Обь живет, работает, но потенциал используется не полностью - Морские вести России

Обь живет, работает, но потенциал используется не полностью

01.09.2021

Речной транспорт

Обь живет, работает, но потенциал используется не полностью

Фото: ФБУ «Администрация Обского бассейна ВВП»

Бассейн реки Оби, находящийся в границах ответственности ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», расположен на территории Алтайского края, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. Общая протяженность водных путей 7245 километров. На Оби расположен и Новосибирский гидроузел с водохранилищем, в состав которого входит единственный за Уралом судоходный шлюз с подходными каналами.

На транзитном участке снимут напряжение

О старте навигации, динамике грузоперевозок, особенностях путевых работ и самом успешном проекте в своей деятельности газете рассказал руководитель Администрации Обского бассейна ВВП Сергей Павлушкин.

– Сергей Валентинович, как началась навигация этого года, какими оказались погодные условия, насколько полно используется потенциал реки?

– В целом истекший период навигации 2021 года можно охарактеризовать как благоприятный для грузоперевозок водным транспортом. Правда, следует отметить, что метеоусловия весны на двое суток припозднили сроки работы средств навигационной обстановки на отдельных участках. Это привело к случаям сбития навигационных знаков со штатных мест из-за позднего выноса ледовых полей.

В результате Администрация понесла затраты из-за потери якорей и тросов навигационных знаков. Чтобы предотвратить подобные ситуации в дальнейшем, Общественный совет Обского бассейна внутренних водных путей, который прошел 22 июня, решил рассмотреть в 4-м квартале года возможность перенести на более поздние сроки открытие судоходной обстановки на реках Васюган и Обь от устья нижнего подходного канала до остановочного пункта Соснино.

Конечно, река живет, река работает, но потенциал ее используется не полностью. К сожалению, потому что объем финансирования, которого на сегодняшний день недостаточно, не позволяет нам заглядывать вперед. Поэтому для обеспечения безопасных условий судоходства, увеличения пропускной способности ВВП Обского бассейна стал весьма значимым тот факт, что в текущую навигацию будут увеличены объемы дноуглубительных работ на наиболее напряженном транзитном участке Оби от устья Томи до остановочного пункта Соснино. Это стало возможным благодаря выделению Росморречфлотом дополнительного финансирования на содержание внутренних водных путей бассейна в части увеличения гарантированных габаритов судовых ходов (в частности, радиуса закругления).

– Какова динамика объемов грузоперевозок в этом сезоне по сравнению с предыдущим годом, как работает известное соглашение с Алтайским краем о переводе грузов от смежников на водный транспорт?

– На заседании первого в 2021 году Общественного совета Обского бассейна, который прошел 12 марта, судовладельцы озвучили планы грузоперевозок на навигацию-2021, согласно которым планируется перевезти 6,2 млн тонн грузов, что на 0,5 млн тонн больше, чем фактически перевезено в 2020 году.

Действительно, Соглашение о сотрудничестве по проекту развития инфраструктуры водного транспорта в границах Алтайского края продолжает действовать. Для его реализации подписано Соглашение о предоставлении в 2021 году субсидии федеральному бюджету из бюджета Алтайского края на софинансирование расходных обязательств РФ в части содержания судовых ходов и инфраструктуры водных путей в границах края. В рамках соглашения в навигацию 2021 года планируется перевезти 825 тыс. тонн грузов. Напомню, что проект осуществляется во исполнение поручения президента В.В. Путина по переориентации грузов с автомобильного на внутренний водный транспорт.

В настоящее время в Обском бассейне навигационная деятельность осуществляется на водных путях протяженностью 3244 километра. Наша Администрация обслуживает 3322 километра внутренних путей с гарантированными габаритами судовых ходов. Причем на протяжении 2036 километров водные пути имеют инфраструктуру с освещаемой обстановкой, позволяющей круглосуточно осуществлять движение флота к месту назначения.

– Чем занимались путейцы в межнавигационный период, как прошла судоремонтная кампания?

– Как всегда, готовят свои суда к выполнению государственного задания. В судоремонтной кампании 2020-2021 гг. участвовало более 630 человек и 94 судна технического флота. Было много хлопот по приобретению материалов и оборудования для путевых работ. Закупались металл для строительства буев, краска, батареи, пиломатериалы и фонари для освещения навигационных знаков и изготовления береговых. К открытию навигации был выполнен план заготовки и ремонта средств навигационного оборудования.

Что касается выполнения комплекса путевых работ, то это серьезный процесс, в котором задействовано много людей и большое количество судов. Его основная цель – поддержание гарантированных габаритов пути и обеспечение безопасности судоходства. Это подразумевает содержание судоходной обстановки, дноуглубление, русловые изыскания, траление, дноочищение. В условиях нашего бассейна дноуглубление является приоритетным, хотя и требует серьезных финансовых средств, в первую очередь на приобретение дизельного топлива.

– Какие проекты за годы работы во главе Администрации Вы считаете для себя наиболее успешными?

– Их несколько, в первую очередь это ежегодное и безусловное выполнение государственного задания. Кроме того, согласно госпрограмме «Развитие транспортной системы» мы провели в два этапа работы по реконструкции подходного канала и ворот Новосибирского шлюза.

На первом этапе, который охватывал 2014-2017 гг., проведен большой объем работ, связанный с заменой отслужившего свой срок механического оборудования шлюза. Была установлена автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП), которая существенно снизила риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с человеческим фактором, при пропуске судов.

В период второго этапа (2017-2020 гг.) проведены работы по замене крепленой части нижнего подходного канала, а также приведению отметки дна канала к проектной.

Реализация столь масштабного проекта на гидротехническом сооружении значительно улучшила его техническое состояние, что позволило перевести шлюз из ограниченно работоспособного состояния в полностью работоспособное и, соответственно, поднять уровень безопасности до нормального.

Навигация набирает обороты, соответственно, и задачи перед нами стоят не простые, но мы не первое десятилетие работаем на реке, искренне любим ее и делаем все, чтобы водные артерии нашей страны работали в полную мощь.

Работаем круглый год

Проверки судов службой в составе 8 инспекторов госпортконтроля в навигацию 2021 года стартовали 25 января с плавучих объектов, задействованных на строительстве 4-го моста в черте Новосибирска.

Андрей Лукашин, первый заместитель руководителя – капитан Обского бассейна ВВП

В планах службы ГПК в навигацию 2021 года проведение проверок в отношении 1000 судов. По состоянию на 28.06.2021 проведены проверки в отношении 610 судов, выявлено 1378 нарушений обязательных требований, процедуре временного задержания подвергнуто 125 судов (59 в 2020 году). На 26 осмотренных инспекторами пассажирских судах выявлено 41 нарушение обязательных требований, задержано 1 судно.

Следует отметить при этом, что рост количества временных задержаний судов в указанный период связан с проведением проверки наплавного моста, состоящего из 30 секций-барж, через р. Томь в г. Юрге, что в Кемеровской области. Напомню, проверка проводилась после получения информации о транспортном происшествии во время его эксплуатации.

Есть у нас и положительная динамика. Так, судовладельцы предприняли определенные усилия по постановке эксплуатируемых судов на классификационный учет в Российском речном регистре и по получению судовых документов.

В отношении оснований, по которым инспекция имеет право временно задержать суда, прежде всего назову отсутствие на борту документов, подтверждающих их годное техническое состояние, а также несоответствие систем и механизмов техническим требованиям. Материалы по всем задержанным судам направлены в Обское УГРН Ространснадзора и соответствующие транспортные прокуратуры бассейна для принятия решений в пределах компетенции контрольно-надзорных органов.

В связи с изменением с января 2021 года ряда нормативных документов, регулирующих основания, порядок и периодичность проверок судов, в соответствии с которыми изменился порядок учета факторов риска и, соответственно, увеличились временные сроки их проведения, службой портконтроля усилена работа по выявлению таких судов.

Более того, в межнавигационный период 2020-2021 гг. в целях снижения аварийности инспекторы в пунктах зимнего отстоя судов проводили встречи с судоводителями и судовладельцами, на которых анализировали нарушения обязательных требований, допущенных в навигацию 2020 года.

Что касается дипломирования членов экипажей судов, то с начала года квалификационными комиссиями Администрации проведено 63 заседания по речным судам и одно – по спортивным парусным судам.

Всего выдано 676 квалификационных документов для работы на судах внутреннего водного транспорта: 247 дипломов и 429 квалификационных свидетельства, что на 11% больше аналогичного периода прошлого года.

Проверку знаний Правил плавания по внутренним водным путям прошли 38 человек. Удостоверение личности моряка получил 51 человек.

По итогам первого полугодия 2021 года в судовом реестре по Обскому бассейну на регистрационном учете состоит 2625 судов. В Реестре плавучих объектов учтено 53; зарегистрировано 1 спортивное парусное судно.

Всего было принято заявлений на регистрацию судна, прав на него – 282 (за первое полугодие 2020 года – 195).

Выдано бланков свидетельства о праве собственности на судно – 70 (за 2020 год – 29), о праве плавания под флагом РФ – 70 (за 2020 год – 28), судовых билетов – 15 (за 2020 год – 17). Зарегистрировано ограничений (обременений) прав (ипотека, аренда судна) по 46 судам (за 2020 год – 55).

Всего оказано за первое полугодие 2021 года 423 регистрационные услуги.

В 2021 году начата работа по выявлению судов, подлежащих исключению из госреестра, во-первых, как суда, признанные Регистром в качестве плавобъектов, но до сих пор зарегистрированные судами внутреннего плавания. Во-вторых, по судам, при проведении проверки которых выявляются юридические лица, прекратившие деятельность или незарегистрированные на территории РФ.

На основании пп. 4 п. 1 ст. 21 КВВТ РФ (в связи с тем, что собственник судна – юридическое лицо ликвидировано) для актуализации сведений, содержащихся в госреестре, по указанным судам проводятся регистрационные действия по исключению из судового реестра.

Морские вести России №9 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021