством порядке. По результатам этих экспертиз сделаны однозначные выводы о соответствии проектных решений экологическим требованиям, установленным законодательством РФ. После тщательных изысканий была определена оптимальная, более низкая по сравнению с первоначальным предложением, отметка нормального подпорного уровня водохранилища, обеспечивающая необходимые судоходные габариты при существенном снижении негативного воздействия на окружающую среду. При снижении нормального подпорного уровня оптимизируются также и параметры водохранилища – сокращаются необходимый объем для заполнения и площадь зеркала водохранилища, увеличивается его проточность.

Реализация проекта

Строительство Багаевского гидроузла реализуется в два этапа. В апреле 2018 года стартовал первый этап, в ходе которого выполняются работы подготовительного периода.

Подготовительные работы включают в себя строительство судоходной прорези для переноса судового хода на период работ, причала строительной базы, временной линии электропередач, создание намывных участков для размещения административных зданий и сооружений будущего гидроузла.

На начальном этапе были проведены масштабные работы по очистке от взрывоопасных предметов территории строительства объекта в прибрежной полосе острова Арпачинский и подводной части судоходной прорези. В левом рукаве Дона обнаружены фрагменты ряда затопленных судов. Среди них идентифицированы части двух бронекатеров проекта 1125 Азовской военной флотилии, подорванных и затопленных экипажами в июле 1942 года в период наступления немцев. Крупногабаритные фрагменты извлекались со дна по специальной технологии с соблюдением необходимых мер безопасности с учетом наличия внутри частей корпуса и рядом с ним большого количества взрывоопасных предметов.

Поднятые артефакты времен Великой Отечественной войны переданы в народный военно-исторический музейный комплекс «Самбекские высоты» ГБУК РО «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник».

Также были соблюдены ограничения на выполнение работ в пойме реки Дон в период с 1 марта по 31 сентября, связанные с нерестом и скатом молоди рыб. Эти меры в первую очередь были предусмотрены для минимизации воздействия на окружающую среду, в том числе на водные биологические ресурсы.

В связи с вышеперечисленными факторами, а также неблагоприятными погодными условиями начать полномасштабные дноуглубительные работы удалось только в декабре-январе 2018-2019 гг.

До начала нерестового периода 1 апреля на строительной площадке активно велись дноуглубительные работы и намыв площадок объектов производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения через пульпопровод протяженностью 1300 метров.

По окончании нерестового периода и получения согласования территориального органа Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству работы продолжились и в настоящее время находятся на завершающей стадии, ведется планировка площадки под требуемую отметку и работы по формированию откосов.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия зимы 2018-2019 годов и вынужденные задержки в реализации проекта, выполнен объем работ, необходимый для пропуска судов через левый рукав Дона. Судоходство в левом рукаве было открыто по направлению вверх в одностороннем режиме.

Важность этого момента заключается в возможности обеспечения судоходства в период намыва площадок стройбазы на правом берегу с пересечением пульпопроводами существующего судового хода.

После получения разрешения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на производство работ в период ската молоди (с 1 июня по 30 сентября) продолжены дноуглубительные работы для обеспечения параметров пути, необходимых для прохода судов с полной осадкой. 8 сентября состоялось переключение судового хода. На месте старого участка русла будут возведены сооружения напорного фронта.

Практически завершено строительство причала, который будет использоваться для разгрузки оборудования и материалов на втором этапе реализации проекта.

Уже построена временная линия электропередач, предназначенная для обеспечения строительства объектов основного периода.

Также в ходе реализации первого этапа предусмотрен ряд природоохранных мероприятий. В соответствии с заключением Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству предусмотрен выпуск мальков промысловых видов рыб в акваторию реки Дон, проводится еженедельный мониторинг экологической обстановки, для которого привлекается независимая лаборатория. Результаты мониторинга доказывают, что строительство ведется в полном соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Завершение работ подготовительного этапа запланировано на декабрь 2019 г.

Второй этап строительства Багаевского гидроузла – это возведение и устройство ряда сооружений. Среди них – судоходный шлюз, который обеспечит возможность пропуска судов через створ гидроузла. Водосбросная и земляная плотины будут создавать и поддерживать на заданных отметках подпор воды на Дону.

