Водные пути особого положения - Морские вести России

Водные пути особого положения

16.12.2021

Речной транспорт

Водные пути особого положения

Фото: ФБУ «Администрация Камского бассейна ВВП»

Водные пути бассейна общей протяженностью 3347 км расположены на территории Пермского края, республик Башкортостан, Татарстан и Удмуртской Республики. Они занимают особое географическое положение, связывая выгодным и удобным сообщением приречные пункты Западного Урала между собой и с другими регионами европейской части России. Магистральные участки Камы и Белой в составе Единой глубоководной системы европейской части РФ имеют прямой выход к морским портам и большое значение в системе международных транспортных коридоров.

Крупнотоннажные суда получили свои габариты

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация Камского бассейна ВВП»

Начало навигации в бассейне отмечено сложным маловодным периодом, который доминировал не только весной, но и практически всю вторую половину сезона. Ответвление NSWE «Север – Юг» Казань – Пермь – Соликамск на участке Камского бассейна имеет протяженность 912 км с габаритами водного пути, обеспечивающими проход крупнотоннажных судов, в том числе смешанного «река-море» плавания. Протяженность водных путей с гарантированными габаритами за навигацию 2021 года увеличилась с 1888 км в 2020 году до 1904 км в 2021 году.

Увеличения участков с гарантированными габаритами судового хода удалось достичь за счет перевода из 7-й категории условий судоходства в 1-ю категорию (с освещаемой обстановкой и гарантированными габаритами) 8 км судовых ходов и перевода из 7-й категории условий судоходства в 3-ю категорию (без освещаемой обстановки с гарантированными габаритами) 8 км судовых ходов.

В навигацию 2021 года за счет понижения проектного уровня были увеличены фактические глубины на участках рек:

– Белая, устье Уфы – г. Бирск на 20 см;

– Куйбышевское водохранилище – Свиногорская воложка на 50 см.

В 2021 году продолжилось поддержание гарантированных габаритов путем проведения дноуглубительных и выправительных работ. На тех и других запланировано извлечение соответственно 1640 тыс. м3 грунта и 150 тыс. м3 грунта.

В планах Администрации дальнейшее улучшение условий судоходства в бассейне в предстоящую навигацию 2022 года.

В перевозках доминируют МСГ

Структура перевозимых грузов в бассейне практически не меняется – это минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы. При сравнении структуры грузов за последние годы наблюдается перераспределение номенклатуры в пользу МСГ.

За девять месяцев 2021 г. судовладельцами в бассейне перевезено 10 705,4 тыс. т грузов (в 2020 г. – 12 263,8 тыс. т). В сезон 2020 г. были ранние сроки открытия навигации. Показатели навигации 2021 г. на текущую дату сравнимы с показателями навигации 2019 г. Объем перевозок грузов в навигацию 2021 года уменьшился по сравнению с навигацией 2020 г. на 12,7%.

Объем межбассейновых грузовых перевозок в этом году составил 6817,2 тыс. т, в том числе завезено 494,9 тыс. т, вывезено из бассейна 6322,3 тыс. т грузов, т.е. 92,8% грузов вывезено и только 7,2% завезено.

Общий объем вывезенных грузов: нефтепродуктов – 659,2 тыс. т, минерально-строительных – 4882,7 тыс. т, технической соли – 607,7 тыс. т, лесоматериалов – 143,9 тыс. т, зерновых – 25,0 тыс. т, прочих – 3,7 тыс. т.

В общей номенклатуре завезенных грузов: минерально-строительные – 392,1 тыс. т, лесоматериалы – 46,3 тыс. т, нефтегрузы – 9,3 тыс. т, зерновые – 25,5 тыс. т, прокат – 5,7 тыс. т, прочие – 15,9 тыс. т.

Пассажирские перевозки остались практически на уровне прошлых лет, за исключением навигации 2020 г. К сожалению, тогда COVID-19 внес изменения в расписание пассажирского флота. Общий объем перевозок в текущую навигацию 107,9 тыс. пассажиров. Этот показатель чуть больше навигации 2019 г. и в 2,5 раза выше показателя навигации 2020 г.

В весеннюю навигацию с Верхней Камы вывезено 466,9 тыс. м3. По сравнению с навигацией предыдущего года (446 тыс. м3) в текущем сезоне объем выведенных плотов увеличился на 4,6%. Надо отметить, что вывод плотов осуществлялся в сложный маловодный период, поэтому порядка 70 тыс. м3 леса осталось на плотбищах. В основном лес идет на АО «Соликамскбумпром», одного из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности страны.

Флот и карты

В 2021 году на ПАО «ССК» построен и введен в эксплуатацию на Бельском районе водных путей и судоходства новый несамоходный земснаряд «Аркадий Кардаков» проекта 4395. В ближайшем будущем планируется дальнейшее обновление рабочего ядра флота новыми судами, которые придут на смену судам проектов Р-121 и 391.

Проблема отрасли – дефицит экологических судов и береговых сооружений, предназначенных для сбора, очистки и обеззараживания сточных и нефтесодержащих вод, а также сбора и переработки мусора. В условиях постоянного повышения требований в предотвращении загрязнения окружающей среды с судов этот вопрос стоит особенно остро.

Филиалы в настоящее время располагают судами, обеспечивающими сбор загрязнений (мусора, сточных и нефтесодержащих вод) с судов и сдачу их на береговые внесудовые водоохранные средства, но все эти суда, хотя и содержатся в технически исправном состоянии, отработали свои нормативные сроки службы.

С целью повышения экологической безопасности на участке от Чайковского до Набережных Челнов на баланс принята самоходная очистная станция «ОС-404» проекта 1582УД, ранее эксплуатировавшаяся в Администрации «Волго-Балта».

Отстой, ремонт и подготовка флота к навигации 2021 года преимущественно производились на ремонтных базах и отстойных пунктах филиалов Администрации. Но ввиду большого объема судоремонта на договорных основаниях привлекались сторонние организации, осуществляющие дефектацию и ремонт судов, капремонт двигателей, а также слипование для проведения средних ремонтов и предъявления подводной части судов Российскому речному регистру. Приобретен бесценный опыт проведения среднего ремонта т/х «Волна» и з/с «Камский-429» в осушенной камере шлюза Пермского района гидросооружений.

Ведется работа по получению признания РРР на проведение капремонтов ДВС в корпусе судна, что позволит выполнить эту работу силами специалистов филиалов.

В судоремонт 2020-2021 гг. продолжилось внедрение программного обеспечения для формирования ремонтных ведомостей и расчета смет на судоремонтные работы, что уже снизило затраты времени на подготовку, расчет и согласование сметной документации по ремонту флота. Ведутся работы по расширению функциональных возможностей и дополнению базы данных программного обеспечения.

Специалисты службы картографии Камского бассейна продолжают вести кропотливую работу по картографическому обеспечению, что имеет большую важность для безопасности судоходства. Для водных путей бассейна создаются и корректируются бумажные навигационные карты, обновляются электронные навигационные карты с целью поддержания их в актуальном состоянии, формируется информация об изменениях гидрографической и навигационной обстановки.

В 2021 г. подготовлены издательские оригиналы для переиздания карт рек Вишера и Уфа, которые будут реализовываться в формате «печать по требованию». Но в связи с низкой водностью этого года не удалось провести работы по сверке карт на местности и выпуск новых карт перенесен на следующий год.

Камский бассейн охватывает 164 ячейки электронных навигационных карт, за последние пять лет специалисты картографической службы его полностью обновили. В 2021 г. все русловые партии были оборудованы программным обеспечением MapMaker, что позволило сократить время обработки русловых изысканий и оперативно вносить корректурные изменения в электронные навигационные карты. В этом году будет обновлено 576 км электронных навигационных карт. Что касается бумажных карт, сведения об изменениях регулярно публикуются в выпусках корректур на начало навигации и извещений судоводителям по ЕГС европейской части РФ.

В полной готовности

Все гидротехнические сооружения встретили навигацию в полной готовности, за исключением Павловского шлюза, где идет реконструкция. ГТС осуществляют пропуск судов и сброс паводковых вод Камы обеспеченностью 0,1% (Чайковский и Нижне-Камский).

В третьем квартале выполнено шлюзований – 5074, что составляет 72,5% к плану. Прошлюзовано 12 750 судов, что составляет 80,2% к плану.

В 2021 году в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» продолжаются работы II этапа комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений Камского бассейна (Павловский и Нижне-Камский шлюзы). Цель реконструкции – восстановление их работоспособного технического состояния с обеспечением нормального уровня безопасности.

В 2020-2021 годах ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова проводит исследование неустановившегося движения воды в нижнем подходном канале Чайковского шлюза в условиях минимальных уровней воды нижнего бьефа. Задача – разработать рекомендации по специальным режимам эксплуатации шлюза и алгоритму действий вахтенного персонала в периоды низких уровней воды в нижнем бьефе гидроузла.

Транспортная безопасность

Все объекты транспортной инфраструктуры оснащены инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности, предназначенными для воспрепятствования несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности.

В Администрации принято решение о создании своего подразделения транспортной безопасности для защиты категорированных объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Крупные судовладельцы улучшили содержание флота

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан бассейна ФБУ «Администрация Камского бассейна ВВП»

За девять лет работы на внутренних водных путях инспекцией портконтроля наработан определенный опыт в проверках судов. Так, инспекторы в большинстве своем уже предполагают, что можно ожидать от состояния судна и организации службы на нем в зависимости от судоходной компании.

Следует отметить, что в последнее время заметно улучшилось содержание судов Камского пассажирского флота, практически нет претензий к судам «Водохода», Волжского пароходства, «БашВолготанкера».

Как и прежде, наибольшее количество претензий к местному флоту, работающему в пределах одного участка пути, и к грузовым судам небольших компаний. Такое ощущение, что судовладельцы здесь готовы оптимизировать все до минимума, снижая расходы на содержание судов до крайних пределов нормативов, регламентирующих безопасность судоходства, а в некоторых случаях не обращают внимания даже на обязательные требования.

Навигация-2021 – первая, на которой отразилось влияние регуляторной гильотины в области нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства и деятельность инспекции портконтроля.

В частности, приказом Минтранса РФ № 521 от 27.11.2020 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок» был утвержден новый подход к расчету оценки категории риска судна или плавучего объекта, а также изменена периодичность проведения проверок судов в сторону увеличения сроков между проверками.

В связи с этим в Камском бассейне ВВП основная доля эксплуатируемых судов по отношению к предыдущим навигациям в 2021 г. перешла из высокой категории риска (ВКР) в стандартную категорию риска (СКР), а из СКР – в малую категорию риска (МКР). Периодичность проверок судов и плавучих объектов МКР – 1 раз в 12 месяцев, т.е. один раз в навигационный период, суда СКР (периодичность проверок 1 раз в 5 месяцев) с учетом средней фактической продолжительности эксплуатации судна в навигацию 4-6 месяцев в большинстве своем подлежат проверке также один раз за навигацию.

Ниже приведена диаграмма количества проверок судов за период январь-сентябрь 2021 года и аналогичный период предыдущего года.

Как видно из диаграммы, количество проверок уменьшилось более чем в полтора раза, а количество задержаний увеличилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Качество содержания судов со стороны недобросовестных судовладельцев ухудшилось.

При проверках судов инспекторы ГПК встречались с такими недостатками, как отсутствие дизель-генератора (для выработки электроэнергии использовался только валогенератор), неисправность системы сжатого воздуха (и это при реверсивных двигателях), а на одном судне в главном двигателе задрана шейка вала и отсутствовал поршень вместе с шатуном.

Это стало возможным только потому, что судовладельцы, не боясь проверок ГПК, эксплуатируют суда на износ, подвергая их неоправданному риску по принципу «пока не поймают».

Еще два негативных аспекта в навигацию 2021 года:

– в предыдущие навигации информационная система госпортконтроля (ИСГПК) позволяла назначать проверки задержанных судов по окончании 30 дней, т.е. после окончания предельного срока задержания. Суда, не выполнившие законного требования инспектора ГПК, вновь задерживались. Таким образом, исключалась эксплуатация субстандартных судов. В этом сезоне такая практика отсутствует. Задержанное судно после 30 дней автоматически считается свободным и может эксплуатироваться, а проверка в соответствии с ИСГПК возможна, как правило, только в следующую навигацию;

– до нынешней навигации, по информации Российского речного регистра, без проблем издавались приказы на проверку судов, а сейчас приказ Минтранса РФ № 521 от 27.11.2020 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок» не предусматривает такую возможность.

В текущую навигацию от Камского филиала РРР в службу ГПК пришла информация о нарушении судами обязательных требований, но так как Регистр не является ни контролирующим, ни надзорным органом, то издать приказ на проверку судов было затруднительно. После нашего обращения в надзорный орган и получения от него поручения на проверку этих судов удалось проверить суда в рамках ГПК и оформить задержание.

Ниже приведена сравнительная таблица п. 7 приказа Минтранса РФ № 521 от 27.11.2020 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок» и п. 8 приказа Министерства транспорта РФ от 10 апреля 2013 г. № 114 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок».

Позволю себе обратить внимание на строку 4 таблицы. По нашему мнению, в предыдущем приказе более полно отражался круг организаций, которые заинтересованы в безопасности судна.

К сожалению, под регуляторную гильотину попали такие нормативные документы, как:

– правила пожарной безопасности на судах (ППБ отменены Постановлением Правительства РФ № 1742 от 26 октября 2020 г. «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства РФ об отмене некоторых актов…»), которые прописывали нормы снабжения, организацию и обеспечение безопасности судов, в том числе и при межнавигационном отстое; организацию работы по выполнению на судах требований противопожарного режима, выполнение мер пожарной безопасности при осуществлении технологических процессов в периоды эксплуатации, при ремонте и отстое судов (проведение огневых работ, погрузка и выгрузка взрыво- и пожароопасных грузов и т.п.);

– наставление по борьбе за живучесть судна (НБЖС РФ-86 отменены приказом Министерства транспорта РФ от 4 декабря 2020 г. № 541 «О признании не действующими на территории РФ некоторых актов СССР, их отдельных положений»), регламентирующие подготовку и действия членов экипажей по судовым тревогам – борьбе с огнем, водой, аварийными повреждениями, разливами нефтепродуктов, по спасанию экипажей и пассажиров с использованием судовых коллективных и индивидуальных спасательных средств, а также мероприятия, способствующие успеху этих действий.

Многие судовладельцы заполняют создавшийся нормативный вакуум с помощью внесения изменений в руководство по СУБ предприятия, но это не (решает) устраняет в полной мере создавшегося негативного влияния в системе подготовки экипажей к организации безопасной эксплуатации судов. Считаем, что при реализации благих намерений по уменьшению нагрузки на бизнес должен применяться принцип, как в медицине, «не навреди», а документы, регламентирующие безопасность на судах, такие как Наставление по борьбе за живучесть судна, Правила пожарной безопасности, Наставление штурманской службы и Устав службы на судах, проверены временем и подтвердили свое право на существование практикой эксплуатации судов. Надеюсь, что судоходное сообщество поддерживает нас в этом вопросе.

И немного статистики. В отделе регистрации судов по Камскому бассейну зарегистрировано 1396 судов, из них пассажирских – 128, грузовых – 362, наливных – 60, буксирных – 311, вспомогательных – 535. В 2021 г. проведено 307 регистрационных действий. Выдано 410 дипломов командному составу судов, 571 свидетельство рядовому составу, 78 удостоверений личности моряка и 29 мореходных книжек.

Морские вести России №15 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты