Мастерство путейцев-волгарей держит гарантированные глубины - Морские вести России

Мастерство путейцев-волгарей держит гарантированные глубины

15.09.2021

Речной транспорт

Мастерство путейцев-волгарей держит гарантированные глубины

Фото: ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»

Волжский бассейн составляет более 9 тыс. километров водных путей России, включая Волгу со всеми притоками, рукавами и дельтой.

В бассейне широко развита инфраструктура водного транспорта: гидротехнические сооружения, судоходные шлюзы, речные порты, предприятия судостроительной и судоремонтной промышленности, объекты технологической связи, судоходные компании и профильные учебные заведения.

Администрация осуществляет деятельность в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах 15 субъектов Федерации от Ярославской области до Астраханской.

В ведении Администрации 9231,3 км водных путей. В 2021 г. для судоходства открыто 4137,1 км (+128,5 км к 2020 г.), в том числе с гарантированными габаритами – 3311,1 (+116,5 км).

Судоводителям улучшили условия работы

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна ВВП»

Картографы успешно завершили работу над актуализацией ячеек электронных навигационных карт Волжского бассейна. На основании данных, полученных от специалистов русловых партий, использующих в своей практической работе новейшее оборудование, во все карты были внесены необходимые изменения. Обновленные карты установлены на судах технического флота Администрации.

В прошлом году на участках бассейна было успешно выполнено оплавывание ГЭНК ВВП, проведена «полевая проверка» для выявления и внесения в карты несоответствий контролируемых элементов электронных карт фактической обстановке. Завершено и формирование корректуры карт для работы судоводителей в навигацию 2021 г. по судоходным участкам боковых рек.

В навигацию 2021 г. введено в эксплуатацию 10 земснарядов. По состоянию на 1 июля извлечено 3,4 млн кубометров грунта, из них 2,9 млн кубометров – на транзитных судовых ходах с гарантированными габаритами пути. Также выполнены 7,8 тыс. км промеров, траление на площади 326 кв. км.

Проведение комплекса путевых работ сказалось на улучшении условий работы судоводителей. Перевод участков в категории с улучшенными условиями стал более динамичным. В 2020 г. произошло увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых по госзаданию: подход к пристани Макарьево на Чебоксарском водохранилище протяженностью 5 км (местные линии Нижегородской области) был переведен из 7-й категории в 1-ю (с освещаемой обстановкой и гарантированными габаритами пути).

Водные пути бассейна обслуживают семь филиалов: Нижегородский, Казанский, Самарский, Саратовский, Волгоградский, Вятский районы водных путей и судоходства и Астраханский район гидротехнических сооружений и судоходства.

На эксплуатируемых участках водных путей занято 35 обстановочных бригад.

В 2021 г. приобретено 210 буев из полимерных материалов.

Волжский бассейн – это каскад водохранилищ. В составе Администрации пять районов гидросооружений: Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский и Астраханский.

В установленные сроки здесь были подготовлены все пусковые нитки судоходных шлюзов. Крупные ремонтные работы по железобетонным элементам шлюзов и металлоконструкциям сооружений в основном исполнены подрядными организациями.

Так, в Балаковском РГСиС выполнены текущие ремонты: горизонтального уплотнения аварийно-ремонтных ворот шлюза № 25; аварийно-ремонтных ворот шлюза № 25, а в течение этого года – содержание и благоустройство территории правой и левой приканальных дамб.

В период 2021-2022 гг. будут проводиться работы по реконструкции гидротехнических сооружений шлюза № 25-26 Балаковского РГСиС. Стройка большая, опыт и квалификация у коллектива гидроузла соответствуют стоящим перед ним задачам.

На судоходных гидротехнических сооружениях с начала навигации (по состоянию на 01.07) проведено 6713 шлюзований (+8% к уровню 2020 г.), пропущено 12 338 судов и плавсредсв (+4%). Наибольшая интенсивность движения флота отмечается через Городецкий (+17%) и Самарский гидроузлы.

Проведены комиссионные инспекторские осмотры судоходных путей бассейна и судов технического флота во всех филиалах Администрации. В состав комиссии входили представители судоходных компаний, портов и организаций, связанных с деятельностью на водном транспорте.

В ходе осмотров проверена работа средств навигационного оборудования на соответствие требованиям действующих нормативных документов. Осуществлен контроль соответствия фактических габаритов пути «Правилам содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений» и установленным государственным заданием на 2021 год. Проведен осмотр содержания СНО владельцами сооружений на водных путях (надводные и подводные переходы, водозаборы и водовыпуски и т.д.). По результатам осмотров в целом в актах отмечается, что фактическая расстановка средств навигационного ограждения соответствует утвержденным схемам, количественный и качественный состав отвечает требованиям безопасных условий плавания судов. Видимость навигационных знаков и огней соответствует требованиям ГОСТ 26600-98, то есть качество действия судоходной обстановки на судоходных путях обеспечивает безопасное судоходство.

