Контейнер на реке: чудо или забытая реальность? - Морские вести России

Контейнер на реке: чудо или забытая реальность?

22.06.2022

Речной транспорт

О мерах по развитию перевозок грузов в контейнерах на внутреннем водном транспорте

Иллюстрация: КБ «Вымпел»

В 2020 году исполнилось 60 лет с тех пор, как на Волге между портами Горького и Волгограда была организована первая контейнерная линия. Во второй половине 70-х годов прошлого века здесь начались перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Максимальный объем перевозок в контейнерах на речных судах был достигнут в 1985 году – более 3 млн тонн, в том числе в большегрузных ящиках – 0,5 млн тонн. На перевозках контейнеров тогда были задействованы неспециализированные суда разных типов грузоподъемностью от 1000 до 2000 тонн. Они работали по расписанию и заходили во все промежуточные порты.

Начиная с 1990-х годов перевозки контейнеров речным транспортом значительно снизились, а в некоторых бассейнах полностью прекратились. Это произошло по разным причинам. Тут и интенсивное строительство автомобильных дорог, и развитие специализированных автотранспортных средств с возможностью доставки грузов от двери до двери, и незаинтересованность предприятий железнодорожного транспорта в переключении перевозок грузов на внутренний водный транспорт, и снижение конкурентоспособности речного транспорта из-за ухудшения путевых условий, и отсутствие специализированных судов повышенной контейнеровместимости, и значительный износ перегрузочной техники в портах.

Преимущества вида

Вместе с тем преимущества речного транспорта в сравнении с его другими видами по многим показателям – экологичности, энергоемкости, более низкой инфраструктурной издержки, себестоимости перевозок, безопасности – позволяют надеяться на повышение внимания к внутреннему водному транспорту как со стороны госструктур, так и бизнеса.

Что же предоставляет сегодня внутренний водный транспорт для создания условий по привлечению к перевозкам грузов в контейнерах? В последние годы перевозки составляют около 370 тыс. тонн, из них по Единой глубоководной системе европейской части страны – 110 тыс. тонн, в Ленском бассейне – 130 тыс. тонн, Енисейском – 109 тыс. тонн, Обском и Обь-Иртышском – 20 тыс. тонн.

Отечественный флот, потенциально возможный для перевозок контейнеров, состоит из самоходных судов и барже-буксирных составов и может быть использован на всех внутренних водных путях и в устьевых портах Азово-Черноморского бассейна, в первую очередь судами смешанного (река-море) плавания для доставки контейнеров в турецкие, дунайские порты и в порты стран Средиземного моря.

Таких судов за последнее десятилетие построено более 100, и основная задача состоит в том, чтобы заинтересовать судовладельцев и создать такие условия, при которых эти суда будут задействованы на доставке контейнеров как из морских и речных портов в страны ближнего и дальнего зарубежья, так и в обратном направлении. Наличие специализированных судов смешанного (река-море) плавания позволит доставлять контейнеры вглубь России и внутри страны, снижая тем самым экологическую нагрузку и себестоимость транспортировки грузов.

Контейнеровместимость судов нового поколения составляет от 140 до 230 TEU. Линейка сухогрузных судов с контейнерными функциями разработана Морским Инженерным Бюро и при стабилизации логистических схем по доставке контейнеров позволит значительно увеличить их количество.

Наиболее слабым звеном при транспортировке контейнеров является портовая составляющая. За прошедшие 30 лет здесь не проводилась модернизация портовых гидротехнических сооружений и не обновлялась перегрузочная техника.

Вместе с тем многие речные порты имеют опыт работы с контейнерами, в том числе и с большегрузными. Это, например, Красноярский, Лесосибирский, Осетрово, Хабаровский, Омский, Саратовское речное транспортное предприятие, Тольятти, Самарский, Ярославский, СК «Татфлот», а также морские порты, расположенные в устьях рек, Ростовский, Азовский, Астраханский.

Причем сегодня все эти порты имеют для перегрузки контейнеров все необходимое, в том числе подготовленных специалистов, крановую механизацию и складские площади.

Что делать

Для решения очень важной для государства проблемы по увеличению перевозок и перегрузки контейнеров на внутреннем водном транспорте необходимо:

– принять постановление правительства «Об утверждении предоставления субсидий российским компаниям, обеспечивающим перегрузочные работы в речных портах, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку перегрузочного оборудования, изготовленного на российских предприятиях, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение перегрузочного оборудования» по аналогии с постановлением Правительства РФ по строительству флота;

– Минтрансу РФ определить заказчика – владельца контейнеров в нашей стране, которому поручить провести мониторинг потребности в контейнерах по всем потенциально возможным грузопотокам на всех видах транспорта. Минпромторгу РФ определить промышленные предприятия по изготовлению этих контейнеров, что позволит обоснованно обратиться в правительство за субсидированием из федерального бюджета строительства контейнеров на отечественных предприятиях.

Увеличению участия речного транспорта в контейнерных перевозках будет способствовать проводимая работа по устранению «узких мест» и улучшению путевых условий на внутренних водных путях, что позволит повысить скорость доставки контейнеров, являющуюся одним из важнейших показателей конкурентоспособности при сравнении различных схем перевозок;

– принять федеральный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, что будет способствовать возобновлению транспортного баланса железнодорожного и внутреннего водного транспорта. Условия для интермодальных перевозок контейнеров имеются: большинство подходов к речным портам оснащены подъездными железнодорожными путями. Появится возможность организации линейного судоходства по рекам, в первую очередь в коридоре «Юг – Север».

Не забудем, это уже было – в конце XX века в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении доставлялось более 50 млн тонн грузов.

Для стимулирования перевозок грузов в прямом смешанном сообщении необходимо в федеральном законе, который прошел первое чтении в Госдуме, предусмотреть налоговую ставку НДС в размере 0% на услуги по организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении с участием внутреннего водного транспорта.

Морские вести России №7 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Международный военно-технический форум «Армия-2022»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты