Грамотные действия путейцев обеспечили гарантированные глубины - Морские вести России

Грамотные действия путейцев обеспечили гарантированные глубины

28.04.2020

Речной транспорт

Грамотные действия путейцев обеспечили гарантированные глубины

Всего в минувшую навигацию судоходной обстановкой в бассейне обслуживалось 3367 км водных путей. В том числе в рамках госзадания 3309 км, из которых: освещаемой обстановкой – 2051 км, отражательной – 1248 км, неосвещаемой – 10 км. Протяженность водных путей, обслуживаемых обстановкой с гарантированными габаритами, – 3284 км, без гарантированных габаритов – 83 км.

 

Лимитирующих перекатов стало меньше

 

Сергей Павлушкин, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП»

 

Для проведения дноуглубительных работ были введены в эксплуатацию восемь земснарядов общей технической производительностью 10 160 м3 /ч, в том числе три земснаряда проекта 1-517-03 общей производительностью 7500 м3/ч. Итоговый объем выполненных работ составил 4057,2 тыс. м3, в том числе в ходе транзитных работ извлечено 3197,1 тыс. м3, из которых 1294,4 тыс. м3 в рамках соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Алтайского края, 860,1 тыс. м3 грунта удалено земснарядами на внетранзитных объектах.

Удалось несколько улучшить сложную ситуацию с поддержанием гарантированных габаритов на Томи. Здесь дноуглубление не проводилось с 2013 г. из-за отсутствия финансирования. Разработали два лимитирующих переката в объеме 94 тыс. м3, причем один из них при финансовой поддержке АО «Томская судоходная компания».

Содержанием водных путей в бассейне занималась 31 обстановочная бригада и 8 специализированных тральных бригад. Мониторинг и контроль за русловыми переформированиями проводился 6 изыскательскими русловыми партиями. Кроме того, на протяжении 689 км созданы и обновлены базы электронных навигационных карт бассейна.

Для своевременного информирования судоводителей о важных изменениях навигационной обстановки, режимах плавания, а также объявлений и предупреждений навигационного характера подготовлены два выпуска «Извещения судоводителям».

В целом в результате выполнения комплекса путевых работ и грамотного использования гидрологических условий в навигационный период 2019 г. срывов гарантированных глубин при уровнях воды выше проектных отметок не зафиксировано, государственное задание выполнено в полном объеме.

 

Дополнительная задача

 

В апреле прошлого года было заключено соглашение между правительством Алтайского края и Федеральным агентством морского и речного транспорта, согласно которому в навигацию 2019 г. предусматривалось проведение комплекса путевых работ по улучшению качественных характеристик водных путей края для наращивания грузовых и пассажирских перевозок.

Таким образом, перед Администрацией была поставлена дополнительная задача по обеспечению благоприятных условий судоходства для продления периода работы грузового флота с полной загрузкой на основных плесах Алтайского края, а также содержания участков, на которых действуют четыре социально значимых пассажирских маршрута.

Для достижения заявленных объемов грузоперевозок по Томской области в навигацию 2019 года был повышен до 900 м гарантированный радиус закругления судового хода на участке Оби от устья Томи до остановочного пункта Соснино.

В целях улучшения качества содержания судоходной обстановки была продолжена эксплуатация системы дистанционного мониторинга плавучей обстановки на 106 знаках, установленных на 105 км судового хода Оби. Применение системы стало полезным дополнением, позволившим оперативно выявлять и устранять случаи негорения огней знаков навигационной обстановки или когда суда по причинам халатности вахтенных сбивали знаки, либо если их унесло со штатных мест плывущей древесиной, а также восстанавливать работу навигационного оборудования. Система мониторинга проработала с начала освещения обстановки до 9 сентября.

Заметным событием стало состоявшееся 25 октября пополнение технического флота промерным судном класса «Рмс 1,2А» проекта № 3330. Судно построено по заказу ФКУ «Речводпуть» в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 гг.)».

