Волго-Дон на пороге 70-летия - Морские вести России

Волго-Дон на пороге 70-летия

15.07.2021

Речной транспорт

Волго-Дон на пороге 70-летия

Фото: ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей»

Волго-Донской судоходный канал – не только реальное воплощение многовековой мечты о соединении двух великих русских рек. Создание этого комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то Волго-Дон был построен за 3,5 года: с 1948 по 1952 год.

Уникальный комплекс гидротехнических сооружений

Александр Глущенко, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей»

Сегодня в ведении Администрации находятся 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Из них 311 км – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 101 км.

Администрация эксплуатирует 130 гидротехнических сооружений: 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 земляных плотин и дамб, межшлюзовую ГЭС, а также 108 единиц технического флота, более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи. Из них на канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Более того, ВДСК замкнул Единую глубоководную систему европейской части России, что сделало Москву портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

Уникальность ВДСК и в том, что он полностью накачной и питание водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно-расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. Насосными станциями в 2020 году было перекачано 980,121 млн м3 воды.

Проектная пропускная способность ВДСК – 10,5 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток. В 2020 году при фактической длительности навигации 255 суток по водным путям бассейна прошло 11 852 судна и перевезено 15 384 тыс. тонн грузов, выполнено 98 451 шлюзование, в том числе по каналу прошло 5966 теплоходов, перевезено 8867 тыс. тонн грузов, выполнено 70 352 шлюзования.

Ежегодно по водным путям бассейна проходят суда около 200 судоходных компаний, в том числе: АО «СК «Волжское пароходство», ООО «Прайм Шиппинг», ЗАО «СК «Баш Волготанкер», ООО «БФ Танкер» и др.

Без малого 70-летний опыт эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов Дона и увеличения сроков навигации. В последние годы при грузопотоке 9:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна, увеличения количества крупнотоннажных судов и увеличения сроков работы гидросооружений.

Реконструкция по проекту

Реконструкция объектов канала осуществляется в соответствии с подпрограммой «Морской и речной транспорт» госпрограммы «Развитие транспортной системы», утвержденной Правительством РФ в 2017 г.

В ходе реализации комплексного проекта реконструкции объектов ВДСК выполнялись работы по насосным станциям № 31, 32, 33, дренажным системам и регуляторам бьефа гидроузлов № 2 и № 5, изготавливалось оборудование (рабочие ворота НГ и ВГ) для шлюза № 30, разрабатывалась рабочая документация реконструкции мехоборудования гидроузлов № 6, № 13 и проектная документация реконструкции гидроузлов № 1, 4, 5, 9 и плотин № 78, 79, 80.

В рамках планирования деятельности Администрации разрабатывалась проектная документация строительства причала для отстоя и ремонта техфлота в РММ Донского РГСиС и строительства служебного жилья.

В 2020 году сданы: насосные станции № 31 и № 32; инженерные сети электроснабжения, освещения, связи и автоматизации, водоснабжения и водоотведения; насосные агрегаты № 1, 2, 3 станции № 31 и № 3 станции № 32; затворы всасывающих труб, водосброса № 49, трубы № 149 и закладные части затворов станции № 31; подстанции ПС 110/10 кВ станции № 31; вспомогательное и крановое оборудование станций; боновые заграждения, сороудерживающие решетки и решеткоочистные машины насосных станций; оборудование центрального маслохозяйства станции № 32 и водоприемника № 35; крепление подводящих каналов, реконструкция зданий, дренажей и других сооружений станций № 31, № 32; трубопровод Т-34, площадки трубопровода, дороги и дренажи; строительство складов, модульного здания хоз-бытового назначения станции № 31, здания энергодиспетчерского пункта станции № 32; создана «АСУ Энергодиспетчер».

Выполненные мероприятия по капитальному ремонту позволили повысить надежность и безопасность гидротехнических сооружений.

В 2021 году предстоит реконструкция механического оборудования гидроузлов № 6, № 13, Николаевского, Волгоградского гидроузлов; насосной станции № 33; дренажных ванн и регуляторов бьефов гидроузлов № 2, № 5.

Проведена госэкспертиза деклараций безопасности и получены положительные заключения по гидроузлам № 1, 5, 6 Волжского РГСиС, Береславскому гидроузлу, Мариновскому гидроузлу № 12 Донского РГСиС, Цимлянскому гидроузлу № 15, Николаевскому гидроузлу Цимлянского РГСиС, Воронежскому гидроузлу Верхне-Донского РВПиС.

В июне проведены преддекларационные обследования сооружений гидроузла № 4 Волжского РГСиС, Водораздельного гидроузла № 10 Донского РГСиС, Цимлянского гидроузла № 14 Цимлянского РГСиС.

Техническая готовность шлюзов и насосных станций, исполнение графиков подготовки гидросооружений к эксплуатации в период навигации обеспечены в установленные сроки.

В условиях маловодности

В навигацию 2020 года Администрация обеспечила гарантированные габариты на водных путях бассейна. Тогда официальное открытие навигации состоялось 25 марта, а на Волгоградском гидроузле – 26 марта. Продолжительность навигации в бассейне составила 255 дней.

Учитывая фактическое наполнение Цимлянского водохранилища – 32,09 м БС (НПУ 36 м БС), гидрометеорологические условия в бассейне Дона, являющиеся минимальными за весь период эксплуатации водохранилища и обеспечения максимально возможного удовлетворения потребностей водохозяйственного комплекса Нижнего Дона в период межени 2020 года, комплексный попуск через Цимлянский гидроузел с 23 октября установлен величиной 200 м3/с, с 2 ноября – 230 м3/с, с 21 ноября – 180 м3/с.

К 11 декабря средний уровень воды в Цимлянском водохранилище понизился до отметки 31,96. Комплексный попуск через Цимлянский гидроузел установлен с 25 декабря 160 м3/с.

Фактические габариты судового хода составили: глубина 365 см и ширина 100 м.

Характерные особенности навигации 2020 г. по сравнению с навигацией 2019 г.:

Благоприятные погодные условия позволили 19 марта вывести земкараван «Донской-405» из РММ в Цимлянское водохранилище для дноуглубления в Нагавском убежище.

Неблагоприятная ситуация с глубинами сложилась в бассейне во второй половине навигации. Пришлось использовать дноуглубительную технику для поддержания гарантированных габаритов на транзитных судовых ходах. Флотом Донского РГСиС по Цимлянскому водохранилищу осуществлялась проводка восьми транзитных судов с минимальным запасом воды под днищем 10 см.

Крупнотоннажные пассажирские теплоходы пользовались услугами т/х «Волна» для доставки пассажиров с борта на причал «Ильевка» и обратно. Всего было 6 таких судозаходов.

Раннее наступление ледостава на Цимлянском водохранилище. 18 ноября 2020 г. (за 9 суток до официального окончания навигации по ВДСК) прекращен прием в бассейн судов без ледового класса. Впервые Российский речной регистр оформлял для таких судов разрешение на разовый переход по Цимлянскому водохранилищу, благодаря чему все суда были благополучно выпущены из бассейна к местам выгрузки и зимнего отстоя.

Несмотря на низкие уровни воды в Азово-Донском бассейне в течение навигации и, как следствие, движение транзитного флота с недогрузом, на 2% увеличилось количество перевезенного груза. В 1,3 раза выросли перевозки удобрений по каналу, в 2,2 раза перевозки зерна. Но перевозки нефтепродуктов снизились на 13%.

Флот

Администрация эксплуатирует 108 судов техфлота. В межнавигационный период 2020-2021 гг. силами судовых команд выполнен текущий ремонт 46 судов на базе ремонтно-механических мастерских филиалов.

