Успешной и безаварийной работы в навигацию 2022 года! - Морские вести России

Успешной и безаварийной работы в навигацию 2022 года!

25.05.2022

Речной транспорт

Успешной и безаварийной работы в навигацию 2022 года!

Фото: ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

С каждой навигацией речники стремятся увеличить протяженность внутренних водных путей дополнительными километрами. И пусть это порой выражается не такими уж большими цифрами, главное – повсеместное сохранение тенденции. Вот и водные пути Волжского бассейна в прошлом году удлинились на 21 километр, достигнув в целом 9252,3 км.

Для выполнения госзадания путейцы задействовали тогда 13 земснарядов, 41 обстановочное и 8 промерных судов. Следует отметить, что гидрологические условия навигации 2021 года были относительно благоприятными, чего нельзя сказать о Нижней Волге, где уровни воды опускались ниже проектных значений.

Новый формат Городецкого гидроузла

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

На двух участках Вятки протяженностью 5 и 1,1 км были улучшены показатели, на Волге – две судоходных трассы протяженностью 4 и 1 км, на Чебоксарском и Волгоградском водохранилищах – подходы к пристани населенного пункта Лысково (4 км) и причалу Новониколаевский (3 км), на Волге – несколько подходов, в т.ч. к порту Ахтубинск (6 км) и др. На девяти участках повышена категорийность, на двух – увеличена глубина.

Степень насыщенности водных путей навигационными знаками осталась, как и в предыдущие годы, – один знак на один км.

Фактический объем выполненных транзитных землечерпательных работ в навигацию 2021 года составил 6,225 млн куб. м при годовом плане 5,0 млн куб. м (125%). Дноуглубительных работ на плесе Городец – Нижний Новгород в навигацию 2021 г. выполнено в объеме 2,57 млн куб. м. Фактически объем внетранзитных работ в 2021 году составил 2,191 млн куб. м, из них на договорных работах – 2,172 млн куб. м.

В навигацию 2021 года в филиалах Администрации было задействовано восемь русловых изыскательских партий. Они выполнили 19 тыс. км промеров, из 16,6 тыс. км, запланированных в 2021 году (115%), из них на транзите (для выполнения госзадания) – 16,9 тыс. км промеров из 15,8 тыс. км, запланированных в 2021 году (107%).

Администрация уделяет большое внимание поддержанию в надлежащем техническом состоянии волжских судоходных гидроузлов для обеспечения динамичного и бесперебойного шлюзования флота. В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» выполняются работы по реконструкции нижних двустворчатых ворот шлюзов № 21-24 Самарского района гидросооружений и судоходства, а также предусмотрена замена нижних двустворчатых ворот, их закладных частей и системы управления и электрооборудования обогрева закладных и створок нижних двустворчатых ворот. Срок выполнения этих работ – 2024 год.

Задачи на нынешнюю навигацию таковы: коллективам русловых партий необходимо выполнить 19,1 тыс. км промеров, из них на транзите – 15 тыс. км, на внетранзитных работах – 4,1 км.

Командам 13 земснарядов на транзитном судовом пути предстоит выполнить дноуглубительные работы объемом 5,72 млн куб. м. Увеличение плана составило 720 тыс. куб. м грунта по сравнению с предыдущей навигацией. Это связано с повышением категорийности нескольких участков водных путей. Среди важных задач – работа в Татарстане по намыву площадки для строительства социального объекта.

Кроме того, ожидаем поступление по двум контрактам 200 буев из полимерных материалов, 165 из которых уже получены. Также идет процесс замены и пополнения электрических источников питания к буям – батарей. На сегодня исполнена первая поставка – 4,5 тыс. штук. Всего же в этом году наши районы водных путей и судоходства (их в Волжском бассейне семь) должны получить 7794 батареи.

Сегодня реализуется новый инвестиционный проект «Реконструкция судоходных шлюзов № 15-16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода.

В 2021 году была проведена проверка инвестпроекта на предмет эффективности использования средств федерального бюджета. Было получено положительное заключение Минэкономразвития России, подготовлено и согласовано с ФАУ «Главгосэкспертиза России» техзадание на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту капитального строительства. Мероприятие включено в федеральную адресную инвестиционную программу, проведены конкурсные процедуры и заключен госконтракт.

В соответствии с ним в период 2022-2024 гг. планируется выполнить комплексные инженерные изыскания в зоне строительства, разработать проектно-сметную документацию на строительство объектов, провести реконструкцию существующих объектов гидроузла (в зоне строительства), строительство в его нижнем подходном канале дополнительной камеры в единой конструкции с камерой шлюза № 15, а также провести капитальные дноуглубительные работы по строительству судоходного канала на участке ВВП от 854,5 км до 895,0 км судового хода (по Атласу ЕГС европейской части РФ).

Навигация-2022 стартовала в Волжском бассейне 25 марта, когда были выставлены первые знаки судоходной обстановки на Нижней Волге. 7 апреля эстафету приняли на Балаковском гидроузле, 22 апреля в работу вступила Верхняя Волга. В этот день на Городецком гидроузле совместно с судоходной компанией «Волжское пароходство» мы торжественно открыли навигацию.

От всей души желаю всем речникам успешной и безаварийной работы, выполнения поставленных задач, семь футов под килем. А гарантированные глубины, бесперебойное шлюзование и качественную связь на всем протяжении Волжского бассейна путейцы, гидротехники и связисты обеспечат.

Судовладельцы должны выполнять требования нормативных документов

На учете в Администрации Волжского бассейна 3814 судов, из них маломерных – 399, прогулочных – 56, самоходных – 2430, из которых пассажирских и грузопассажирских – 356, несамоходных – 1380, из них сухогрузных грузовых – 529, наливных грузовых – 125, стоечных – 109, а также зарегистрировано 1509 судовладельцев.

Олег Степин, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Волжского бассейна

В навигацию 2021 г. в бассейне совершено 4685 рейсов, перевезено 41,5 млн т грузов (+1,13%) и более 1 234 638 пассажиров в транзитном сообщении (+100,6%). Перевозки пассажиров выросли в связи с отменой ограничительных мер, введенных из-за пандемии. Строительных грузов перевезено 26 281 607 т (на 10,42% больше), наливных – 8 849 452 т (плюс 14,6%). Больше, чем в предыдущем году, перевезено соли и лесных грузов.

Статистика рейсов через Городецкий гидроузел показала положительную динамику: по грузовым судам рост составил 15,8%, по пассажирским – 128,9%.

По информации Волжского управления государственного морского и речного надзора, в навигацию 2021 года в бассейне зарегистрировано 32 (17 – 2020 г.) транспортных происшествия с судами. По результатам проведенных расследований они были классифицированы как аварии – 1 (0 – 2020 г.), инциденты – 17 (16 – 2020 г.) и не подлежащие классификации – 14 (1 – 2020 г.). На учет судовладельцам (участникам происшествий) отнесено 16 случаев (14 – 2020 г.). Количество транспортных происшествий на водных путях в границах бассейна (в сравнении с 2020 годом) увеличилось. Значительным оказался в минувшую навигацию и рост посадок на мель (почти в 3 раза), также в 1,5 раза выросло количество ударов.

Основной причиной транспортных происшествий стало невыполнение командным составом требований нормативных документов. Они послужили основанием для задержания 14 пассажирских судов.

На состоявшемся в Нижнем Новгороде совещании руководства ФБУ «Администрация Волжского бассейна» с представителями судоходных компаний внимание судовладельцев обращалось на то, что со вступлением в силу приказа Минтранса России № 521 от 27 ноября 2020 года «Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок» изменилась оценка категории риска судна или плавобъекта и уменьшилась интенсивность проведения мероприятий по их проверке.

В 2021 году было проведено 1560 проверок, выявлено 3538 замечаний. Количество нарушений по отношению к проверкам в 2021 году увеличилось на 9,5%, также выросли в 1,8 раза и задержания по сравнению с 2020 годом.

Больше всего замечаний сделано по судовым свидетельствам и документам (отсутствие акта о готовности), нарушениям правил противопожарной безопасности, предотвращению несчастных случаев (соблюдению правил охраны труда), наличию на борту спасательных средств, их соответствию нормативам.

В судовом реестре зарегистрировано 237 плавучих объектов.

Пользуясь случаем, еще раз хочу обратиться к судовладельцам с призывом выполнять правила постановки на учет плавучих объектов в строгом соответствии с требованиями нормативных документов.

Одним из решений прошедшего совещания с судовладельцами стало предложение в адрес Росморречфлота о внесении ряда изменений в нормативные правовые документы, регламентирующие безопасность судоходства, в части отмены типовых схем составов.

Так, в Правилах движения и стоянки судов в бассейнах предлагается установить ограничения по габаритам составов в зависимости от участков пути, а также, где необходимо, и скорость движения составов. Судовладельцам предлагается самостоятельно разрабатывать схемы формирования составов и планы обеспечения безопасного плавания с учетом типа толкача и буксира применительно к участкам пути. Для этой работы они могут привлекать представителей проектных организаций и классификационных обществ.

Мы предлагаем обязать администрации речных бассейнов согласовать данные планы в рамках своей компетенции исключительно в части, касающейся несоответствия габаритов судов (составов) и плавучих объектов требованиям, установленным Правилами плавания судов по ВВП и Правилами пропуска судов через шлюзы судам и кораблям после постройки, специальным объектам.

Считаем, что лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов, и специалистам, связанным с обеспечением безопасности судоходства, необходимо один раз в пять лет проходить обучение и аттестацию.

В Волжском бассейне определены 12 диспетчерских пунктов регулирования движения судов. Планируется ввести дополнительные контрольные точки обязательных докладов судов (устье р. Суры). Полная информация по контактам и видам связи размещена на сайте Администрации и в атласах ЕГС ЕЧ РФ.

Также планируется ввод в тестовой эксплуатации трех центров берегового автоматизированного радиолокационного поста диспетчерского регулирования (Городец, Камское Устье, Нижний Новгород).

Морские вести России №6 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты