Дальний Восток: расширяя границы возможностей - Морские вести России

Дальний Восток: расширяя границы возможностей

30.01.2019

Российская экономика

Дальний Восток: расширяя границы возможностей

В сентябре во Владивостоке завершился Восточный экономический форум – 2018. В этом году в его работе приняли участие 6002 делегата и 1357 представителей СМИ из 60 стран. Самые многочисленные делегации прибыли на российский Дальний Восток из Китая, Японии и Республики Корея. Основная тема форума – «Дальний Восток: расширяя границы возможностей».

Алина Гурова, спецкор

Ключевое событие

Ключевым событием IV Восточного экономического форума стало пленарное заседание «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» с участием президента России Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина, президента Монголии Халтмаагийна Баттулги, премьер-министра Японии Синдзо Абэ, премьер-министра Республики Корея Ли Нак Ена.

Владимир Путин отметил: «Наши усилия направлены на то, чтобы создать здесь, в динамично растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе, мощный центр международного сотрудничества и интеграции, деловой и инвестиционной активности, образования, науки и культуры. Создание такого центра, прежде всего, в интересах граждан России, дальневосточников, их благополучия, для того чтобы люди могли в полной мере реализовать себя».

Президент выразил уверенность, что в предстоящие годы новая роль Дальнего Востока как локомотива отечественной экономики, инноваций, культуры будет набирать силу. Уже сегодня в рамках специальных механизмов развития Дальнего Востока – ТОРов и свободного порта Владивосток – запущено свыше 130 новых предприятий, создано более 16 тысяч современных рабочих мест. В таких секторах, как производство строительных материалов, транспортная инфраструктура, машиностроение, туризм, добыча полезных ископаемых, освоение морских биоресурсов и агропромышленный комплекс наблюдается очевидное развитие.

– Что хотел бы сказать уже сейчас? Задачи, которые мы обязаны ставить, могут быть только амбициозными, прорывными, опережающими. Иначе и не стоит этим заниматься. Нужно стремиться к тому, чтобы темпы экономического роста российского Дальнего Востока были выше среднемировых.

Владимир Путин назвал несколько ключевых направлений в национальной программе развития Дальнего Востока.

Первое: «мы должны обеспечить высокую опережающую динамику в таких чувствительных для людей сферах, как качественное жилье и услуги

ЖКХ, транспортная доступность, связанность Дальнего Востока со всей Россией, здравоохранение, культура и возможности для занятий спортом».

Второе: «будущее Дальнего Востока – это не только традиционные отрасли, которые мы также должны вывести на новый уровень. Но это прежде всего современное образование, наука, международное сотрудничество в сферах, которые определяют тенденции глобального прогресса».

Третье: «Дальний Восток способен и должен стать мощным экономическим, индустриальным центром с большим экспортным потенциалом, а для этого нам не обойтись без предпринимательской энергии, роста малого и среднего бизнеса».

Четвертое: «Дальний Восток должен в полной мере реализовать свой логистический потенциал. Масштабная модернизация БАМа и Транссиба, развитие дальневосточных портов и Северного морского пути кардинально усилят транспортную связанность АТР и Европы. В ближайшие годы нам нужно на современном уровне обустроить пограничные переходы на Дальнем Востоке, сделать более удобной для граждан, бизнеса работу таможенных, контрольных, пограничных и других служб, работающих на границе. Напомню, что в предстоящие шесть лет объем транзитных перевозок контейнеров по железной дороге должен увеличиться в четыре раза, а время в пути с Дальнего Востока до западной границы России – сократиться до семи дней. Грузопоток Северного морского пути должен вырасти до 80 миллионов тонн в год».

СМП – транспортный коридор

Президент подчеркнул, что «все это просчитанные, реализуемые планы, тем более что интерес, запросы бизнеса к такой инфраструктуре очевидны».

Российский президент пригласил заинтересованных партнеров к освоению этой перспективной транспортной артерии. «И мы уже знаем, что такая заинтересованность, такой интерес у наших партнеров есть».

– Современная транспортная, экспортная инфраструктура должна стать каркасом для создания на Дальнем Востоке качественных рабочих мест, новых производств и предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе, а может быть, и прежде всего, экспортно ориентированной продукции. Это чрезвычайно важно. Нам, конечно, важно создавать транспортные коридоры экспортно ориентированные, но еще важнее развивать собственную экономику, собственное производство. Основные пользователи дальневосточных транспортных коридоров, портов, как правило, крупные угольные, энергетические компании. Предлагаю подумать, как стимулировать этих российских экспортеров направлять часть своих доходов и в эффективные экономические и социальные проекты на Дальнем Востоке.

Продолжил тему сотрудничества гость форума, президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, который предложил в этой сфере «навести девять мостов».

– «Девять мостов» означают ключевые сферы взаимодействия между нашими странами – это газ, железная дорога, электричество, судостроение, создание рабочих мест, сельское хозяйство, рыболовство, развитие морских портов и Северного морского пути, – сказал он. – За год усилия правительства и частного сектора позволили достичь хотя и недостаточных, но значимых результатов по этим девяти направлениям.

Мун Чжэ Ин наметил ориентиры дальнейшего сотрудничества.

– Во-первых, судостроение, морские порты и Северный морской путь – это те сферы, где можно добиться результатов в краткосрочной перспективе. Я надеюсь на то, что мы именно в этих сферах создадим истории успеха. Это станет условиями формирования атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. В прошлом году президент Путин принял участие в торжественной церемонии имянаречения ледокольного танкера-газовоза «Кристоф де Маржери», построенного на верфи в Южной Корее. После чего пять танкеров были переданы заказчику, и они доставляют природный газ с полуострова Ямал в Китай. Успешное освоение Северного морского пути приведет к значительному улучшению не только условий транспортировки энергетического топлива, но и общей логистической среды в Евразии. Совместно компаниями двух стран продвигается проект по модернизации судоверфи «Звезда». Я надеюсь на успех проекта и формирование основ для будущих совместных проектов. Корейское правительство оказало поддержку проведению ТО для проекта порта «Славянка». В перспективе будет искать меры по расширению сотрудничества.

