Водные пути под контролем - Морские вести России

Водные пути под контролем

20.10.2020

Речной транспорт

Водные пути под контролем

Фото: ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

В нынешнюю навигацию в Ленском бассейне содержатся 10 949 км водных путей. В том числе водные пути 1-й категории составляют 3700 км, 2-й категории – 2931 км, 3-й категории – 2516 км, 6-й категории – 1795 км и 4-й категории – 7 км.

Глубины выше гарантированных величин

Андрей Сахаров, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Вскрытие Лены в границах Иркутской области произошло в сроки, близкие к ранним. Так, в районах п. Жигалово это произошло 16 апреля (13.04), г. Усть-Кут – 18 апреля (16.04). На Лене в границах Республики Саха (Якутия), ее боковых притоках и на арктических реках бассейна ледоход проходил при уровнях воды, равных или менее средних многолетних значений.

В связи с ранним началом ледохода открытие судоходной обстановки в бассейне происходило по факту. На Верхней Лене на участке Усть-Кут – Киренск судоходная обстановка открыта 27 апреля, что на 15 дней раньше плановой даты. С продвижением ледохода судоходная обстановка открывалась на третий день после очищения водных путей ото льда.

В целом гидрологическая ситуация в бассейне характеризуется как спокойная. После снижения уровней воды на реках бассейна на Верхней Лене, реках Витим, Олекма, Учур, в верхнем течении Алдана проходили дождевые паводки. Они и обеспечивали рост уровней воды на Лене и ее основных магистральных притоках Витиме и Алдане. В настоящее время, в отличие от ситуации последних шести лет, на Лене уровни воды выше проектных отметок, глубины больше гарантированных величин.

Путевые работы

Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов и безопасности судоходства на реках бассейна выполняется комплекс путевых работ: дноуглубительные, выправительные, тральные и по навигационно-гидрографическому обеспечению движения судов.

Судоходную обстановку обслуживают 73 бригады, три из них выполняют сплошное траление судовых ходов, на русловых изысканиях задействовано 11 партий, на водных путях содержатся порядка 15 977 навигационных знаков.

В ходе навигации изыскательскими партиями планируется выполнить 603 съемки лимитирующих участков, тральными и обстановочными бригадами обработать 438,8 кв. км судовых ходов.

На транзитных дноуглубительных работах задействовано 13 ед. дноуглубительной техники производительностью 17 280 кбм/ч. По оперативным данным, на 01.08.2020 объем дноуглубительных работ составляет 959,6 тыс. кбм при плане на навигацию 1781,6 тыс. кбм.

Дноуглубительные работы начаты 21 мая с разработки перекатов на участке Усть-Кут – Киренск. С наступлением подготовительного периода началась разработка перекатов на Средней и Нижней Лене.

Разработка баров Яны и Индигирки начата 28 июня, сразу после очищения ото льда. Вначале на баре Яны дноуглублением занимался землесос «Яна», в дальнейшем сюда с Быковской протоки был передислоцирован землесос «Индигирка». Плановый объем дноуглубительных работ на баре Яны составляет 422 тыс. кбм. По состоянию на 1 августа извлечено 102,7 тыс. кбм, что позволило поддержать установленную минимальную гарантированную глубину начального периода навигации в 220 см.

На дноуглубительных работах на баре Индигирки задействованы землесосы «Ленский-1021», «Олег Стрельченя». Общий планируемый объем дноуглубления составляет 450,9 тыс. кбм. По состоянию на 1 августа извлечено 214,6 тыс. кбм, что поддерживает глубину на баре 200 см при расчетном уровне воды.

В ходе навигации в зависимости от складывающихся гидрологических условий, по результатам мониторинга русловых деформаций на лимитирующих участках, объекты и объемы дноуглубительных работ будут пересматриваться и определяться оптимальные схемы обеспечения гарантированных габаритов.

Так, в июле на участке 1591-1569,5 км Лены судовой ход перенесен в левобережную протоку, имеющую наибольшие глубины и безопасный радиус закругления. В связи с отсутствием в лоцманской карте данной протоки была оперативно подготовлена картографическая редакция листов, которую выложили в интернет, в т.ч. социальную сеть «Инстаграм».

Подготовка флота

Кроме путевых работ в навигационный период немаловажную роль в обеспечении судоходства играет подготовка флота в межнавигационный период.

Во время зимнего судоремонта выморожено 8926 куб. м. Под наблюдением речного регистра проведен капитально-восстановительный ремонт 17 двигателей. На 5 судах заменены двигатели, отработавшие ресурс, на новые агрегаты.

У землесоса «Индигирка» осенью в доке п. Пеледуй проведен ремонт корпуса, а в период зимнего ремонта в режиме выморозки отремонтирован винторулевой комплекс.

В числе особенностей текущей навигации и работа в режиме повышенной готовности с соблюдением необходимых мер в условиях эпидемиологической ситуации, которые накладывают определенные сложности в части подготовки флота и комплектования экипажей судов.

Так, в связи с ограничительными мерами, введенными образовательными учреждениями в отношении учебного процесса и органами исполнительной власти к гражданам, прибывающим из других регионов, в начале навигации возникали проблемы в своевременном комплектовании экипажей судов и доставке их к месту работы, в частности в арктические районы водных путей.

В свою очередь, действуя в условиях особого периода противоэпидемических мероприятий, Администрация приняла все возможные меры по своевременному выходу технического флота на обслуживание водных путей.

В настоящее время открыта судоходная обстановка на всех участках водных путей Ленского бассейна. Арктическая навигация близка к завершению и задача ленских путейцев не снижать темп и достойно обеспечить финальный этап судоходного сезона 2020 года.

Главная цель инспекции – эффективный контроль

Эдуард Недилько, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Приоритетной задачей всех служб и отделов учреждения как на протяжении прошлых лет, так и в настоящее время является обеспечение безопасности судоходства в бассейне. Одним из важных звеньев в области безопасности является государственный портовый контроль.

Главная цель инспекции госпортконтроля – это проверка соблюдения судовладельцами требований обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

На фоне сложной эпидемиологической ситуации в стране Министерством транспорта РФ были разработаны «Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19», в соответствии с которыми инспекторским составом и ведется контроль по их исполнению.

Что касается эффективности и результативности, на сегодня можно с уверенностью сказать, что деятельность ИГПК приносит ощутимые результаты. Так, с начала навигационного периода проведено 709 инспекций, что составляет 64,5% от итогового значения на 2020 год, из них 131 проверка приходится на пассажирский флот. Выявлено 1108 нарушений, из них 188 на пассажирских судах. В результате плановых осмотров были выявлены нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание 75 судов, из них 23 пассажирских.

По итогам выявленных нарушений инспекторами составлены и переданы в Северо-Восточный УГМРН Ространснадзора 75 протоколов об административных правонарушениях.

Службой портконтроля организовано оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов, а также отделами регистрации судов и дипломирования и аттестации.

Квалификационная комиссия при Администрации в период карантина проводила испытания по дипломированию командного и рядового состава экипажей судов внутреннего водного транспорта в штатном режиме, при этом соблюдая рекомендованные меры по противодействию заражению и распространению инфекции.

Таким образом, в период с 01.01.2020 по 31.07.2020 подали документы, прошли квалификационные испытания и получили квалификационные документы 675 человек (оформлено и выдано бланков дипломов 325 шт., квалификационных свидетельств – 350 шт.).

Аттестационная комиссия при Администрации проводила проверку лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях по применению системы управления безопасностью судов (СУБ), и по ее результатам выдала аттестационные удостоверения пяти специалистам.

Отдел регистрации судов по состоянию на 04.08.2020 зарегистрировал в судовом реестре по бассейну 2342 судна, из них:

самоходных – 1430 единиц;

несамоходных – 912 единиц.

При этом в судовом реестре по бассейну учтены 637 правообладателей (собственников) судов всех форм собственности.

С начала года выполнено 289 регистрационных действий (прием (запись) документов, проверка юридической силы, внесение записи в судовой реестр на бумажный и электронный носители, оформление и выдача свидетельств о праве собственности и праве плавания под флагом РФ, а также судовых билетов).

Доходная составляющая деятельности отдела обеспечила поступление 1 239 800 рублей в федеральный бюджет.

Стоит отметить, что в силу сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе в течение текущего года произошло существенное снижение личных обращений заявителей и осуществления регистрационных действий (с 486 в 2019 г. до 289 в 2020 г.). Однако при этом отдел госрегистрации судов в период объявленного режима самоизоляции работал без перерывов.

Разумеется, деятельность служб и отделов в дальнейшем также будет нацелена на качественное и своевременное предоставление госуслуг и безусловное обеспечение безопасности судоходства на суровых арктических реках.

Морские вести России №12 (2020)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