Так, в первом квартале 2021 года закончены работы по ремонту корпуса, фальшбортов и леерного ограждения баржи-площадки «Т-101». На многочерпаковом земснаряде «Донской-405» проекта № 1519 заменены вспомогательные ДВС, выработавшие установленный ресурс. Кроме того, выполнена замена компрессора и отопительного котла на новых агрегатах. Параллельно с подрядной организацией силами работников РММ Донского РГСиС и судовой команды отремонтирован винторулевой комплекс.

В марте текущего года на самоходной грунтоотвозной шаланде «ШС-1» проекта № 81030 силами команды выполнен ремонт грузового устройства. На шаланде «ШС-18» проекта 711-Б газоэлектросварщики ремонтных мастерских района частично заменили леерное ограждение.

Суда технического флота, планируемые к работам по облуживанию водного пути, сданы в эксплуатацию в соответствии с утвержденным графиком.

Без происшествий

Из всех внутренних водных путей бассейна 509 км имеют гарантированные габариты судовых ходов, из которых 300 км оборудованы освещаемой судоходной обстановкой, 198 км оборудованы знаками судоходной обстановки отражательного действия, 11 км оборудованы неосвещаемой обстановкой.

В бассейне эксплуатируются 400 береговых и 478 плавучих навигационных знаков.

Плавучие СНО на участке Волгоград – Волгодонск были введены в действие 1 апреля в соответствии с плановой датой. Выведены – 27 ноября, ранее плановой даты 1 декабря в связи с ледоставом, начавшимся раньше среднемноголетних сроков. Плановый срок действия плавучих СНО составил 241 день, а фактический – 237 дней. Береговые СНО действовали 245 дней до прохода последнего транзитного судна.

Системно проводился мониторинг глубин и чистоты судового хода. При проведении дноуглубительных работ было поднято 420,880 тыс. м3.

В течение навигации судовладельцы по заявкам своевременно обеспечивались навигационными картами и корректурным материалом. Сбор навигационной информации и корректура навигационных пособий проводятся в течение всего года.

Реализация комплекса принятых мер позволила избежать транспортных происшествий по вине работников пути.

Безопасность как единая задача организации судоходства

Безопасность судоходства будет всегда приоритетной и для тех, кто работает на судах, и для береговых служб. Для всех, кто обеспечивает функционирование и контроль на водном транспорте. Глубокое понимание единой задачи – обеспечения безопасных условий судоходства в бассейне – отличительная черта в подходе к организации судоходства на Волго-Доне.

Александр Раков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Донского бассейна ВВП

На ее повышение направлен ряд законодательных актов, принятых в последние годы. Новые нормативно-распорядительные документы существенно изменили работу служб и отделов, обеспечивающих безопасность судоходства.

Государственный портовый контроль. В 2020 году в бассейне было запланировано 260 инспекций судов и плавобъектов. Проведена 271 инспекция, в том числе 16 пассажирских и грузопассажирских судов. Выявлено 767 нарушений обязательных требований, временно задержано 14 судов. Основная причина – отсутствие на борту документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ. В таблице указана статистика проверок из информационной системы инспектирования речных судов в 2020 году.

В 2020 году инспекторами особое внимание уделялось проверке соблюдения судоводителями требований новых нормативных документов, так как изменения коснулись таких обязательных судовых документов, как судовые журналы и судовая роль. И следует отметить, что судовладельцы обеспечили флот новыми судовыми журналами, соответствующими Правилам ведения судового журнала на судах внутреннего водного транспорта.

А вот 2021 год ознаменовался вступлением в силу ряда новых нормативных документов, касающихся госпортконтроля. В связи с этим, наверное, придется обращаться в Росморречфлот с ходатайством о корректуре государственных заданий.

Так, благодаря новому Положению о дипломировании членов экипажей судов у инспекторов при проверке факта наличия дипломов и квалификационных свидетельств появилась дополнительная возможность проверить подлинность этих документов. По новым правилам все выданные квалификационные документы заносятся в информационную систему госпортконтроля, что исключает возможность назначения на должности тех, кто не имеет дипломы и квалификационные свидетельства.

Государственная регистрация судов. Государственная регистрация судов (в том числе маломерных) – это не только выдача свидетельств о правах собственности и плавания под флагом России. Это и регистрация договоров аренды судов без экипажа и ипотеки, выдача свидетельств о минимальном составе членов экипажей судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, рассмотрение заявлений по присвоению и изменению названий судов. Надо сказать, работа очень ответственная, кропотливая, требующая специальных знаний и массы времени на консультации заявителей, разъяснения причин отказа в приеме документов и прочее.

В отдел регистрации судов и дипломирования поступают многочисленные запросы о предоставлении информации из судового реестра, на которые в установленном порядке выдаются выписки, содержащие сведения о судах и зарегистрированных на них правах, или мотивированные отказы в предоставлении информации.

Также отделом осуществляется учет плавобъектов в бассейне.

Дипломирование и аттестация. Отделом регистрации судов и дипломирования и квалификационной комиссией Администрации проводится дипломирование членов экипажей судов, проверка знаний Правил плавания по внутренним водным путям РФ, а по результатам выдаются документы:

диплом члена экипажа судов ВВТ;

квалификационное свидетельство члена экипажа судов ВВТ;

свидетельство о проверке знаний Правил плавания по ВВП РФ.

В настоящее время все кандидаты проходят компьютерное тестирование по перечню вопросов.

Следует отметить, что в прошлом году отдел перешел на новый порядок дипломирования в соответствии с изменениями, внесенными Минтрансом в Положение о дипломировании членов экипажей судов.

Кроме того, в 2020 году Минтрансом было утверждено Положение о лоцманах на внутренних водных путях. Это дает возможность выдавать соответствующие удостоверения лицам, претендующим на звание лоцмана. В настоящее время вопросы, касающиеся знания кандидатом прав и обязанностей лоцмана, установленных положением, знаний и умений, предусмотренных профессиональным стандартом «Лоцман», а также навигационно-гидрографических особенностей бассейна ВВП, которые используются при тестировании, а также задаваемые членами комиссии кандидату в лоцманы во время собеседования, находятся на согласовании в Росморречфлоте.

В 2020 году квалификационной комиссией:

аттестовано 12 специалистов, ответственных за безопасность судоходства и СУБ в судоходных компаниях;

выдано 189 дипломов командному составу и 19 квалификационных свидетельств – рядовому;

37 человек прошли проверку знаний Правил плавания по внутренним водным путям РФ.

Диспетчерское регулирование. Основная задача – это обеспечение безопасных пропусков судов через шлюзы и ВВП, переходов через Цимлянское водохранилище и проходов негабаритных составов. С 2017 года в Администрации проходила испытания автоматическая система регулирования процессами движения и шлюзования судов в бассейне, и в 2019 году она принята в эксплуатацию. В навигацию 2020 года совместно с НПП «Салют» проводилось внедрение и опытная эксплуатация речной информационной системы.

В состав ФБУ «Администрация «Волго-Дон» входит центральная диспетчерская бассейна, которой подчинены диспетчерские: ВДСК (регулирование движения судов по каналу); в Донском РГСиС (п. Пятиморск); в Цимлянском РГСиС (Волгодонск); в Кубанском РВПиС (Краснодар); в Верхне-Донском РВПиС (Лиски).

Кроме того, на нее замыкаются начальники вахт Волгоградского РГСиС (Волжский), обеспечивающие безопасный пропуск судов через шлюзы № 30 и № 31, расположенные на Волге.

Диспетчеры тесно сотрудничают с инспекторами ГПК. Временно задержанные суда и суда, которым выставлены коды «до выхода в рейс», без информации от инспекторов об устранении замечаний никогда не получат разрешение диспетчера на продолжение рейса.

Морские вести России №8 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021