При посещении технического флота особое внимание уделялось соблюдению требований Роспотребнадзора по мерам, направленным на борьбу с распространением коронавирусной инфекции среди членов экипажей.

Коллективы 12 филиалов, входящих в структуру Администрации, прикладывают все знания, опыт, профессиональное мастерство для того, чтобы держать гарантированные глубины в бассейне, обеспечивая безопасное судоходство, чтобы у судоводителей было больше поводов говорить путейцам, гидротехникам, связистам спасибо за их добросовестный труд.

Водный путь транзитного судоходства

Евгений Лепехин, первый заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна ВВТ

В судовом реестре по бассейну зарегистрировано около 4000 судов и более 1500 организаций. Значительное количество судов осуществляет межбассейновое транзитное судоходство. В среднем в суточном движении находятся более 300 судов различных типов и классов. Суммарно за навигацию судами совершается около 60 тыс. рейсов, перевозится порядка 40 млн тонн грузов и более 1 млн пассажиров в круизном судоходстве.

Номенклатура перевозимых грузов достаточно обширна и представлена практически полным перечнем допущенных к перевозке на судах. Широко развита доставка нефтепродуктов, металла, строительных, зерновых, навалочных, генеральных грузов. Формирование грузопотоков происходит в основном в границах бассейна.

В среднем за навигацию более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, порядка 10 млн тонн грузов ввозится, столько же следует на выход из бассейна. Транзитные перевозки в каспийском направлении не превышают 10% общего объема перевозок и составляют в среднем не более 3-4 млн тонн грузов в год.

В навигацию 2020 г. в бассейне перевезено более 41,0 млн тонн грузов (+3,4%) и 615,5 тыс. пассажиров в транзитных перевозках, перевозки зерновых грузов увеличились на 87% (2,6 млн тонн), генеральных – на 56% (483 тыс. тонн).

Статистика рейсов через Городецкий гидроузел показала значительную отрицательную динамику: по грузовым судам – 18,1%, по пассажирским – 37,9%.

Существенное негативное влияние на перевозки в бассейне оказали введенные ограничения, связанные с распространением пандемии коронавирусной инфекции. Значительные задержки по вводу судов в навигацию были связаны со сложностями формирования экипажей судов и получением судовых санитарных свидетельств.

Если грузовые суда с задержкой, но постепенно с середины июня входили в навигацию, то для всех видов пассажирских перевозок данные ограничения оказались крайне сложными, а для ряда организаций – критическими. Практически все местные, пригородные, прогулочные перевозки были полностью остановлены, частично, по согласованию с региональными подразделениями Роспотребнадзора, работали только социально значимые маршруты. Большая часть круизных теплоходов так и не вышла в навигацию, введенные карантинные мероприятия отразились на возможности фактического движения теплоходов по отдельным маршрутам.

В итоге пассажирские транзитные рейсы по бассейну сократились на 20%, по Городцу – на 38%, количество перевезенных пассажиров в транзите по бассейну снизилось на 30%, по Городцу – на 53%.

В бассейне определены 12 пунктов регулирования движения судов. На основе информационных технологий дополнительно введены контрольные точки обязательных докладов судов КП Камское Устье, КП Самара, КП Саратов, КП Ахтубинск.

В территориальных границах деятельности Нижегородского и Казанского районов водных путей и судоходства продолжается тестовая эксплуатация сегмента речной информационной системы предоставления путевой и гидрометеорологической информации в оперативном онлайн-режиме, а также радиолокационное обеспечение движения судов в районе Городецкого гидроузла.

В части портконтроля осмотры судов выполняли 48 инспекторов в семи инспекциях ГПК. Проведено 2019 инспекций, выявлено 3773 замечания, в 111 случаях замечания послужили основанием для временного задержания судов. С учетом пандемийных ограничений, введенных весной 2020 г., было организовано дистанционное проведение квалификационных испытаний членов экипажей судов ВВТ с установлением очередности заявителей при электронной форме подачи копий документов, а также обязательным личным получением оригиналов.

Х     Х     Х

Статьей 3 КВВТ определено понятие судоходства как деятельности, связанной с использованием судов для целей внутреннего водного транспорта. Работники бассейна всех уровней ответственности, от судового и берегового персонала до руководителей организаций, задействованы в реализации единой общей цели – обеспечении безопасности судоходства.

Морские вести России №10 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Camco
МТ Групп
Специальный выпуск журнала Морской флот
Алюминий в судостроении
Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021