Судно оснащено современным автоматизированным гидрографическим (промерным) комплексом, предназначенным для выполнения промерных работ при проведении гидрографических изысканий. Преимущества комплекса – высокая скорость и точность промера, сплошная съемка дна акваторий (сканирование), возможность создания 3D-модели рельефа акваторий, расчета и контроля объемов дноуглубительных работ. Промерный теплоход в бассейне планируется ввести в эксплуатацию в навигацию 2020 г.

 

Объемы перевозок выросли

 

Структура перевозимых грузов в бассейне меняется незначительно. Доминирующее положение занимают общераспространенные полезные ископаемые (песок, щебень), в номенклатуре перевозок присутствуют лесоматериалы, строительные грузы (кирпич, ЖБИ, техника на паромных переправах).

По данным мониторинга движения судов, в границах бассейна перевезено порядка 6 млн тонн грузов и 946 тыс. пассажиров, что соответственно на 16% и 3% больше в сравнении с прошлым годом.

Объем грузов, перевезенных судовладельцами Алтайского края, участвующими в Соглашении, составляет 960 тыс. тонн, что на 4,2% больше, чем в 2018 г. (921 тыс. тонн).

Примечательно, что в 2019 г. объем грузоперевозок в бассейне впервые за последние пять лет превысил 6 млн тонн.

 

Второй этап реконструкции

 

Новосибирский шлюз – единственное за Уралом судопропускное гидротехническое сооружение шлюзового типа. Судопропуск осуществлялся в плановый период с 10 мая по 21 сентября. За навигацию проведено 413 шлюзований, прошлюзовано 478 судов (2018 г. – 378 шлюзований, было прошлюзовано 442 судна).

Завершена реконструкция, которая выполнялась в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Приемка объекта «Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)» проведена комиссией 28 января.

Строительно-монтажные работы проводились АО «Акватик». В рамках контракта выполнена замена крепленой части нижнего подходного канала шлюза. Длина крепленой части канала по правому берегу составляет 1810 м, по левому – 1540 м. Железобетонное крепление имеет пять рядов плит по высоте, нижний (первый) ряд выполнен с применением матов Incomat Flex 20.118, четыре других ряда – монолитные. Строительно-монтажные работы начались в сентябре 2017 г. и завершены в декабре 2019 г. с опережением графика. 

 

Нарушителей принудили к порядку

 

Инспекторы портконтроля начали проверки судов в навигацию 2019 года с 10 апреля. Службе предстояло проверить 980 судов. По итогам навигации задание немного перевыполнили – проверили 999 судов и плавучих объекта (в 2018 году – 982). По итогам проверок выявлено 1593 нарушения (1461 в прошлом году), задержано 142 судна (128 в 2018 году).

Андрей Фомин, первый заместитель руководителя – капитан Обского бассейна ВВП

 

Пассажирских судов проверили 93 (98 в прошлом году), где выявили 73 нарушения обязательных требований (104 в 2018 году), задержано 4 судна (9 в 2018 году).

 

Принципиально и настойчиво

 

Как всегда, начало навигации для инспекции – время горячее, в это время судоходные компании массово вводят флот в эксплуатацию, поэтому работа инспекций на местах организована в выходные и праздничные дни. Особо хотелось бы отметить сотрудничество службы ГПК с компаниями, которые по мере приближения сроков проверок судов добровольно предъявляют их к осмотру портконтролю.

Следует сказать и несколько слов по поводу выявленных нарушений обязательных требований по безопасности судоходства. К сожалению, основные нарушители в навигацию 2019 года все те же: в Новосибирской области это, безусловно, ООО «ФлотСиб», которое, как и прежде, грубо нарушает действующее законодательство в данной области. В таких условиях инспекция принимает решительные меры противодействия нарушений вплоть до крайних.

В результате в межнавигационный период 2018-2019 гг. Новосибирской транспортной прокуратурой были инициированы иски в суд с требованием о запрете деятельности судов указанной организации до получения ею действующих документов. И 22 августа 2019 года решение о запрете эксплуатации плавкрана «КПЛ-711» судебными приставами-исполнителями исполнено фактически. В настоящее время по другим судам компании также имеются судебные решения о запрете их эксплуатации, которые переданы на исполнение в ФССП.

Надо отметить, что определенные проблемы с действующим законодательством были и у судовладельцев, занимающихся добычей и транспортировкой песка. К их числу стоит отнести ООО «Александровский грузовой терминал», ООО «БункерБаза», ООО «Авангард», суда которых не имели действующих документов Российского речного регистра. Инспекция проявила принципиальность и настойчивость, побуждая их к безусловному исполнению требований закона. Так, инспекторы ГПК еженедельно проводили проверки судов, результаты которых затем передавались в Обское УГРН Ространснадзора. В итоге нарушителей принудили к порядку, проблема была устранена и подавляющее большинство судов в навигацию имели действующие документы РРР.

В Томской области заметно улучшается ситуация с перевозками сжиженного природного газа. Такие организации, как ООО «Техногаз-Авто», ООО «ТомскТрансАвто», ООО «Совкомфлот-8», у которых в предыдущие годы были определенные проблемы с законом, встали на путь исправления.

По-прежнему основным нарушителем в регионе является ООО «Колпашевский речпорт». В период навигации были проверены 57 судов, у которых выявлено 497 нарушений. Разумеется, все суда задержаны. Более того, для пресечения противоправной деятельности этой компании инспекцией были организованы два совместных рейда с Томской транспортной прокуратурой (только по материалам одного из них возбуждено 26 административных дел) и один рейд совместно с Обским УГРН Ространснадзора.

Основные причины задержаний судов – отсутствие судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, а также несоответствие систем и механизмов судов техническим требованиям. Материалы по всем задержанным судам отправлены в Обское УГРН Ространснадзора и Томскую транспортную прокуратуру.

 

Штрафы стали существенными

 

Необходимо отметить тот факт, что с 26.07.2019 внесены изменения в действующую редакцию КоАП РФ, в соответствии с которыми значительно увеличены санкции к судоводителям и судовладельцам за нарушение норм действующего законодательства в области безопасности судоходства. Например, в 10-кратном размере увеличены административные штрафы. В свете этих новаций в завершающий период навигации инспекция провела совместные рейды по проверкам судов компаний-нарушителей для понуждения их к возврату в правовое поле.

Особой важности миссия инспекции в том, чтобы выявить и взять под жесткий контроль компании, флот которых за все время существования портконтроля ни разу не попал под проверку, либо проверки были единичны. Трудность ситуации в том, что в основной массе это прогулочные либо маломерные суда, периодически появляющиеся на водных путях в отличие от транспортного флота или вообще находящиеся в труднодоступных удаленных местах. Отследить, а тем более проверить их не всегда представляется возможным.

Однако и оставлять их без внимания тоже никак нельзя. С этой целью в период с 14 по 16 августа 2019 года на Телецком озере в Алтайском крае прошел совместный рейд ГПК с представителями Горно-Алтайской транспортной прокуратуры и УТ МВД России по СФО по проверкам судов, занятых перевозками пассажиров. Удалось проверить 3 судна, на которых выявили 12 нарушений, все они были задержаны.

Вместе с тем оказалось, что более десятка судов (в первую очередь 376-го проекта) незаконно зарегистрированы в реестре маломерных судов и ведут коммерческую деятельность в границах Телецкого озера. Горно-Алтайской транспортной прокуратурой внесены представления в адрес судовладельцев об устранении нарушений закона в части государственной регистрации судов.

Кроме того, инспекции удалось за истекший период проверить 10 аналогичных судов на реке Кеть и в Барнауле. Выявлено 21 нарушение, 5 из этих судов задержано. Материалы по нарушениям направлены в компетентные органы. Работа ГПК в этом направлении будет продолжаться и впредь.

Отрадно отметить, что в навигацию 2019 года значительно улучшилось положение дел с пассажирским флотом. Если в предыдущем году определенные проблемы были с судами ООО «Барнаульский речной порт» и ООО «СК «Норд-Вест», то нынче ситуация стабильна. По результатам проверок задержано только четыре судна. Например, «РП-35» в Колпашево за отсутствие действующего свидетельства о минимальном составе экипажа. Новое свидетельство было оформлено буквально в течение одного дня, и судно возобновило работу. На Телецком озере в результате совместного рейда с правоохранительными органами задержаны три судна за отсутствие документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ.

 

Проблемные вопросы решаем вместе

 

По итогам минувшей навигации в Администрации прошел ряд расширенных совещаний по безопасности судоходства с привлечением представителей правоохранительных органов, на которых рассматривались проблемные вопросы и вырабатывался алгоритм их решения в навигацию 2020 года. Выездные совещания совместно с судоводителями и судовладельцами были проведены в ноябре 2019 года в Томске и Барнауле. С участием представителей Ространснадзора и Речного регистра участники этих совещаний обсудили:

– анализ работы государственного портового контроля в 2019 году;

– анализ выявленных нарушений обязательных требований при проверках судов службой ГПК в границах бассейна;

– аварийность в бассейне за 2019 год;

– изменения в Правила РРР;

– обеспечение безопасности судоходства в 2019 году в границах бассейна.

 

Регистрация судов и дипломирование

 

По итогам 2019 года на регистрационном учете в бассейне состоит 2676 единиц флота, что на 89 судов меньше по сравнению с 2018 годом (снижение составило 3,2%). В Реестре плавобъектов дополнительно учтено 30 единиц (всего 41); зарегистрировано одно спортивное парусное судно.

Всего принято заявлений на регистрацию судна и прав на него – 439, в том числе по регистрации маломерных судов – 19 (за 2018 год – 608 заявлений, в том числе по регистрации маломерных судов – 33).

Выдано бланков:

свидетельств о праве собственности на судно – 107 (за 2018 год – 128);

свидетельств о праве плавания под флагом РФ – 98 (за 2018 год – 126);

судовых билетов – 39 (за 2018 год – 65).

Зарегистрировано ограничений (обременений) прав (ипотека, аренда судна) по 44 судам (за 2018 год – 170).

Всего оказано 682 регистрационные услуги (за 2018 год – 882).

По-прежнему актуально отсутствие единого регламента по регистрации судов, прав на них и сделок с ними; устаревшие Правила регистрации судов, утвержденные приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 № 144, в связи с изменениями в законодательстве РФ (Гражданский кодекс РФ, КВВТ РФ и т.д. и т.п.), а также утратой силы ряда других нормативно-правовых актов.

В 2019 году проведено 106 заседаний квалификационной комиссии по дипломированию членов экипажей судов в Администрации и филиалах, два заседания по дипломированию членов экипажей спортивных парусных судов.

Всего выдано 758 квалификационных документов для работы на судах: 423 диплома и 335 квалификационных свидетельств (в том числе 2 дубликата).

Оформлено 56 свидетельств о прохождении проверки знаний Правил плавания судов.

Выдано 35 удостоверений рулевого спортивного парусного судна.

Задание по дипломированию выполнено на 136%. Из указанных в задании 127 должностей оказано 173 услуги.

Аттестацию специалистов по обеспечению безопасной эксплуатации судов прошли 11 человек (выдано 14 удостоверений).

Удостоверение личности моряка получили 159 человек, выдано 5 мореходных книжек.

 

Морские вести России №2 (2020)

Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021

24.02.2021

Речной транспорт

04.02.2021

Речной транспорт

23.12.2020

Речной транспорт

14.12.2020

Речной транспорт