Среди других сфер сотрудничества – сельское хозяйство и рыболовство, проекты в сфере железной дороги, газа и электричества. Кроме того, российский президент убежден, что Дальний Восток должен стать экономическим, индустриальным центром с мощным экспортным потенциалом.

Заседание президиума Госсовета

В рамках форума под председательством Владимира Путина во Владивостоке состоялось также заседание президиума Государственного совета, посвященное мерам по реализации задач, определенных майским указом президента, в целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока.

– В дальневосточных регионах выделены центры экономического роста. На реализацию планов социального развития в таких центрах до 2020 года выделяется свыше 50 миллиардов рублей из федерального бюджета. Их надо вложить с предельной эффективностью, – сказал В. Путин в своем выступлении.

Он еще раз отметил, что для решения приоритетных задач – демографических проблем, стабилизации, а затем и роста численности населения Дальнего Востока – необходимо повысить на Дальнем Востоке транспортную доступность.

– Опережающее развитие Дальнего Востока – это задача общенационального масштаба. Всем надо действовать активно, с полной отдачей, не затягивать, не выхолащивать содержание уже принятых решений, – сказал президент.

Реализация евразийского потенциала России

Форум посетили 383 главы коммерческих компаний, в том числе, например, руководители двух крупнейших нефтяных корпораций Китая – China Petroleum and Chemical Corporation и China National Petroleum Corporation. Из знаковых представителей российских предприятий в форуме приняли участие Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация», и Сергей Франк, генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот».

Самые крупные контракты были заключены в сфере транспорта, торговли и добычи полезных ископаемых. Ряд крупных контрактов ВЭФ-2018 связаны с дальнейшим развитием Северного морского пути и Российской Арктики. Так, компания НОВАТЭК окончательно определилась с проектом хаба для сжиженного природного газа (СПГ) на Камчатке и договорилась с Росатомом начать строительство ледокольного флота на сжиженном природном газе, что в совокупности должно увеличить объемы и повысить эффективность экспорта СПГ на азиатские рынки.

Позитивный экономический эффект ВЭФ не ограничивается Дальним Востоком. Достигнутые на площадке Восточного экономического форума соглашения стимулируют развитие Чукотки, Якутии, арктических регионов России. Предметом многих соглашений являются инфраструктурные проекты в масштабах всей России и соседних с ней стран.

Важно отметить, что разворот России на Восток является не полной переориентацией ее политики, а новым перспективным направлением, которое должно оказать стимулирующее воздействие на остальные векторы ее политики, в том числе и западный. Развивая деловые отношения с азиатскими странами, Москва не возводит барьеры, а напротив, создает новые условия для широкого международного сотрудничества.

«Звезда» принимала гостей

11 сентября в рамках форума: Владимир Путин ознакомился с ходом реализации производственных проектов судостроительного предприятия «Звезда».

Судостроительный комплекс «Звезда» будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья: танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозы емкостью до 250 тысяч кубометров, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 тысяч тонн, элементы морских платформ для освоения арктических шельфовых месторождений нефти и газа. На сегодняшний день в портфеле заказов судоверфи 26 судов, в числе которых четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса, десять арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн, арктический танкер-челнок дедвейтом 69 тысяч тонн, мелкосидящий ледокол, а также десять танкеров класса «Афрамакс».

Владимир Путин принял участие в закладке танкера, который получил название «Санкт-Петербург». Суда класса «Афрамакс» будут сдаваться в эксплуатацию начиная с 2021 года.

В рамках второго этапа строительства верфи ССК «Звезда» строится сухой док размерами 485 метров в длину, 114 метров в ширину и 14 метров в высоту, который планируется запустить в эксплуатацию в 2020 году. Он предназначен для строительства буровых платформ, супертанкеров, газовозов, судов водоснабжения и других видов морской техники, в том числе для работы в Арктике. Глава государства в режиме видеоконференции наблюдал за заливкой первого кубометра бетона на стройке.

В ходе посещения верфи президента информировали о транспортно-передаточном плавучем доке грузоподъемностью 40 тысяч тонн, установленном в июле 2018 года. Док предназначен для проведения работ по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной около 300 метров и шириной более 50 метров, со спусковой массой до 40 тысяч тонн и дедвейтом до 350 000 тонн, а также буровых платформ без специальных приспособлений. Он обеспечивает высокое качество и безопасность спуска. Главе государства также были представлены проекты строящихся докового комплекса проекта 23 380 «Звезда» и многофункционального судна снабжения.

Владимир Путин отметил уникальность строящегося судостроительного комплекса и реализуемых здесь производственных проектов, указал на необходимость своевременного решения социальных вопросов, касающихся, в частности, строительства жилья, детских садов, школ в регионе.

Итоги форума

«По итогам сессий деловой программы ВЭФ будут определены ключевые направления развития Дальнего Востока, такие как логистика, энергетика, природные ресурсы. Модераторы сессий доложат президенту предложения, которые были выработаны в ходе дискуссий ВЭФ. Это не только повысит ответственность, но и станет связующим звеном от обсуждений на форуме к принятию решений на государственном уровне», – отметил заместитель председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

По предварительным данным, на форуме подписано 220 соглашений на общую сумму 3 трлн 108 млрд рублей (сумма которых не является коммерческой тайной).

Морской флот №5 (2018)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России

02.09.2020

Российская экономика

26.08.2020

Российская экономика

20.08.2020

Российская экономика