Дополнительно через земляную плотину будут осуществляться санитарные попуски воды по левому рукаву реки. Устройство рыбопропускного шлюза и уникального рыбоходно-нерестового канала, а также принятый режим эксплуатации водохранилища позволят обеспечить беспрепятственное прохождение рыбы в нерестовый период.

Строителями в том числе будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования гидросооружения.

Завершение строительства гидроузла запланировано на 2023 г.

Эффективная схема взаимодействия

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

Инспекция портконтроля бассейна за 10 месяцев 2019 г. выполнила 673 проверки, в результате которых выявлено 2543 нарушения обязательных требований, временно задержано 44 судна. Процент временных задержаний от общего количества проверок составляет 6,5%. Основной причиной временных задержаний судов в навигацию 2019 г. стало нарушение экипажами судов требования п. 109 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта. К началу навигации многие компании не обеспечили готовность экипажей морских судов и судов река-море плавания для работы на внутренних водных путях. Члены экипажей, имеющие морские дипломы и несущие навигационную ходовую вахту, не имели свидетельств о прохождении проверки знаний «Правил плавания судов по внутренним водным путям». Морской диплом в таком случае не подходит.

За этот период навигации ИГПК выявлено 14 административных правонарушений, составлено 14 протоколов, материалы переданы в Южное УГМРН Ространснадзора, возвратов не было. Здесь инспекция кроме основных нормативно-правовых актов РФ руководствуется Распоряжением Ространснадзора и Росморречфлота № АК-281-р (фс), № АД-238-р от 20.06.2014 «О взаимодействии капитанов морских портов, Администраций бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и территориальных управлений государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при выявлении административных правонарушений в ходе проверок судов и иных плавучих объектов». Разработанная в 2016 г. схема взаимодействия ИГПК, ЮУГМРН Ространснадзора, Волго-Донской транспортной прокуратуры при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в процессе проверок судов, эффективна в применении.

К транспортным происшествиям на водных путях приводят нарушения обязательных требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта. Работа инспекции бассейна направлена на их выявление, устранение и, как следствие, снижение аварийности в бассейне.

Дипломирование

Служба аттестации, дипломирования и выдачи УЛМ Администрации оказывает услуги:

1. Дипломирование членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестация лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, лоцманов.

2. Оформление и выдача удостоверений личности моряка (УЛМ), оформление и выдача мореходных книжек (МК), внесение записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверка судовых ролей.

Все аттестуемые проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасной эксплуатации судов на ВВП в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

За оказанием услуг в службу обращаются Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта, около 450 судовладельческих и крюинговых компаний.
По официальным запросам предоставляется информация надзорным и контролирующим органам, а также смежным организациям.

За десять месяцев 2019 года оформлено 1354 удостоверения личности моряка и 446 мореходных книжек, внесено записей о служебном положении на судне в мореходные книжки – 451, выдано 297 рабочих речных дипломов, 204 квалификационных свидетельства, 1189 свидетельств о прохождении проверки знаний Правил плавания по ВВП; прошли аттестацию 12 специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию судов (СУБ).

Регистрация флота

В Администрации по состоянию на 01.11.2019 зарегистрировано 736 судов, за 10 месяцев 2019 г. осуществлено свыше 370 регистрационных действий.

Для актуализации данных реестра отделом государственной регистрации судов проводится постоянная работа по выявлению и исключению судовладельцами так называемых «призраков» – конструктивно погибших судов.

Публичность судовых реестров обеспечивает задачу своевременного информирования. Отдел работает в постоянном взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными управляющими и др. За 10 месяцев 2019 года осуществлено около 900 информационных действий.

На сайте Администрации размещены ссылки на законодательство, регламентирующее процедуры регистрации, а также контактные данные, позволяющие оперативно получить квалифицированную консультацию непосредственно начальника отдела. За истекший период года сотрудниками отдела оказано судовладельцам более 550 консультаций.

При этом есть и неразрешенные пока проблемы. В первую очередь это острая необходимость приведения Правил государственной регистрации судов в соответствие с реформируемым гражданским законодательством, а также с аналогичными процедурами служб капитанов морских портов.

Упрощение процедур регистрационных действий для судовладельцев, а также сокращение сроков регистрации являются первоочередными задачами.

Морские вести России №16 (2019)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021